Кодекс Украины об административных нарушениях




 

Раздел I. Общие положения
Глава 1
Общие положения

Статья 1. Задачи Кодекса Украины об административных правонарушениях


Задачей Кодекса Украины об административных правонарушениях является охрана прав и свобод граждан, собственности, конституционного строя Украины, прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций, установленного правопорядка, укрепление законности, предупреждение правонарушений, воспитание граждан в духе точного и неуклонного соблюдения Конституции и законов Украины, уважения к правам, чести и достоинства других граждан, к правилам общежития, добросовестного выполнения своих обязанностей, ответственности перед обществом.

{Статья 1 в редакции Закона N 2342-III от 05.04.2001}

Статья 2. Законодательство Украины об административных правонарушениях


Законодательство Украины об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и других законов Украины.

Законы Украины об административных правонарушениях до включения их в установленном порядке в настоящий Кодекс применяются непосредственно.

Положения настоящего Кодекса распространяются и на административные правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена законами, еще не включенными в Кодекс.

Вопрос об административной ответственности за нарушение таможенных правил регулируются Таможенным кодексом Украины ".

{Статья 2 в редакции Закона N 2415-III от 17.05.2001}

 

Статью 3 исключен на основании Закона N 2342-III от 05.04.2001

Статью 4 исключен на основании Закона N 2342-III от 05.04.2001

Статья 5. Полномочия местных советов по принятию решений, за нарушение которых предусматривается административная ответственность

 

Сельские, поселковые, городские, областные советы имеют право принимать в пределах, определяемых законами, решения по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями, предусматривающие за их нарушение административную ответственность, а также решения по вопросам борьбы с эпизоотиями, за нарушение которых ответственность установлена статьей 107 настоящего Кодекса.

Сельские, поселковые, городские советы устанавливают в соответствии с законодательством правила, за нарушение которых административная ответственность предусмотрена статьями 152, 159 и 182 настоящего Кодекса.

{Статья 5 в редакции Закона N 2342-III от 05.04.2001}

 

Статья 6. Предотвращение административных правонарушений


Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, общественные организации, трудовые коллективы разрабатывают и осуществляют мероприятия по предупреждению административных правонарушений, выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению, на воспитание граждан в духе высокой сознательности и дисциплины, строгого соблюдения законов Украины.

Органы местного самоуправления, местные государственные администрации, обеспечивая согласно Конституции Украины соблюдение законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан, координируют на своей территории работу всех государственных и общественных органов по предупреждению административных правонарушений, руководят деятельностью административных комиссий и других подотчетных им органов, призванных вести борьбу с административными правонарушениями.

{Статья 6 с изменениями, внесенными согласно Законам N от 15.11.94, N 2342-III от 05.04.2001}

Статья 7. Обеспечение законности при применении мер воздействия за административные правонарушения

 

Никто не может быть подвергнут мере воздействия в связи с административным правонарушением иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

 

Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется на основе строгого соблюдения законности.

 

Применение уполномоченными на то органами и должностными лицами мер административного воздействия производится в пределах их компетенции, в точном соответствии с законом.

 

Соблюдение требований закона при применении мер воздействия за административные правонарушения обеспечивается систематическим контролем со стороны вышестоящих органов и должностных лиц, правом обжалования, другими установленными законом способами.

 

Прокурор осуществляет надзор за соблюдением законов при применении мер воздействия за административные правонарушения путем реализации полномочий по надзору за соблюдением законов при применении мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан.

 

Статья 8. Действие закона об ответственности за административные правонарушения


Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действующего во время и по месту совершения правонарушения.

Законы, которые смягчают или отменяют ответственность за административные правонарушения, имеют обратную силу, т.е. распространяются и на правонарушения, совершенные до издания этих законов. Законы, устанавливающие или усиливающие ответственность за административные правонарушения, обратной силы не имеют.

Производство по делам об административных правонарушениях ведется на основании закона, действующего во время и по месту рассмотрения дела о правонарушении.

{Статья 8 с изменениями, внесенными Законом N 2342-III от 05.04.2001}

Раздел II. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
I. Общая часть Глава 2
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Статья 9. Понятие административного правонарушения

 

Административным правонарушением (проступком) признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления и за которое законом предусмотрена административная ответственность.

Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные настоящим Кодексом, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут в соответствии с законом уголовной ответственности.

{Статья 9 с изменениями, внесенными Законом N 2342-III от 05.04.2001}

 

Статья 10. Совершение административного правонарушения умышленно


Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.

Статья 11. Совершение административного правонарушения по неосторожности


Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Статья 12. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность


Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста.

Статья 13. Ответственность несовершеннолетних

 

К лицам в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры воздействия, предусмотренные статьей 24-1 настоящего Кодекса.

В случае совершения лицами в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет административных правонарушений, предусмотренных статьями 44, 51, 121-127, частями первой, второй и третьей статьи 130, статьей 139, частью второй статьи 156, статьями 173, 174, 183-1, 185, 190-195 настоящего Кодекса, они подлежат административной ответственности на общих основаниях. С учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя к указанным лицам (за исключением лиц, совершивших правонарушения, предусмотренные статьей 185) могут быть применены меры воздействия, предусмотренные статьей 24-1 настоящего Кодекса.

 

Статья 14. Ответственность должностных лиц


Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности.

{Положения статьи 14-1 утратившими силу как имеющие неконституционными, на основании Решения Конституционного Суда N 23-рп/2010 от 22.12.2010}

Статья 14-1. Ответственность владельцев (совладельцев) транспортных средств


К административной ответственности за правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото-и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото-и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (совладельцы) транспортных средств.

При наличии обстоятельств, свидетельствующих о совершении нарушения, предусмотренного частью первой настоящей статьи, другим лицом, собственник (совладелец) транспортного средства может в течение десяти дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа сообщить о соответствующих обстоятельствах (транспортное средство находилось во владении или пользовании другого лица, выбыло из его владения вследствие противоправных действий других лиц и т.п.) орган (должностное лицо), вынесший постановление о наложении административного взыскания. На период выяснения и проверки этих обстоятельств исполнение постановления о наложении административного взыскания приостанавливается до момента установления лица, совершившего это правонарушение.

{Кодекс дополнен статьей 14-1 согласно Закону N 586-VI от 24.09.2008}

Статья 14-2. Ответственность за административные правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированные в автоматическом режиме

 

Административной ответственности за правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированные в автоматическом режиме (с помощью технических средств, позволяющих осуществлять фотосъемку или видеозапись и функционируют в соответствии с законодательством о защите информации в информационно-телекоммуникационных системах), несут юридические и физические лица, за которыми зарегистрировано транспортное средство.

 

В случае если транспортное средство зарегистрировано за пределами территории Украины и такое транспортное средство в соответствии с законодательством не подлежит государственной регистрации в Украине, к административной ответственности за правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированные в автоматическом режиме, привлекается лицо, ввезла такое транспортное средство на территорию Украины.

 

Физическое лицо, по которому зарегистрировано транспортное средство или которая ввезла транспортное средство на территорию Украины, освобождается от ответственности за административные правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированные в автоматическом режиме, если транспортное средство, его номерной знак выбыли из владения собственника вследствие противоправных действий других человек, или на момент совершения правонарушения таким транспортным средством управляла другое лицо.

 

Юридическое лицо, по которому зарегистрировано транспортное средство или которая ввезла транспортное средство на территорию Украины, освобождается от ответственности за административные правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированные в автоматическом режиме, если транспортное средство, его номерной знак выбыли из владения собственника вследствие противоправных действий других человек.

 

В случае если право владения и пользования транспортным средством было передано другому лицу по договору найма (аренды), лизинга, проката или иной основании в соответствии с законом или договором, административную ответственность за правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированные в автоматическом режиме, несет лицо, которая владеет и пользуется таким транспортным средством.

 

Статья 15. Ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, за совершение административных правонарушений

 

Военнослужащие, военнообязанные и резервисты во время прохождения сборов, а также лица рядового и начальствующего составов Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, службы гражданской защиты и Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, полицейские несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. За нарушение правил, норм и стандартов, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения, санитарных норм, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил, совершение правонарушений, связанных с коррупцией, нарушение тишины в общественных местах, неправомерное использование государственного имущества, незаконное хранение специальных технических средств негласного получения информации, непринятие мер по частному определению суда, уклонение от выполнения законных требований прокурора, нарушения законодательства о государственной тайне, нарушит ния порядка учета, хранения и использования документов и других материальных носителей информации, содержащих служебную информацию, эти лица несут административную ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не может быть применено общественные работы, исправительные работы и административный арест.

Другие, кроме указанных в части первой настоящей статьи, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, в случаях, прямо предусмотренных ими, несут за совершение административных правонарушений дисциплинарную ответственность, а в других случаях - административную ответственность на общих основаниях.

При нарушении правил дорожного движения водителями транспортных средств Вооруженных Сил Украины или других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований и Государственной специальной службы транспорта - военнослужащими срочной службы, а также совершении ими военных административных правонарушений, предусмотренных главой 13-Б настоящего Кодекса, штраф как административное взыскание к ним не применяется. В случаях, указанных в этой статье, органы (должностные лица), которым предоставлено право налагать административные взыскания, передают материалы о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.

За совершение военных административных правонарушений военнослужащие, а также военнообязанные и резервисты во время прохождения сборов несут ответственность, предусмотренную главой 13-Б настоящего Кодекса, при условии, если эти правонарушения не влекут за собой уголовную ответственность.

 

Статья 16. Ответственность иностранцев и лиц без гражданства


Иностранцы и лица без гражданства, находящихся на территории Украины, подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами Украины. Вопрос об ответственности за административные правонарушения, совершенные на территории Украины иностранцами, которые согласно действующим законам и международным договорам Украины пользуются иммунитетом от административной юрисдикции Украины, решаются дипломатическим путем.

{Статья 16 в редакции Закона N 2342-III от 05.04.2001}

Статья 17. Обстоятельства, исключающие административную ответственность


Лицо, действовавшее в состоянии крайней необходимости, необходимой обороны или которая была в состоянии невменяемости, не подлежит административной ответственности.

Статья 18. Крайняя необходимость


Не является административным правонарушением действие, хотя и предусмотрена настоящим Кодексом или другими законами, устанавливающими ответственность за административные правонарушения, но совершенное в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, собственности, правам и свободам граждан, установленному порядка управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

{Статья 18 с изменениями, внесенными Законом N 2342-III от 05.04.2001}

Статья 19. Необходимая оборона


Не является административным правонарушением действие, хотя и предусмотрена настоящим Кодексом или другими законами, устанавливающими ответственность за административные правонарушения, но совершенное в состоянии необходимой обороны, то есть при защите государственного или общественного порядка, собственности, прав и свобод граждан, установленного порядка управления от противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.

Превышением пределов необходимой обороны признается явное несоответствие защиты характеру и общественной вредности посягательства.

{Статья 19 с изменениями, внесенными Законом N 2342-III от 05.04.2001}

Статья 20. Невменяемость


Не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать свои действия или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния.

Статья 21. Передача материалов об административном правонарушении на рассмотрение общественной организации или трудового коллектива

 

Лицо, совершившее административное правонарушение, кроме должностного лица, освобождается от административной ответственности с передачей материалов на рассмотрение общественной организации или трудового коллектива, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя к нему целесообразно применить меру общественного воздействия.

 

О мерах общественного воздействия, примененных к лицам, совершившим правонарушения, предусмотренные статьей 51, частью первой статьи 129, частями первой и второй статьи 130, статьями 156, 173, 176, 177, 178-180 настоящего Кодекса, собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган или общественная организация должны не позднее чем в десятидневный срок со дня получения материалов уведомить орган (должностное лицо), который прислал материалы.

 

Статья 22. Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности правонарушения


При малозначительности совершенного административного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Глава 3
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЗЫСКАНИЕ

Статья 23. Цель административного взыскания


Административное взыскание является мерой ответственности и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов Украины, уважения к правилам общежития, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

{Статья 23 с изменениями, внесенными Законом N 2342-III от 05.04.2001}

Статья 24. Виды административных взысканий

 

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:

1) предупреждение;

2) штраф;

2-1) штрафные баллы;

3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

4) конфискация: предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; денег, полученных вследствие совершения административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты);

лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

5-1) общественные работы;

6) исправительные работы;

6-1) общественно полезные работы;

7) административный арест;

8) арест с содержанием на гауптвахте.

Законами Украины могут быть установлены и другие, кроме указанных в настоящей статье, виды административных взысканий.

Законами Украины может быть предусмотрено административное выдворение за пределы Украины иностранцев и лиц без гражданства за совершение административных правонарушений, грубо нарушающих правопорядок.

 

Статья 24-1. Меры воздействия, применяемые к несовершеннолетним


За совершение административных правонарушений к несовершеннолетним в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет могут быть применены следующие меры воздействия:

1) обязательство публично или в иной форме попросить прощения у потерпевшего;

2) предупреждение;

3) выговор или строгий выговор;

4) передача несовершеннолетнего под надзор родителям или лицам, их заменяющих, или под надзор педагогическому или трудовому коллективу с их согласия, а также отдельным гражданам по их просьбе.

{Кодекс дополнен статьей 24-1 согласно Закону N от 15.11.94}

Статья 25. Основные и дополнительные административные взыскания

 

Возмездное изъятие, конфискация предметов и лишение права управления транспортными средствами могут применяться как основные, так и дополнительные административные взыскания; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - только как дополнительное; другие административные взыскания, указанные в части первой статьи 24 настоящего Кодекса, могут применяться только в качестве основных.

 

За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание.

 

Статья 26. Предупреждение


Предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме. В предусмотренных законом случаях предупреждение оформляется иным установленным способом.

{Статья 26 с изменениями, внесенными Законом N 2342-III от 05.04.2001}

Статья 27. Штраф

 

Штраф является денежным взысканием, налагаемым на граждан, должностных и юридических лиц за административные правонарушения в случаях и размере, установленных этим Кодексом и другими законами Украины.

 

Штраф за правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированные в автоматическом режиме, может быть наложен на гражданина после использования им баллов, предусмотренных статьей 27-1 настоящего Кодекса.

 

Статья 27-1. Штрафные баллы

 

Штрафные баллы является взысканием, налагаемым на граждан за правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированные в автоматическом режиме, установленные настоящим Кодексом.

 

Каждому гражданину, имеющему право управления транспортным средством, ежегодно с начала года (со дня получения права управления транспортным средством) и до конца года насчитывается 150 баллов.

 

В случае фиксации правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в автоматическом режиме от общего количества баллов гражданина, совершившего правонарушение, рассчитывается количество штрафных баллов, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса.

 

В случае если размер взыскания в виде штрафных баллов превышает остаток баллов гражданина, штрафные баллы налагаются в соответствии с остатка независимо от размера штрафных баллов, указанных в соответствующей статье Особенной части настоящего Кодекса.

 

Статья 28. Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения


Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии по решению суда и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.

Порядок применения возмездного изъятия и виды предметов, подлежащих изъятию, устанавливаются настоящим Кодексом и другими законами Украины.

{Статья 28 с изменениями, внесенными Законом N 2342-III от 05.04.2001}

Статья 29. Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения


Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства по решению суда. Конфискован может быть лишь предмет, находящийся в частной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законами Украины.

Конфискация огнестрельного оружия, других орудий охоты и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Порядок применения конфискации, перечень предметов, не подлежащих конфискации, устанавливаются настоящим Кодексом и другими законами Украины.

{Статья 29 с изменениями, внесенными Указом ПВР N от 03.04.86, Закону N 2342-III от 05.04.2001}

Статья 30. Лишение специального права, предоставленного данному гражданину, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

 

Лишение предоставленного данному гражданину права охоты применяется на срок до трех лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом.

 

Лишение предоставленного данному гражданину права управления транспортными средствами применяется на срок до трех лет за грубое или повторное нарушение порядка пользования этим правом или на срок до десяти лет за систематическое нарушение порядка пользования этим правом.

 

Лишение права управления средствами транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих их внимание и скорость реакции, а также в случае невыполнения требования полицейского об остановке транспортного средства, оставление в нарушение требований установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они являются, уклонения от осмотра на наличие алкогольной м, наркотического или другого опьянения или относительно пребывания под воздействием лекарственных препаратов, снижающих их внимание и скорость реакции.

 

Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

 

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначается судом на срок от шести месяцев до одного года, независимо от того, предусмотрено ли оно в санкции статьи (санкции части статьи) Особенной части настоящего Кодекса, когда с учетом характера правонарушения, совершенного по должности, лица, совершившего административное правонарушение, и других обстоятельств дела суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

 

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначается судом сроком на один год, когда его специально предусмотрено в санкции статьи (санкции части статьи) Особенной части настоящего Кодекса.

 

Статья 30-1. Общественные работы


Общественные работы заключаются в выполнении лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяют органы местного самоуправления.

Общественные работы назначаются районным, районным в городе, городским или районным судом (судьей) на срок от двадцати до шестидесяти часов и отбываются не свыше четырех часов в день.

Общественные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам старше 55 лет и мужчинам старше 60 лет.

{Кодекс дополнен статьей 30-1 согласно Закону N 586-VI от 24.09.2008}

Статья 31. Исправительные работы


Исправительные работы применяются на срок до двух месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы лица, совершившего административное правонарушение, и с удержанием до двадцати процентов его заработка в доход государства. Исправительные работы назначаются районным, районным в городе, городским или районным судом (судьей).

{Статья 31 с изменениями, внесенными Законом N 2342-III от 05.04.2001}

Статья 31-1. Общественно полезные работы

 

Общественно полезные работы заключаются в выполнении лицом, совершившим административное правонарушение, оплачиваемых работ, вид которых и перечень объектов, на которых нарушители должны выполнять эти работы, определяет соответствующий орган местного самоуправления.

Общественно полезные работы назначаются районным, районным в городе, городским или районным судом (судьей) на срок от ста двадцати до трехсот шестидесяти часов и выполняются не более восьми часов, а несовершеннолетними - не более двух часов в день.

Общественно полезные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами I или II группы, беременным женщинам, женщинам старше 55 лет и мужчинам старше 60 лет.

 

Статья 32. Административный арест


Административный арест устанавливается и применяется лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до пятнадцати суток. Административный арест назначается районным, районным в городе, городским или районным судом (судьей).

Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до двенадцати лет, к лицам, не достигшим восемнадцати лет, к инвалидам первой и второй групп.

{Статья 32 с изменениями, внесенными Законом N 2342-III от 05.04.2001}

Статья 32-1. Арест с содержанием на гауптвахте

 

Арест с содержанием на гауптвахте устанавливается и применяется только в исключительных случаях за отдельные виды военных административных правонарушений на срок до десяти суток. Арест с содержанием на гауптвахте назначается районным, районным в городе, городским или районным судом (судьей).

 

Арест с содержанием на гауптвахте не может применяться к военнослужащим-женщинам.

 

Глава 4
НАЛОЖЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ

Статья 33. Общие правила наложения взыскания за административное правонарушение

 

Взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, установленных настоящим Кодексом и другими законами Украины.

 

При наложении взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, кроме случаев наложения взыскания за правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе зафиксированном в автоматическом режиме.

 

Статья 34. Обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение


Обстоятельствами, смягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:

1) чистосердечное раскаяние виновного;

2) предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;

3) совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения или при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

4) совершение правонарушения несовершеннолетним;

5) совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года.

Законами Украины могут быть предусмотрены и иные обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение. Орган (должностное лицо), решающий дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в законе.

{Статья 34 с изменениями, внесенными Законом N 2342-III от 05.04.2001}

Статья 35. Обстоятельства, отягчающие ответственность за административное правонарушение

 

Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:

 

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

 

2) повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; совершение правонарушения лицом, ранее совершившим уголовное преступление;

 

3) вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

 

4) совершение правонарушения группой лиц;

 

5) совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

 

6) совершение правонарушения в состоянии опьянения. Орган (должностное лицо), накладывает административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим.

 

Статья 36. Наложении административных взысканий при совершении нескольких административных правонарушений


При совершении одним лицом двух и более административных правонарушений административное взыскание налагается за каждое правонарушение отдельно.

Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное правонарушение из числа совершенных. К основному взысканию в этом случае может быть присоединено одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений.

Статья 37. Исчисление сроков административного взыскания


Срок административного ареста исчисляется сутками, исправительных работ - месяцами или днями, лишение специального права - годами, месяцами или днями.

Статья 38. Сроки наложения административного взыскания

 

Административное взыскание может быть наложено не позднее чем через два месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - не позднее чем через два месяца со дня его обнаружения, за исключением случаев, когда дела об административных правонарушениях в соответствии с настоящим Кодексом подведомственны суду (судье).

Если дела об административных правонарушениях в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами подведомственны суду (судье), взыскание может быть наложено не позднее чем через три месяца со дня совершения правон



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: