МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫК ЗАНЯТИЮ
ПО ТЕМЕ: «Патобиохимия печени».
Исходный уровень знаний.
· Структурно-функциональные уровни изучения больного организма
· Роль печени в регуляции и поддержании гомеостаза
· Гипоксия и ишемия как пусковые факторы развития любого патологического процесса
· Методы лабораторной диагностики печеночной патологии
Студент должен знать: 1. Гистоархитектонику печени; 2. Функции печени; 3. Основные симптомы и синдромы при заболеваниях печени; 4. Характеристику ферментов и их субклеточную локали-зацию; 5. Основные диагностические биохимические тесты печеночной патологии | Основная литература: 1 «Биохимия» Учебник для вузов под ред.Е.С.Северина.- М.ГЭОТАР-МЕД, 2003, с. -616-636 2.Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия, Москва, 1998.- с. – 427-438. 3.Биохимические основы патологических процессов (под ред.Е.С.Северина). М.Медицина, 2000, 304 с. 4. Клиническая биохимия (под ред. акад. В.А.Ткачука), М.ГЭОТАР-МЕД, 2002, с.116-122. |
Студент должен уметь:
| Доплнительная литература: 1. Мак Мюррей У. Обмен веществ у человека. Москва, 1980. 2. Вельтишев Ю.В., Князев Ю.А. «Обмен веществ у детей». Москва, 1983. |
Задание №1. Заполните таблицу.
Типы ферментов | Названия |
Экскреторные | |
Секреторные | |
Индикаторные: | |
Цитоплазматические | |
Митохондриальные | |
Митохондриально-цитоплазматические |
Задание №2. Заполните таблицу «Диагностика холестаза».
Форма | Показатели |
Холестаз без желтухи | |
Холестаз без желтухи, но с повреждением гепатоцитов | |
Холестаз с желтухой | |
Холестаз с желтухой и повреждением гепатоцитов |
Задание №3. Заполните таблицу: «Диагностика заболеваний печени по ферментам».
Особенность метода | Ферменты |
Базовый фермент | |
Тройная проба | |
4-ферментная проба | |
6-ферментная проба |
Задание №4
1. Выберите правильные ответы.
В синтезе гемма:
A Субстратами являются сукцинил-КоА и глицин
B Первая реакция синтеза гемма идет в матриксе митохондрий
C Две молекулы 5-амилолевулиновой кислоты конденсируются с образованием порфобилиногена
D Феррохелатаза присоединяет железо к порфобилиногену
E 5-аминолевулинатсинтаза является регуляторным ферментом синтеза гемма
2. Выберите правильные ответы.
Порфирии:
A Вызывают нервно-психические расстройства
B Сопровождаются фотосенсибилизацией
C Могут проявиться при лечении лекарствами – индукторами синтеза 5-аминолевулинатсинтазы
D Возникают при авитаминозе В6
E Развиваются при генетических дефектах ферментов синтеза гемма.
Установите порядок событий.
В процессе ассимиляции экзогенного железа:
A В полости кишечника железо высвобождается из солей органических кислот пищи
B Из клеток кишечника железо поступает в кровь
C В клетках слизистой оболочки кишечника железо включается в состав ферритина
D Аскорбиновая кислота всстанавливает железо
E Трансферритин транспортирует железо с током крови
4. Установите соответствие:
A Содержит ион меди
B Взаимодействует с рецепторами клеточных мембран
C Депонирует железо в клетках
D Является гемсодержащим белком
E Локализован в эритроцитах
1) Трансферрин
2) Ферритин
3) Ферроксидаза
5. Выберите правильные ответы.
Причинами железодефицитной анемии могут быть:
A Повторяющиеся кровотечения
B Беременность
C Повышение свертываемости крови
D Операции на органах ЖКТ
E Частые роды
Дополните недостающие слова.
Избыток железа аккумулируется в клетках в составе белка… и это приводит к …
Накопление гранул… в печени сопровождается …, в поджелудочной железе - …,
в миокарде - ….
7. Установите соответствие:
A Связан с альбуминами крови
B Содержит Fe3+
C Конъюгирован с глюкуроновой кислотой
D Выводится из организма с мочой
E Образуется в клетках РЭС
Прямой билирубин
Непрямой билирубин
Уробилин
Задание № 5. Решите ситуационные задачи.
Ситуационная задача № 1.
Двум новорожденным, у которых была обнаружена желтуха, врач назначил фенобарбитал. У одного ребенка через несколько дней состояние улучшилось и симптомы желтухи исчезли. Второму ребенку такое лечение не помогло. Объясните результаты лечения детей. Для этого:
1) опишите механизмы возникновения физиологической желтухи у новорожденных
2) укажите как изменяется концентрация билирубина в крови, стеркобилиногена и уробилиногена в кале и моче больных детей
3) перечислите возможные причины желтухи у второго новорожденного
Ситуационная задача № 2.
При переливании несовместимой по группе или резус-фактору крови может развиться гемотрансфузионный шок – тяжелое осложнение, угрожающее здоровью и даже жизни пациента. одним из проявлений этого состояния является пожелтении слизистых оболочек и склер глаз. Назовите этот симптом и объясните механизм его возникновения при гемотрансфузионном шоке. Для этого:
1) поясните, что может происходить с эритроцитами или переливании несовместимой донорской крови
2) укажите концентрация какого вещества повыситься при этом в крови пациента и напишите схему его образования и катаболизма до конечных продуктов.