Блок на блок пошел войной




Вышеслав Вагрский

Еще одна вполне вероятная балтийско-славянская параллель в биографии князя Владимира – это происхождение его сына Вышеслава. Того само, которого он поставил княжить в Новгороде, и который умер раньше отца.

Про Вышеслава мы знаем из Повести временных лет и Сказания о Борисе и Глебе.

«Бе бо у него сыновь 12: Вышеславъ, Изяславъ, Святополкъ, Ярославъ, Всеволодъ, Святославъ, Мьстиславъ, Борисъ и Глебъ, Станиславъ, Позвиздъ, Судиславъ», - говорит летопись[1]. И в ней же: «…отъ Чехыни Вышеслава»[2].

«Володимеръ имеяше сыновъ 12, не отъ единоя жены, нъ отъ раснъ матеръ ихъ; въ нихъ же бяше стареи Вышеславъ…» [3], - повествует Сказание.

Так, кто была эта самая «чехиня», и где Владимир мог на ней жениться?

 

Блок на блок пошел войной

Для начала, нам придется рассмотреть версию А.В. Назаренко о наличие в семидесятых годах двух военно-политических блоков: имперско-киевского и баваро-чешско-польско-датско-древлянско-новгородского. Такое противостояние данный исследователь и полагает главной, по сути, причиной конфликта Святославичей и бегства Владимира из Новгорода.

Основой для рассуждения историка служит сообщение Ламперта Херсфельдского: «973. Император Оттон Старший вместе с младшим прибыл в Кведлинбург и там 23 марта отпраздновал святую Пасху. Туда же прибыли послы многих народов, а именно: римлян, греков, беневентанцев, итальянцев, венгров, данов, славян, болгар и руси с великими дарами» [4].

Назаренко считает, что послов в Кведлинбург в это время мог отправить только Ярополк. Почему? - мне не очень понятно. Ведь в это время на Руси три князя!

Бартоломей Папроцкий в своей версии истории рода Жеротинов сообщал: сын Колги Святославича (Олега Древлянского), племянник Ярополка и Владимира «был отправлен в Чехию к местным князьям своим отцом, который опасался угроз “сурового тирана” Ярополка, желавшего убить и своего брата, и его сына» [5]. Поскольку, странно было бы избирать в легендарные основатели рода никому, в принципе, не известного Олега Святославича, вероятность того, что перед нами реальный факт становится очень высокой. «Это обстоятельство ощущалось как явный дефект, вследствии чего возникли «исправленные» варианты генеалогии, возводившие Жеротинов к византийским императорам…», - вполне справедливо замечает Назаренко[6]. А раз Олег был связан с Чехией (иначе, почему он именно туда отправил сына?), а на имперском съезде в Кведлинбурге был чешский князь Болеслав (цитата – ниже), почему бы там не быть послам Олега?

Ну, ладно, пусть речь идет о Ярополке. Версия, ничуть не хуже других, если ее не объявлять истиной в последней инстанции. Что из этого? Только то, что русский князь прислал своих людей на съезд, на котором присутствовали послы всех стран, как-то связанных с германской империей. Из сообщения Альтайхских анналов: «Туда пришли послы от греков, беневентцев, с подарками, 12 венгерских вельмож и двое болгарских; также послы герцога Харальда. о котором думали, что он противится императору, подчинили власти Оттона все свои земли посредством установленной дани. Болеслав пришел туда, одарив его царскими дарами в несметном количестве. Также Мешко, славянский герцог, вынужденный страхом, прислал в заложники сына. Также герцог Герман, которого он очень любил, придя вместе с ним, почтил его серебром, золотом и другими царскими дарами более прочих» [7], - мы видим, что Болеслав Чешский даже сам пришел, а Мешко Польский сына в заложники дал. Почему бы не прислать послов и Ярополку? А может быть, и Ярополку, и Олегу. Ведь были же там послы и Чехии, и Польши, которые в сокращенном варианте перечня (у того же Ламперта) названы обобщающим словом «славяне»!

Но это сообщение Назаренко нужно для того, чтобы вывести из него возможность создания немецко-киевского союза. Для утверждения этого используется генеалогия Вельфов (документ примерно двадцатых годов XII века), в котором рассказывается, что некий граф Куно имел четырех сыновей и четырех дочерей. И третья из них вышла «за короля ругов» [8].

Сведения известны уже почти век. Но Н.А. Буамгартен, первым введший их в активную работу, считал, что эта дочь Куно была второй (следующей после Анны) женой Владимира, о которой упоминает Титмар[9]. Назаренко это отвергает, ссылаясь на то, что «в своей условной датировке «русского» брака одной из дочерей графа Куно временем после 1010/11 г. Баумгартен прошел мимо определенных датирующих моментов, содержащихся в тексте ГВ/ИВ. Во-первых, граф Рудольф, женившийся на Ите «фон Энинген», назван чуть выше братом констанцского епископа Конрада, даты деятельности которого известны: он занял кафедру в 934/35 г. и умер в 975 г. В таком случае можно думать, что Рудольф и Конрад родились ок. 910 г., т.е. брак Рудольфа с Итой (он мог быть и не первым) должен был бы приходиться примерно на промежуток от 930 до 970 г. Очевидно, на то же время (а никак не на период, как минимум, на полстолетия более поздний) падал бы и брачный возраст сестры Иты. Эти оценки можно уточнить благодаря тому, что, во-вторых, известна дата смерти Вельфа II, сына Рудольфа и Иты, -1030 г. Он не мог умереть глубоким стариком, так как его сын, каринтийский герцог Вельф III, скончался в 1055 г. «в юношеском возрасте». Значит, Вельф II родился едва ли много раньше 980 г. Следовательно, с учетом предыдущего, брак Рудольфа и Иты можно было бы датировать временем ок. 970/980 г. Таким образом, даже если, как иногда считают, Рудольф, брат Конрада, и Рудольф, муж Иты, не одно лицо, а отец и сын, датировка брака сестры Иты с «королем ругов», предложенная Баумгартеном, не согласуется с вытекающей из перечисленных данных датой брака Иты» [10].

Утверждение, представляющее собой набор натяжек. Почему Конрад и Рудольф должны были родиться в одно и то же время? А если Рудольф лет на тридцать младше брата? Что, разве это не возможно? Но тогда его брачный возраст будет уже не от 930 до 970, а от 960 до 1000-го. Почему брачный возраст Иты должен совпадать с брачным возрастом Рудольфа? Что, жена не могла быть значительно моложе мужа? После того, как доказано было, что «граф Куно» - это швабский герцог Конрад, который умер в 997 году, вполне можно предположить, что даже Ита родилась году в 960-м (и, соответственно, в брачный возраст вошла после 975-го). Кстати, сам же Назаренко сообщает, что К. Шмид, открывший запись X века в синодике швабского монастыря Райхенау, в которой упоминаются Рудольф, Ита и их дети, датирует этот брак 975/980 годом[11]. А уж относительно третьей сестры… Та вполне могла родиться, как и предполагал Баумгартен, «до 990 года» [12], и, стало быть, выйти замуж именно за Владимира Святославича, поскольку к моменту смерти Анны ей будет лет двадцать с небольшим.

Назаренко считает, что «так как Куно-Конрад был одним из самых видных сторонников императора Отгона II в борьбе против баварско-чешско-польского союза.., то сам выбор невесты для Ярополка указывает на принадлежность последнего к противникам чешского князя Болеслава II, который был наиболее активным союзником мятежного баварского герцога Генриха II Сварливого». По его мнению, «Киев преследовал цель восстановить свой контроль над землями по верхнему течению Западного Буга, в частности, — над Червенскими городами на левобережье последнего, утраченный в середине X в. в результате смуты после убийства киевского князя Игоря. Тогда Червенские города попали в зависимость от Древнечешского государства, владевшего Краковской землей (Малой Польшей). Обладание Червенскими городами давало большие торгово-экономические преимущества, так как Верхнее Побужье было ключевой территорией на стратегическом торговом пути, соединявшем Западную Европу — через Баварскую восточную марку, Прагу, Краков и Киев — с Хазарским каганатом и далее — с арабским Востоком…» [13].

Но почему именно киевский князь должен был бороться за Червенские земли? Ведь они ближе к Древлянской земле! У Киева, по сути, с Червенскими землями в это время даже границы, похоже, нет! Ведь совершенно не факт, что Ярополк владеет Волынью. По крайней мере, Владимир Волынский, как форпост Руси в этом регионе, строится уже Владимиром. К тому же, не факт, что лендзяне, дань с которых брал Игорь[14], были жителями именно Червенских городов. Ведь они сплавляли, по сведениям Константина Багрянородного, однодревки в Киев. А Западный Буг, между прочим, течет не в Днепр, а в Вислу. В Днепр течет Припять, на которой сидят древляне и дреговичи.

А Олег, похоже, с чехами дружит. Так что претендовать на Верхнее Побужье Ярополк мог только после гибели Олега.

Это значит, что в 973 году послы Ярополка не могли ездить в Кведлинбург ради заключения какого-то античешского договора. Тем более что конфликт империи и Болеслава начался только в следующем (974-м) году. Да, Назаренко и сам признает, что «переговоры о союзе между Оттоном II и Ярополком, с одной стороны, и между Олегом, Владимиром и Болеславом Чешским – с другой, должны были происходить не раньше осени 974 г., а скорее всего – в 975 г. или зимой 975-976 гг.» [15]. Стало быть, вопрос о том, какие именно русы было в 973 году в Кведлинбурге, становится бессмысленным. Он никак реально не связан с наличием или отсутствием имперско-киевского и чешско-древлянского договоров.

 

Не чехиня, а ободритка

Причем тут Вышеслав? Да, просто, Назаренко обращает внимание на то, что в летописи матерью его названа «чехиня». Поскольку Вышеслав считается старшим сыном Владимира, а время рождения Изяслава историк вычисляет как «не позднее начала 978 г.» (т.к. он считает датой вокняжения Владимира в Киеве 978-й, опираясь на Память и Похвалу, и к тому же придерживается традиционной версии полоцких событий), он и полагает, что «чешский брак Владимира был заключен самое позднее на рубеже 976-977 гг. или весной 977 г.» [16]. В конечном итоге, историк излагает последовательность событий так:

«Переговоры о союзе между Оттоном II и Ярополком, с одной стороны, и между Олегом, Владимиром и Болеславом Чешским — с другой, должны были происходить не раньше осени 974 г., а скорее всего — в 975 г. или зимой 975-976 гг. (в силу наблюдений над ходом чешско-немецкой войны, изложенных нами в предыдущих работах). На это же время падает чешский брак Владимира. Летом 976 г. Владимиром был захвачен Полоцк, склонявшийся на сторону Киева (вспомним о том, что Рогнеду «в се же время хотяху... вести за Ярополка»), и примерно тогда же Ярополк овладел Овручем — две встречных фазы междоусобного конфликта. Гибель Олега заставила Владимира осенью 976 или весной 977 г. искать помощи «за морем». Летом 977 г. войска киевского князя воевали против Чехии в Побужье. Осенью 977 или весной 978 г. Владимир снова появился в Новгороде, а в июне 978 г. занял и Киев» [17].

Но, если Назаренко утверждает, что летом 976-го Рогнеда собиралась замуж за Ярополка, тогда в это время не могли идти переговоры о женитьбе того же Ярополка на дочери графа Куно! Одно другое исключает.

Относительно начала переговоров Оттона и Ярополка Назаренко (именно что в силу наблюдений над ходом войны) сам писал, что «до поражения летом 976 года Оттон II не считал конфликт с чешским князем достаточно опасны… Поэтому едва ли поиски союзников начались ранее 976 г.» [18]. Так что тут разве что зима 976-го годится.

Тогда, каким путем германские послы попадали в Киев в 976 г. (или русские – в Германию)? Ведь путь через враждебную Чехию и Польшу был закрыт. Оставалась только Венгрия. Позже, кстати, именно через эту страну ездил в Киев Бруно Кверфуртский. В Венгрию, на самом деле, ездил с посольством ферденский епископ Бруно[19]. Дата этой поездки не известна. Можно сказать только, что она была между 971 (в этом году епископ Пильгрим, к которому обращено письмо императора, занял кафедру в Пассау) и 27 апреля 976 года (когда умер Бруно). Стало быть, если Бруно должен был побывать не только в Венгрии, но и в Киеве, он туда, скорее всего, отправился именно зимой 975-976 гг.

А вот относительно чешского брака Владимира… Начнем с того, что утверждение о чешском происхождении матери Вышеслава есть только в ПВЛ. В Сказании о Борисе и Глебе этого нет. А Татищев, к примеру, со ссылкой на Иакимовскую летопись, говорит, что Вышеслав «родился от Оловы, княжны варяжской» [20]. Кто прав?

В пользу «варяжского» (т.е. ободритского, судя по всему) происхождения Вышеслава говорят несколько фактов. Первый: в трактате «Monumenta inedita rerum Germanorum» (Эрнест Хоаким Встфален, 1741 г.), который содержит в себе трактат И.Ф. Хемница «Родословная герцогов Мекленбургских», написанный на меклебургском диалекте по утраченным средневековым источникам, встречаются трое Вышеславов/Виславов - князей венедов и ободритов, от которых вели свои родословные многие германские дома:

- король вандалов Вышеслав/Вислав (477-486), брат Одоакра и отец последнего вандальского и первого ободритского короля Радегаста II;

- король ободритов Вышеслав/Вислав (664-700);

- король ободритов Вышеслав/Вислав, брат Ариберта III (888-934).

В чешском именослове есть, конечно, аналогичное имя – Вячеслав. Притом, в 935 году погиб чешский князь Вячеслав, объявленный позже святым. И у князя Болеслава II, того самого, о котором мы говорили выше, был сын Вацлав. Но, если Владимир назвал сына в честь чешского святого, следовало бы ожидать, что и звался бы он Вацлавом, а не Вышеславом, что все же ближе к ободритскому Виславу.

Летописи говорят, что Владимир, испугавшись нападения Ярополка, бежал «к варягам». Куда? Самый логичный путь – в Вагрию, в Любице, на родину деда (если, конечно, мы принимаем изложенную в предыдущей моей статье версию о любицком происхождении Малуши). А что у нас в это время там году в 977-м? С 966 по 983 год у племенного объединения бодричей (стало быть, очевидно, и у вагров) – мир с немцами. Воевать стало не с кем. Тем более, тогдашний общий ободритский князь Мстивой, как я понимаю, принял крещение. При этом его подданные особо креститься не стремились. Но для сохранения своего язычества самым легким был путь в наемники, за границу.

Так что беглец из Новгорода должен был встретить там теплый прием. Тем более, если в нем течет вагрская княжеская кровь. Ну, и если он успел из Новгорода захватить какие-никакие богатства. Навербовать здесь удальцов – нечего делать. В том числе, не только ободритов, но и датчан. Среди тех и других полно язычников, все любят и умеют воевать.

Тогда, почему нужно сомневаться, что в Вагрии он мог и жениться? Получается, что за «варяжское» (в данном случае, вагрское, поскольку, совершенно не зависимо от происхождения слова «варяг», очевидно: на Руси этим словом объединяли всех выходцев с побережья Балтики) происхождение Вышеслава говорит больше данных, чем за «чешское»!

 

Обретение предка

Между прочим, в Вагрии же Владимир вполне мог «подхватить» предание о Рюрике.

Дело в том, что во второй половине IX века в этих краях активно действует так называемый Рорик Фризский. Будучи по происхождению братом (во франкских хрониках того времени так, хотя историки часто пытаются сделать его племянником) изгнанного датского короля Харальда Клака, он получает от франкских королей лен в Фрисландии, и пытается бороться за датский престол. Считается, что первый раз он засветился в Ксантенских анналах под 845 годом: «В том же году во многих местах язычники наступали на христиан, но из них было сражено фризами более 12 тысяч... В то время, когда это произошло, король Людовик, собрав большое войско, отправился в поход против вендов (прим. - в Ксантенских анналах так обозначены ободриты). Когда язычники узнали об этом, они, со своей стороны, отправили в Саксонию послов, и преподнесли ему дары и передали ему заложников и просили о мире. После же этого на разбойников нашла чудовищная смерть, при этом также и вожак нечестивцев, по имени Регинхери, который грабил христиан и святые места, умер, пораженный Господом. Тогда их король по имени Рорик вместе со всем народом язычников в течение 40 дней воздерживался от мяса и медового напитка, и смерть отступила, и они отпустили в родные края всех пленных христиан, которых имели» [21].

При этом одним годом ранее там же упомянут Гостомысл: «В том же году король Людовик выступил с войском против вендов. И там погиб один из их королей по имени Гостимусл, остальные же пришли к нему и принесли клятву верности» [22].

Из этого почему-то часто делают вывод, что Рорик стал преемником Гостомысла, вождем ободритов. Хотя вывод этот не следует даже из приведенных текстов, поскольку в них ободриты наименованы венедами, а язычники - это кто-то другой.

Обращение к иным анналам того же времени позволяет это подтвердить, и даже опровергнуть версию, что здесь упоминается именно Рорик Фризский. Бертинские анналы сообщают: «Орик, король норманнов отправил шестьдесят кораблей по реке Альбе в Германию против Людовика; когда саксы повстречавшись с теми пиратами, завязали сражение, они с божьей помощью стали победителями: уйдя оттуда, они нападают на какой-то город славян и захватывают его. Норманны, вновь пройдя на лодках по Секване, опять возвращаются в моря, грабят, опустошают, а также жгут огнём все приморские области. Но беспристрастие божественной справедливости весьма оскорбленное нашими грешными людьми допускает, чтобы земли и королевства христиан истощались ими столь сильно, что в конце концов даже язычники своей стремительностью или же необузданностью очень долго и безнаказанно не гневили всемогущего господа, когда из некоего монастыря, называемого Ситдиу, когда он был ограблен и подожжен, они ушли на нагруженных кораблях, в соответствии с божественным знаком то они были настолько ослеплены помрачением и поражены безумием, что спаслись лишь те немногие, которые были направлены всемогущим богом по другому пути. Оттуда, как стало известно, их король Орик по своей воле отправил послов ради мира к Людовику, королю германцев, готовый освободить пленных и вернуть драгоценности в обмен на его людей» [23].

Так что мы видим, что под Рориком Ксантенских анналов скрывается датский корол Хорик I, прекрасно известный анналистам.

Реально же Рорик Фризский первый раз фигурирует в анналах под 850 годом. Наиболее подробный рассказ - в Фульдских анналах: «Рорих из народа норманнов во времена императора Хлудовика в качестве лена получил вместе со своим братом Гериольдом поселением Дорестад. После смерти императора Хлудовика, при Хлотаре, который наследовал правление своего отца, по ложному обвинению, если верить слухам, Рориха уличили в измене, задержали и посадили под стражу. Когда умер его брат, он бежал оттуда и присягнул королю восточных франков Хлудовику. После того, как он прожил там несколько лет среди саксонцев, с которыми соседствовали норманны, он собрал значительный отряд данов и стал заниматься с ними морским разбоем, разоряя местности в государстве Хлотаря, расположенные на северном побережье океана. Пройдя через устья Рена (Рейн) он добрался до Дорестада. А поскольку князь Хлотарь не мог изгнать его без опасности для своих владений, то по совету сената и через посредство посланников он согласился восстановить Рориха в прежних правах при условии, что он будет тщательно заниматься налогами и всем остальным, относящимся к королевской казне, а также противодействовать пиратским набегам данов» [24].

Это сообщение дополнительно свидетельствует, что в 845 г. Рорик не мог еще никуда нападать. Лен от Лотаря I он получил не ранее 841 г., т.к. в этом же году Лотарь дал лен Харальду: «Хериольду, который, чтобы нанести ущерб его отцу, вместе с другими приморскими жителями данов причинял ему большие неудобства, он (прим. - Лотарь) отдал в бенефиций Гвалакрас и другие соседние поселения в качестве вознаграждения» [25]. Через какое-то время после пожалования лена Рорик арестован. Сколько он сидит в плену у Лотаря, мы не знаем, т.к. определить дату смерти Харальда не удается, но до 845 года Фризию никто не грабит. Зато с этого времени до 850 г. –регулярно. Причем, утверждается, что Рорик в этом принимает самое непосредственное участие, а перед этим он бежал к Людовику Немецкому и там «прожил несколько лет среди саксонцев, с которыми соседствовали норманны» [26].

Достаточно логично получается, что Рорик бежит от Лотаря после смерти Харальда в 844 или 845 году, лет пять живет у Людовига и после этого нападает на Дорестад в 850 г.

Этот же Рорик (которого, кстати, анналисты королем не именуют, в отличие от Рорика 845 года) в 857 г. « с согласия своего господина, короля Хлотаря (прим. - Лотаря II), повел флотилию в область данов, и по соглашению с королем данов Хориком (прим - Хориком II) взял во владение вместе со своими товарищами часть земли, находящейся между морем и Эгидора (прим. - река Айдер) » [27]. Но в 863 г. он снова во Фризии, т.к. анналы Утрехта сообщают: «В том же году Хингмар, архиепископ Реймса, напомнил Хунгеру, что норманн Рорик может помочь графу Фландрии Балдуину, похитившему красавицу Юдит, дочь Карла Лысого. Новообращенному Рюрику придется также выплатить компенсацию за некоторые набеги викингов» [28].

Дальше этого Рорика изгоняют из Фризии, но еще, по крайней мере, до 873 г. он продолжает действовать на просторах прежней Франкской империи.

Как мы понимаем, Владимиру нужно, как бы теперь сказали, укреплять свой имидж. А для этого первейшее дело – «нахождение» знаменитого предка. Почему бы вагрскому князю Малко не быть потомком Рорика? Ведь Рорик - вполне свой для жителей тех мест: и для данов, и, возможно, для вагров. Вагры, между прочим, были восточными соседями Рорика, когда он правил землей по Айдеру. В принципе, приемлем он и для новгородцев, имевших тесные связи как с Данией (что хорошо показывает археология), так и с ободритскими землями. Опять-таки, независимо от того, успел ли Рорик побывать на новгородских землях, или нет.

Так что, Владимир мог быть, а мог не быть потомком Рорика, однако трудно не заметить, что во втором случае ему вполне легко было «присвоить» себе принадлежность к роду Рюриковичей. А потом, когда наш герой воссел на Киевском столе (а еще вероятнее - при его потомках), протянуть линию к Рюрику уже не по материнской. А по отцовской ветви. Опять-таки, понятно, что это гипотеза. Но что в древней истории – не гипотеза?


[1] Никитин А.Л. Текстология русских летописей XI – начала XIV вв.. кн. 1, М., 2006, стр. 165

[2] Там же, стр. 111

[3] Бугославский С.А. Текстология Древней Руси, т. II, стр. 530-532

[4] Древняя Русь в свете зарубежных источников, т. IV, стр. 116-117

[5] Королев А.С. Загадки первых русских князей, стр. 170

[6] Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях, стр. 369

[7] Немецкие анналы и хроники X-XI столетий, стр. 105

[8] Древняя Русь в свете зарубежных источников, т. IV, стр. 190

[9] «Там же находились мачеха названного короля, его жена и 9 сестер, из которых одну, уже давно им желанную, старый развратник Болеслав, забыв о своей супруге, незаконно увел с собой», Титмар Мерзебургский, Хроника, стр. 177

[10] Древнейшие государства Восточной Европы 1991, стр. 105-106

[11] Там же, стр. 108

[12] Там же, стр. 105

[13] Древнейшие государства Восточной Европы 1991, стр. 363

[14] «Славяне же, их пактиоты, а именно: кривитеины, лендзанины и прочие Славинии – рубят в своих горах моноксилы…», Бибиков М.В. Byzantinorossica, т. II, М., 2009, стр 212

[15] Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях, стр. 371

[16] Там же, стр. 368

[17] Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях, стр. 371

[18] Древнейшие государства Восточной Европы 1991, стр. 115-116

[19] Бруно едет в Венгрию, «чтобы тамошний король как можно скорее поддержал наши планы», Там же, стр. 129, прим. 133

[20] Татищев В.И. История Российская, т. I, стр. 60

[21] https://krotov.info/acts/09/2/ksanten.html

[22] Там же

[23] https://www.vostlit.info/Texts/rus14/Annales_Bertiani/text2.phtml

[24] https://www.vostlit.info/Texts/rus17/Ann_Fuld/frametext1.htm

[25] https://www.vostlit.info/Texts/rus14/Annales_Bertiani/text2.phtml

[26] https://www.vostlit.info/Texts/rus17/Ann_Fuld/frametext1.htm

[27] Там же

[28] Алексашин С.С. Хроника Рорика Фрисландского и Рюрика Новгородского/Скандинавские чтения 2010 года: этнографические и культурно-исторические аспекты, М., 2012, стр. 50



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: