Билет
Традиционное, индустриальное и постриндустриальное общества
Традиционное общество (его еще называют простым и аграрным) — это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанном на традициях (традиционное общество). Для него характерны низкие темпы развития, производства. Важным для этого типа общества является устоявшаяся социальная солидарность.
Индустриальное общество — это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.
В 1960-е гг. появляются концепции постиндустриального (информационного) общества (Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас), вызванные резкими изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. Ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств. Основной целью человека в обществе становится творческий труд.
Негативной стороной постиндустриального общества выступает опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом.
Отличительные черты постиндустриального общества:
переход от производства товаров к экономике услуг;
возвышение и господство высокообразованных профессионально-технических специалистов;
главная роль теоретического знания как источника открытий и политических решений в обществе;
контроль над техникой и возможность оценки последствий научно-технических нововведений;
принятие решений на базе создания интеллектуальной технологии, а также с использованием так называемой информационной технологии.
2. Социализация личности (от лат. socialis — общественный) — формирование способности личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения ею социальных ценностей и способов социально-положительного поведения. В процессе социализации человек усваивает социальные нормы, овладевает способами исполнения социальных ролей, навыками общественного поведения. Социализация личности основана на познании личностью социальной действительности.
Источниками социализации личности являются:
· первый опыт раннего детства — формирование психических функции и элементарных форм общественного поведения (отдельные упущения в формировании личности в раннем возрасте трудновосполнимы в более зрелом возрасте);
· социальные институты — системы воспитания, обучения и образования;
· взаимное влияние людей в процессе общения и деятельности.
С социологической стороны социализация представляет собой процесс формирования системы статусов — ролей, образующих социологическую структуру человека: ребенка, школьника, товарища, работника, гражданина, родителя и т. п.
Социализация — многоэтапный процесс изменения и развития психических качеств личности под воздействием окружающей социальной среды.
От этапа к этапу расширяются формы связей человека с миром, увеличивается количество выполняемых им социальных ролей — в семье, обществе, на производстве.
Первый этап - время учебы, усвоения социального опыта. Здесь преобладает первая, пассивная форма социализации; человек некритически усваивает социальный опыт, приспосабливается к среде.
Второй этап - период зрелости, трудовой деятельности. По своей форме — это время сочетания пассивной формы усвоения опыта и начала воспроизводства, творческого обогащения накопленного опыта, своего рода вершина в развитии личности, ее, как говорили древние греки, акме, т.е. полный расцвет.
Третий этап — «осень жизни», этап сохранения, консервации опыта, его воспроизведения для подрастающих поколений, вступающих в жизнь.
На каждом этапе становления личности роль различных социальных институтов неодинакова. В этом процессе прежде всего участвуют организации макроуровня, т.е. высшего уровня: государство, политические партии, общественные организации, средства массовой информации, система образования. 11о велика роль в социализации и организаций микроуровня, таких как семья трудовой коллектив, спортивные организации и др.
социальная организация — большая социальная группа, сформированная для достижения определенных целей
во-первых, организации — это, прежде всего практически действующие группы, а не социальные, ориентированные на достижение рациональных, функциональных, ближайших целей;
во-вторых, организации — это такие сообщества людей, которым свойственна высокая степень формализации. В отличие от социальных общностей их внутренняя структура высоко формализована, нормативна и стандартизована в том смысле, что правила, регламенты, распорядок охватывают практически всю сферу поведения её членов.
в-третьих, организации, в отличие от социальных институтов, очень зависимы от качественного состава участников, личных качеств своих членов, организаторов, их групповых свойств (организованности, сплоченности, солидарности, мобильности, управляемости и т.п), меняется состав — меняется «лицо» организации.
Все организации в силу стандартизации своей деятельности и единства управления в той или иной степени бюрократизированы.
3. Рефере́нтная гру́ппа — это социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций
2 билет
1. Структура личности представляет собой набор неизменных и стабильных свойств, которые проявляются индивидуумами в самых разнообразных ситуациях. В психологии принято делить свойства на три класса: черты характера, способности и мотивы. В каждой структуре проявляются недостатки темперамента, которые компенсируются основными достоинствами характера каждой личности. Личностью является человек, который приобрел определенный набор социальных качеств. В число личностных качеств никак не могут попасть психологические, которые характеризуют характер личности, а также его отношение к людям.
Социальный институт — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.
2. Цели и функции социальных институтов. Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение.
Функции | Ключевые институты |
Забота, воспитание детей | Семьи |
Добывание пищи, одежды, жилья | Экономический |
Поддержание законов, правил и стандартов | Политический |
Содействие соборным отношениям и установкам, углубление веры | Религииозный |
Социализация людей, приобщение к базисным ценностям и практикам | Образования |
3. Под социальной самоорганизацией мы понимаем систему целенаправленно формируемых воздействий, в которой субъектами организационной деятельности являются многообразные единичные и групповые проявления общественных сил на всех уровнях, как в отдельных подсистемах, так и в обществе в целом. Среди факторов, определяющих направление и динамику самоорганизации, можно выделить три основные группы:
–экономические –колебания занятости, доходов и расходов, потребительского спроса;
–социально-психологические –традиции, обычаи, общественное мнение;
–демографические –процессы миграции, воспроизводства населения, бракоразводных процессов и т.д. Общепризнанными являются следующие формы самоорганизации общества: политические партии, общественные организации, ассоциации по интересам, благотворительные организации, фонды, свободные профсоюзы, правозащитные организации, независимые информационно-аналитические центры и СМИ, церковь, религиозные организации, органы местного самоуправления и соуправления и т.д.
4. ЭТНОЦЕНТРИЗМ – предпочтение своей этнической группы, проявляющееся в восприятии и оценке жизненных явлений сквозь призму ее традиций и ценностей. Эталонным может рассматриваться все, что угодно: религия, язык, литература, пища, одежда и т.п.
Билет
1. Под социальной группой понимают любую совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям: пол, возраст, национальность, расовая принадлежность, место жительства, профессия, уровень дохода, образование и некоторые другие.
2. Социальная общность – совокупность индивидов, характеризующаяся относительной целостностью, выступающая как самостоятельный субъект исторического и социального действия и поведения и выполняющая ту или иную деятельность.
3. Виды социальных общностей:
4. 1. социально-классовые общности (классы, социальные слои);
5. 2. социально-демографические общности (мужчины, женщины, дети, родители, семьи и др.);
6. 3. этносоциальные общности (нации, народности, племена, национальные и этнографические группы);
7. 4. социально-территориальные общности (город, деревня, регион);
8. 5. социально-профессиональные общности.
9. Этносоциальные общности называют также кровнородственными. К ним относятся кланы, племена, народности, нации, семьи, роды.
2. Семья выполняет ряд функций, обеспечивающих жизнедеятельность общества. Важнейшими из них, по мнению большинства специалистов, являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и рекреационная.
Репродуктивная функция
Первая функция (репродуктивная) — это воспроизводство себе подобных.
Воспитательная функция
Воспитательная функции семьи не может быть заменена никаким другим институтом. По мысли Аристотеля, “семья есть первый вид общения” и важнейший элемент государственного устройства, где счастливая жизнь должна строиться в соответствии с добродетелью и законодательством о браке, обеспечивающем рождение здоровых детей, прописывающем пути воспитания будущих граждан.
Очень обширна хозяйственно-экономическая функция семьи. Она включает широкий спектр семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, бюджета, организация потребления и досуга и т. д. Велико значение семьи в организации потребления и быта. В ней не только удовлетворяются, но отчасти и формируются материальные потребности человека, создаются и поддерживаются определенные бытовые традиции, осуществляется взаимопомощь в ведении домашнего хозяйства.