Тема 8. Скифский мир между Днепром и Доном




 

1. Скифы: история, общественно-экономический строй, занятия и государственная организация. Скифские курганы на территории Донбасса: Двугорбая Могила, Передериева Могила, Кременевка и др.

2. Социальная структура скифского общества.

3. Воинская культура скифов.

4. Культура и религиозные воззрения скифского общества.

5. Упадок Великой Скифии.

 

 

1. Ски́фия (др.-греч. Σκυθία, лат. Scythia) — древний регион Евразии, в представлении древних греков, римлян и византийцев находившийся к северу от Понта до Каспийского моря, в котором были расселены скифы (группа ираноязычных кочевых и полукочевых племён 1-го тысячелетия до н. э. — первых веков нашей эры). Скифию упоминал Алкей; Гекатей; Геродот дал её подробное описание; Страбон говорил о «малой Скифии» — предположительно земле тавров в Крыму, затем о равнинах Добруджи; и, наконец, Клавдий Птолемей говорит об азиатской Скифии, уже вне границ восточной Европы. Ал-Идриси помещал Скифию в пределы тюркских народов и использовал в отношении неё название араб. (Аль-Хорезми использовал название, отличающиеся количеством точек над одной из графем), Ибн аль-Факих описывает Скифию как содержащую Арминийа, Хорасан, тюрков и хазар.

В узком смысле Великой Скифией древние греки называли Северное Причерноморье. В широком смысле (расселения всех скифских народов) Скифия включает степи, лесостепи и пустыни Восточной Европы и Средней Азии от Нижнего Подунавья до Алтайских гор. Восточные скифы нередко упоминаются под именем саков; к последним примыкали массагеты.

Государственные образования, основанные скифами, включают Причерноморское Скифское царство и его позднейшую преемницу (Малую Скифию в Крыму, или Тавроскифию); Малую Скифию в Добрудже; Ишкузу ассиро-вавилонских и урартских источников в Закавказье и районе озера Урмия и её преемницу Сакасену в составе мидо-персидских царств; Индо-скифские царства эллинистического периода на территории Бактрии, Согдианы, Арахосии, Гандхары, Кашмира, Пенджаба, Раджастхана и Гуджарата.

 

Великая Скифия и ее соседи

 

 

У Геродота сохранилась легенда о том, как исчезли киммерийцы. По его сведениям, они были изгнаны скифами. Археологические источники свидетельствуют, что в VII в. до. н.э. черногоровская (киммерийская) культура Приазовья и Северного Причерноморья сменяется скифской.

Исторических сведений о скифах намного больше, чем о киммерийцах. Скифские походы в Переднюю Азию, война с персидским царём Дарием, победа скифов над персами произвели на современников большое впечатление. По этой причине в древности было сделано множество записей, посвящённых скифам. В первую очередь следует упомянуть обширные сведения о скифах, оставленные «отцом истории» Геродотом. Свидетельства Геродота остаются для нас бесценным источником по истории и географии степной части Восточной Европы в древности. Сохранились сведения о них в письменных источниках народов Передней Азии.

Первые сведения о скифах относятся к ассирийским клинописным документам VII в. до н. э., где они упоминаются под именем «ишкуза». Первоначально скифы под предводительством своего царя Ишпакая воевали с Ассирией, но затем ассирийцам удалось привлечь скифов на свою сторону и сделать своими союзниками. Наибольшего могущества скифы достигли на Ближнем Востоке при царе Мадии. При нём совершались походы в Сирию, Палестину, Египет. На долгое время скифы превратились для государств и народов Ближнего Востока в огромную проблему. Скифские стрелы находят в Месопотамии, Сирии, Египте на археологических памятниках VII- начала VI в. до н.э. Что особенно показательно, скифские наконечники стрел обнаруживают застрявшими в глиняных стенах - они, таким образом, являются свидетельством осады городов степняками. Египетский фараон Псамметих I, чтобы спасти от разрушений и ограбления свою страну, вышел навстречу к скифам и «... дарами и просьбами убедил далее не придвигаться» (Геродот, I, 105). Вторжение и опустошительные набеги скифов нашли отражение в книгах библейских пророков (книга пророка Иеремии, 5, 15-18). Чтобы избавиться от скифов, мидийский царь Киаксар пригласил к себе на пир знатных скифов, во время которого они были перебиты. Скифское владычество в Азии прекратилось в начале VI в. до н. э., после чего часть из них вернулась обратно в восточноевропейские степи. Следы пребывания скифов после переднеазиатских походов фиксируются по археологическим находкам на Северном Кавказе. Затем скифы появились в Причерноморье, где создали своё новое царство.

Персидский царь Дарий I попытался подчинить себе скифов, совершив военный поход в их земли в 512 г. до н. э., по другим данным, в промежутке между 520 и 507 гг. до н. э. (исходя из сообщения Геродота о походе персов на скифов после взятия Вавилона, т.е. после 521 г. до н.э.). Он перешёл Дунай и направился вглубь Скифии. Не имея сил раз громить персидское войско, скифы предприняли тактику изматывания противника в стычках, постепенно заманивая врага вглубь страны. Подробно эти события описаны Геродотом. После разгрома персов скифы пытались преследовать врага за Дунаем. С этого времени наступает время активного проникновения скифов на север Балкан.

При царе Атее в IV в. до н. э. Скифия достигла зенита своего могущества. Война с македонским царём Филиппом П на берегах Дуная оказалась неудачной для Атея. В 339 г. до н.э. во время одного из столкновений с македонцами скифы были разбиты, а их царь погиб. В конце IV в. до н.э. скифы потерпели военную неудачу на своих западных рубежах, в этот раз от фракийских и кельтских племён.

Ослабление скифов привело в итоге к тому, что с востока на скифские земли стали проникать сарматы. Скифы были вытеснены сарматами в Крым, и с III в. до н.э. их государство постепенно клонится к своему угасанию. Под ударами более могущественных соседей земли скифов сокращаются, и им удаётся удержать небольшое пространство степной зоны в Нижнем Поднепровье и Степном Крыму. Здесь появляется Малая Скифия со столицей в Неаполе Скифском (находится в черте современного города Симферополь). В том или ином виде Малая Скифия сохраняется на протяжении нескольких веков, пока не прекращает своё существование где-то в III в. н. э.

В истории скифов IV вв. до н. э. является временем наивысшего расцвета. Знакомство с переднеазиатской культурой и высоко раз витыми цивилизациями оказало большое влияние на скифское общество, способствовало формированию государственности, расцвету искусства. Скифские вожди научились ценить роскошь и стремились подражать восточным владыкам, переняв часть их обычаев.

Царские скифы. Современником скифов Геродотом оставлены обширные сведения о этом степном народе. Согласно Геродоту, Скифия представляла собой большое объединение племён, над которыми господствовали скифы-царские. В степях к востоку от Борисфена (река Днепр) до Герроса (реки Молочная или Конка) жили скифы-кочевники, а дальше вдоль Меотиды (Азовское м оре) до Танаиса (река Дон) находились земли царских скифов, которые называли всех остальных своими рабами. Следовательно, территория современного Донецкого края входила непосредственно во владения скифов царских. По сведению того же Геродота, могильr скифских царей находились в области Герры (современная Запорожская область) – намного западнее, чем жили непосредственно царские скифы. Не случайно, именно в Приднепровье археологии находили самые богатые скифские захоронения, а в Приазовье подобных «царских курганов@ не обнаружено.

Скифы представляли собой кочевой народ, говоривший на иранском языке с большой примесью арийского, что даже позволило отдельным учёным поставить вопрос о принадлежности скифов к индоарийцам. Самоназвание скифов - сколоты. Скифы-царские были тем племенем, вокруг которого произошло формирование государства. В него входили помимо кочевников также и оседлые земледельцы, об этнической принадлежности которых ничего неизвестно.

Геродот достаточно красочно описывает обычаи и нравы скифов. Скифы кочевали по бескрайним степям со своими стадами. Во время постоянных перекочёвок семьи скифов и их имущество находились в больших телегах, покрытых сверху шатром. Телеги имели от четырёх до шести колёс и запрягались безрогими быками. Скифские мужчины проводили целые дни верхом на лошадях, а женщины и дети перемещались вслед за стадами домашних животных в повозках. Главным богатством для скифов, как и у всех кочевых народов, были стада домашнего скота. Подвижный образ жизни не оставлял после себя следов. По этой причине в Донецком крае найдено только нескольких кратковременных скифских стоянок. Одна из них находилась у пгт Рай городок Славянского района: на распаханной поверхности стойбища ис следователи поднимали фрагменты керамики, бронзовые наконечники стрел. В донецком Приазовье также сохранились археологические памятники раннескифского периода. Они зафиксированы у сёл Кременёвка и Куйбышева Володарского района, у посёлка Сартана и села Безыменное Новоазовского района, у сёл Огородное Першотравневого и Раздольное Старобешевского района.

Скифские погребения в Донбассе находили ещё со времён В. А. Городцова, к примеру, недалеко от устья реки Кудрявка было выявлено скифское захоронение. В 1927 г. на территории Мариуполя сотрудники Мариупольского краеведческого музея во главе с П. М. Пиневичем провели раскопки нескольких курганов. В скифских погребениях покойные лежали на спине в вытянутом положении, головой на восток. Погребальный инвентарь состоял и з железного панциря, остатков шлема, мечей, пояса, наконечников копий и стрел, остатков лука, обломка бронзового зеркала, украшений, украшение горита в виде головы лося.

К настоящему времени наиболее известные скифские погребения нашего края открыты у сёл Шевченко Володарского района, у посёлка Новоамвросиевка Амвросиевского района, у села Стыла Старобешевского района, курган Хомуш-Оба (село Старогнатовка) в Тельмановском районе. В перечисленных погребениях обнаружены мужские и женские захоронения, предметы вооружения, остатки железного панциря, детали конской упряжи, брон з о в ой импортной посуды, бляшки и кольца.

В 1990 г. в кургане у села Васюковка возле города Часов Яр раскоп ан о скифское погребение, в котором обнаружили скелет женщины, а на ступеньке перед погребальной камерой находился детский скелет. В погребальной камере археологи нашли бронзовое зеркальце, сплющенный бронзовый котёл.

Случайные находки скифского времени происходят из окрестностей села Обрыв Новоазовского района и городов Новоазовск, Часов Яр, Святогорск. К таким находкам относятся бронзовые втульчатые наконечники стрел, железные мечи-акинаки. В селе Красное во зле Артёмовска на ого родах найден железный кинжал скифского облика, относимый к VI-V вв. до н.э. из района города Северска происходят два наконечника бронзовых стрел с шипами VII-VI вв. до н.э.

Особо следует упомянуть находку скифской каменной статуи у села Ольховчик Шахтёрского района, относящуюся к VI в. до н.э. и ставшей одним из символов Донбасса. Статуя из Ольховчика изображает скифского воина. На его голове виден шлем, вокруг шеи - витая гривна. Доспех скифа дополняют плеть, меч-акинак, горит с луком.

Помимо статуи из Ольховчика известно ещё несколько примечательных скифских стел. Возле города Ясиноватая найдена стела менее эффектная, чем изваяние из Ольховчика, но на ней всё же просматриваются прочерченные изображения горита и лука. Скифские изваяния известны в Старобешевском и Волновахском районах. В 1969 г. у села Звановка на берегу реки Бахмут нашли каменное изваяние, датируемое VI в. до н.э. Его отличает круглая уплощённая голова, глаза изображены точками, видны дуговидные брови, прямой нос, усы и бородка, на шее имеется витая гривна.

Подавляющее большинство обнаруженных археологами скифских погребений в Причерноморье и Приазовье относятся к сравнительно краткому отрезку скифской истории, а именно: к IV в. до н.э. Погребения раннескифского периода насчитывают небольшое количество. Согласно опубликованному в 1986 г. своду, из 2300 известных на тот момент скифских погребений Северного Причерноморья - 2042 относятся к IVIII вв. до н.э. причём абсолютное большинство датируется именно IV в. до н.э. Тем же столетием датируются и почти все скифские «царские курганы» и богатые погребения скифской аристократии. Складывается впечатление, что в Причерноморской Скифии в IV в. до н. э. внезапно произошёл резкий рост населения, возможно, демографический всплеск. В сравнении с Поднепровьем в Донецком крае общее количество скифских памятников IV в. до н.э. невелико. Данной проблематике посвящена специальная работа донецкого археолога Л. Г. Шепко. По её подсчётам на территории Северо-Восточного Приазовья (регион, ограниченный на западе рекой Берда, а на востоке правыми притоками реки Миус, на севере рекой Северский Донец, на юге Азовским морем) зафиксировано около 70 местонахождений вещей и погребений скифского времени, тогда как только скифских захоронений в Поднепровье выявлено около 640.

В Донбассе известно ограниченное количество скифских захоронений, в которых были погребены люди с высоким социальным статусом. Из кургана Хомуш-Оба у села Староигнатьевка Тельмановского района происходит гривна из электра (сплав золота и серебра). На территории города Макеевки, в районе реки Грузской, местные жители случайно нашли грунтовый могильник, в одном из погребений которого покоились останки скифянки. Её сопровождал ряд предметов: бронзовое зеркало, железный нож, сосуды, украшение в виде серебряной с позолотой гривны, бронзовые поделки. Перечисленные погребения были разграблены и разрушены в древности. Особо следует выделить широко известные скифские захоронения в Двугорбой Могиле близ Мариуполя (севернее посёлка Сартана) и Передериевой Могиле, находившейся около города Шахтёрска.

Курган под названием «Двугорбая Могила» исследовали в 1977 г. сотрудники Донецкого краеведческого музея. В нём находилось погребение знатного скифа IV в. до н.э. Захоронение оказалось разграбленным в древности. Возведённый курган скифы укрепили по периметру каменным поясом шириной до 3 м и высотой до 2 м. Скифского вельможу сопровождал слуга со стрелами, ещё один был уложен возле бронзового котла с костями ягнёнка. Среди немногих оставшихся от грабежа находок обнаружены: бронзовый котёл на ножке, 19 амфор, в которых, скорее всего, было греческое вино (остатки тризны). Интересно, что удалось установить имя мастера, изготовившего амфоры: Архелай из Гераклеи Понтийской - греческой колонии на черноморском побережье Малой Азии.

Курган Передериева Могила располагался около села Зрубное. Раскопки проводились экспедицией Донецкого государственного университета в 1988 г. под руководством А. А. Моруженко. Скифская могила имела размеры 4 на 5 м, была полностью разграблена в древности, о чём свидетельствуют обнаруженные археологами следы х ода грабителей в погребальную камеру. В заполнении погребения сохранилось несколько мелких предметов, а рядом, немного в стороне от могилы, археологи нашли так называемый «золотой шлем». На самом деле, предмет представляет собой не шлем, а некий конус, скорее всего, деталь головного убора. Форма предмета яйцевидная и потому напоминает шлем, что и послужило основанием для названия предмета. Вес его около 600 г, размеры изделия: высота - 16,7 см, длина окружности в основании - 56 см. Поверхность золотого конуса искусно покрыта изображениями, выполненными античным мастером в технике тиснения и чеканки.

Находка у скифов золотого конуса, серебряных гривен, предметов из сплавов драгоценных металлов ставит вопрос о происхождении золота и серебра для таких изделий. Загадка скифского золота занимает умы исследователей. По одной из версий скифы получали золото из местных месторождений. Так, Нагольный кряж на Луганщине обладает залежами золота. Известны попытки разработки золотоносных руд здесь в XVIII в. Тогда на территории нынешнего Донбасса золотоискатели наткнулись на древние горные выработки, после чего была проведена разведка местности и впоследствии построены несколько шахт. Следующая попытка золотодобычи предпринималась в конце XIX в. горным инженером Н.А. Глебовым, создавшим акционерное общество. За время его деятельности на Остробугорском месторождении на глубинах около 60 м было добыто 7,4 кг золота и 16 кг серебра. Правда, добыча оказалась в итоге нерентабельной. С учётом наличия золотонесущих пород, вполне возможно, что в скифское время какое-то количество золота добывалось в Донбассе.

 

2. Социальная структура скифского общества реконструируется по письменным сообщениям античных авторов и археологическим материалам. Во главе скифского общества стоял царь, которого Геродот именует «басилевсом». Царь у скифов был облечён правами судьи и жреца, он же исполнял функции военачальника. Царская власть передавалась по наследству от отца к сыну. Ближайшие родственники царя составляли его ближайшую свиту, а члены царского рода представляли собой единую общность, основанную на связях по крови.

Одним из знаков- символов принадлежности к царскому роду может расцениваться гривна. Если в погребениях царей находят такие шедевры искусства, как золотая пектораль из кургана Толстая Могила, украшенная множеством фигурок людей, животных, фантастических существ, то в большинстве погребений знати присутствуют простые по внешнему виду гривны в виде изогнутых прутов из драгоценных металлов. Отличия гривен свидетельствует о том, что не каждый представитель царского рода обладал средствами для заказа дорогих изделий у греческих мастеров.

Золотой конус из Передериевой Могилы, найденный на территории обитания царских скифов, даёт представление о скифской легенде, относящейся непосредственно к царскому роду. Поскольку предмет был найден в кургане, расположенном на территории скифов царских, то логично предположить, что на нём изображены эпизоды легенды или мифа о царях скифов.

На конусе из Передериевой Могилы представлена композиция, состоящая из шести мужских фигур. Все фигуры условно разбиваются на две смысловые группы, расположенные симметрично друг другу. В каждую группу входит три персонажа - двое сражающихся бородатых мужчин и юноша. В одном случае юноша стоит во весь рост, во втором он располагается на коленях. В первой группе изображений юноша пытается оказывать сопротивление: стоя на коленях, он вынимает из ножен свой меч; во второй группе один из персонажей схватил жертву з а волосы и занёс над ней меч.

Благодаря сообщению Геродота в нашем распоряжении имеется несколько сохранившихся скифских легенд, в том числе, относящихся к царям. Легенда о первом царе в передаче Геродота выглядит следующим образом. От союза небесного бога и дочери реки Борисфена (Днепр) родился первый человек, имя которого было Таргитай. У него родилось три сына: Арпоксай, Липоксай и Колаксай. Последний стал царём. Иная легенда гласит, что Геракл после ряда подвигов и странствий дошёл до пустынной страны, которой в будущем суждено было стать Скифией. В этой пустынной земле Геракл засыпает. Когда он просыпается, то обнаруживает, что у него пропали кони. Геракл идёт на их поиски и обнаруживает пещеру, в которой обитает полуженщина-полузмея. Это существо признаётся, что кони у неё, и соглашается вернуть их, но при условии, что Таргитай вступит с нею в брачную связь. От их союза рождаются сыновья Агафирс, Гелон и Скиф, которым мать передаёт дары, оставленные Гераклам для сыновей. От Скифа произошли цари скифов.

Поразительно, что очень схожий сюжет находит аналогии в персидском эпосе «Шахнаме» о браке Ростема и Техмине:

«Растем отправляется на охоту. Удачно поохотившись, Растем уснул. Пока он спал, туранские наездники поймали его коня и увели в свой город. Проснувшийся Растем начинает поиски и, идя по следу коня Рехша, вскоре прибывает в город Семенган, где находится конь. Растем является к правителю города и, угрожая, требует вернуть Рехша. Царь испуган, всячески ублажает героя, предлагает ему кров и обещает найти коня. Растем успокаивается и отправляется спать. И тут появляется дочь семенганского царя Техниме, которая сама ночью приходит к Ростему, старается соблазнить его, и на следующий день она становится женой Ростема. Уезжая, Растем передаёт Техниме амулет для их будущего ребёнка».

С учётом того, что скифы и персы были иранскими народами, такое совпадение эпосов находит объяснение в генетической близости Двух народов - их принадлежности к иранской группе индоевропейцев. Видимо, первоначально у предков иранцев была легенда о неком первом браке, давшем в будущем род царей. С распадом иранской общности на несколько отдельных групп, каждый из народов сохранил свой вариант легенды.

История о трёх братьях, сыновьях Таргитая, имеет продолжение у Геродота. Однажды на землю упали с неба священные дары в виде секиры, чаши, плуга и ярма. Каждый из троих братьев пытался поднять их с земли и ими овладеть, но это удалось только одному из братьев - Колаксаю. После чего старшие братья добровольно уступили ему всё царство. Царское предание находило продолжение в существовании особого праздника почитания даров, упавших с неба, о чём сообщает Геродот: «·.. священное золото цари берегут больше всего и каждый год умилостивляют его большими жертвоприношениями. Кто на этом празднике, охраняя священное золото, уснёт под открытым небом, тот - как считают у скифов - не проживёт и года. Поэтому ему дают столько земли, сколько он может объехать на коне за один день. » (Herod., IV, 7).

Усилиями учёных-скифологов удалось восстановить часть скифской мифологии, относящейся к царской теме, которая касается обстоятельств смерти Колаксая. Эпизод смерти Колаксая от рук братьев реконструируется на основе приведённого отрывка Геродота о празднике «священных даров», во время которого засыпал человек. Данный мотив является отражением широко распространённых представлений о ритуальном убийстве человека, замещавшего собой царя. Сходные ритуалы известны у многих народов мира.

Таким образом, изображение на золотом конусе из Передериевой Могилы представляют собой отражение царской легенды о первом царе скифов Колаксае.

Легенда о Колаксае, повествуя о происхождении скифов, обосновывала в скифском обществе тему божественного обретения царственности, царской власти, освящённой традицией. Добровольное подчинение скифов божественному проведению видно в одном эпизоде. Когда с неба упало священное золото, которыми смог завладеть только Колаксай, старшие братья уступили ему первенство и всё царство. Как раз легенда о Колаксае обосновывает, что положение скифского царя освящено неоспоримым правом, восходившим к легендарным временам появления первых скифов. Представления скифов о божественном происхождении власти сказывалось на формировании социальных отношений в обществе. Царские скифы считали всех прочих скифов своими рабами, где понятие «рабство» отвечало форме выражения подчинённого положения племён по отношению к отмеченному божественным провидением роду. Подобно тому, как люди полностью зависели от богов, так и в обычной жизни остальные скифские племена безоговорочно подчинялись царям. В реальности, как видно по событиям скифо-персидской войны, скифский царь не обладал абсолютной властью над всеми племенами.

Божественное происхождение царей и их внешняя полудеспотическая власть у скифов приводила к существованию особых ритуалов и нравов, отличавшихся исключительной роскошью и обилием человеческих жертвоприношений во время погребения царей. Практика пышных жертвоприношений хорошо известна в древности, и в этом отношении скифы не отличаются от других народов. Популярность золота в скифской культуре объясняется сакральным значением металла, а не тягой к богатству. Сакральность распространялась на скифских царей - они были носителями строгих правил и запретов, и отступление скифских царей от общепринятых норм приводило к их убийству, как было с царями Анахарсисом и Скилом. Особенности царского института власти у скифов: выражение подчинения через термины «рабства», видимая для нас жестокость с умерщвлением подданных, пышность погребального обряда, строгое соблюдение царём норм и обычаев, ·строгая регламентация поведения царя – являются признаками архаичности общества скифов.

В иерархии скифского общества за царским родом следовала племенная аристократия. Как показывают события скифа-персидской войны, каждое племя имело своего главу. Ближайшие родственники глав племён составляли слой племенной аристократии, которая по своему богатству и привилегированному положению выделялась среди соплеменников и противостояла общей массе простых общинников. Роль племенной аристократии в определённый период истории скифов была очень велика, о чем свидетельствует история низложения царя Скила.

Общественный строй скифов до конца V в. до н.э. сохранял сильные пережиточные черты родовых отношений. В IV в. до н.э. виден перелом в истории Скифии, что нашло отражение в материальной культуре и искусстве скифов. Со времён царя Атея можно говорить о государстве скифов как державе, обладавшей сильной властью царя и избавлявшейся от архаизмов в общественной жизни. По мнению многих исследователей, скифское общество в этот период приобрело сильную имущественную дифференциацию. В результате социально-экономического развития общества определённая часть обнищавших соплеменников попадала в зависимое положение от знати, что отчётливее всего отслеживается в захоронениях IV-III вв. до н.э.

Анализ скифских погребений рисует картину большого имущественного неравенства среди скифов в IV в. до н.э. С этого времени в подземных камерах погребённых мужчин-воинов и женщин находят роскошный инвентарь: золотые украшения, золотые и серебряные чаши и предметы, украшенное оружие, умершего хозяина сопровождают большим количеством коней, в отдельных могилах при входе в главную камеру были погребены слуги. В IV вв. до н. э. возводятся грандиозные курганы в окрестностях города Никополя (предположительное местонахождение легендарных Герр): курганы Острая Могила, Баба, Чертомлык, Солоха, Краснокутский, Мелитопольский и другие, достигавшие в высоту 15-20 метров.

Социальные порядки после смерти представлялись скифам аналогичными тем, которые существовали в реальном мире – такими, какими были в земной жизни. Один из ведущих специалистов по скифской культуре московский археолог Д.С. Раевский отмечает, что скифы воображали себе потустороннюю жизнь как некое повторение действительной жизни. Умершего обеспечивали вещами, слугами, животными настолько, чтобы он оставался тем же, кем был в мире живых- царём, вельможей, воином. Поэтому признаки имущественной и социальной дифференциации, существовавшие в реальном мире, переносились в мир мёртвых, и потому различия между царскими и рядовыми воинскими захоронениями прослеживаются на материале погребений. Необходимо отметить, что сама структура погребального обряда - как царя скифов, так и сословия воинов - была схожей.

 

3. Социальная градация в обществе сказывалась на организации войска. Костяк скифского воинства составляли конные всадники. Скифская аристократия во главе с царём, обладавшая средствами для солидной военной экипировки, представляла собой ударную силу скифской конницы. Беднота, не имевшая возможности сражаться в конном строю, становилась пехотой.

Скифское общество было организовано по военному образцу. Военизированное общество позволяло скифам господствовать над многими племенами и народами, собирать с них более или менее регулярную дань. Частые войны служили источником пополнения рабов, вероятно, они продавались на невольничьих рынках и служили источником обогащения. Внутри скифского общества рабы использовались в домашнем хозяйстве, о чём упоминает Геродот. Из отдельных свидетельств становится понятно, что кроме военного рабства, у скифов существовала и разновидность различных форм зависимости, которая могла перерастать в рабство - аналогичное явление хорошо известно у многих народов в прошлом. В скифском обществе были освоены отдельные ремёсла, следовательно, какая-то часть скифов специализировалась на производстве, ориентированном на обмен и торговлю.

Несмотря на традиции родового общества, у скифов имелись сильные социальные связи, выходившие за рамки родственных уз. Воинский уклад общества откладывал свой отпечаток на социальные отношения. В скифской среде бытовали обычаи, основанные на воинской культуре, героике и героизации мужчины-воина. Поэтому, когда речь заходит о скифах, невозможно пройти мимо такого культурного феномена, как «воинская культура» в скифском обществе.

Воинская культура начинает формироваться в особые периоды истории человечества. Например, она хорошо известна в средневековое время в Западной Европе по рыцарству, менее – для древностей Европы, но, несомненно, что воинские культы имели место у целого ряда индоевропейских народов с древнейших времён. Для скифов черты воинской культуры восстанавливаются благодаря рассказам Геродота и изобразительному искусству.

Весь быт и общественный строй скифов пронизывался военным делом, так что у мужского населения была привычка к войне. Оружие постоянно сопровождало скифа в жизни и после его смерти, что видно по изображениям скифов на предметах искусства и по погребальной обрядности. Широкая практика на протяжении долгой истории скифов помещения в могилу возле умершего оружия, прежде всего стрел, является свидетельством массового характера статуса воина-мужчины в скифском обществе.

Комплектация войск происходила в виде объединения мужчин-воинов по схеме: «глава рода является главой военного отряда мужчин своего рода». Сумма таких отрядов, возглавляемых главами рода, составляла войско племени, союз племён формировал скифскую армию. С усилением царской власти, подобная структура перетерпела трансформацию. Вокруг царя начинали формироваться отряды профессиональных воинов из знати. Дань и награбленная добыча позволяли содержать в окружении царя постоянный воинский контингент. Однако наличие профессиональных воинов у царя не исключало пополнения войска при необходимости свободными общинниками.

Некая социальная свобода в скифском обществе приводила к тому, что в пределах родов и племён могли образовываться временные воинские отряды. У античных авторов сохранилось повествование о том, как скифы собирались в поход: когда кто-нибудь замысливал военный поход, он расстилал шкуру быка и любой желающий мог присоединиться к походу, сев на бычью шкуру. Столь необычным образом формировался воинский отряд и узы побратимства между скифами. Геродот довольно красочно описывает обряд клятвенного договора у скифов: «... они наливают в большой глиняный килик вино, смешивают его с кровью тех, кто произносит взаимные клятвы, и, уколов шилом или сделав небольшой надрез на теле ножом, затем погружают в килик акинак, стрелы, двойную секиру и дротик. Сделав это, они долго молятся и затем выпивают вино и - сами, те, кто приносит клятвы, и самые достойные из сопровождающих» (Herod., IV, 70).

Вполне возможно, что данный ритуал проводился и между побратимами. Следы побратимства угадываются на отдельных предметах скифского искусства – к ним относятся изображения двух обнявшихся мужчин, пьющих из одного сосуда.

Первый убитый враг был знаковым для скифа: скиф-воин должен был выпить кровь убитого врага и отрезать ему голову. «Один раз в год каждый начальник округа в своём округе наполняет вином кратер, из которого пьют лишь скифы, убившие врагов. А те, кто этого не совершат, не вкушают этого вина, но, презираемые, сидят отдельно. Это у них величайшее бесчестие» (Herod. IV, 66).

Одно из ярких проявлений воинского культа у скифов – почитание божества в образе акинака (меча). Сохранилось лишь упоминание Геродота о том, что бог войны у скифов почитался в виде акинака. О поклонении скифов мечу пишет целая группа античных авторов: Лукиан Помпоний Мела, Климент Александрийский (со ссылкой на Эвдокса), Арнобий, Гай Юлий Солин. Бог в образе меча – единственное божество, которому скифы воздвигали святилища. До нас дошло описание Геродотом такого сооружения. В округах всех областей скифов устраивается святилище Аресу в виде гор связок хвороста.

«Наверху сделана ровная четырёхугольная площадка, три её стороны обрывистые, с одной же стороны она имеет доступ. Каждый год они наваливают сто пятьдесят повозок хвороста... Поверх этой кучи во всех округах водружён древнийй железный акинак; он и является изображением. Этому акинаку ежегодно приносят в жертву мелкий скот и лошадей; и вообще ему, в отличие от других богов, приносят сверх того ещё и такие жертвы. Сколько бы они не захватили в плен врагов, одного мужа из каждой сотни они приносят в жертву, но не так, как скот, а иначе. Полив голову пленных вином, они закалывают людей над сосудом и затем, подняв его вверх на кучу хвороста, выливают кровь на акинак. Кровь они несут наверх, а внизу у святилища делают следующее. Отрубая у всех убитых людей правое плечо вместе с рукой, бросают их в воздух, и затем, совершив остальные жертвоприношения, они удаляются. Рука лежит в том месте, куда упадёт, а труп отдельно» (Herod., IV, 62).

Скифские статуи на погребальных курганах также прославляют героя- воина. Неизменный атрибут статуй – изображение оружия. Оружие обладало магическим свойством. Оно фигурирует и в легенде о Колаксае, который получил в качестве одного из да ров золотую секиру. Оружие, ножны, гориты у скифов покрывались изображениями зверей, сценами из жизни легендарных античных героев. В декоре проявлялся не только эстетический идеал скифов. Красота – не самоцель и не абсолют для древних. Красивое – это прежде всего, то, что «быстрое», «сильное», «стремительное», и потому способствующее выживанию и победе. Как правило, изображались дикие животные, наделённые перечисленными качествами. Архаическое мышление выстраивало чёткую и устойчивую цепочку ассоциаций от явления к образу, поэтому животное воплощало собой серию устойчивых признаков, ценных для человека и переносимых непосредственно на человека. Популярность в изобразительном искусстве изображений зверей была столь всеобъемлющей, что само скифское искусство получило название «скифский звериный стиль».

Начиная с ранних этапов истории скифов, отчётливо заметна связь звериного стиля с воинской средой и военным сословием. Ведущая роль в формировании оригинальных сюжетов и образов «звериного стиля» принадлежала аристократии, способной заказывать и оплачивать высокохудожественную работу мастеров. Наиболее яркие образцы искусства относятся к царскому предметному миру, чаще всего это оружие, посуда, украшавшие одежду и вещи бляшки. На протяжении своего существования скифское искусство претерпевало изменения. С IV в. до н.э. в скифском искусстве прослеживается значительное внешнее влияние, особенно греков, до такой степени, что формируется «искусство эллинизма».

Наиболее распространёнными образами в искусстве скифского звериного стиля в раннее время были: схематизированная голова птицы, лежащий или свернувшийся в кольцо хищник в виде пантеры, лежащий или стоящий олень. Из травоядных чаще всего изображались: олень, лось, дикий козёл, – кроме них ещё кабан, очень редко заяц. Наиболее популярными в Скифии были образы оленя, реже - барана или лося. Фигурки оленей являются, фактически, символом скифского искусства. Яркий образец «скифского звериного стиля» на территории Донецкого края известен из находки в Мариуполе. В одном из погребений обнаружено украшение горита в виде морды лося.

Случайная находка бляшки в виде оленя из Донецкого Приазовья хранится в настоящее время в Таганрогском краеведческом музее. Необходимо так же упомянуть скифские антропоморфные изваяния, составляющую особую категорию предметов искусства. Они немногочисленны и примитивны по форме. Изваяниям придавалось подобие



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: