Раскройте алгоритм проектирования образовательной программы.




Назовите основные документы, регулирующие проектирование образовательных программ.

Нормативно-правовая база проектирования образовательных программ всех уровней и направлений представлена основными законодательными и нормативными актами в области образования:

1.Конвенция о правах ребёнка;

2.Конституция Российской Федерации;

3.Закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29.12.2012г.;

4.Федеральный базисный учебный план, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 (далее — ФБУП-2004);

5.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №413 «Об утверждении и введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;

6.Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы», утверждённая распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013г. №792-р;

7.Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Приказ МО от 18.07. 2002 №2783);

9.Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253;

10. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10);

11. Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699;

12. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

13.Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»

14.Методические материалы и разъяснения по отдельным вопросам введения ФГОС общего образования (Приложение к письму Департамента общего образования Минобрнауки России от 19 апреля 2011 г. № 03-255)

15.Методические рекомендации о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений РФ Департамента развития системы физкультурно-спортивного воспитания Министерства образования и науки РФ (информационное письмо от 21.10.2010 г. № 3791/01-14);

16.Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 04.03.2010г. №03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;

17.Программа развития ГБОУ школа №…..;

18.Примерные программы по предметам;

19. Устав ГБОУ школа №…...

Нормативно-правовая база проектирования образовательных программ всех уровней и направлений может быть дополнена документами региональных органов управления образованием.

Раскройте алгоритм проектирования образовательной программы.

Начнем с ключевого понятия — образовательная программа. Как всякое понятие, широко применяемое в педагогической науке и практике, оно обросло множественными трактовками, отражающими разные стороны его смыслового наполнения. Рассмотрим понятийный ряд: учебная программа, обучающая программа, образовательная программа. Существенным в данном случае является слово – «программа», то есть документ, представляющий собой план, перечень, структуру, короче говоря – некое описание алгоритма предстоящих действий. Слова — «учебная», «обучающая» и «образовательная» подчеркивают адресную группу, или специфическую окраску процесса, для которого создавался алгоритм. Учебная программа для процесса учения, обучающая программа — для процесса обучения. Образовательная программа – для процесса полу- чения образования, то есть в ней в единстве пред- ставлена деятельность того, кто создает условия для получения образования и того, кто это образование получить стремится. В этом плане уместно говорить и об образовательной программе школы, и об образовательной программе курсов повышения квалификации.

Образовательная программа выполняет великое множество функций: организующую, прогностическую, ориентационную и многие — многие другие. Однако самая важная ее миссия состоит в описани того, что сможет сделать (а еще лучше – какие именно задачи решит) участник процесса освоения образовательной программы в ходе обучения.

Заметим, что опыт проектирования различного вида образовательных программ столь же значителен и разнообразен, как и сам образовательный процесс. В этом пособии мы предлагаем Вашему вниманию подход, который авторы применяли неоднократно. Естественно, в современной успешной педагогической практике можно найти и другие эффективные подходы, поэтому читатель волен выбрать любой другой подход или использовать комбинацию подходов. Принципиально важным является соблюдение только одного кардинально важного условия – проектирование «от ученика».

Включение этого раздела в программу курса преследует три основные цели:

· научить студента компетентно анализировать образовательные программы, пособия, рабочие тетради;

· предложить технологию проектирования образовательных программ, освоив которую студент сможет проектировать собственные программы «нового поколения»;

· вооружить студента критериями оценки качества программно-методических материалов, представленных на рынке образовательных услуг.

Что означает на практике это понятие – «проектировать от ученика»?

Вы уже обратили внимание на то, что каждая глава начинается с описания тех видов деятельности и тех результатов, которые может реализовать читатель в процессе работы над главой. Это не случайно. Несмотря на то что образование — двусторонний процесс, результат в нем тем выше, чем активнее обучающаяся сторона. Собственно мера активности участников любого семинара и выступает определенным гарантом его потенциального качества. Но если мы заинтересованы в том, чтобы именно «ученик» был наиболее активной стороной в образовательном процессе, то и алгоритм (программу) предстоящей деятельности следует проектировать, адресуясь прежде всего к нему. Можно было бы предложить две программы — для преподавателя и для ученика, но такой подход малоэкономичен: большая часть разделов в таких программах будет совпадать.

Именно поэтому в последнее время в практике работы проектировщиков возник и прочно технологически оформился принцип проектирования образовательных программ исходя из потенциального содержания учебной деятельности и результатов освоения содержания учеником. Программа не просто адресуется ученику, она преимущественно описывает содержание и способы действия того, кто учится, а не того – кто учит. Принцип проектирования «от ученика» неразрывно связан с компетентностным подходом, провозглашенным в качестве одной из ключевых идей программы модернизации российского образования. Современная программа, ориентируясь на образование «через деятельность ученика», в первую очередь отвечает на вопрос о мотивации, содержании, методах, средствах и результатах деятельности ученика.

Рассмотрим примерную структуру образовательной программы, которую легко можно перенести в массовую педагогическую практику. Это своеобразный алгоритм, усвоение которого поможет Вам в процессе самостоятельного проектирования образовательных программ. Наш алгоритм-конструктор будет состоять из 12 позиций.

При выборе названия программы следует помнить, что оно должно достаточно точно отражать ее замысел, быть понятно пользователю, соответствовать элементарным требованиям, связанным с законами формирования позитивного общественного отношения (PR — поддержка), то есть быть коротким, легко запоминающимся, эмоционально- привлекательным, содержать простые, но емкие образы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: