Точно такие же фигуры на отдельных карточках даются больному для сортировки.




Обучающий эксперимент

Этот эксперимент не может рассматриваться как отдельная методика; это скорее особый принцип построения эксперимента, который может быть приме­нен при видоизменении любой из методик.

Этот принцип, предложенный Л. С. Выготским, разрабатывался в различных направлениях разными авторами, как в Советском Союзе, так и за рубежом. В патопсихологии детского возраста он разрабатывался Н. И. Непомнящей, для диагностики умственной отсталости — А. Я. Ивановой. На основе этого прин­ципа экспериментальная методика перестраивается следующим образом: изби­раются заведомо трудные для больного (чаще всего ребенка) задания, а затем экспериментатор помогает ребенку сделать эту задачу, обучает его решению. Помощь экспериментатора строго регламентирована в виде фиксированных ин­струкцией кратких «уроков». В отличие от обычных методик, в которых показа­телями для анализа являются типы ошибок и способы решений заданий,— при обучающем эксперименте, показателями, характеризующими обучаемость ре­бенка, являются количество и качество помощи, необходимой ему для правиль­ного выполнения заданий.

Одним из примеров методики, построенной по принципу обучающего экс­перимента, является классификация фигур.

Классификация фигур

1. Методика была в 1954 г. предложена Ю. Ф. Поляковым для исследо­вания процесса обобщения в наглядном и словесном плане. В последние годы методика была переработана А. Я. Ивановой по принципу обучающего экспе­римента.

Для исследования нужны два набора по 24 карточки в каждом, с изоб­ражением геометрических фигур, отличающихся тремя признаками: цве­том, формой и величиной. К первому, основному, набору прилагается свод­ная таблица с изображением всех фигур данного набора (рис. 16). Необходим также секундомер.

Инструкция и порядок проведения эксперимента.

Основное задание. Исследуемому мельком показывают карточки и говорят: «Их надо разложить на 3 группы — подходящие с подходящими. Сначала по­смотри на эту доску — тут они все нарисованы — и подумай, как будешь де­лать».

Ориентировочный этап. Ребенку показывают таблицу 30 секунд.

Задача. Ребенку дают в руки карточки (можно еще раз поморить инструкцию: «Разложи их на три или четыре группы»). После этого действия ребенка регистрируются в протоколе в течение 30 секунд. Если в это время ребенок сидит совершенно неподвижно или, наоборот, действует чрезмерно поспешно и хаотично, то экспериментатор может оказать организующую помощь в виде «организующего урока»: «Выложи несколько карточек на стол» иди: «Не спеши, выкладывай аккуратнее, по одной». В протоколе следует отметить это.

Экспериментатор выжидает 30 секунд и, если правильная раскладка не начата, дает 1-й урок. Каждый следующий урок — 2-й, 3-й, 4-й, и т. д.— дается только и том случае, если ребенок за 30 секунд не начнет самостоятельно правильно действовать.

Точно такие же фигуры на отдельных карточках даются больному для сортировки.

1-й урок. Экспериментатор отбирает из карточек, лежащих па столе, две отличающиеся только одним признаком (например, большой зеленый треугольник и большой красный треугольник), и говорит: «Чем отличаются эти карточки, чем они не похожи?.. Они отли­чаются цветом» (если ребенок сам не доканчивает мысль). Это и есть содержание 1-го урока — указание на один различительный признак. После этого в протоколе фиксируются высказывания и дальнейшие действия ребенка — 30 секунд. Если правильная раскладка не начата, дается 2-й урок.

2-й урок. Из других лежащих на столе карточек выбирается такая, которая сходна с одной из двух первых по цвету (например, большой красный ромб). Экспериментатор предъявляет ее ребенку со словами: «Куда мы положим эту карточку — сюда или сюда?»— и, если ребенок не может уловить мысль, продолжает: «Мы положим ее сюда, к красному, потому что она тоже красная». Это и есть содержание второго урока — указание на сход­ство двух карточек по цвету. После этого протоколируются дальнейшие высказывания и действия ребенка — 30 секунд.

3-й урок. Экспериментатор добавляет к уже отложенным еще карточку — желтого цвета и, начав, таким образом, все три группы, говорит «Сюда будем класть все красные, сюда — зеленые, а сюда — желтые». Это содержание 3-го урока — прямой, наглядный показ того, как надо действовать. После этого протоколируются дальнейшие высказывания и действия ребенка — 30 секунд.

4-й, 5-й, 6-й и т. д. уроки — это укладка каждой последующей карточки, сделанная самим экспериментатором (с соответствующими словесными пояснениями), В протоколе фикси­руется номер урока и дальнейшие действия ребенка.

По окончании раскладки отмечается общее время, затраченное на это. Необ­ходимо, чтобы ребенок дал словесный отчет о проделанной работе, в виде завер­шающей «словесной формулировки». Если он этого сделать не может, то экспе­риментатор обязательно дает ее сам: «Значит, мы разложили карточки на зеле­ные, красные и желтые — по цвету». Но в протоколе фиксируются слова ребен­ка.

II задача. Карточки отбираются, перемешиваются и предъявляются вновь с инструкци­ей: «А теперь разложи их по-другому, тоже подходящие с подходящими, но уже на четыре группы». Затем в течение 30 секунд протоколируют самостоятельные поиски ребенка, и оказывается организующая помощь в виде «организующего урока»; «Выложи несколько карточек на стол» или: «Не спеши, выкладывай по одной». Отмечается в протоколе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: