Научный руководитель: к.ю.н. Мельниченко Ю.С., ст. преп. ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»




ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА. КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ

Салькова В.В.

Научный руководитель: к.ю.н. Мельниченко Ю.С., ст. преп. ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

 

Аннотация

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет не только взглянуть на государство со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его под углом зрения его разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.

Научное познание государства любого исторического типа обязательно предполагает рассмотрение его функций, представляющих собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственно государства как особой организации публичной власти, но и общества и целом.

Функции государства традиционно определяют как основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением. В функциях государства выражается его сущность, та реальная роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны.

В юридической литературе уделено значительное внимание исследованию проблемы функций государства (Н.Г. Александров, М.И. Байтин, А.И. Денисов, Л.И. Загайнов, А.II. Косицын, Г.Н. Манов, Н.П. Фарберон, П.В. Черноголовкин и др.)

 

ВВЕДЕНИЕ

Функции государства и формы их реализации, имеют весьма большое значение в теории государства и практике его функционирования. Это можно объяснить следующими моментами, во-первых, тем, что в функциях проявляются сущность государства, его социальное назначение. Государство представляя собой явление социальной жизни, характеризуется чрезвычайным многообразием непосредственно наблюдаемых и воспринимаемых проявлений. Это определено как разнообразием задач, решаемых государством в различных областях жизни общества, так и разнообразием органов, форм, методов и средств осуществления государственной деятельности. В связи с этим изучение функций служит предпосылкой познания главного и определяющего в государстве. Во-вторых, функции государства определяют его структуру, т.е. способы, закономерности организации элементов государства как сложной системы. Исследование функций государства и форм их реализации помогает оценить его возможности, способствует более глубокому пониманию механизма его взаимодействия с иными структурами общества в решении наиболее важных политических, экономических, социальных, экологических, культурных и других задач. Правильное установление функций государства и определение форм реализации этих функций способствует стабилизации общественных отношений и развитию общества в различных сферах.

Современное государство - продукт длительной истории, одно из великих творений гения человечества. В своем функционировании государство не может опираться на метод проб и ошибок, а значит, ему необходим научный фундамент. Известно, какое большое влияние на развитие государственности во всем мире оказали научные концепции о правовом государстве, о разделении властей, о народном суверенитете и многое другое. Мировой опыт показывает, что всякие значительные решения и действия по государственному строительству требуют глубокой и всесторонней разработки, научной экспертизы, с тем, чтобы из возможных вариантов выбрать наиболее оптимальный. Здесь, как ни в чем другом, весьма актуально правило «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Да и печальный опыт нашей страны учит многому: многочисленные эксперименты, преобразования, перестройки, реформы в государственном строительстве, волюнтаризм, обычно приводили к негативным последствиям и крайне ослабили наше государство. Сегодня для создания научной основы Российского государства открылись широкие возможности не только для юридической, но и для других гуманитарных наук.

Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Развитие общества и всех его институтов, включая государство, представляет собой естественный исторический процесс, протекающий по объективным законам. Одним из проявлений действия этих законов являются функции государства, которые можно определить как характерные особенности государства, отличающие его от других элементов системы общества. Вопросы о государстве и его функциях всегда относились к числу основополагающих и дискуссионных и в обществе и в теории государства и права, поскольку сущность государства прямо и непосредственно затрагивает интересы различных слоев, классов общества, политических партий. Это и обуславливает актуальность рассматриваемой темы в рамках исследования по теории государства и права. Особенно актуален этот вопрос для Российской Федерации в период становления правового государства, смены приоритетов в социально-экономическом и культурном развитии общества, постановке новых стратегических целей и задач.

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

В юридической литературе можно насчитать до двух десятков определений функций государства. В работах значительной части правоведов функции государства рассматриваются как основные направления его деятельности, выражающие его сущность и социальное назначение. Подобные точки зрения высказывают Перевалов В.Д., Корельский В.М., Лазарев В.В. При определении функции они используют также такие категории как цели, задачи, управление, воздействие и отождествляют функции государства с его деятельностью.

В ряде работ функции государства рассматриваются как сущность (содержание) деятельности государства во внутренней и внешней сферах, как отношение политически господствующего класса к остальным классам и политическим группам. Морозова Л.А. в своей известной статье «Функции Российского государства на современном этапе» предложила трактовку функций не только как направлений его деятельности, но и как механизма государственного воздействия на общественные процессы. Авторы учебника Кулапов В.Л. и Малько А.В. дают следующую характеристику понятия функций государства. Функции государства показывают, что должно делать государство для достижения и осуществления тех целей и задач, которые стоят перед ним в определенный исторический период. Однако функции государства как основные направления его деятельности не следует сводить к самой деятельности. Не следует их отождествлять и с целями и с задачи, стоящими перед государством. Функция отражает скоординированные направления деятельности государственного механизма. Таким образом, современная юридическая наука предлагает трактовку функций государства не только как направлений его внутренней и внешней деятельности, но и механизма государственного воздействия на общественные процессы. Данную трактовку можно считать правильной, так как выполняя определенные функции в тех или иных сферах жизни общества, государство одновременно посредством проводимых реформ, различного рода преобразований, правового регулирования общественных отношений, воздействует на состояние общественных процессов. Насколько многообразно в юридической литературе представлены формулировки функций государства, настолько же многообразно авторы трактуют и их признаки. В целом авторы единодушны в определении признаков. Наиболее полными и отражающими все условия, вытекающие из понятия функций государства, я считаю трактовки Байтина М.И.

Функции государства непосредственно выражают и предметно конкретизируют его классовую и общечеловеческую сущность. Их содержание учитывает классовые, групповые (корпоративные), национальные и частные интересы членов общества. В функциях государства воплощается и раскрывается его активная служебная роль как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису, реализуется разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на международной арене. Функции государства возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям. Государство выполняет свое социальное назначение посредством осуществления соответствующих ему функций, представляющих собой устойчиво сложившиеся основные направления его деятельности. В функциях государств различных исторических типов проявляются и объективируются присущие им особенности и закономерности развития, динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества. Функции государства обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, а потому невыполнение государством своих функций несомненно вызовет цепную реакцию негативных последствий в общественной жизни. Государство только тогда функционирует плодотворно, когда его функции в полной мере соответствуют объективным потребностям общества. Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые он преследует. Задача - это то, что требует разрешения, а функция - вид деятельности, направленной на такое разрешение. В отдельные исторические периоды приоритетными становятся различные задачи и цели государства, а следовательно, и разные его функции. Выполнение каких-либо задач ведет к исчезновению одних функций, появление новых - к возникновению других. Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы. Функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа. В отличие от функций государственных органов функции государства выполняются всеми органами. Одна задача может решаться посредством выполнения нескольких функций. Отдельные государственные органы играют преимущественную (лидирующую) роль в деле осуществления какой-либо функции государства. Обобщая вышеизложенное, можно дать следующее понятие функции государства: это основные направления деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных его сущностью и социальным назначением. Существенными признаками функций государства являются их непосредственная связь с сущностью и социальным назначением государства, направленность на решение задач в интересах достижения государственных целей, которые бывают различными на определенных исторических отрезках времени, видоизменяются в процессе становления, укрепления и дальнейшего развития государства.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ И ФОРМЫФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

В связи с тем, что государство выполняет множество функций, содержание которых весьма разнообразно, необходима их классификация. Развитие цивилизации и демократии открывает большой простор для общесоциальной деятельности государства. В наше время общесоциальные функции государства становятся приоритетными, расширяется и активизируется деятельность государства в духовной сфере. Они обеспечивают необходимую степень стабильности отношений и связей внутри общества. Чем больше удельный вес общесоциальных функций государства, тем выше его роль в обществе как надежного инструмента преодоления противоречий, как средства согласования различных интересов и достижения общественного компромисса. Сегодня особо актуальны глобальные проблемы, остро затрагивающие общечеловеческие интересы, - охрана природы и окружающей среды на всей планете, борьбе с международной преступностью, демографические проблемы и др. Для их решения необходимы совместные усилия всех государств, а значит, и развитие соответствующих функций - обеспечения мирового правопорядка, международной экологической и т.д. Доверие к государству, государственной власти, степень их поддержки населением находятся в прямой зависимости от содержания функций государства, его умения и желания учитывать в своей деятельности многообразные классовые, групповые, национальные и другие социальные интересы

Итак, функции государства классифицируются по следующим критериям.

1. По сферам деятельности:

внутренние - направлены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество (экономическая, социальная, налоговая, развития образования, культуры, науки, экологическая, охраны правопорядка,);

внешние - нацелены на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами (функция обороны страны, поддержания мира, сотрудничества с другими государствами).

2. По продолжительности действия:

постоянные - осуществляются в течение длительного времени, на многих этапах существования государства (экономическая, налоговая, охраны правопорядка);

- временные - осуществляются на определенных этапах существования государства (функции, осуществляемые в переходный период государства).

. 3. По социальной значимости:

главные (основные) - имеющие приоритетное, стратегическое значение на конкретном этапе развития общества (экономическая, социальная, экологическая);

производные - носят вспомогательный, дополняющий характер по отношению к главным функциям (налоговая функция как производная от экономической, функция развития образования, культуры, науки как производная от социальной). В юридической литературе характеристика видов функций государства чаще всего производится по критерию сферы деятельности.
Формы осуществления функций характеризуют связь государства с правом как одним из основных средств властвования. Через право государство проводит в жизнь свои функции, свои экономические, политические, идеологические, политические, идеологические задачи. В одних случаях государство издает юридические нормы, в других - организует их исполнение, в третьих - обеспечивает, охранять их. В зависимости от этого и различают три основных формы осуществления функций:. 1. Правотворческая – государство деятельность, выражающаяся в разработке и принятии юридических норм, в которых закрепляются программы деятельности людей. Она заключается в издании нормативных актов, т. е актов которые устанавливают новые нормы, изменяют или отменяют старые. 2. Правоисполнительная - государственная деятельность, выражающаяся в принятие мер по исполнению норм права. Она состоит главным образом в издании властных индивидуальных актов, т. е актов, рассчитанных только на данный, индивидуальный случай государственной деятельности. 3. Правообеспечительная (правоохранительная) – государственная деятельность, выражающаяся главным образом в контроле и надзоре за соблюдением и исполнением норм, а также в применении принудительных мер к их нарушителям. В процессе осуществления данной функции решаются юридические дела, связанные с применением юридических санкций, спорами между отдельными лицами и т. д.

В заключение можно сделать вывод, что деятельность государства широка и многообразна. Для того чтобы охватить, охарактеризовать ее в целом, требуется высокий уровень научной абстракции, и соответствующие ему понятия. Они позволяют увидеть, что с момента возникновения и до настоящих дней задачи государства не остаются до конца, на смену им, приходят другие, более сложные. Мы думаем, что в будущем будут возникать и новые функции, а вместе с ними и определенные трудности, которые необходимо будет решать.

Функция государства - это главное направление деятельности государства, обусловленное его сущностью.

Формирование функций происходит в процессе становления и развития государства. В разные исторические периоды приоритетное значение могут приобретать различные цели государства, а следовательно - и его различные функции. Каждая из функций государства имеет определенное содержание, которое показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают. Содержание функций не остается неизменным - оно меняется вместе с изменениями, происходящими в обществе.

В настоящее время система функций государства принципиальным образом трансформируется. Некоторые функции у государства исчезают вообще, что существенно меняет объем и содержание, и сама значимость функций. Кроме того, появляются новые, неизвестные ранее функции государства.

Функции не являются чем-то раз и навсегда, навечно данным, фундаментальным. В зависимости от конкретно-исторических условий элементы функций могут приобретать самостоятельное значение, становясь в силу особой значимости самостоятельными функциями. Это могут быть функции обеспечение прав и свобод граждан (современные развивающиеся страны, в которых осуществляется переход к правовому государству), охраны природы (в странах, где серьезно нарушено экологическое равновесие) и другие.

В дополнении ко всему сказанному отмечу, что в настоящее время более важным становится выделение глобальных функции государства, характеризующих деятельность государства: в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, в области создания и использования ядерной, информационной технологии, в области защиты прав и свобод человека, и в других современных глобальных государственных сферах, затрагивающих всю цивилизацию.

Конечно, такая тема как “функции государства” будет актуальной и через несколько десятков лет.

Таким образом, из рассмотренных нами функций, мы видим, что государство является не только аппаратом подавления представителем интересов господствующего класса, но и организацией выражающей интересы всего общества.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабаев, В.К. Функции современного Российского государства / В.К. Бабаев, С.В. Бабаев; Нижегор. правовая акад. Н. Новгород: [Б.и.], 2001. С.98.

2. Байтин, М.И. Основные признаки правоприменительной дея­тельности как правовой формы осуществления функций государства / М.И. Байтин, Ю.В. Марченко // Вестник Саратовской государственной юри­дической академии. 2008. № 5. С. 8-13.

3. Гостюхин, А.В. Правовые проблемы функционирования госу­дарства на современном этапе / А.В. Гостюхин, С.А. Куликова, Г.С. Серебрянников и др. М.: Изд-во «Перо», 2012. С.124.

4. Зарецкий А.М. Теория государства и права/А.М.Зарецкий, Ф.И.Долгих; под ред. Ф.И.Долгих. -2-е изд., стер. -М.: Университет «Университет», 2018. –С.240.

5. Зеленков, М.Ю. Теоретико-методологические проблемы теории национальной безопасности Российской Федерации / М.Ю. Зеленков; Московский гос. ун-т путей сообщения (МИИТ), Юридический ин-т. М.: Юридический институт МИИТа, 2013. С.196.

6. Игнатьев, Д.В. Информационная функция государства и меха­низм ее реализации / Д.В. Игнатьев // Право и государство: теория и практика. - 2010. № 1. С. 135-137.

7. Кадомцева, А.Е. Правоисполнительная форма осуществления экологической функции современного российского государства / А.Е. Кадомцева // Вопросы теории государства и права. Новые идеи и подходы: Межвузовский сборник научных трудов. Саратов: СГАП, 2000. Вып. 2 (11). С. 121-127.

8. Лапшина, О.С. Охранительная функция права в системе функ­ций права и государства / О.С. Лапшина; М-во образования и науки Российской Федерации, Филиал федерального гос. бюджетного образова­тельного учреждения высш. проф. образования «Российский гос. социальный ун-т» в г. Тольятти Самарской обл.; под науч. ред. Д.А. Липинского. Толь­ятти: Филиал РГСУ в г. Тольятти, 2013. С.177.

9. Макарова, Н.А. Охранительная функция в системе российского права и ее реализация в деятельности органов внутренних дел / Н.А. Макарова. М.: Юрлитинформ, 2015. С.171.

10. Пожарский, Д.В. Система функций Российского государства: конституционно-правовые основы / Д.В. Пожарский // Вестник Вла­димирского юридического института. 2011. № 4. С. 128-131.

11. Родионова, О.В. Социальная функция современного государст­ва / О.В. Родионова. М.: Юрлитинформ, 2010. С.228.

12. Родионова, Л.М. Содержание и формы социальной функции го­сударства в современной России / Л.М. Родионова // Вестник Мос­ковского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. История и политология. 2012. № 2. С. 111-115.

13. Харченко, О.В. Функции государства и организационно-­правовые формы их реализации / О.В. Харченко. СПб.:СПбИГО; ООО «Книжный дом», 2008. С.110.

14. Харченко, О.В. Правоохранительная функция как перманентная функция государства / О.В. Харченко // Известия Российского госу­дарственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 99. С. 215-222.

15. Хван, Д.А. Функциональная характеристика государства: сис­тема его правовых функций / Д.А. Хван // Право и государство: XXI век - век перемен. Сборник научных статей / М-во внутренних дел Россий­ской Федерации, Московский ун-т; [под ред. К.Е. Сигалова, С.В. Зыковой] М.: ИГ «Граница», 2012. С.154-176.

16. Шестаев, Н.Т. Функции и структура государства / Н.Т. Шестаев; МВД Рос. Федерации, Моск. высш. шк. милиции. М.: МВШМ, 1992. С.28.

17. 1. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. и исправл. М.: Интерстиль; Омега-Л. 2006. С. 156.

18. 2. Рассказов Л.П.. Теория государства и права: Учебник для вузов. 3-е изд. М.: РИОР; ИНФРА-М. 2010. С. 85.

19. 3. Старостин Е.О. Правовые формы осуществления государственной власти: дис.... к.ю.н. Самара, 2006. С. 90.

20. 4. Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. - Саратов, 1979. С. 225.

21. 5. Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. Н.И. Матузова и A.B. Малько. - М., 1997. С. 104-110.

22. 6. Александров Н.Г. Применение норм советского социалистического права: Лекция.-М., 1950. С. 9.

23. 7. Рассказов Л.П.. Теория государства и права: Учебник для вузов. 3-е изд. М.: РИОР; ИНФРА-М. 2010. С. 85.

24. 8. Самощенко И.С. О правовых формах осуществления функций Советского государства// Советское государство и право. 1956. № 3 С. 85-87.

25. 9. Матузов Н. И,. А. В. Малько. Теория государства и права: учебник – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2005. С. 63-64.

26. 10. Бухтерева М.А. Формы реализации функций государства: дис.... к.ю.н. М, 2002. С. 66

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: