Количественные и качественные методы социологического исследования




Объектом социологическогоисследования выступает фрагмент действительности (деятельность социальных групп, предприятий, процессы, события), заключающий источник противоречия, вызывающего проявление проблемной ситуации.

Предметомсоциологического исследования выступают наиболее значимые теоретические и практические свойства, признаки исследуемого объекта, выражающие суть выявленного социального противоречия. Предмет исследования составляет сторона объекта, наиболее значимая с точки зрения интересов исследования.

Так, при исследовании миграционных процессов, объектом исследования выступает население различных территориальных единиц (поселков, городов, регионов), тогда как предметами возможных исследований могут быть трудовая и экологическая миграция, маятниковые перемещения, структура и динамика миграционных потоков и пр. Правильно сформулированный предмет исследования способствует глубокому проникновению в суть проблемной ситуации, отбору адекватных методологических инструментов.

Содержания объекта и предмета социологического исследования могут и совпадать, если исследователь ставит задачу познания всей совокупности связей, характеризующих исследуемую реальность.

Методом социологического исследованияназывается совокупность правил и процедур, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями.

Социолог подбирает нужный метод для изучения своей проблемы, но не подгоняет проблему под метод.

Существует несколько классификаций социологических методов, например, деление на опросные (анкетирование, интервью, экспертный опрос, маркетинговое исследование) и неопросные (наблюдение, анализ документов, эксперимент).

Мы же рассмотрим другое деление – на количественные и качественные методы.

К количественным методам принято относить:

1. Опрос, о котором будет рассказано ниже.

2. Метод анализа документов, который дает возможность получить сведения о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно. Изучение документов позволяет выявить направленность, тенденции и динамику их развития, информация, полученная таким способом, носит объективный характер.

В социологии различают два вида анализа документов: традиционный и контент-анализ (формализованный анализ документов). У истоков последнего стояли американский социолог и политолог Г. Лассуэл и французский журналист Ж. Кайзер.

В конце ХIХ – начале ХХ в. в США появились первые количественные исследования нью-йоркской прессы, целью которых было продемонстрировать «пожелтение» прессы и падение нравов в обществе.

Наиболее известным эпизодом в истории контент-анализа стало предсказание британскими аналитиками времени использования Германией крылатых ракет «Фау-1» и баллистических ракет «Фау-2» против Великобритании, сделанное на основе анализа германских пропагандистских кампаний1.

Контент-анализ представляет собой метод формализованного анализа текстов путем выделения или анализа смысловых единиц (слово, образ, абзац). В связи с этим выделяют единицы анализа, т.е. понятия, слова, темы, содержащиеся в тексте, названия, имена, общественные события и др., и единицы счета. Под последними подразумевают частоту упоминания в тексте единицы анализа. Под текстом в контент-анализе понимают не только записи на бумажном носителе, но и эфирное время теле- и радиостанций, произведения искусства, фильмы.

Контент-анализ позволяет обнаружить в тексте то, что ускользает от исследователя при его традиционном изучении. Он направлен на изучение больших информационных массивов, раскрывает не одномоментные срезы, а динамику явлений и процессов. С помощью контент-анализа можно сделать выводы о функциональной особенности материала (направленность, оперативность информации). Это качественно-количественная разновидность контент-анализа. Сумма площадей газеты или количество эфирного времени, частота упоминания той или иной единицы анализа показывает значимость информации. Если обращать внимание на эти критерии, то мы имеем дело с количественной разновидностью данного метода. В настоящее время контент-анализ широко распространен в теории массовой коммуникации, политологии и социологии.

 

Все методы сбора информации в социологических исследованиях можно разделить на две большие группы: количественные (классические) и качественные.

Некоторые методы имеют свои разновидности как в количественном, так и в качественном подходе.

К числу количественных методов сбора социологической информации относятся, в первую очередь:

1. - опросные методы;

2. - анализ документов;

3. - наблюдение;

4. - социологический эксперимент.

Термин «количественный подход» в социологическом исследовании подчеркивает специфику его формы – прежде всего математической формы представления знания.

Результаты количественных исследований представляются, как правило, в виде шкал, таблиц, гистограмм, а их содержание выражается в процентах и коэффициентах.

В фокусе количественных исследований – общественные структуры, как надындивидуальные объективные образования, детерминирующие жизнь людей.

В качестве объекта социологического анализа здесь выступают определенные социальные общности (группы), выбранные социологом в соответствии с целями и задачами исследования.

Всплеск интереса к количественной методологии отмечен в 1920-е гг. Он был связан с проведением т.н. "соломенных опросов" - опросов аудитории газет и журналов, которые приобрели в США огромную популярность. Только в ходе президентских выборов 1928 г. было проведено 85 "соломенных опросов". Хотя в центре внимания находились выборы, собирались сведения о самых разных сторонах жизни американцев.

Еще во время первой мировой войны была поднята проблема об участии США в боевых действиях. Конгрессмен Э. Лэндин разослал своим избирателям 54 тыс. бюллетеней и, получив 8800 ответов, установил, что 90% - против вступления страны в войну. Впоследствии появились невиданные вопросы: "Живете ли вы лучше или хуже, чем в прошлом году?", "Простужались ли вы зимой?", "Каковы причины того, что многие супруги не заводят детей?".

Одна из основных задач количественного социологического исследования — в сочетании с теоретическим анализом — состоит в определении причин и следствий. Ученые отдают много времени попыткам выявить, каким образом одно явление соотносится и взаимосвязано с другим явлением. Для этого они пользуются переменными.

Переменная – признак исследуемого объекта, который может принимать различные значения (пол, возраст, доход, профессия, статус и т.д.).

Независимая переменная - та, которая оказывает влияние на остальные переменные;

- переменная, на которую оказывается воздействие, является зависимой.

Например, если нас интересует влияние дохода на стиль жизни, то доход становится независимой переменной.

То, что две переменные изменяются сообща, еще вовсе не свидетельствует о наличии между ними причинно-следственной связи.

В США, например, коли­чество заключаемых браков снижается до минимальной цифры в январе, — в том месяце, на который приходится наибольшая смертность среди населения.

Из это­го вряд ли следует, что люди умирают, потому что им не удается вступить в брак (или не женятся, потому что умирают). В действительности все зависит от пло­хой январской погоды на территории большей части страны (и, может быть, от послепраздничной хандры), — именно в этом причина и малого числа браков, и высокого числа смертей.

Справедливо и обратное: в более теплые и солнечные летние месяцы отмечаются наивысшая частота браков и наименьшая смертность. Поэтому исследователи должны посмотреть вглубь, чтобы найти концы причин и следствий.

Количественные социологические исследования подразделяются на фундаментальные и прикладные.

Цель фундаментального исследования — развитие и со­вершенствование самой науки, т.е. получение нового на­учного знания, а цель прикладного исследования — реше­ние конкретной социальной проблемы.

Таким образом, если фундаментальное исследование позволяет открыть законы того или иного явления, то прикладное — выработать конкретные способы преобразования социальной ситуации.

Получаемые в ходе фунда­ментального исследования знания об обществе имеют чисто научный, или академический, интерес, а прикладные исследования обычно носят прагматический характер.

Результаты фундаментальных исследований адресованы научному сообществу, а прикладных – конкретному заказчику, который с их помощью предполагает решить конкретную проблему.

Прикладные исследования проводятся по запросам руководства и касаются проблем, требующих последователь­ных, часто долгосрочных управленческих воздействий.

Следует подчеркнуть, что фундаментальное исследова­ние может быть как теоретическим, так и эмпирическим. При­кладное социологическое исследование, как правило, бы­вает эмпирическим.

Количественные исследования предназначены для изучения объективных, количественно измеряемых характеристик поведения людей. Количественные исследования являются преимущественно описательными.

Обработка информации в таких исследованиях осуществляется с помощью упорядоченных процедур, количественных по своей природе.

К выборке в количественных исследованиях предъявляются жесткие требования, базирующиеся на теории вероятности и математической статистике.

В связи с этим возможен перенос выводов, полученных на основе изучения выборочной совокупности, на всю генеральную совокупность.

Количественные исследования подразумевают проведение различных опросов, основанных на использовании структурированных вопросов закрытого типа, на которые отвечает большое число респондентов. Главной задачей количественных исследований является получение численной оценки состояния рынка или реакции респондентов на некое событие. Такие исследования применяются, когда необходимы точные, статистически надежные численные данные.

Пример:

• Квартирные, уличные и телефонные опросы;

• Экспертный опрос – опрос специалистов определённых профессиональных областей;

• Холл-тест – тестирование и оценка концепции продукта, продукта, упаковки, рекламной концепции, т.д.;

• Хоум-тест - тестирование продуктов в обстановке, приближенной к реальности;

Качественные методы исследования:

Ко второй группе методов получения социологической информа­ции относятся качественные методы исследования.

Объектом социологического анализа здесь выступают индивиды как исполнители социальных ролей.

Основная цель качественных методов – изучение социальных явлений и процессов с точки зрения действующего индивида как начала любой социальности.

Социолог-исследователь здесь должен непременно «погрузиться» в мир личностных смыслов изучаемых людей, понять мотивы и цели их поступков, их объяснения происходящего, чтобы затем конструировать теорию.

Теоретической основой этих методов являются воззрения М. Вебера и его «понимающей» социологии.

К числу качественных методов (типов, стратегий) социологического исследования относят:

1. - «кейс-стади» (исследование случая);

2. - исследования этнографического типа;

3. - «устная история» (oralhistory);

4. - «groundedtheory» (обоснованная теория, или восхождение к теории);

5. - «история жизни» (lifestory).

Самое фундаментальное исследование в истории качественного метода - классическое исследование У. Томаса и Ф. Знанецкого "Польский крестьянин в Европе и Америке". Центральный теоретический вопрос исследования: почему определенная социальная ценность (жизнь в Америке) произвела именно такое воздействие на одних субъектов и не привела к такому же результату в своем влиянии на других субъектов?

В течение ряда лет ученые собирали личные документы поляков (764 письма) и провели серию глубинных интервью. Только одно интервью с главным персонажем, Владеком, составляло 300 страниц. Проанализировали также газетные материалы о польских крестьянах, польские архивы и множество документов из американских социальных агентств по миграции.

Качественные исследования предназначены для получения с помощью специальной техники так называемой глубинной информации.

Качественное исследование можно назвать интерпретационным. Качественное исследование позволяет получить информацию о мотивах поведения, установках людей, то есть получить ответ на вопрос: «Почему? ».

Жесткие требования к выборке и математическому подтверждению достоверности полученной информации к таким исследованиям неприменимы.

Качественные методы предполагают сбор информации в свободной форме; они фокусируются не на статистических измерениях, а опираются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных, являются источником формирования гипотез и продуктивных идей.

Задача методов качественных исследований – получить разведочные данные, а не количественное распределение мнений.

В качественных методах для того, чтобы объяснить, интерпретировать понятия, используются не цифры, а слова и бесплатные знакомства.

В зависимости от поставленных задач исследования, предлагаются методики:

Глубинные интервью - интервью в свободной форме на определенную тему;

Полуформализованные интервью - сочетание формализованного и свободного интервью;

Фокус - группы – групповая дискуссия с представителями целевой аудитории;

Сопровождение покупки - позволяет увидеть торговую точку глазами покупателя.

Исследование направлено на анализ восприятия характеристик торговых точек и обслуживания.

Традиционный (неформализованный) анализ документов – это многообразные умственные операции, направленные на выявление логики и сути документа, интерпретацию содержащихся в нем сведений с определенной исследовательской точки зрения. Этот метод является качественным, позволяет интерпретировать и понимать информацию, содержащуюся в документах. Еще в ХIХ в. Ф. Энгельс писал свою книгу «Положение рабочего класса в Англии» на основе официальных материалов парламентских комиссий и прямого наблюдения за жизнью и бытом рабочих2. В начале ХХ в. социологи У. Томас и Ф. Знанецкий предприняли изучение личных документов польских крестьян-эмигрантов, чтобы описать их положение в Европе и Америке. Они изучили переписку, архивы эмигрантских газет, материалы церковно-приходских общин, землячеств, благотворительных обществ, судебные материалы и автобиографии3.

Документы, которые служат объектом социологического анализа, делятся на три категории. По научной функции – на целевые, подготовленные в соответствии с программой, задачами социологического исследования (заполненные анкеты, тексты интервью, записи наблюдателей, статистическая информация и т.д.) и наличные. Наличные документы составляются не для решения научных задач, а для других целей, они созданы независимо от исследователя. По степени персонификации документы можно разделить на личные и официальные (безличные) (статистические материалы, данные прессы, делопроизводственная документация и т.д.). Личные же документы составляются частным лицом по собственной инициативе, это письма, дневники, заявления, характеристики, мемуары, автобиографии и др. По источнику информации документы делятся на первичные и вторичные. Первичные составляются на базе прямого наблюдения или опроса, т.е. на основе непосредственной регистрации событий. Вторичные представляют собой обработку, описание или анализ, сделанные на базе данных первичных источников. В.В. Ядов полагает, что «первичные данные надежнее вторичных. Поэтому официальный личный документ, полученный из первых рук, более надежен и достоверен, чем неофициальный, безличный, и к тому же составленный на основе других источников. При использовании вторичных документов важно установить их первоисточник»1. Важным источником является открытая пресса. Основной недостаток традиционного анализа документа заключается в субъективности интерпретации материала.

2. Биографический метод – анализ биографии человека через изучение его личных документов и интервью с ним и со знавшими его людьми. В процессе анализа социолог пытается определить поведение и действия человека, понять его внутренний мир, установки и ценностные ориентации.

3. Кейс-стади (casestady) в буквальном переводе означает анализ случая, это метод углубленного изучения отдельного, но представительного объекта во всех подробностях. Необходимо, чтобы объект изучения был, с одной стороны, уникальным и целостным, а с другой – представлял определенную совокупность, имел принадлежность к определенному типу.

В кейс-стади часто применяется включенное наблюдение, этим оно сходно с антропологическим исследованием. Социолог становится участником – наблю­дателем событий, «погружается» в ситуацию. При этом важна точная фиксация времени, основное требование к социологу – дать наиболее точное достоверное описание событий, воспроизвести их живую атмосферу. Используется также свободное интервью (групповое и индивидуальное), когда заранее определяются тема и общая направленность, а конкретные вопросы задаются во время интервью. Интервью не подготавливается заранее, а возникает ситуативно. При использовании кейс-стади социолог сталкивается с некоторыми трудностями: во-первых, репрезентативностью данных; во-вторых, с ограниченным использованием точных количественных методов, отсутствием формализации в проведении исследовании, поэтому исследователю необходимо помнить о теоретической основе своей работы.

Кейс-стади позволяет раскрыть сферу неформальных отношений, существующих между людьми, способствует улучшению понимания латентных процессов, скрытых механизмов социальных отношений, повседневной жизни. Кейс-стади – это форма качественного описательного исследования.

4. Фокус-группа (от англ. focusqroup) – проведение интервью по заранее подготовленному сценарию, на заранее поставленную ученым тему, в форме обсуждения с небольшой группой людей при личном контакте в специально оборудованном помещении. Впервые этот метод был обобщен в научном докладе Р. Мертоном в 1946 г.

К положительным характеристикам данного метода относится следующее: взаимодействие в группе стимулирует выдвижение более глубоких идей и получение новых ответов, исключительно богатой информации. Такой метод позволяет за короткий срок выявить причины возникновения проблемы.

К недостаткам метода относится большая сложность обработки данных.

В помещении, где проводятся фокус-группы, имеется полупрозрачное зеркало или стекло для использования метода наблюдения, что сходно с лабораторным экспериментом. Социолог анализирует не только ответы респондентов, но и собственные наблюдения. Ведется видео- и аудиозапись. Особенно высокие требования предъявляются к ведущему дискуссию (модератору). Его даже сравнивают с дирижером оркестра.

Модератор должен управлять процессом дискуссии, соотносить ее ход с целью исследования, воодушевлять участников дискуссии, отстаивать свое главенствующее положение.

Основное требование к респондентам – однородность: в одну группу включаются люди, близкие по статусу, уровню доходов, степени компетентности, возрасту, культуре, респонденты обязательно должны смотреть одну передачу, являться потребителем того или иного товара.

Темы обсуждения должны быть понятны участникам. Число респондентов может быть нерепрезентативным, но должно предоставить весь спектр мнений по данной проблеме.

Отбор в фокус-группу проводится на основе анкетирования. Границы численности по разным методикам составляют от 6–8 до 10–12 человек. В рамках одного исследования необходимо проводить несколько фокус-групп, чтобы выяснить мнение различных социальных слоев, членов разных организаций и т.д.

Используется этот метод, как правило, в маркетинговых и политологических исследованиях. Большинство ученых считают фокус-группы качественным методом исследования, хотя имеются разные точки зрения.

Использование фокус-группы может принести наибольший эффект в сочетании с количественными методами.

5. Наблюдение – это метод сбора информации путем прямой и непосредственной регистрации ученым событий и условий на местах.

Наблюдение широко применяется в антропологии и психологии. Согласно В.В. Ядову, научное наблюдение отличается от обыденного тем, что

а) подчинено ясной исследовательской цели и четко сформулированным задачам;

б) планируется по заранее обдуманной процедуре;

в) все данные фиксируются в протоколах или дневниках по определенной система;

г) информация, полученная путем наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.

Социологическое наблюдение должно быть целенаправленным, структурированным, проводиться систематически, а не от случая к случаю.

Метод наблюдения в социологии обычно используется в комплексе с другими методами, может применяться на стадии пилотажного исследования.

Выделяют несколько видов наблюдения.

1. По форме организации: формализованное (стандартизируемое, структурированное) и неформализованное (простое, бесструктурное).

2. По степени контроляконтролируемое, при котором решается задача сбора информации для проверки гипотез, и неконтролируемое наблюдение. Последнее проводят в условиях реальных жизненных ситуаций.

3. По степени включенности наблюдателя выделяют невключенное и включенное наблюдение.

4. По форме взаимоотношений ученого с испытуемыми выделяют скрытое, когда участники не догадываются о присутствии наблюдателя, и открытое наблюдение. Скрытое и открытое наблюдения иногда считают разновидностями включенного наблюдения.

5. По месту проведения наблюдения делятся на полевое и лабораторное.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: