Используемое оборудование:




Подготовленная фоновая бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти, баночка, тряпка.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Знакомство с темой урока. (Актуализация знаний).
  3. Повторение и обобщение материала прошлого урока (Обобщение пройденного)
  4. Изучение нового материала. (Открытие нового знания)

5. Постановка художественной задачи.

6. Практическое выполнение задания. (Развитие умений, применение нового знания)

7. Оценка результата.

  1. Подведение итогов.

Ход урока:

Этапы урока Ход урока
Ι. Организационный момент II. Актуализация знаний. Знакомство с темой урока. III. Повторение и обобщение пройденного материала. VΙ. Открытие нового знания V. Постановка художественной задачи. VI. Развитие умений – применение нового знания VII. Применение нового знания на практике. VIII. Оценивание своей работы VI. Итог урока Приложение Проверка готовности к уроку. Ещё в далёкой древности у японцев возникло умение видеть бесценную красоту каждого маленького кусочка жизни, его драгоценность и неповторимость. Сложилось искусство рассматривать и любоваться. Теперь этому искусству учат всех японцев. В школе есть особый предмет – искусство любования. Старинная японская мудрость гласит: Всматривайтесь в привычное – и вы увидите неожиданное, Всматривайтесь в некрасивое – и вы увидите красивое, Всматривайтесь в простое – и вы увидите сложное, Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое. Какие главные слова этой мудрости? (Всматривайтесь – и увидите)   Сегодня второй урок мы с вами знакомимся с искусством одной страны. Кто мне скажет, с какой? (Японией). И сегодня у нас завершающий урок по теме: «Образ художественной культуры Японии».   Давайте вспомним, о чем мы говорили на предыдущих уроках по данной теме. · Япония – страна восходящего солнца. Расскажите, особенности японского пейзажа? (Горы, камни, водопады, горбатые мостики, нетронутая природа). · А что представляет собой японская архитектура? (обращаемся к записям по Японии) Скажите, что такое пагода? Какая она? Расскажите об особенностях восточного храма. · В чем заключается особенность традиционного японского дома? Расскажите о садах в Японии. · А как проходят в Японии национальные праздники? Японцы не суеверны, но особое предпочтение отдают природе (праздник цветения сакуры). · А сейчас подробнее остановимся на теме прошлого урока «Японский национальный костюм». Давайте вспомним о кимоно. Анализируем кимоно по фарфоровой японской кукле. (Бывает женское и мужское, взрослое и детское, не имеет размеров, шьется по единому образцу, запах на правую сторону. Широкие рукава, длина до пят, широкий пояс – оби, завязанный в бант на спине, сильно затянутая грудь делает японку плоской спереди и горбатой сзади. На ногах – гета. Прическа в виде волны, украшена цветами и шпильками). На прошлом уроке мы говорили о национальном костюме, а сегодня этот костюм дополнит веер. Веер – это неотъемлемая часть национального костюма Японии. Давайте заглянем в историю: Веер – (от глагола «веять» - дуть, обдавать потоком воздуха) – опахало, первоначально плоский предмет – лист пальмы или лотоса, служивший для защиты от солнца в странах с жарким климатом (Египет, Индия, Китай). Как и многие другие особенности культуры и быта, веера пришли в Японию из Китая. Вероятно, впервые японцы увидели их у корейских принцев, посещавших Японию. В японский иероглиф «oги» - «веер» входит составляющей частью другой иероглиф, означающий «крыло». Легенда говорит, что складной веер, который удобно носить в рукаве, был изобретен в годы Тэнти (661-671) мастером из поселка Тамба, конструкцию которому подсказали крылья упавшей к его ногам летучей мыши. Строго говоря, версия эта спорна, хотя и поэтична… Происхождение веера до сих пор точно не установлено. И китайцы, и индийцы утверждают, что они начали пользоваться веером задолго до японцев. Одно мы знаем точно, с момента своего появления веер проделал блестящую карьеру. Из листа он быстро превратился в изящный дорогостоящий предмет, сохраняя при этом форму листа. Из средства охлаждения, он превратился в символ власти, были времена, когда им могли пользоваться только знатные люди. Особенное значение вееру придавали в сложных японских церемониях. У каждого веера было свое предназначение: веер для дворца, веер для войны, веер для танцев, веер для сопровождения чайной церемонии. Веера подразделяются на две группы: - жёсткий, как правило, округлый веер с продолговатой ручкой (утива, или дансэн); - складной веер, по форме напоминающий сектор диска (оги, или сэнсу) Складывающийся веер украшали живописью (тонкой кистью по шелку – батик) и стихами. Изображали пейзаж, со всей его красотой, с видом на Фудзияму и многоярусовыми пагодами, водопадами и мостиками. Это и японки в цветущих кимоно, и изображения весенней сакуры. Таким образом, сегодня мы с вами будем изготавливать японский веер, при этом обобщим все знания, полученные на предыдущих уроках. Чтобы расписать веер, нам будет нужно вспомнить и изображение пейзажа, и национальный костюм, и японские праздники, т.е. все то, что мы повторили в начале урока. Физкультминутка - Ребята, не правда ли красива ветка сакуры? - А давайте, и мы попробуем красоту сакуры отобразить в движении. «Цветы сакуры» Наши нежные цветки Распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Нашей сакуры цветки Закрывают лепестки, Тихо засыпают, Головой качают   Давайте построим алгоритм выполнения практической работы: 1. Изготовим заготовку для веера. Складываем лист (бумага форматом А4 имеет фоновый рисунок в технике акватипии, как опережающее задание, выполненное дома) пополам и разрезаем. Склеиваем внахлест по горизонтали. 2. На полученной полосе делаем живописный рисунок акварельными или гуашевыми красками в японском стиле. 3. Подсушиваем работу. 4. Сгибаем веер гармошкой. 5. Вырезаем и приклеиваем ручки. 6. Выворачиваем веер. При составлении алгоритма, учитель задает вопросы: · В какой технике сделан фон листа? · Как разделить лист пополам? · Что значит «внахлест»? · Как сложить гармошку?   Практическая работа.   Методика оценивания. (самооценка). – Что тебе нужно было сделать? – Какие типы веера ты узнал? – Чем украшали веера? – Удалось ли тебе сделать работу? – Что бы ты хотел изменить в своей работе? – Как бы ты оценил свою работу?   Подведение итогов. Оценки работ. –Назовите главные слова урока. – Все ли задания удалось выполнить? – Что у вас получилось лучше всего? – Над чем ещё надо поработать? – Как бы вы оценили своё настроение после урока?   Термины урока: Пагода –буддийский храм. Многоярусное сооружение. Через все сооружение проходить мощная центральная колонна, закрепленная в каменном основании, для устойчивости, в случае землетрясения. Краешки крыш причудливо загнуты вверх на углах. Икэбана –в зарубежных языках не найдено точного перевода. Принятое на Западе выражение «аранжировка цветов», а так же и русский термин «искусство составления букета» не раскрывает сути дела. Наиболее точный перевод: «Помочь цветам проявить себя». Татами –соломенные циновки, стелятся на деревянный пол. Их постоянный размер 90х190 см определялся бытовыми соображениями, по которым это была минимальная площадь, необходимая человеку для сна или работы. Размер татами стал единицей измерения жилой площади (комната в 9 татами). Сад камней (или сад «шинден») –Основа – группа камней, расположенных в центре открытого двора. Один из камней, обычно, господствует в композиции. Сакура –вид цветущей вишни, национальный символ японцев. Кимоно –национальная одежда японцев. Происходит от выражения «Киру моно», что означает «вещь для надевания». Оби –широкий пояс из яркой дорогой ткани, завязанный в огромный бант, похожий на бабочку, на спине выше талии. Для женщин пояс оби – главное украшение. Гета –деревянная обувь на высокой подошве в виде скамеечки. Утива (или дансен) - жёсткий, как правило, округлый веер с продолговатой ручкой. Оги (или сэнсу) - складной веер, по форме напоминающий сектор диска.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: