КРАТКИЙ СЛОВАРЬ МУЗЕЙНЫХ ТЕРМИНОВ




Актив школьного музея – коллектив учащихся, педагогов, учителей, родителей, попечителей, участвующих в реализации социальных функций школьного музея.

Акт приема – юридический документ, удостоверяющий факт приема музеем предметов музейного значения или научно-вспомогательных материалов от их владельцев на постоянное или временное хранение.

Акт сверки наличия фондов – юридический документ, составленный по результатам сверки наличия хранящихся в музее фондов с записями в книге поступлений. Сверка наличия фондов в музее проводится, как правило, во время очередной паспортизации. Составляется членами аттестационной комиссии совместно с лицом, ответственным за хранение фондов.

Археологические находки – особая группа предметов. Памятники материальной культуры, искусства, письменности, остатки животных и растений, найденные в ходе раскопок, разведок, сборов, случайные находки в земле или на поверхности и относящиеся ко времени до начала XVIII в.

Атрибуция – выявление основных признаков, определяющих название, назначение, устройство, материал, размеры, технику изготовления, авторство, хронологию и географию создания и бытования музейного предмета. Устанавливает связь предмета с историческими событиями или лицами, с этнической средой, расшифровываются надписи, клемма и др. знаки, нанесенные на предмет, определяется степень сохранности

предмета, описываются его повреждения.

Аттрактивность музейного предмета – способность предмета привлекать внимание посетителей своими внешними особенностями (формой, цветом, размером), а также художественной, мемориальной и исторической ценностью.

Вещевые источники – музейные предметы, представляющие собой вещи, изготовленные человеком и выступающие как источник информации о различных аспектах исторической деятельности.

Военно-исторические музеи – музеи исторического профиля, собрания которых документируют военную историю, развитие военного искусства, оружия, военной техники и снаряжения. Школьные музеи боевой славы могут быть отнесены к этой категории музеев.

Воспроизведение - предмет, создаваемый с целью точной передачи внешнего вида музейного предмета (копии, репродукции, слепки и т.п.) В школьных музеях воспроизведение может быть использовано для 23

 

экспонирования холодного и огнестрельного оружия, государственных наград, изделий из драгметаллов.

Временное хранение – хранение музейных предметов, полученных на ограниченный период времени для использования в экспозиции, на выставке или для проведения массового мероприятия.

Выставка мемориальная – музейная выставка, посвященная памяти какого-либо человека или события. При ее создании предпочтительно использование подлинных предметов, в т. ч. полученных на временное хранение.

Выставка музейная – временная музейная экспозиция, посвященная актуальной теме и построенная на музейных экспонатах.

Генеалогия – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая происхождение и родственные связи конкретных лиц, родов, фамилий; составление родословий.

Геральдика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы (государственные, городов, фамилий, родов и т.д.)

Главный хранитель – член Совета школьного музея из числа старших школьников или педагогов, отвечающий за организацию учета, хранения, научного описания музейных предметов, обеспечение их сохранности в фондах и экспозиции музея.

Датировка – важнейший элемент атрибуции музейного предмета: определение времени его создания, изготовления или бытования. Очень важно установить и зафиксировать эти сведения в момент обнаружения или получения предмета от владельца.

Диорама – экспозиционный комплекс, в основу которого положено специфическое произведение фона (задника) с объемным передним планом. Создаются для воссоздания музейно-художественными средствами конкретных исторических событий, природных ландшафтов, производственных комплексов.

Документирование – целенаправленное отражение в музейном собрании с помощью музейных предметов и другой информации тех исторических, социальных или природных процессов и явлений, которые изучает музей в соответствии со своим профилем и статусом в музейной сети.

Дублет – музейные предметы, имеющие внешнее сходство и одинаковую научную, историческую, художественную и мемориальную ценность. При наличии в музейном собрании нескольких музейных предметов, дублирующих друг друга, часть экземпляров входит в основной фонд, остальные – в обменный.

Единица учета – предмет или группа предметов (коллекция, комплект), 24

 

зарегистрированные в учетных документах школьного музея под одним номером.

Единица хранения – предмет или группа предметов (коллекция, комплект), поступившие в фондохранилище музея и зафиксированные в топографической описи.

Естественнонаучные музеи – профильная группа музеев, собрания которых документируют процессы, происходящие в природе, взаимодействие природы и общества, развитие естественнонаучных дисциплин, биологические, ботанические, геологические, зоологические музеи природы и др. музеи.

Зал мемориальный – экспозиционный зал, посвященный памяти какого-либо человека или события содержащий мемориальные предметы.

Зал боевой и трудовой славы – экспозиционный зал, посвященный пропаганде ратных и трудовых подвигов жителей края.

Зал экспозиционный – помещение музея, предназначенное для размещения экспозиции. В одном экспозиционном зале музея могут располагаться несколько разделов экспозиции, в т. ч. вся экспозиция музея.

Запись воспоминаний и рассказов – одна из форм комплектования фондов музейного собрания: фиксация информации музейного характера и устного народного творчества, получаемой от информаторов.

Зоологические музеи – музеи естественнонаучного профиля, собрания которых отражают морфологию, систематику, распространение и хозяйственной использование животных.

Изобразительные источники – музейные предметы, содержащие информацию, зафиксированную средствами пластических искусств с помощью зрительных образов: живопись на всех видах основы и любой техники, объемная и плоская скульптура из всех материалов, графика на всех видах основы и любой техники.

Инвентарная карточка – вспомогательная форма учета основного фонда школьного музея, составляется на каждый музейный предмет по графам инвентарной книги и входит в инвентарную картотеку.

Инвентарный номер – порядковый номер учета музейного предмета по инвентарной книге. Проставляется на музейный предмет и составляет часть учетного обозначения.

Информативность – свойство музейного предмета выступать в качестве источника информации.

Использование музейного собрания – введение в научный, педагогический и культурный оборот музейных коллекций, в процессе 25

 

которого реализуются возможности музейного предмета как источника знаний и эмоционального воздействия.

Историческая ценность – значимость музейного предмета как памятника истории, определяемая его связями с историческими событиями и процессами. Зависит от значимости этих событий, от роли и места данной вещи или документа в исторической действительности.

Исторические музеи – профильная группа музеев, собрания которых документируют историю развития человеческого общества. Подразделяются на общеисторические (история страны, населенного пункта), военно-исторические, археологические, этнографические, истории учебных заведений и организаций; музеи, посвященные выдающимся историческим событиям и деятелям (мемориальные музеи).

Источник поступления – лицо, организация или учреждение, которые предоставили музею принадлежащие им или найденные ими предметы музейного значения.

Картинная галерея – художественный музей, собрание которого содержит главным образом произведения живописи и графики.

Клеймо – официальный унифицированный знак, нанесенный механическим способом на предмет и позволяющий определить материал предмета, географию и хронологию его изготовления, автора или изготовителя. Способствует более полной атрибуции музейного предмета.

Книга временных поступлений – юридический документ учета (регистрации) музейных предметов и научно-вспомогательных материалов, принятых в фонды музея на временное хранение. В школьных музеях ведется в том случае, если осуществляется поисково-собирательская работа по заданию государственного или муниципального музея, архива, а также при поступлении тех предметов музейного значения, хранить которые музей не имеет права, и предмет будет передаваться в другую организацию или музей.

Книга поступлений научно-вспомогательного фонда – основной юридический документ учета (регистрации) материалов научно-вспомогательного фонда.

Книга поступлений основного фонда – основной юридический документ учета (регистрации) музейных предметов. Заполняется по установленной форме в момент поступления предметов в музей. Иногда называется Главной инвентарной книгой.

Коллекция музейная – совокупность музейных предметов в составе основного фонда, представляющая научный интерес как единое целое. Предметы группируются в коллекции на основе одного или нескольких признаков – по типам источников, происхождению, содержанию, материалу. 26

 

Коллекция персональная – музейная коллекция, состоящая из музейных предметов, принадлежащих определенному лицу или содержащих информацию о нем, исторически сложившаяся в результате деятельности этого лица или сформированная музеем.

Коллекция тематическая – музейная коллекция, сформированная из музейных предметов разных типов, по совокупности раскрывающих определенную тему.

Коммуникация музейная – процесс передачи информации, осуществляемый путем демонстрации музейных предметов. Основывается на восприятии экспозиции посетителями в процессе раскрытия информационного потенциала музейных предметов.

Комплектование музейного собрания – одно из основных направлений музейной деятельности, целенаправленный, плановый процесс выявления и сбора предметов музейного значения для пополнения музейного собрания.

Консервация музейных предметов – обеспечение сохранности музейных предметов в том виде, который обеспечивает его функционирование в музее. Предполагает выявление и своевременно устранение причин дальнейшего разрушения и естественного старения предмета, его деформацию и непредусмотренных изменений.

Копия – точное воспроизведение предмета с его особыми приметами.

Противоположность подлиннику. Создается для использования в экспозиции, выставке с целью максимального сохранения оригинала.

Краеведение – научная дисциплина, изучающая особенности истории, культуры и природы какого-либо края. Краеведческие исследования осуществляются, как правило, местными жителями методами различных дисциплин. Может дифференцироваться в соответствии в соответствии с профильными научными дисциплинами: литературное краеведение, художественное, геологическое, историческое и т.д.

Краеведческие музеи – музеи комплексного профиля, собрания которых документируют историю и природу конкретного административно-территориального региона субъекта федерации, город, района, поселка, села, образовательного учреждения и т.д. В структуру краеведческого музея, как правило, входят отделы: истории, культуры, природы. Школьные краеведческие музеи могут быть не комплексными, а только историко-краеведческим, археологическим, либо только естественно-научным.

Красные следопыты – участники краеведческого движения, начавшегося по почину ленинградских школьников в 1957 г. с целью изучения жизни и деятельности участников Великой Октябрьской Социалистической революции, гражданской и Великой Отечественной войн. 27

 

Легенда экспоната – один из видов научно-фондовой документации: содержит сведения об истории предмета, среде его бытования и его владельце. Составляется владельцем предмета или участниками поисково-собирательской работы со слов владельца. Используется при изучении музейного предмета с обязательной проверкой содержащихся в ней сведений.

Литературные музеи – профильная группа музеев, собрания которых документируют историю и современное развитие литературы. Школьные литературные музеи документируют также литературное творчество педагогов и учащихся, земляков, местный фольклор и т.п.

Макет – объемная модель, воспроизводящая внешний вид объекта и выполненная в условном масштабе. В зависимости от научно-исторического значения может включаться в основной фонд школьного музея.

Марка фабричная – особый знак, нанесенный на предмет, изготовленный промышленным способом; указывает на принадлежность предмета к продукции определенного предприятия. Расшифровка М.Ф. в ходе атрибуции музейного предмета позволяет уточнить географию и хронологию его изготовителя.

Маршрут экспозиционный – предусмотренный порядок осмотра экспозиции, оптимальный с точки зрения восприятия определенной темы или экспозиции в целом. Разрабатывается в ходе проектирования экспозиции. Для одиночных посетителей может создаваться система указателей: «Начало осмотра», «Продолжение осмотра» и т.д.

Международный День музеев – профессиональный праздник музейных работников, который, по решению XII Генеральной Ассамблеи Международного совета музеев (ИКОМа) отмечается с 1978 г. ежегодно 18 мая.

Международный совет музеев (ИКОМ) – всемирная неправительственная организация, призванная содействовать международному сотрудничеству музеев. Создана в 1946 г. в Париже. Основой его структуры являются национальные комитеты. Руководящий орган – Генеральная ассамблея. Высший рекомендательный орган – Генеральная конференция. Имеет Исполнительный комитет и Секретариат. Россия (в составе СССР) вошла в ИКОМ в 1957 г.

Мемориал – архитектурный ансамбль, воздвигнутый в память о выдающемся событии или лице. Обычно, связан с памятным местом. Объединяет сооружения, монументальную скульптуру и живопись. Может включать музейную экспозицию. Мемориалы часто являются объектами шефской работы школьных музеев. 28

 

Мемориальные музеи – музеи, созданные в память о выдающемся событии или лице, расположенные в памятном месте или в памятном здании (музеи-усадьбы, музеи-квартиры, класс-музей). Сохраняют или воссоздают на документальной основе мемориальную обстановку. Профиль мемориального музея определяется содержанием события или характер деятельности человека, которому он посвящен.

Модель – Предмет, специально создаваемый в музее для демонстрации его вместо другого предмета, процесса или системы, демонстрация которых по тем или иным причинам невозможна (из-за габаритов, отсутствия подлинника) или предмет, который использовался в качестве модели в науке или технике (попадая в музей такой предмет приобретает статус и качества музейного предмета и может быть включен в состав основного фонда).

Музееведение – научная дисциплина, изучающая закономерности возникновения и развития музеев, их социальные функции, формы и способы реализации этих функций на разных этапах общественного развития. Включает теорию и историю музейного дела, музейное источниковедение, методику музейного дела.

Музеи комплексного профиля – музеи, характер собрания и деятельности которых определяется их связью с несколькими профильными дисциплинами, например, краеведческие музеи, историко-художественные музеи и т.д.

Музей – научно-исследовательское и культурно-просветительское учреждение, которое, в соответствии со своими функциями осуществляет комплектование, учет, хранения, изучение и популяризацию памятников истории и культуры, памятников природных объектов. В музее органически сочетаются научные методы и средства художественного выражения. Музеи различаются по профилям, составу музейного собрания, диапазону деятельности, статусу, ведомственному подчинению. Деятельность музеев осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации», принятом Госдумой 24 апреля 1996 г.

Музей изобразительного искусства – одно из наименований художественных музеев.

Музей истории школы – школьный музей исторического профиля, документирующий историю того образовательного учреждения, при котором он функционирует.

Музейная деятельность – один из специализированных типов деятельности в области культуры. Осуществляется музеем в соответствии с его социальными функциями. Включает в себя элементы практической, 29

 

познавательной и ценностно-ориентационной деятельности, направленной на выявление, сохранение, изучение и использование

национального культурного и природного достояния. Складывается из нескольких взаимосвязанных направлений: фондовая, экспозиционная и научно-просветительская работа.

Музейный предмет – памятник истории и культуры, изъятый из среды бытования, прошедший все стадии научной обработки и включенный в состав музейного собрания благодаря его способности характеризовать историю и культуру определенного обществ, является составной частью национального культурного достояния. Выступает в музее как источник знаний и эмоционального воздействия и как средство воспитания и образования.

Музея научная концепция – обобщенное системное понимание задач и специфики конкретного музея, являющегося результатом музееведческого исследования. Основывается на всестороннем анализе современного состояния музея, его места в музейной сети; определяет перспективы развития музея, комплектование его фондов, фондовой работы, экспозиционной и образовательно-воспитательной деятельности.

Муляж – объемное воспроизведении внешнего вида музейного предмета, точно передающее его форму, размер и цвет. При комплектовании муляжей как предметов музейного значения они могут быть включены в основной фонд музея. В школьном музее используются муляжи музейных предметов, которые нельзя хранить (изделия из драгметаллов, государственные награды и т.д.).

Народный музей – 1. Официальное название общественных музеев в 1965 – 1978 гг. 2.Почетное звание, которое присваивалось общественным музеям, в т. ч. школьным, с 1978 г. Присвоение звания и регистрация Народных музеев осуществлялась министерством культуры РСФСР.

Научная обработка – важнейшее направление фондовой работы музеев, заключающееся в изучении музейного предмета и его научном описании в документах учета музейных фондов.

Научное описание – этап научной обработки музейного предмета, на котором осуществляется фиксация результатов его изучения в документах учета музейных фондов и научно-справочном аппарате.

Научно-исследовательская работа – направление музейной деятельности, определяемое задачами музея как научно-исследовательского учреждения. Заключается в получении новых знаний на основе изучения музейного собрания. Является основой всех направлений музейной деятельности: научного комплектования музейных фондов, фондовой, экспозиционной и научно-просветительной работы, а в школьном музее – и

учебно-воспитательной работы. 30

 

Научно-справочный аппарат – система справочно-поисковых средств, раскрывающих состав и содержание музейных собраний и обеспечивающих ведение информационно-справочной работы по всем направлениям музейной деятельности. В состав научно-справочного аппарата входят инвентарные книги, полевые документы, все виды каталогов, описи и др. Важным направлением в работе школьного музея является разработка программ и составление научно-справочного аппарата на электронных носителях.

Новодел – точная копия памятника материальной культуры, выполненная в материале и размере оригинала.

Обменный фонд – особая группа дублетных или непрофильных музейных материалов (основного или научно-вспомогательного фонда), существующая для обмена или передачи другим музеям.

Опись – систематизированный перечень музейных предметов или научно-вспомогательных материалов. Является формой предметного учета коллекций, выставочных материалов, экспедиционных находок и т.д.

Отличный школьный музей – почетное звание, которое присваивалось школьным музеям Министерством просвещения СССР в 1985 – 1992 гг.

Памятник – предметный результат человеческой деятельности, отражающий культуру и историю своей эпохи, или объект природы, рассматриваемый как ценность. Подлежит учету, охран и изучению, в т. ч. музейными средствами.

Памятник документальный – памятник истории и культуры, специально предназначенный для передачи и хранения информации, зафиксированной в виде текста, изображения или звуков на любом носителе (бумаге, пергаменте, пленке и т.д.). В музейных собраниях документальные памятники разделяются на письменные, изобразительные, кино-, фото-, фоноисточники. Документальные памятники входят в состав не только музейного, но и архивного фонда страны.

Памятник (монумент) – произведение скульптуры или монументального искусства, созданное для увековечения памяти о человеке или событии.

Паспорт музейного предмета – одна из форм описания музейного предмета, суммирующая результаты всех этапов его изучения. Составляются в ходе научной паспортизации. В некоторых музеях называется «карточка научного описания».

Паспорт школьного музея – документ, удостоверяющий статус музея в сети музеев образовательных учреждений. Статус школьного музея присваивается специальными комиссиями по паспортизации школьных музеев субъекта Российской Федерации. 31

 

Педагогика музейная – теория и методика обучения и воспитания граждан музейными средствами. В школьных музеях реализуется в процессе поисково-собирательской, фондовой, экспозиционной, экскурсионной и специально организованной учебной деятельности.

Письменные источники – музейные предметы, содержащие информацию, зафиксированную с помощью знаков письма (букв, цифр и др. символов). Образуют один из основных типов музейных предметов, подразделяющихся на: рукописные и печатные, официальные и личные материалы, периодические и непериодические издания, книги, листовки, газет, афиши, бланки и т.п.

План работы музея – один из основных документов музея, в котором отражается разнообразная деятельность музея (поисково-исследовательская, учетно-хранительская, экспозиционная, экскурсионно-массовая, учебно-образовательная и др.) Помимо плана работы музея на год может составляться план работы на более короткое время (месяц, квартал), а также перспективное планирование.

Площадь экспозиционная – одна из количественных характеристик экспозиции, общая площадь помещений, в которых располагается экспозиция, в кв. м.

Подделка – копия или предмет, стилизованный в духе определенной эпохи, школы, традиции, автора, преднамеренно выдаваемый за подлинник.

Подиум – элемент экспозиционного оборудования, представляет собой подставку или возвышение, применяемое для показа экспонатов. Его место, размеры и форма задаются в ходе художественного проектирования экспозиции.

Подлинник – оригинальный предмет, оригинал, в противоположность

воспроизведению, копии, новоделу, подделке.

Полевая документация – система документов учета и описания предметов музейного значения и среды их бытования, применяемых в экспедициях, туристских походах по комплектованию фондов музея. Включает в себя полевую опись, полевой дневник, тетрадь для записи воспоминаний и рассказов, легенды предметов, тетради фотофиксаций, звуко- и видеозаписей, акты приема предметов музейного значения.

Полевая опись – форма полевой документации, предназначенная для учета и описания предметов музейного значения, применяемая в экспедициях, туристских походах по комплектованию фондов музея. Полевая опись служит основанием для записей в книге поступлений музея (инвентарной книге).

Полевой дневник – форма полевой документации, предназначенная для ведения оперативных записей в хронологическом порядке о реализации 32

 

программы поисково-собирательской работы в процессе экспедиции, туристском походе по комплектованию фондов музея.

Положение о школьном музее – правовой нормативный акт, фиксирующий место и статус музея в музейной сети, устанавливающие его типовую структуру, порядок организации деятельности. Утверждается руководителем учреждения образования.

Попечительский совет – общественный орган Совета школьного музея для оказания помощи в организации работы школьного музея, в который могут входить педагоги, родители, меценаты и др.

Посетитель музея – человек, пришедший в музей для осмотра экспозиций, участия в массовом мероприятии или изучения фондовых коллекций. Различают одиночных посетителей и пришедших в составе группы.

Предмет музейного значения – предмет, обладающий музейной ценностью, но не включенный в музейное собрание.

Приемы экспозиционные – способы группировки и компоновки экспозиционных материалов, направленные на оптимальное раскрытие темы экспозиции и организацию внимания посетителей музея:

- выделение экспозиционных центров, акцентов или ведущих экспонатов;

- разрядка материалов, позволяющая привлечь внимание к важным экспонатам за счет создания вокруг них свободного пространства;

- концентрация одноплановых экспонатов на небольшой площади;

- выделение первого и второго планов экспозиции, использование цвета и фактуры фона;

- использование освещения, динамических и аудиовизуальных средств и др.

Проектирование экспозиции – начальный этап создания экспозиции. Заключается в разработке научного содержания, архитектурно-художественного решения и технического оснащения экспозиции, с учетом задач и условий ее создания. Является формой коллективной творческой деятельности. В школьном музее позволяет учащимся реализовать свои творческие способности и потребности в области научно-изыскательской, экспозиционной деятельности, живописи, дизайна, технического, сценарного и иных видов творческой деятельности.

Происхождение – история создания, бытования и обнаружения музейного предмета. Изучение происхождения направлено на выявление сведений о месте, времени, авторе создания предмета, его связей с историческими событиями или лицами. Эта информация фиксируется в музейной документации. 33

 

Профессия музейная – род трудовой деятельности, требующий специальной музееведческой подготовки, включающий совокупность знаний по профильным научным дисциплинам и музейному делу.

Профиль музея – специализация собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной наукой, техникой, производством, с различными видами искусства и культуры. Профиль музея является важнейшей категорией классификации музеев. Музеи делятся на следующие основные группы: естественнонаучные, исторические, литературные, художественные, музыкальные, театральные, технические, сельскохозяйственные и др.

Раздел экспозиции – структурное членение музейной экспозиции. Разделы подразделяются на темы. В музеях исторического профиля разделам обычно соответствуют исторические периоды.

Реконструкция – воссоздание несохранившегося или частично сохранившегося предмета (объекта) на основе научных данных.

Реликвия – музейный предмет, обладающий высокой экспрессивностью и особо чтимый как память об исторически значимом событии или выдающемся человеке, с которым предмет связан.

Реликт – объект природы, типичный для определенной эпохи или стадии эволюции и сохранившийся как остаток, пережиток прошлого.

Репрезентативность – одно из общих свойств музейного предмета; его способность достаточно полно и достоверно отражать определенный круг событий или явлений. Выявляется при сопоставлении ряда предметов, связанных с каким-либо событием, лицом, периодом и т.п.

Реставрация – одно из направлений музейной деятельности, имеющее целью сохранение музейных предметов, устранение их повреждений и восстановления первоначального вида. Осуществляется специалистами. В школьных музеях реставрировать предметы нецелесообразно, лучше обратиться за помощью в государственный музей.

Реэкспозиция – частичная или полная смена музейной экспозиции (замена отдельных экспозиционных комплексов, введение новых разделов.

Руководитель школьного музея – лицо, отвечающее на основе единоначалия за всю деятельность музея и осуществляющее педагогическое руководство работой актива школьного музея и его Совета.

Свойства музейного предмета – отличительные признаки, особенности музейного предмета. Выделяют общие свойства музейного предмета, проявляющиеся при его изучении (аттрактивность, информативность, мемориальность, репрезентативность, экспрессивность), а также конкретные признаки отдельных предметов (материал, форма, размер, цвет, вес, техника, 34

 

время создания и т.п.). Общие свойства служат для определения музейной ценности предмета, выступают как критерии при отборе предмета в музейное собрание. Конкретные признаки служат для его атрибуции и научной обработки.

Сеть музейная – исторически сложившаяся совокупность музеев, действующих на определенной территории. Это понятие употребляется также для обозначения групп музеев, относящихся к одному статусу, профилю, типу или ведомству (напр. Сеть государственных музеев, сеть краеведческих музеев, сеть мемориальных музеев, сеть школьных музеев и т.д.)

Собирательская работа – составная часть комплектования музейного собрания, практическая работа по выявлению и сбору предметов музейного значения, изучению среды их бытования и составлению полевой документации. Осуществляется в ходе экспедиций и туристских походов по комплектованию, а также в ходе текущего комплектования.

Собрание музейное – научно организованная совокупность музейных предметов (основной фонд), архивного и библиотечного фондов, научно-вспомогательных материалов и других средств научно-информационного обеспечения деятельности музея.

Сохранность – один из признаков музейного предмета, фиксируемых в полевой документации и в ходе его атрибуции. Определение сохранности предполагает конкретное перечисление и описание всех повреждений и утрат предмета, имеющихся на момент составления описания.

Среда бытования предмета – часть социальной или природной среды, в рамках которой предмет взаимодействует с человеком и другими предметами до включения их в музейное собрание. Среда бытования в значительной степени определяет музейную ценность предмета.

Текст ведущий – текст в экспозиции, аналогичный эпиграфу в литературном произведении; выражает идейную направленность экспозиций в целом, какого-то раздела, темы, зала или комплекса.

Текст заглавный – текст в экспозиции, являющийся заголовком к ее разделу, теме, подтеме или комплексу. Помогают посетителю ориентироваться в экспозиции, выявляя ее тематику и структуру.

Текст объяснительный – текст в экспозиции, представляющий собой комментарий к залу, к теме, к комплексу или отдельному экспонату. Содержит информацию, которая не передается через непосредственное восприятие экспоната или экспозиционного образа.

Тексты в экспозиции – продуманная как целостное и систематически организованная совокупность заголовков к разделам и темам, аннотаций, 35

 

этикеток, указателей и прочее, т.е. тех надписей в экспозиции, которые не являются экспонатами, а выступают в служебной функции.

Тематика экскурсий – совокупность тем экскурсий, разрабатываемых в конкретном музее на базе действующей экспозиции. В школьном музее основными факторами тематики являются: задачи учебно-воспитательного процесса, задачи пропаганды и истории края среди местных жителей.

Тематико-экспозиционный план (далее – ТЭП) – документ; составная часть научного проекта экспозиции; отражает конкретный состав экспозиционных материалов и их группировку. ТЭП включает: наименование разделов, тем, подтем, тематических комплексов; ведущие тексты, аннотации, перечни экспонатов в экспозиционных комплексах с указанием основных данных атрибуции; сведения о характере экспозиционных материалов (подлинник, воспроизведение, ксерокопия и т.д.), их размеры, указание мест хранения материалов и их шифры. В приложении к ТЭП дается этикетаж, перечень научно-вспомогательных материалов.

Терминология музейная – система терминов, употребляемых как в исследованиях, так и в музейной практике для обозначения музееведческих понятий. Включает термины, которые употребляются только в музейном деле, а также термины, заимствованные из других научных дисциплин, которые приобрели специфическое значение в сфере музея.

Учет – одно из ведущих направлений музейной работы, осуществляемой всеми музеями, независимо от их статуса, профиля и места в музейной сети. Обеспечивает включение фондов музея и каждого музейного предмета в состав музейного фонда Российской Федерации, их юридическую охрану.

Фонд научно-вспомогательных материалов – часть музейного собрания, состоящая из различных научно-вспомогательных материалов, собранных или созданных музеем для экспозиций и выставок.

Фонд основной – часть музейного собрания, включающая музейные предметы различных типов, организованных по отдельным коллекциям (коллекция фотографий, коллекция макетов оружия, коллекция предметов быта и т.д.). Является базой источников для создания экспозиции, проведения научных исследований и развития профильных научных дисциплин. Музейные предметы основного фонда входят в состав

музейного фонда Российской Федерации и находятся под юридической охраной государства.

Фондовая работа – одно из основных направлений музейной деятельности, осуществляется с целью формирования музейного собрания, обеспечения сохранности, изучения музейных предметов и коллекций и создания условий для их использования. 36

 

Фондохранилище – помещение в музее, оборудованное для хранения музейных предметов. Предметы в фондах размещаются в соответствии с принятой в музее системой хранения. В художественных музеях фонды называются запасниками.

Фонд



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: