Тема 3.6. Психологические особенности прохождения интервью и самопрезентации




Спокойное, уверенное поведение во время интервью и самопрезентации - половина успеха при трудоустройстве и залог благополучной адаптации на новом месте работы. Важным правилом при прохождении собеседований является понимание того, что положительный результат зависит, главным образом, от Ваших собственных усилий и желания получить работу и делать карьеру в выбранной организации.

Интервью с работодателями - это важный этап при устройстве на работу. Интервью является наиболее широко используемым методом отбора. К интервью обычно допускается 20-30% от общего числа кандидатов, оставшихся после предшествующих этапов отбора. Собеседование, или интервью, как правило, длится не более часа и именно в это время работодатель формирует свое мнение о Вас и принимает решение о приеме на работу.

Каждый работодатель безусловно использует свой стиль ведения интервью, однако каждый из них можно отнести к одной их трех категорий: неформальное, типовое или ситуационное интервью.

Неформальное интервью - это неструктурированное собеседование, форма и содержание которого заранее не определены. Характер и последовательность диалога либо не планируются вовсе, либо постоянно нарушаются. Работодатель и претендент просто беседуют, обмениваясь вопросами и ответами. Разным претендентам задаются различные вопросы в соответствии с направлением беседы. Подобное интервью чаще практикуется для предварительной оценки претендентов, нежели для сбора информации о них. По результатам такого интервью бывает сложно провести сравнение между несколькими претендентами, так как каждому из них могут быть заданы разные вопросы.

Типовое интервью - собеседование с работодателем, в ходе которого каждому из претендентов предъявляется один и тот же набор вопросов. Работодатель может начать беседу неформально, чтобы претендент почувствовал себя свободнее, но затем переходит к методическому и тщательному опросу с целью выяснения всех деталей трудового и образовательного опыта претендента.

Ситуационное интервью практикуется в крупных организациях при отборе претендентов на руководящие должности. Многие из этих организаций имеют специальные центры для проведения отбора. Претендент оказывается в определенной, тщательно спланированной ситуации, и работодатель имеет возможность наблюдать за его поведением. Одной из разновидностей ситуационного интервью является стрессовое интервью, при котором претендента ставят в ситуации, обычно вызывающими у человека тревогу и беспокойство. Групповое интервью - разновидность ситуационного интервью, при котором вопросы задаются группе из нескольких претендентов. Поскольку при этом, как правило, оценивается не содержание ответов, а особенности поведения и взаимодействия в группе, кандидатам важно проявлять инициативу, активность, умело использовать ответы конкурентов.

Практика поиска и подбора кадров показывает, что в ряде случаев даже успешные кандидаты в ходе интервью с работодателем не всегда эффективно представляют себя. Каким бы «продвинутым» профессионалом вы ни были, отведите некоторое время на подготовку к собеседованию.

Предварительная подготовка - ваше конкурентное преимущество. Готовясь к интервью, особое внимание обратите на такие тематические блоки, как:

1) аргументированное доказательство уровня своего профессионализма и деловых качеств;

2) знание отрасли, данного направления рынка, основных конкурентов;

3) знание компании, в которой вы проходите собеседование, демонстрация лояльности в ее отношении;

4) умение вести переговоры о заработной плате.

Подготовка к интервью включает сбор необходимой информации, определение стиля поведения в ходе интервью, анализ ключевых составляющих успеха в вашей области профессиональной деятельности. Правила успешного прохождения интервью:

а) демонстрируйте уверенное поведение;

б) выслушайте вопрос до конца, постарайтесь уловить скрытый смысл или подтекст (профессиональные интервьюеры часто используют проективные техники, поэтому важно распознать действительный смысл вопроса);

в) отвечайте кратко и по существу, следите за реакцией собеседника;

г) говорите подробнее или развивайте тему там, где это требуется;

д) контролируйте свое невербальное поведение (интонации голоса, жестикуляцию, позу, мимику).

Далее приведем вопросы, которые наиболее часто задаются в ходе интервью. Некоторые вопросы требуют определенного психологического напряжения, умения «держать удар». Потренируйтесь в ответах на эти вопросы до того, как пойдете на интервью.

Остановимся на тех вопросах, которые обычно задаются на собеседовании, их истинном смысле и Ваших вариантах ответов.

1) Почему Вы хотите работать у нас? Данный вопрос ставит своей целью выяснить степень вашей осведомленности о компании. Вот теперь вам и пригодится вся информация из картотеки, о которой мы говорили ранее. Тщательно проанализируйте весь свой материал о компании и приведите его в ответе. Закончить же ответ можно словами: «Я люблю свою работу и горжусь своими профессиональными качествами. Ваша компания известна своей исключительной репутацией и высоким уровнем производства. И я не могу не уважать качества, которые сделали это возможным. Именно поэтому я уверен, что буду чувствовать себя и как профессионал, и как личность на своем месте, работая в этой фирме ».

2) Каким опытом, который был бы Вам полезен на этой работе, Вы обладаете? Данный вопрос является открытым сигналом и должен инициировать вашу рекламную кампанию. Помните при этом, что работодатель не пытается найти в тебе только хорошего инженера, он желает видеть все ваши положительные качества и желание приносить ему прибыль. Вариантом ответа может служить: «Моя высокая подготовка в области технологий, аналогичных Вашему производству, позволит мне незамедлительно войти в курс производственных вопросов. Я понимаю ответственность этого участка работы. Я полностью знаком и с вопросами экономической зависимости данной технологии, и прибыльности работы предприятия, и никогда не посчитаю возможным для себя упускать это из внимания ».

3) Что Вам нравится/не нравится на Вашем последнем месте работы? В этом вопросе проверяется ваша совместимость с коллективом и управленцами. Вашим ответом должно являться: «Мне нравится все». Ни один управляющий не захочет брать на работу оппозиционера. Гарантий же в том, что вам в равной мере может не понравится и новое место работы, для него сейчас нет. Ответом на логически следующий за этим вопрос, почему вы покинули такое замечательное место работы, может служить:

- переход в меньшую компанию, где уровень вашей ответственности и профессионального роста может возрасти;

- переход в большую компанию, где существует большая возможность профессионального роста и расширение уровня ответственности.

4) Какие наиболее полезные уроки Вы вынесли с прежней работы? В ответе вы должны совместить свои профессиональные функции, личностные характеристики и заботу о благе производства. Вариант ответа: «Наиболее важным уроком стало понимание того, что все, что важно для компании, должно быть важно и для меня, поэтому я всегда стараюсь быть внимательным к своему персоналу и работать в контакте с руководством ».

5) Как Вы оцениваете свой профессиональный рост? Ваш профрост уже известен из резюме, поэтому вопрос этот имеет целью оценить ваше чувство собственного достоинства. Не упоминайте, что вы уже достигли максимума своей карьеры, - это создаст ощущение, что профессионально вы уже не способны на что-либо существенное. Вариант ответа: «Учитывая специфику производства, на котором я трудился до последнего времени, я весьма доволен своей карьерой. Сегодня же я ощущаю потребность сделать большое, и считаю, что Ваша компания стимулирует свой персонал на это ».

6) Как долго Вы планируете работать у нас? Ответа на этот вопрос нет и быть не может, целью его стоит поставить вас в неожиданную ситуацию. Отвечая на подобный вопрос, его следует заканчивать вопросом. Вариант ответа: «Я хотел бы оставаться с Вами как можно дольше. До тех пор, пока я могу быть доволен своим профессиональным ростом, для меня не может быть вопроса о том, чтобы покинуть компанию »

7) Как быстро Вы можете войти в курс наших дел и активно преступить к выполнению своих обязанностей? Вопрос, на который в большинстве случаев невозможно дать правильный ответ. Вопрос ставит целью оценить вашу компетентность и коммуникабельность одновременно. Вариант ответа: «Замечательный вопрос! Это всерьез волнует и меня. Не могли бы Вы подробно рассказать, что будет входить в круг моих обязанностей в ближайшие полгода? » Внимательно выслушайте пояснения, сделайте заметки в своем блокноте. Когда придет черед вашего ответа, скажите: «Спасибо! Предположим, я приступлю к работе в следующий понедельник... около недели потребуется мне для того, чтобы разобраться с документацией и познакомится с персоналом.... Что касается конкретной работы... Вы, по-видимому, имеете в виду какой-то определенный проект, не могли бы Вы в вкратце рассказать мне его суть? »

8) Что Вы планируете делать через пять лет? Наиболее безопасный вариант ответа должен совмещать в себе ваш профессиональный рост и навыки члена новой команды. Не стоит упоминать о карьере, ведь возможно, что этим вы создадите потенциальную угрозу своему начальнику, который не планирует в ближайшие пять лет подняться выше по служебной лестнице. Вариант ответа: «Я всегда верил, что профессиональные качества и богатый опыт могут открыть возможности, которые трудно планировать заранее. Поэтому сейчас я хотел бы стать членом Вашей команды и уверен, что развитие Вашей компании откроет богатые возможности и для меня ».

9) Что стало Вашим самым крупным достижением? Придерживайтесь своих профессиональных характеристик в этом вопросе, а не личных достижений, будьте объективны. Вариант ответа: «Я уверен, что мои самые большие достижения еще впереди. Тем не менее, мне есть, чем гордиться. В составе команды профессионалов я принимал участие в создании новой фирмы. Все мы вносили посильный вклад в этот проект, и все мы многому научились в процессе его выполнения. Зато теперь, после напряженной и кропотливой работы, результатом нашего труда можно смело гордиться ».

10) Можете ли Вы работать в экстренной и напряженной ситуации? Не ограничивайтесь ответами «да» или «нет» на этот вопрос. Используйте его для развернутой рекламной компании. Вариант ответа: «Занимаясь непосредственно вопросами организации производства, я всегда стараюсь избегать создание стрессов на рабочих местах, и тем самым проявлять уважение к работающим со мной подчиненными. Тем не менее, если компании необходимо срочное выполнение того или иного проекта, я без проблем и весьма эффективно могу работать в напряженном графике ».

11) Что является Вашими лучшими чертами? Вопрос комплексный. Отвечая на него, акцентируйте внимание на своей профессиональной деятельности, но упомяните и личностные характеристики. Вариант ответа: «Я высококлассный специалист в своей области знаний, имею уникальный опыт работы, во многом я достиг этого благодаря желанию общаться с людьми и умению понимать их ».

12) Почему мы должны нанять именно Вас? Используйте вопрос для развернутой рекламной компании, но будьте лаконичны. Вариант ответа: «Я обладаю квалификацией, необходимой Вам, я обладаю опытом подобной работы, который делает меня замечательным специалистом в своей области, я инициативен и умею работать даже в самых тяжелых и напряженных условиях как самостоятельно, так и в коллективе ».

13) Расскажите, как Вы поступаете в проблематичной ситуации? Один из часто встречаемых вопросов. Вопрос весьма комплексный и требует приведения конкретного примера. Подготовьте такой пример заранее. Правильный ответ всегда должен укладываться в простую формулу: 1. В случае возникновения проблемы, вы сначала должны ее вовремя идентифицировать и выяснить причины ее появления (в том числе и скрытые). 2. Затем вы должны грамотно разработать проблемы ее устранения. 3. После этого необходимо взвесить все факторы в пользу того, или иного варианта устранения проблемы (экономические, социальные, моральные, технологические). 4. После этого обратиться к своему руководителю с точным изложением проблемы, ваших решений ее устранения и их преимуществ и получить его рекомендации или одобрение последующих действий. 5. Принять действия в соответствии с окончательным решением. В вашем ответе вы должны привести этот план, и расшифровать его на примере одного из своих реальных производственных решений.

14) Какую последнюю книгу Вы прочитали? Вопрос равно может быть видоизменен на кино или театр. В вашем ответе не важно, какую именно вы прочитали книгу, коль скоро вы регулярно читаете или следите за новиками кинематографа. Лучше привести название книги, не являющейся бестселлером в настоящее время, и очень кратко оценить ее влияние на вас.

15) Как долго Вы ищете работу? Для работающего в настоящее время человека этот вопрос не представляет проблемы, ответ может стать проблематичным, если у вас сейчас нет работы. Ответив, что вы ищете работу в течение года, вы вряд ли тем самым прибавите себе шансов выиграть собеседование. Вариант ответа: «Я ищу работу в течение последних нескольких месяцев. За это время я получил несколько предложений, но для меня весьма важно, с кем я работаю, какие перспективы может мне дать новая работа, причем не только материального плана, но и в вопросах профессионального роста и личностного развития. Именно в связи с этим, в результате своего поиска работы, я обратился к Вам ».

16) Почему Вы считаете, что можете претендовать на более высокую должность, чем у Вас когда-либо была? Один из важных комплексных вопросов, в случае, если ваше новое рабочее место является ступенью в профессиональном росте. Отвечая на него, необходимо привести конкретный пример из своей карьеры и сделать грамотное обобщение на нем. Вариант ответа: «В начале моей деятельности в прежней фирме я представлял ежедневный отчет своему непосредственному руководителю и до сих пор благодарен ему за те советы, что он мне давал. По истечении трех лет работы в компании мой руководитель считал достаточным получать мой отчет раз в неделю и производственные совещания проводил раз в месяц, на которые он охотно приглашал молодых сотрудников и часто просил меня дать им необходимые рекомендации. Три года работы показали, что хотя я и делал ошибки в начале, я смог досконально освоить свои профессиональные обязанности и научился весьма успешно их осуществлять. Этот пример, я считаю, позволяет продемонстрировать мои способности к динамичному развитию и мои возможности принимать правильные решения в условиях хорошо работающей организации производства, которой столь известна Ваша компания ».

17) Есть ли у Вас вопросы? Возможно это один из самых важных вопросов, на который вам надлежит ответить во время собеседования при приеме на работу. Основное правило - никогда не отвечайте, что вопросов у вас нет. Ответ на этот вопрос должен ясно продемонстрировать ведущему собеседование вашу подготовку к самому собеседованию и интерес к новой работе. Список своих вопросов вам следует подготовить заранее, используя информацию из своей картотеки, и вносить все возникающие во время собеседования вопросы в заранее приготовленный блокнот для того, чтобы задать их позднее… Идеи для ваших вопросов: а) в результате чего образовалась вакансия, и кто выполнял эту работу ранее, почему он покинул эту работу; б) как долго ваш собеседник работает в компании, как он попал в нее, что удерживает его на работе; в) кто будет являться вашим непосредственным руководителем, можете ли вы встретиться с ним; г) требует ли эта работа какой-либо дополнительной подготовки и тренировки; д) узнайте более подробно о самой компании, планах ее развития, положении на рынке.

18) Приходилось ли Вам обманывать? Технологический вопрос. Он ставит своей целью, поставив вас в неоднозначную ситуацию, проверить возможность найти в ней адекватный выход. Найти человека, не лгавшего в своей жизни, крайне тяжело, или вовсе не реально. Ответив на вопрос «нет», вы явно показываете, что лжете. Ответив «да», вы вызываете дополнительные вопросы «где?», «когда?» и «зачем?» и выпутаться из них достойно будет весьма не просто. Правильный ответ должен касаться вашего возможно более отдаленного прошлого и демонстрировать положительный урок, вынесенный вами из той ситуации. Вариант ответа: «Десять лет назад, вскоре после того, как я получил свою первую работу, мне было предложено заняться модернизацией процесса на нашем производстве. Поставленная задача была сложна и многопланова, и сейчас я понимаю, что моих знаний и опыта не хватало для ее решения. Тем не менее, я взялся за ее решение. Все мои попытки предложить грамотные изменения технологии оказались безуспешны. И лишь только когда сроки приобрели критический характер, я поставил своего руководителя в известность о моей неудаче. Я до сих пор благодарен этому человеку. Он с самого начала предполагал такой исход и был к нему готов. Но сроки были упущены, и нам с ним потребовалось серьезное напряжение, чтобы сообща воплотить в жизнь задуманный проект. Этот случай стал для меня уроком на всю жизнь и я понял, что ложь даже в самых лучших целях может служить во вред не только мне, но и окружающим ».

19) Хотели бы Вы занять место Вашего руководителя? Ни один руководитель не желает видеть конкурента в лице своего подчиненного. В то же время человек, лишенный желания сделать карьеру, так же не может быть идеальным работником. Вариант ответа: «Безусловно, если мой руководитель получит повышение и порекомендует меня на свое место. Занять же чужое место не является и не может являться моей целью, напротив, я заинтересован в руководителе, который может помочь мне в развитии ».

20) Что Вы думаете о своем руководителе? Люди, критикующие свое руководство, имеют тенденцию делать это всегда и на любом рабочем месте. Вряд ли найдется хоть один работодатель, желающий иметь подобные проблемы в собственном коллективе. Ваш ответ должен быть коротким и состоять только из положительных откликов.

21) Опишите ситуацию, когда Вы или Ваша работа подверглись критике? Достаточно опасный вопрос, направленный на выяснение вашего отношения к критике и подспудно выясняющий ваш профессиональный уровень. Основное требование - отвечая, упоминайте только о критике в отношении своих идей, а не результатов работы. Неверно или не качественно выполненная работа означает убытки, вас же берут на работу для того чтобы вы приносили прибыль. Вариант ответа: «Если в мой адрес высказывается критическое замечание, я стараюсь внимательно его выслушать и всегда подавляю в себе естественное желание перебить собеседника и доказать ему собственную правоту. После этого я анализирую услышанное и формулирую позицию человека, критикующего мои идеи, для того чтобы убедиться, что я не ошибся в понимании его. После этого я стараюсь получить от него совет и его услышать его взгляд на решение проблемы. Получив всю эту информацию, я стараюсь внести изменения в свою идею, и в результате я и мой руководитель без труда находим решение в таких ситуациях ».

22) Расскажите о себе. Данный вопрос не служит предложением начать длинное повествование о перипетиях своего жизненного пути. Скорее всего, предварительно стоит поинтересоваться: «Вас интересует какая-то конкретная сторона моей жизни или какие-то конкретные мои качества?» Это позволит вам получить более конкретную формулировку интересов собеседника. Часто этот вопрос означает, что ваш собеседник желает услышать что-то неформальное, оставшееся за рамками вашего резюме. Отвечая на вопрос, вам надо наглядно продемонстрировать прямую связь между высоким уровнем своего профессионализма и имеющимися у вас чертами характера. Оцените себя по шкале от одного до десяти? Всегда ставьте себе оценку «восемь» или «девять», объясняя, что хотя вы и стараетесь всегда добиваться большего, тем не менее считаете, что у любого человека есть путь к развитию.

23) Вы предпочитаете работать в коллективе или в одиночку? Правильный ответ на этот вопрос в конкретной ситуации данного собеседования известен лишь работодателю и построен на его требованиях и отношении к потенциальному исполнителю. Поэтому всегда будьте предельно осторожны, отвечая на подобные вопросы. Вариант ответа: «Я всегда могу эффективно работать самостоятельно, если это необходимо. В случае, когда интересы дела требуют коллективного участия, то совместная работа, безусловно, мне интересна ».

24) Это замечательный ответ, а теперь чтобы я мог быть более объективен, дайте мне пример ситуации, где Вы были не столь успешны. Вопрос является частью техники проведения собеседования. Правильный ответ на этот вопрос должен касаться ситуации как можно более отдаленной от сегодняшнего дня и ясно показывать, какие выводы вы сделали из той ситуации. Вариант ответа: «Десять лет назад, когда еще учился в университете, я работал во время каникул в компании, занимающейся сборкой радиотелефонов. Стремясь усовершенствовать работу комплекса, я рекомендовал моим подчиненным уменьшить срок сборки на пять минут. За шесть часов работы это позволило собрать дополнительно десять телефонов, о чем я и доложил своему руководителю. После его проверки выяснилось, что качество этих телефонов ниже стандартов компании, и мое решение было отменено. Мой руководитель объяснил мне, что качество продукции является ключевым элементом этого производства, и любое непродуманное решение может повредить компании. С тех пор прошло много лет, но урок, который я получил тогда, остался со мной ».

25) Что является Вашей слабостью? Важный вопрос, который не должен послужить вам сигналом к излиянию своих проблем. Единственно правильной техникой ответа на этот вопрос может быть упоминание слабостей, присущих вам в прошлом, либо описание своих преимуществ в форме слабостей. Вариант ответа: «В начале своей производственной деятельности, пятнадцать лет тому назад, я уделял мало времени работе с документацией. Обилие ее вселяло в меня ужас и казалось, что, занимаясь производственными вопросами, я принесу больше пользы компании. После непродолжительного времени мой руководитель подробно объяснил, что это является моей ошибкой. Его слова я воспринял всем сердцем и в дальнейшем не раз убеждался в их верности. Вряд ли я мог состояться как специалист и достичь столь заметных результатов, если бы пятнадцать лет назад я не смог избавиться от своей слабости ».

26) Можете ли Вы принять рискованное решение? Вопрос аналитического характера и ответ на него должен продемонстрировать ваши аналитические способности. Начиная ответ, вы должен задать встречный вопрос: «Понятие «риск» подразумевает оценку события. Любое рискованное решение должно быть принято только по результатам анализа ситуации. О каком риске Вы говорите? Вы имеете в виду какую-то конкретную ситуацию? Какие интересы вовлечены? Каким образом этот риск повлияет на моих коллег, руководство и саму компанию? Не имея ответа на эти вопросы, я не могу судить о возможности принятия рискованного решения ». Именно этот ответ демонстрирует ваше аналитическое отношение к принятию рискованных решений.

27) Видите в моих руках блокнот? Продайте мне его. Вопрос, ставший популярным. Вариант ответа: «Прежде всего, разрешите мне остановится на важных деталях этой продукции. Блокнот, лежащий перед Вами, является современным орудием производства менеджера. Вряд ли для Вас станет неожиданностью, что с помощью этого блокнота Вы можете делать важные экономические и производственные заметки, которые после этого всегда могут находиться в поле Вашего внимания. Удобная форма блокнота позволяет применять его не только в офисе, но и в самолете и машине. Высокий уровень технологии делает возможным его использование в любой климатической зоне, не взирая на сезон. Приятная кожаная обложка блокнота мягка и нежна на ощупь. Дизайн блокнота отвечает лучшим достижениям в этой области. Яркая надпись «Блокнот» поможет Вам никогда не перепутать его с другими канцелярскими принадлежностями». Закончить монолог лучше всего легкой улыбкой и шуткой, например: «Итак, насколько я увеличил Вам объем продаж? »

28) Почему Вы так мало зарабатывали? Вопрос подразумевает, что вас считают хорошим специалистом и носит характер легкого зондирования. Вариант ответа: «Хотя материальная сторона и важна для меня, как и для любого иного человека, тем не менее, я всегда считал, что я работаю не только ради денег. Набирая опыт и мастерство в своей специальности, я надеялся найти возможность сочетания своего профессионального роста и материального состояния. А как Вы считаете, сколько я должен был бы зарабатывать? » Ответ на поставленный тобой вопрос можно считать предложением вашей зарплаты.

29) Что Вы ответите людям, негативно относящимся к Вашей профессии? Технологический вопрос проведения собеседования, направлен на оценку вашего поведения в кризисной ситуации. Кратко расскажите, насколько ваша профессия важна и полезна. В ходе рассказа ожидайте услышать следующие одним за другим вопросы: «это не имеет отношение к делу!», «кто Вам это сказал?», «почему Вы так решили?». Чем больше и продолжительнее вы будете отвечать, тем больший поток подобных негативных вопросов обрушится на вас. Остановить этот поток вы можете, только заканчивая ответ своим вопросом, например: «А почему Вам это интересно?». Именно это продемонстрирует ваши аналитические способности в кризисной ситуации.

31) Почему Вы решили сменить место работы? Традиционный вопрос общего характера. Наряду с тем, что у вас, безусловно, есть своя собственная причина, варианты ответа могут затронуть следующие аспекты: необходимость профессионального роста; месторасположение работы; уверенность в завтрашнем дне, предположим, компания в которой вы работали, была не совсем финансово успешна; желание быть причастным к деятельности фирмы с высокой репутацией; материальная заинтересованность, вы получали оплату значительно более низкую, чем можете получать в другом месте.

32) С какими людьми Вы любите работать, а с какими нет? Можете ли Вы успешно работать с разными людьми? По своему логическому построению вопрос может быть разбит на три различных взаимодополняющих вопроса. 1. Очевидным вариантом ответа является ваше желание работать с людьми честными и открытыми, любящими и знающими свое дело. Из первого ответа ясно, что 2. вы не можете любить работать с людьми, некорректно относящимся к своим обязанностям и не профессионально подходящим к рабочим вопросам. 3. Третий ответ более сложен, и вы на примере должны показать, что стараетесь хорошо относится к своей работе в любой ситуации, ставя именно это приоритетом над возможными межличностными конфликтами.

33) Я не совсем уверен, что Вы подходите для этой работы. Чаще всего, это не вывод из результатов собеседования о приеме на работу, а всего лишь еще один технологический вопрос проведения собеседования, заставляющий вас более полно раскрыться в непростой ситуации. Вариант ответа: «Я прекрасно пониманию, что имею недостаточный опыт лечения больных подобного профиля. Тем не менее, моя базовая подготовка, опыт работы врача, навыки в лечении сходных заболеваний позволяют мне быть уверенным, что, если даже я и буду иметь проблемы в работе, то легко справлюсь с ними, тщательно изучив специальную литературу и имея возможность общения со своими новыми коллегами. Разве я не прав и Вы со мной не согласны? »

После того, как интервьюер закончил задавать вопросы, наступает ваша очередь. Вопросы, которые необходимо задать собеседнику: каковы цели и перспективы организации, новая ли эта вакансия или старое рабочее место, кто будет оценивать вашу работу, по каким причинам чаще всего увольняются? Эти и подобные вопросы помогут вам лучше узнать «сущность» компании и проявить интерес к организации.

Правила поведения в ходе интервью: 1) Ни в коем случае не критикуйте компанию и руководство компании, в которой вы работаете или работали прежде; 2) Не возражайте интервьюеру и не затевайте спор по тому или иному вопросу; 3) Не выказывайте неудовлетворенности ходом беседы; старайтесь вести ее как можно продуктивнее и по окончании сразу проанализируйте ее; 4) Избегайте многословия и излишней жестикуляции; 5) Старайтесь говорить кратко и только о тех аспектах работы, которые имеют отношение к данной вакансии; 6) Умейте слушать собеседника и не пытайтесь управлять ходом беседы; 7) Избегайте негативного поведения: не будьте излишне самоуверенны и вызывающи; 8) Держитесь спокойно и непринужденно. Будьте готовы рассказать про свои увлечения и вкусы, однако не заходите слишком далеко при обсуждении этих вопросов.

По окончании беседы обязательно поблагодарите интервьюера за уделенное вам время. Одним из видов собеседований при приеме на работу является телефонное интервью, которое имеет ряд преимуществ и недостатков. Недостаток его в том, что интервьюер может судить о вас только по вашему голосу и интонации. Вы тоже не видите собеседника и не можете следить за его реакций на ваши ответы. Преимущество состоит в том, что у вас на столе развернуты все необходимые материалы для беседы и, кроме того, вы - дома, где, как известно, и стены помогают.

Подготовка к телефонному интервью предполагает репетицию. Попросите кого-либо из ваших родственников или друзей позвонить вам, задать несколько заготовленных заранее или неожиданных вопросов. Проконтролируйте себя, как вы будете отвечать. Спросите того, с кем вы говорили, какое впечатление произвел разговор, что вам необходимо, чтобы улучшить ваши телефонные контакты.

Если звоните вы, хорошо представьте себе цель вашего звонка. Будьте реалистом и не ожидайте немедленного приглашения на работу. Поздоровайтесь и попросите к телефону нужного вам человека. Сообщите о причине вашего звонка и сошлитесь на предыдущую договоренность, если таковая имела место. Спросите, получено ли ваше резюме или письмо и как вам надлежит действовать дальше. Выясните нужные фамилии, номера телефонов и факсов, а также адреса электронной почты. Поблагодарите собеседника за внимание. Будьте вежливы, даже если звонок не оправдал ваших ожиданий. Вы всегда можете его повторить.

Составьте план разговора, но не считайте его догмой и будьте готовы к корректировке в зависимости от ситуации. Лучше, посылая резюме, одновременно готовиться к телефонному интервью. Вы не знаете, когда может последовать звонок.

Если вам позвонили неожиданно, и вы не готовы к разговору, перенесите интервью под благовидным предлогом на другое время. Даже при неожиданном звонке отвечайте совершенно спокойно и приветливо. Сразу же узнайте, с кем вы говорите (имя и должность), обращайтесь к собеседнику по имени. Используйте паузы для того, чтобы взять инициативу в свои руки и сказать, что вам нравится компания и вы хотите в ней работать.

Не задавайте вопросов о зарплате и льготах при первом разговоре, ваша единственная задача - получить приглашение на личное интервью. Следите за своей интонацией. Разочарование, недовольство или раздражение при разговоре по телефону более заметно по тону вашего голоса, чем при личной встрече. Разговаривайте спокойно, уверенно, не выдавайте своих чувств. Делайте заметки во время разговора, они вам пригодятся при подготовке к личному интервью.

Если интервьюер по какой-то причине вынужден будет на некоторое время прервать разговор, терпеливо дождитесь его возвращения и напомните ему, на чем вы остановились. По телефонному разговору вам трудно правильно оценить ситуацию, не отказывайтесь от интервью: это всегда практика и неожиданные возможности.

Попытайтесь договориться о встрече. Если вам сразу же назначат личное интервью, узнайте, с кем вам предстоит встретиться, имя и должность интервьюера и подготовьтесь к самопрезентации. Представьте, что вы произносите блестящую речь, уверенны, энергичны, находчивы. Ваша внешность, манеры, жесты гармонично дополняют этот образ. Мужчины должны помнить, что их украшение: часы, галстук и туфли, дамы не должны злоупотреблять косметикой и ювелирными изделиями.

Тренировать такое собственное воплощение необходимо для эффективной презентации. Ведь успешные люди, которые достигают своей цели, знают, что, во-первых, им никто не поможет; во-вторых, все, что происходит в их жизни, зависит только от их усилий и желаний.

Ваша решимость должна подкрепиться планом конкретных действий. Попробуйте составить подробный перечень действий в ситуации самопрезентации. Постарайтесь разбить свои действия на максимально мелкие шаги, так как чем они мельче, тем меньше опасений вызывает их осуществление. Создание позитивного имиджа, владение навыками самопрезентации, умение составить о себе приятное впечатление - важнейшие составляющие успешного карьерного роста. Значимость этих умений сегодня резко возрастает в силу разных причин, и прежде всего, из-за неуклонного повышения влияния коммуникативных потоков на жизнь каждого человека.

Эту ситуацию образно выразил американский психолог Ф. Дейвис: «Ты можешь быть каким угодно умным, честным и профессиональным, но значимым для общества ты станешь только тогда, когда сможешь подать себя соответствующим образом ».

Искусством самопрезентации можно назвать способность комплексно оценить и соотнести ваши внешние данные, осанку, походку, манеру поведения, стиль общения, будущую профессию, социальный статус, возраст, гармонично соединить ваши внешние и внутренние достоинства, скорректировать и усовершенствовать ваш имидж, выявить и подчеркнуть потенциальные возможности и индивидуально-психологические особенности.

Самопрезентация должна быть правильно закончена. Поблагодарите собеседников за то, что вас выслушали. Важно знать, что если разговор (в действительности - самопрезентация) по каким-либо причинам не получился, вы ничего не теряете. Вы смелы, гибки, целеустремленны, коммуникабельны, такие люди нужны деятельным руководителям, и у вас всегда есть возможность предложить свои услуги другой организации.

Для того чтобы добиться успеха в ходе самопрезентации и получить предложение о работе, необходимо избегать следующих ошибок:

1. Иметь неподобающий внешний вид.

2. Стремиться показать свое превосходство, «манеры всезнайки».

3. Плохо говорить (слабый голос, плохая дикция, ошибки произношении).

4. Не иметь плана карьеры, четких целей и задач.

5. Проявлять неуверенность в себе и неискренность.

6. показывать отсутствие интереса и энтузиазма.

7. Отвергать возможность сверхурочной работы.

8. Заявлять о высоком уровне притязаний по должности и зарплате.

9. Уклоняться от ответов.

10. Проявлять агрессивность, демонстрировать незнание этикета.

11. Допускать критику предыдущих работодателей.

12. Демонстрировать нежелание учиться, повышать свою квалификацию.

13. Проявлять излишнюю медлительность, заторможенность и нерешительность.

+14. Подчеркивать личные связи с влиятельными людьми.

15. Пытаться оказать давление на того, кто проводит собеседование.

Итак, следование предлагаемым рекомендациям обеспечит успех в ходе интервью и самопрезентации при приеме на работу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: