РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА




Ведущее место в коррекции речевых нарушений занимает слово, активно стало формироваться особое направление - логопедическая ритмика. Логоритмика является совокупностью движений тела и речевых органов, способствующая снятию напряжения и монотонности речи. Раскованность и непринуждённость, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений (корпусом, головой, руками, ногами), оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов. Логоритмика (или, как ее еще называют, речедвигательная ритмика) предполагает использование связи движений и речи. Занятия и использованием речедвигательной ритмики укрепляют костно-мышечный аппарат детей, развивают дыхание, воспитывают правильную осанку, походку, грацию движений. Средствами логоритмики являются ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание. Ходьба и маршировка в различных направлениях должны научить детей первоначальным навыкам ходьбы по кругу в одиночку, парами и группой, обходить различные предметы, не сталкиваться во время встречной ходьбы, соблюдать заданное направление, двигаться по ориентирам, соблюдать одинаковые расстояния между идущими, а также строить шеренги, линейки, колонны и т.п. Ребенок учится ориентированию в пространстве и коллективе, в право- или левостороннем направлении движения, в поворотах, в маршировке спиной назад, лицом к центру. Тренировка устойчивости позволяет направленно воспитывать ориентировку в ходьбе между предметами, что необходимо в практической жизни. Речедвигательные игры и упражнения предполагают развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизации. Игры и игровые упражнения дыхательно-артикуляционного тренинга являются основой для формирования неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков. Подобный тренинг проводится сначала изолированно, затем включается в ролевые ситуации. Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения. Пальчиковая гимнастика является основой для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции призваны выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силы и постепенности. Их можно сочетать с движениями рук, туловища и головы. Взаимодействие учителя - логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционной работы с детьми необходимо. В связи с выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования перед педагогами встала задача развития интегративных качеств ребенка, то есть содействия со взрослыми и сверстниками. Эта задача успешно выполняется педагогами при условии регулярного посещения ребенком детского сада, тесного сотрудничества с родителями и укрепления здоровья детей. Повышению эффективности коррекционных мероприятий в логопедических группах МАДОУ «црр-д/с №134» способствует тесное сотрудничество педагогов, а также разработка и применение новых технологий. Речедвигательная ритмика используется при коррекции речи у детей наряду с традиционными методами и формами принятыми в логопедической практике и включается в структуру занятий на разных этапах коррекционной работы. Подобная деятельность представляется более продуктивной при постоянно взаимодействии с родителями. Одно из ведущих мест в коррекционно-воспитательной работе занимают занятия физической культурой, что обусловлено двумя причинами: во-первых, двигательный анализатор играет большую роль в развитии речи, во-вторых, у детей, страдающих речевыми нарушениями, наблюдается отставание психомоторного развития: пониженная ловкость и быстрота, отсутствует автоматизация движений, низкий уровень обучаемости, развития восприятия, внимания и памяти. Предметом особого внимания служит работа над осанкой: тяжелая походка, боковое раскачивание тела, полусогнутые ноги, опускание головы, неравномерность шагов – это серьезная проблема детей групп компенсирующей направленности. У детей с речевыми нарушениями часто изменен мышечный тонус, поэтому включение упражнений на активное расслабление и напряжение мышц крайне необходимы. Выполнение упражнений с речевым сопровождением активизирует речь и силу голоса. Включение речедвигательной ритмики в реабилитирующую методику воспитания и обучения детей, полезно как для детей, развивающихся в норме, так и для детей с различными отклонениями психофизического развития. Данное направление занимает определённое место в системе комплексного подхода в обучении детей, служит целью нормализации речи, путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы. Речедвигательная ритмика в первую очередь полезна детям: • с заиканием или с наследственной предрасположенностью к нему; • с чересчур быстрой/медленной или прерывистой речью; • с недостаточно развитой моторикой и координацией движений; • с дизартрией, задержками развития речи, нарушениями произношения звуков; • часто болеющим и ослабленным; Освоение речедвигательных упражнений мы начинаем с изолированного произнесения гласных звуков, по мере овладения этим навыком звуки объединяются между собой в звуковые цепочки (от двух до шести гласных на один речевой выдох). Постепенно речедвигательные упражнения вводятся в слоги и слоговые ряды, затем — в слова, словосочетания, предложения и текст. В зависимости от этапа работы над звуком движения видоизменяются. В работе по развитию умения регулировать мышечный тонус можно выделить обще-развивающие и коррекционные упражнения. Такие упражнения, помимо всестороннего воздействия на организм, развивают мышцы спины, живота, плечевого пояса, ног, рук. В настоящее время в работе мы стали вводить речедвигательную гимнастику при использовании степ – платформ, дисков здоровья и фитболов. У воспитанников имеющих речевые нарушения наблюдается общая скованность и замедленность выполнения движений, недостаточное развитие чувства ритма, нарушение ориентировки в пространстве, замедленность процесса освоения новых движений, недостаток резерва дыхательной системы. А выполнение дошкольниками упражнений с проговариванием незатейливых стихотворных строчек позволяет шаг за шагом нормализовать речь ребенка и положительно повлиять на двигательную сферу. Кроме того речедвигательная гимнастика доставляет детям большое удовольствие, они проявляют интерес и испытывают потребность в данной деятельности. Хочется отметить, что правильно организованное занятие позволяет детям с проблемами в речи почувствовать уверенность в своих силах, стать более здоровыми, волевыми, дисциплинированными, целеустремленными и, как итог, – успешными.

Cписок литературы

1. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи // Дошкольное воспитание. — 1990. — № 8.

2. Власова Т.М. Фонетическая ритмика. — М., 1996.

3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. — М., 2002.

4. Мухина А.Я. речедвигательная ритмика – М. 2009.

5. Рузина М.С., Афонькин СЮ. Страна пальчиковых игр. — СПб., 1997

6.Толбанова А. Пальцы помогают говорить // Дошкольное воспитание. -1989.- №10

7.Иванова О.А. Аэробика плюс сила и гибкость: физкультура для всех // Здоровье. -1993.- № 1

8.Барабаш Т. Л. речедвигательная гимнастика «Шаг к слову» с использованием степов // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения -2011 - №12

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: