Методики для заполнения «Психологического дневника» по теме 3.




1.Методика диагностики уровня эмпатических способностей Бойко В.В. // Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. – Самара, 2001. С.486-490.

Инструкция: Оцените, свойственны ли Вам следующие особенности. Ответьте «да», если Вы согласны с утверждениями, «нет» - если не согласны.

 

1. У меня есть привычка внимательно изучать лица и поведение людей, чтобы понять их характер, наклонности, способности.

2. Если окружающие проявляют признаки нервозности, я обычно остаюсь спокойным.

3. Я больше доверяю доводам своего рассудка, чем интуиции.

4. Я считаю вполне уместным для себя интересоваться домашними проблемами сослуживцев.

5. Я могу легко войта в доверие к человеку, если потребуется.

6. Обычно я с первой же встречи угадываю «родственную душу» в новом человеке.

7. Я из любопытства обычно завожу разговор о жизни, работе, политике со случайными попутчиками в поезде.

8. Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем-то угнетены.

9. Моя интуиция - более надежное средство понимания окружающих, чем знания или опыт.

10. Проявлять любопытство к внутреннему миру другого человека — бестактно.

11. Часто своими словами я обижаю близких мне людей, не замечая этого.

12. Я легко могу представить себя каким-то животным, ощутить его повадки и состояния.

13. Я редко рассуждаю о причинах поступков людей, которые имеют ко мне непосредственное отношение.

14. Я редко принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей.

15. Обычно за несколько дней я чувствую: что-то должно случиться с близким мне человеком, и ожидания оправдываются.

16. В общении с деловыми партнерами обычно стараюсь избегать разговоров о личном.

17. Иногда близкие упрекают меня в черствости, невнимании к ним.

18. Мне легко удается копировать интонацию, мимику людей, подражая людям.

19. Мой любопытный взгляд часто смущает новых партнеров.

20. Чужой смех обычно заражает меня.

21. Часто, действуя наугад, я тем не менее нахожу правильный подход к человеку.

22. Плакать от счастья глупо.

23. Я способен полностью слиться с любимым человеком, как бы растворившись в нем.

24. Мне редко встречались люди, которых я бы понимал с полуслова, без лишних слов.

25. Я невольно или из-за любопытства часто подслушиваю разговоры посторонних людей.

26. Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг меня волнуются.

27. Мне проще подсознательно почувствовать сущность человека, чем понять его, "разложив по полочкам".

28. Я спокойно отношусь к мелким неприятностям, которые случаются у кого-либо из членов семьи.

29. Мне было бы трудно задушевно, доверительно беседовать с настороженным, замкнутым человеком.

30. У меня творческая натура — поэтическая, художественная, артистичная.

31. Я без особого любопытства выслушиваю исповеди новых знакомых.

32. Я расстраиваюсь, когда вижу плачущего человека.

33. Мое мышление больше отличается конкретностью, строгостью, последовательностью, чем интуицией.

34. Когда друзья начинаю говорить о своих неприятностях, я предпочитаю перевести разговор на другую тему.

35. Если я вижу, что у кого-то из близких плохо на душе, то обычно воздерживаюсь от расспросов.

36. Мне трудно понять, почему пустяки могут так сильно огорчать людей.

Обработка результатов. Подсчитывается число совпадений ваших ответов по ключу по каждой шкале, а затем определяется суммарная оценка.

1. Рациональный канал эмпатии: +1, +7, -13, + 19, + 25, -31

2. Эмоциональный канал эмпатии: -2, +8, -14, +20, -26, + 32

3. Интуитивный канал эмпатии: -3, +9, +15, + 21, +27, -33.

4. Установки, способствующие эмпатии: +4, -10, -16, -22, -28, -34

5. Проникающая способность к эмпатии: +5, —1, -17, -23, -29, -35

6. Идентификация в эмпатии: +6, +12, +18, -24, +30, -36.

Оценки по каждой шкале могут варьировать от 0 до 6 баллов и указывают на значимость конкретного параметра в структуре эмпатии. Шкальные оценки выполняют вспомогательную роль в интерпретации основного показателя - уровня эмпатии. Суммарный показатель может изменяться от 0 до 36 баллов. По предварительным данным, считают: 30 баллов и выше - очень высокий уровень эмпатии; 29-22 - средний уровень, 21-15 - заниженный, менее 14 баллов - очень низкий.

· Рациональный канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления человека на понимание сущности любого другого человека, на его состояние, проблемы и поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера.

· Эмоциональный канал эмпатии фиксируется способность эмпатирующего входить в эмоциональный резонанс с окружающими - сопереживать, соучаствовать. Эмоциональная отзывчивость становится средством вхождения в энергетическое поле партнера. Понять внутренний мир другого человека, прогнозировать его поведение и эффективно воздействовать возможно только в случае, если произошла энергетическая подстройка к партнеру. Соучастие и сопереживание выполняет роль связующего звена между людьми.

· Интуитивный канал эмпатии позволяет человеку предвидеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах.

· Установки, способствующие или препятствующие эмпатии. Эффективность эмпатии снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умозрения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия.

· Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению.

Идентификация - важное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию

 

2. Шкала контроля за действием (разработал Ю. Куль. Адаптация С. А. Шапкина)

(Шапкин С. А. Экспериментальное изучение волевых процессов. М.: Смысл; ИП РАН, 1997. —140 с.)

Шкала контроля за действием предназначена для диагностики индивидуальных особенностей волевой регуляции процессов реализации намерения в действии.

 

Инструкция: Вам предлагается 36 различных ситуаций, к каждой из которых на выбор предлагается 2 варианта ответов. Постарайтесь максимально объективно оценить свое поведение в подобных ситуациях и выберите один из двух предложенных вариантов («А» или «Б»). Выбранный вариант проставьте в соответствующей ячейке бланка регистрации.

 

1. Если я потерял ценную вещь и после долгих поисков так и не смог найти ее,

А) я продолжаю думать о пропаже, даже если занят другими делами

Б) вскоре я об этом забываю и погружаюсь в другие дела

2. Если мне предстоит завершить какое-либо трудное дело,

А) часто мне нужно подтолкнуть себя, чтобы приступить к нему

Б) я решаюсь на это без колебаний

3. Если я выучил интересную игру,

А) она мне довольно быстро надоедает и мне хочется сделать что-то еще

Б) я надолго погружаюсь в нее

4. Если в течение нескольких недель я работал над важным заданием и не справился с ним,

А) пройдет время, пока я переживу эту неудачу

Б) я не слишком долго думаю об этом

5. Если у меня появится много свободного времени

А) я иногда не могу решить, чем же мне заняться

Б) я, как правило, быстро нахожу себе новое дело

6. Если я делаю что-то важное для меня,

А) я время от времени охотно переключаюсь на другие дела

Б) я занимаюсь только работой

7. Если в соревнованиях мои результаты оказываются ниже, чем у соперников,

А) я вскоре перестаю думать об этом

Б) это еще долго не выходит у меня из головы

8. Если я сталкиваюсь с очень трудной проблемой,

А) я поначалу думаю: «можно ли ее вообще решить?»

Б) я думаю «начнем действовать, а там - посмотрим»

9. Если я смотрю интересный видеофильм,

А) я настолько поглощен им, что у меня не возникает мысли сделать перерыв

Б) я иногда охотно прерываюсь и делаю что-нибудь другое

10. Если я по рассеянности уронил на пол новый прибор, и попытки починить его ни к чему не привели,

А) я быстро примиряюсь с неизбежным

Б) меня еще долго не покидает досада

11. Когда мне необходимо решить трудную задачу,

А) я обычно сразу принимаюсь за нее

Б) я должен какое-то время подумать, прежде чем возьмусь за дело

12. Если я долгое время занимаюсь интересным делом (читаю, мастерю что-нибудь и др.),

А) я иногда думаю, имеет ли смысл тратить на это время

Б) я так погружен в работу, что мало задумываюсь, как это потом использовать

13. Если я в который раз не застал дома того, с кем должен был обсудить важное дело,

А) у меня это не выходит из головы, даже если я занимаюсь чем-то другим

Б) я не думаю об этом до тех пор, пока не представится возможность встречи

14. Когда у меня выпадает несколько часов свободного времени,

А) я некоторое время раздумываю, что же мне сделать в первую очередь

Б) обычно я быстро выбираю себе занятие из многих других

15. Если я читаю интересную статью в газете,

А) я углубляюсь в чтение и дочитываю ее до конца

Б) часто я пробегаю глазами другие статьи прежде, чем дочитаю ее

16. Если мне продали дорогую, но некачественную вещь, а в магазине ее не берут обратно

А) это беспокоит меня, и я с трудом концентрируюсь на других делах

Б) я могу оставить это «на потом», занявшись другими делами

17. Если я должен сделать важную работу дома,

А) мне бывает непросто настроить себя на работу

Б) обычно я сразу приступаю к работе

18. Во время путешествия, которое мне очень нравится, бывает так, что

А) через некоторое время у меня возникает желание заняться чем-то другим

Б) до конца поездки у меня не возникает даже мысли делать что-то еще

19. Если мою работу оценивают как совершенно неудовлетворительную,

А) я недолго расстраиваюсь по этому поводу

Б) первое время мне вообще ничего не хочется делать

20. Когда я должен завершить сразу несколько важных дел,

А) я тщательно обдумываю, с чего лучше всего начать

Б) я сразу намечаю план и приступаю к его выполнению

21. Если я начинаю разговаривать с кем-либо на интересную тему,

А) это выливается в углубленную беседу

Б) вскоре мне хочется поговорить о чем-либо другом

22. Если я сбился с пути и сорвал тем самым важную встречу,

А) я сначала плохо соображаю, что теперь делать

Б) я оставляю все как есть и переключаюсь на другие дела

23. Если я хочу сделать два важных для меня дела,

А) я быстро берусь за одно из них и уже не думаю о другом

Б) мне бывает нелегко выбрать

24. Если я занимаюсь чем-то интересным,

А) время от времени я ищу возможность заняться чем-нибудь еще

Б) я могу заниматься этим без конца

25. Если мне в очередной раз не удается решить важную задачу,

А) у меня падает настроение и пропадает желание ее решать

Б) я вскоре забываю об этом и могу спокойно заниматься чем-то другим

26. Если я должен завершить что-то важное, но неприятное,

А) обычно я сразу принимаюсь за это

Б) я откладываю это до тех пор, пока не «припрёт»

27. Если на вечеринке я беседую на интересную тему,

А) я бываю надолго увлечен этим разговором

Б) через некоторое время я охотно меняю тему

28. Если что-то очень печалит меня

А) у меня отсутствует желание что-либо делать

Б) мне обычно бывает легко отключиться от этого, занявшись чем-нибудь

29. Если я должен завершить большую работу,

А) иногда я долго раздумываю, с чего начать

Б) я сразу решаю, с чего начать

30. Если бы я освоил игру гораздо лучше своих соперников,

А) я вскоре прекратил бы играть

Б) я хотел бы продолжить игру

31. Если у меня срывается несколько дел подряд в один и тот же день,

А) я иногда не знаю, за что мне хвататься

Б) я остаюсь деятельным, как если бы ничего такого не происходило

32. Если мне предстоит заняться довольно скучным делом, которое потребует много времени,

А) обычно я сразу включаюсь в работу

Б) я должен «растормозить» себя, чтобы приступить к ней

33. Если я читаю что-то интересное,

А) для разнообразия я время от времени переключаюсь на что-то другое

Б) я могу подолгу читать

34. Если я все силы положил на то, чтобы хорошо выполнить важную работу, но она никак не клеится,

А) я быстро примиряюсь с этим и посвящаю себя другим делам

Б) мне бывает трудно делать что-либо еще

35. Если мне нужно выполнить обременительную обязанность,

А) я без труда решаюсь на это

Б) мне нужно собраться с силами, чтобы взяться за это

36. Если я пытаюсь выучить что-то новое и очень интересное,

А) я надолго погружаюсь в это

Б) вскоре я охотно делаю перерыв, чтобы вернуться к другим делам

 

Бланк регистрации

                                               
                                               
                                               

 

Опросник состоит из следующих шкал:

1. «Контроль за действием при неудаче» - КД(н). Данная шкала отражает способность субъекта инициировать процесс реализации намерения, несмотря на сопровождающие его трудности.

2. «Контроль за действием при планировании» - КД(п). Данная шкала отражает способность субъекта принимать решения при планировании и в процессе инициации действия отвлекаться от неполноценных, конкурирующих намерений и др. нерелевантной, интерферирующей информации действия;

3. «Контроль за действием при реализации» - КД(р). Данная шкала отражает способность субъекта пребывать в процессе реализации намерения необходимое время, удерживать в фокусе внимания актуальную интенцию, проявлять настойчивость;

 

Количественное измерение по трем тестовым шкалам опросника производится за счет начисления баллов согласно «ключу»:

1. «Контроль за действием при неудаче» - КД(н): 1б, 4б, 7а, 10а, 13б, 16б, 19а, 22б, 25б, 28б, 31б, 34а.

2. «Контроль за действием при планировании» - КД(п): 2б, 5б, 8б, 11а, 14б, 17б, 20б, 23а, 26а, 29а, 32а, 35а.

3. «Контроль за действием при реализации» - КД(р): 3б, 6б, 9а, 12б, 15а, 18б, 21а, 24б, 27а, 30б, 33б, 36а.

Совпадение индивидуальных ответов респондентов с вариантом «ключа» оценивается в 1 балл. Таким образом, максимальное число баллов по каждой субшкале – 12, минимальное – 0

 

Высокие оценки по каждой из шкал означают «Ориентацию на действие» (ОД), низкие - «Ориентацию на состояние» (ОС). Допускается интерпретация оценок, как по отдельным шкалам, так и профиля в целом.

Ориентация на состояние отражает фиксацию на эмоциональных переживаниях, склонности к раздумьям, соответственно, большей подверженности мешающему влиянию конкурирующих намерений и негативного опыта, а также меньшей эффективности функционирования стратегий волевого контроля. Люди с ориентацией на состояние более склонны к формированию таких негативных психологических состояний как выученная беспомощность и алиенация, и в целом менее успешно реализуют свои намерения в действии, даже когда действия, которые намеревался осуществить человек, полезны и потенциально просты.

Люди с ориентацией на действие более успешно реализуют свои намерения в действии, т. к. они способны дольше удерживать их в активном состоянии и защищать от конкурирующих тенденций. Они лучше усваивают новую информацию и быстрее трансформируют ее в навыки. Также исследования показывают, что люди с ориентацией на действие являются более успешными в различных видах деятельности (учебной, профессиональной, спортивной и т. д.). При ориентации на действие человек сосредоточивается именно на действиях, необходимых для реализации поставленной цели, а не на своих переживаниях по этому поводу.

3. Методика изучения мотивации обучения в вузе (Т.И. Ильина) // Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000

Инструкция. Отметьте ваше согласие знаком «+» или несогласие знаком «-» со следующими утверждениями.

Текст опросника:

1. Лучшая атмосфера занятий – атмосфера свободных высказываний.

2. Обычно я работаю с большим напряжением.

3. У меня редко бывают головные боли после пережитых волнений и неприятностей.

4. Я самостоятельно изучаю ряд предметов, по моему мнению, необходимых для моей будущей профессии.

5. Какое из присущих вам качеств вы выше всего цените? Напишите ответ рядом.

6. Я считаю, что жизнь нужно посвятить выбранной профессии.

7. Я испытываю удовольствие от рассмотрения на занятии трудных проблем.

8. Я не вижу смысла в большинстве работ, которые мы делаем в вузе.

9. Большое удовлетворение мне дает рассказ знакомым о моей будущей профессии.

10. Я весьма средний студент, никогда не буду вполне хорошим, а поэтому нет смысла прилагать усилия, чтобы стать лучше.

11. Я считаю, что в наше время не обязательно иметь высшее образование.

12. Я твердо уверен в правильности выбора профессии.

13. От каких из присущих вам качеств вы бы хотели избавиться? Напишите ответ рядом.

14. При удобном случае я использую на экзаменах подсобные материалы (конспекты, шпаргалки).

15. Самое замечательное время жизни – студенческие годы.

16. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.

17. Я считаю, что для полного овладения профессией все учебные дисциплины нужно изучать одинаково глубоко.

18. При возможности я поступил бы в другой вуз.

19. Я обычно вначале берусь за более легкие задачи, а более трудные оставляю на потом.

20. Для меня было трудно при выборе профессии остановиться на одной из них.

21. Я могу спокойно спать после любых неприятностей.

22. Я твердо уверен, что моя профессия дает мне моральное удовлетворение и материальный достаток в жизни.

23. Мне кажется, что мои друзья способны учиться лучше, чем я.

24. Для меня очень важно иметь диплом о высшем образовании.

25. Из неких практических соображений для меня это самый удобный вуз.

26. У меня достаточно силы воли, чтобы учиться без напоминания администрации.

27. Жизнь для меня почти всегда связана с необычайным напряжением.

28. Экзамены нужно сдавать, тратя минимум усилий.

29. Есть много вузов, в которых я мог бы учиться с не меньшим интересом.

30. Какое из присущих вам качеств больше всего мешает учиться? Напиши ответ рядом.

31. Я очень увлекающийся человек, но все мои увлечения так или иначе связаны с будущей профессией.

32. Беспокойство об экзамене или работе, которая не выполнена в срок, часто мешает мне спать.

33. Высокая зарплата после окончания вуза для меня не главное.

34. Мне нужно быть в хорошем расположении духа, чтобы поддержать общее решение группы.

35. Я вынужден был поступить в вуз, чтобы занять желаемое положение в обществе, избежать службы в армии.

36. Я учу материал, чтобы стать профессионалом, а не для экзамена.

37. Мои родители хорошие профессионалы, и я хочу быть на них похожим.

38. Для продвижения по службе мне необходимо иметь высшее образование.

39. Какое из ваших качеств помогает вам учиться? Напишите ответ рядом.

40. Мне очень трудно заставить себя изучать как следует дисциплины, прямо не относящиеся к моей будущей специальности.

41. Меня весьма тревожат возможные неудачи.

42. Лучше всего я занимаюсь, когда меня периодически стимулируют, подстегивают.

43. Мой выбор данного вуза окончателен.

44. Мои друзья имеют высшее образование, и я не хочу отставать от них.

45. Чтобы убедить в чем – либо группу, мне приходиться самому работать очень интенсивно.

46. У меня обычно ровное и хорошее настроение.

47. Меня привлекает удобство, чистота, легкость будущей профессии.

48. До поступления в вуз я давно интересовался этой профессией, много читал о ней.

49. Профессия, которую я получаю, самая важная и перспективная.

50. Мои знания об этой профессии были достаточны для уверенного выбора.

Обработка результатов:

Необходимо сосчитать количество совпадений по следующим шкалам:

1. Шкала «Приобретение знаний» (максимум – 12,6 балла)

- за согласие («+») c утверждением по п. 4 проставляется 3,6 балла; по п. 17 – 3,6 балла; по п. 26 – 2,4 балла;

- за несогласие («–») с утверждением по п. 28 – 1,2 балла; по п.42 – 1,8 балла.

2. Шкала «Овладение профессией» (максимум – 10 баллов)

- за согласие по п. 9 – 1 балл; по п.31 – 2 балла; по п.33 – 2 балла; по п.43 – 3 балла; по п.48 – 1 балл и по п. 49 – 1 балл.

3. Шкала «Получение диплома» (максимум – 10 баллов)

- за несогласие по п. 11 – 3,5 балла;

- за согласие по п. 24 – 2,5 балла; по п. 35 – 1,5 балла; по п. 38 – 1,5 балла и по п. 44 – 1 балл.

Вопросы по пп. 5, 13, 30, 39 являются нейтральными к целям опросника и в обработку не включаются.

Интерпретация: преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: