АНГЛИЙСКАЯ БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
ПРЕДПОСЫЛКИ
В экономике XVI–XVII веков постепенно развиваются капиталистические отношения. За счёт развития техники производства, возникновения новых отраслей хозяйства, не регламентированных старыми цеховыми уставами разрушаются традиционные хозяйственные связи.
Английское общество.
Крестьяне (копигольдеры – держатели наделов, сильно ограниченные в экономических и социальных правах; фригольдеры – более самостоятельные держатели наделов; коттеры – малоземельные крестьяне, земли которым хватало только на постройку хижины (коттеджа) и др.) стремятся к уменьшению ренты и большей хозяйственной самостоятельности, в конечном итоге – к собственности на землю, с которой кормятся.
Дворяне – «старые» (крупные лорды-землевладельцы, ведущие традиционное феодальное хозяйство) и «новые», т.н. джентри (ориентированы на рынок, арендные поземельные отношения, активно заводят мануфактуры).
Буржуазия – городская торгово-ремесленная верхушка. Часть – монополисты в торговле и производстве, другая часть выступает за сокращение монополий и свободу хозяйственной деятельности.
Религиозная проблема.
В Англии со времён Елизаветы I (1558-1603) главенствует англиканская церковь, главой которой является монарх, обрядовая часть и догматика по сравнению с католичеством почти не изменились. Церковь – государственное монархическое учреждение, имеет представителей в Парламенте.
Общество хотело продолжения реформации. Англиканской реформы, как считали пуритане (от pure – чистый), явно недостаточно.
Почему же пуритан гнали, штрафовали, бросали в тюрьмы, изгоняли в Новый свет? Пуритане выступали за большую независимость религиозных общин от королевской власти, от суда епископов, за упрощение церковной иерархии, демократизацию церкви.
Поэтому пуритане, равно и католики, преследовались как ослушники государевой воли.
Абсолютизм против парламентаризма.
Ещё Джон Понет (1516-1556), идеолог англиканской церкви, обосновывал недопустимость абсолютизма:
«Короли… не имеют и не смеют требовать абсолютной власти. Короли… по установлениям Бога, человеческим обычаям и естественному праву и здравому смыслу должны быть послушными подданными законов страны, в которой живут, и не имеют права нарушать их… если только те, кто создал эти законы, не дадут им особого разрешения поступить так».
«Страна и государство стоят на целую ступень выше короля. Так как короли – лишь члены государства, то государства могут прекрасно обходиться и без королей, … даже отрезав себе голову и посадив другую, если они видят, что их прежняя голова больше думала о своей воле и правах, чем о благе государства, для которого она была поставлена».
Парламент имеет древнюю прерогативу утверждения новых налогов. Монархи далеко не всегда считаются с этим древним правом, восходящим к XII веку.
Яков I Стюарт (1603-1625):
«Монархия есть подобие божественной власти. … Король является господином всех имуществ, которые подчинены его непосредственной власти. Все подданные являются его вассалами, получают от него владения взамен службы и верности».
В 1606 году Яков I поднимает ввозную пошлину на корицу. Торговец Бейтс отказывается платить. Суд встаёт на сторону короля:
«Все порты королевства принадлежат королю. Король может наложить запрет уезжать на всех лиц. Следовательно, и на все товары, то есть король регулирует экспорт и импорт по своему усмотрению ».
Парламент («Билль против налогов на внешнюю торговлю» (1610)) выступает с протестом:
«И хотя никакая таможенная пошлина не должна взиматься иначе как с согласия страны, в последние годы на товары стали налагаться новые пошлины… без общего согласия».
…и предлагает следующее:
«никакие пошлины, налоги или платежи не будут налагаться, кроме тех, что были или впредь будут установлены по общему согласию в Парламенте».
Яков I отвечает:
«Оспаривание того, что делает король в соответствии со своей верховной властью со стороны подданных, - это призыв к мятежу. Итак, не вмешивайтесь в вопросы управления – это область короля. Не касайтесь старинных прав. Иначе это будет означать, что короля считают недостойным того, чем обладали его предки. Не выставляйте в качестве тягот то, что было установлено законом».
Карл I Стюарт (1625-1649) собирает Парламент пару раз, и в 1628 году разгоняет со словами:
«Я… должен решительно заявить, что я обязан отчётом в своих действиях только перед Богом».
Палата общин Парламента выступает с любопытным протестом (1629):
«Всякий, кто будет советовать или поощрять наложение или получение дотаций потонного и пофунтового сбора, не разрешённых Парламентом, … будет считаться виновником нововведений в порядке управления и смертельным врагом короля и государства».
Джон Гемпден, парламентский деятель, оппозиционер, отказывается в 1631 году платить «корабельные деньги». Дело Гемпдена получает широкий резонанс. Общество судится с королевской властью, и пока проигрывает.
Карл I начинает войну с мятежной Шотландией, Парламент которой объявил о независимости и провозгласил пресвитерианство (одно из протестантских направлений) государственной религией Шотландии. На войну нужны деньги, значит, нужны новые налоги. Карл I в 1640 году собирает Парламент, но тот отказывается учредить новые налоги, и король распускает его. Этот Парламент традиционно называется «Коротким Парламентом». Осенью того же 1640 года король вновь собирает парламент, получивший наименование «Долгий Парламент», (поскольку заседал он практически до 1653 года).
С этого времени, с 1640 года, начинается
АНГЛИЙСКАЯ БУРЖУАЗНАЯ
(ОНА ЖЕ ПУРИТАНСКАЯ) РЕВОЛЮЦИЯ.
«Партии», религиозные и социальные движения, проявившиеся в ходе революции, Две основные группы:
1. Роялисты (кавалеры) – сторонники короля. Высшая аристократия, часть дворянства, часть крестьянства.
2. Парламентаристы (круглоголовые) – джентри, часть крестьянства.
Были и те, кто объявлял о нейтралитете. Например, клобмены («дубинщики») – крестьяне, не пускавшие к себе и не помогавшие ни королю, ни Парламенту.
Сторонники Парламента, парламентаристы:
Пресвитериане – радикальные реформаторы церкви, но в политическом плане относительно умеренные – долгое время искали компромисса с королём. Доминировали в Парламенте до 1648 года.
Индепенденты – за полную самостоятельность религиозных общин, более радикальные реформаторы.
Левеллеры – демократическая группа, выступали за республику, уничтожение палаты лордов, всеобщее избирательное право, равенство политических прав, возвращения крестьянам огороженных земель.
Диггеры – движение, стоявшее несколько особняком. Крайние идеалисты, выступали за полную независимость общин, параллельное существование с государством. В перспективе – обобществление земли, уравнение всех в политических, имущественных, социальных правах, свобода совести, «свобода от нужды», установление демократической республики. Ненасильственный способ действия.