Какие чувства рождают у Раскольникова встречи со Свидригайловым?




· «Ему сделалось и тяжело, и душно, и как-то неловко, что он пришел сюда. В Свидригайлове он убедился как самом пустейшем и ничтожнейшем злодее в мире».

· «Глубокое отвращение влекло его прочь от Свидригайлова». «И ад следует за ним…» Как бы восстал из ада, и ад следует за ним. Свидригайлов все время подмигивает Раскольникову, только после смерти Свидригайлова Раскольников может остановиться.

· Отношение Раскольникова к Лужину и Свидригайлову убеждает, что герой испытывает глубочайшее отвращение к «сильным мира сего» и примкнуть к ним не может.

· Свидригайлов – человек, лишенный нравственных устоев, не признающий никаких нравственных запретов, живущий по принципу «все позволено».

Антиподы Раскольникова

· Разумихин Дмитрий Прокофьевич — бывший студент, дво­рянин, товарищ Раскольникова по университету. Временно вышел из него из-за отсутствия средств. «Наружность его была выразительная — высокий, худой, всегда худо выбритый, чер­новолосый. Иногда он буянил и слыл за силача... Пить он мог до бесконечности, но мог и совсем не пить; иногда проказил даже непозволительно, но мог и совсем не проказить. Р. был еще тем замечателен, что никакие неудачи его никогда не сму­щали и никакие дурные обстоятельства, казалось, не могли при­давить его».

· Раскольникова явно тянет к нему как к человеку живой жизни, простому, цельному, энергичному и, главное, добросер­дечному. К нему он идет сразу после убийства, чтобы попросить найти ему уроки для заработка, а на самом деле ища живую душу, способную отозваться на его страдание, разделить его муку. Хороший и преданный товарищ, Р. ухаживает за боль­ным Раскольниковым, приводит к нему доктора Зосимова. Он же знакомит Раскольникова и со своим дальним родственником, следователем Порфирием Петровичем. Зная о подозрениях про­тив Раскольникова, всячески пытается выгородить его, просто­душно объясняя все его поступки болезнью. Берет он под свою опеку и приехавших в Петербург мать и сестру Раскольникова, влюбляется в Дуню и впоследствии женится на ней.

· В развернувшейся полемике вокруг «Преступления и нака­зания» и, в частности, образа Р. можно выделить статью Д. И. Писарева «Борьба за жизнь» (1867), где критик анализирует социально-психологические причины, толкнувшие героя на пре­ступление, и объясняет его бесчеловечностью и противоестест­венностью существующего строя. В статье критика Н. Н. Стра­хова «Наша изящная словесность» (1867) выдвигается на пер­вый план мысль, что Достоевский вывел в лице Р. новый образ «нигилиста», изобразив «...нигилизм не как жалкое и дикое яв­ление, а в трагическом виде, как искажение души, сопровож­даемое жестоким страданием».

Второстепенные герои

· Амалия Ивановна (Амалия Людвиговна) — квартирная хозяйка Мармеладовых, а также Лебезятникова и Лужина. Находится в постоянных контрах с Катериной Ивановной Мармеладовой, которая в минуты злости называет ее Амалией Людвиговной, что вызывает у той резкое раздражение. Приглашенная на поминки Мармеладова, она примиряется с Катериной Ивановной, но после спровоцированного Лужиным скандала велит ей съезжать с квартиры.

· Лебезятников Андрей Семенович — министерский чинов­ник. «...Худосочный и золотушный человечек, малого роста, где-то служивший и до странности белокурый, с бакенбардами в виде котлет, которыми он очень гордился. Сверх того, у него почти постоянно болели глаза. Сердце у него было довольно мяг­кое, но речь весьма самоуверенная, а иной раз чрезвычайно даже заносчивая, — что, в сравнении с фигуркой его, почти всегда выходило смешно». Л. неумен, но добр по характеру и по-своему честен: когда Лужин подкладывает в карман Соне сто рублей, чтобы обвинить ее в воровстве, Л. разоблачает его. Образ не­сколько шаржирован.

· Марфа Петровна — помещица, супруга Свидригайлова. О ней читатель узнает из письма матери Раскольникову и из рас­сказа Свидригайлова, которого она спасла из долговой тюрьмы, заплатив за него крупную сумму. Когда Свидригайлов начал ухаживать за Дуней Раскольниковой, служившей у нее гувер­нанткой, она выгнала ее, но, узнав про ее невиновность, раская­лась и назначила ей в завещании три тысячи. После смерти, ви­новником которой (отравление), возможно, был Свидригайлов, является тому, по его признанию, как привидение.

· Николай (Миколка) — красильщик, ремонтировавший квар­тиру в подъезде старухи-процентщицы.

· Порфирий Петрович — пристав следственных дел, правовед. «...Лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и бакенбард, с плотно выстри­женными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закругленной на затылке. Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но до­вольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добро­душное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жид­ким водянистым блеском, прикрытых почти белыми моргающи­ми, точно подмигивая кому, ресницами. Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурой, имевшею в себе даже что-то бабье, и придавал ей нечто гораздо более серьезное, чем с первого раза можно было от нее ожидать».

· Первая встреча Раскольникова с П. П. происходит у того на квартире, куда Раскольников приходит вместе с Разумихиным якобы справиться о своих закладах. Хороший актер, следова­тель постоянно провоцирует Раскольникова, задавая каверзные и как будто нелепые вопросы. П. П. умышленно искажает идею раскольниковской статьи о преступлении, о публикации кото­рой Раскольников узнает именно от него. Между П. П. и Рас­кольниковым происходит своего рода поединок. Умный и тон­кий психолог, следователь действительно интересуется Расколь­никовым. Он не имеет фактических доказательств против Рас­кольникова, однако жестко и целенаправленно подводит его к признанию, и только в последний момент все срывается из-за неожиданного появления красильщика Миколки, берущего на себя убийство старухи. П. П. вынужден отпустить Раскольнико­ва, но вскоре приходит к нему и, уже не сомневаясь, говорит о его виновности. П. П. предлагает Раскольникову самому явить­ся с признанием, что облегчит наказание, а он со своей стороны сделает вид, что ничего не знал. Отношение П. П. к Раскольни­кову двойственно: с одной стороны, тот для него убийца, пре­ступник, с другой — он испытывает к нему уважение, как к личности, способной заглянуть «за край», на себе испытать идею.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: