Задание студентам группы П-263
По дисциплине «ОДБ.04. История»
На время дистанционного обучения
Октября 2021 г.
Преподаватель: Яковлев В.А.
Задания отправить (фото работы или печатный документ): на страницу ВКонтакте: https://vk.com/id541076207 (в теме письма указать фамилию преподавателя, дисциплину, дату выполненной работы)
Срок выполнения: задание выполнить к следующему уроку по расписанию занятий (или подмене)
2 урока
Литература: Улунян А.А. История. Всеобщая история. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2016; Новейшая история. ХХ – начало XXI века. 9 класс: атлас. – М.: Дрофа: Издательство ДИК, 2013.
Страны Центральной и Восточной Европы между мировыми войнами и их политическая эволюция.
ПЛАН
1. Послевоенная ситуация в регионе.
2. Чехословакия (1918-1939 гг.)
3. Польша (1918-1939 гг.)
4. Венгрия (1918-1939 гг.)
Цель занятия:
Методическая:
• совершенствовать методику проведения лекции с элементами эвристической беседы и использованием компьютерных технологий в сочетании с самостоятельной работой обучающихся
Дидактическая:
• дать понятие о послевоенной ситуация в странах Центральной и Восточной Европы; показать внутриполитическое и экономическое положение в Чехословакии, Польше и Венгрии.
Развивающая:
• сопоставлять различные источники; обобщать полученную информацию и делать выводы; находить альтернативные варианты решения поставленных задач; работать с исторической картой; правильно распределить время работы над заданием; способствовать развитию творческой самостоятельности студентов.
Воспитательная:
• формировать самостоятельную мировоззренческую позицию и умение грамотно ее отстаивать; воспитывать интерес к изучению истории своего народа, приобщать студентов к общечеловеческим и демократическим ценностям; воспитывать такие качества гражданина: серьезное отношение к экономическим преобразованиям в стране; ответственность за экономическое положение на своем предприятии; подготавливать студентов к активной, сознательной участия в дальнейшей жизнедеятельности; воспитывать толерантное отношение к противоположным мнениям, критическое отношение к тенденциозной информации; воспитывать сознательного гражданина, любовь к родной стране, чувства патриотизма, национального сознания и достоинства; воспитывать у студентов общечеловеческие
Послевоенная ситуация в регионе
В Центральной и Юго-Восточной Европе в 1918 г. произошли крупные исторические изменения: в результате революции и свержения монархии распалась Австро-Венгрия. Образовались независимые государства: Австрия, Венгрия, Чехословакия, Королевство сербов, хорватов и словенцев (Югославия). Польское население Австро-Венгрии получило возможность воссоединиться со своими соотечественниками. Объединенная Польша стала независимой.
Трансильвания, большинство населения которой состояло из румын, стала частью Румынии.
Населённые итальянцами земли северного побережья Адриатики отошли к Италии.
Чрезвычайно сложной проблемой была необходимость максимального учета интересов народов бывшей Австро-Венгрии, без чего мир в Европе был недолгим. Но эти интересы во многих случаях были проигнорированы.
Польше была передана Галичина, в том числе и Западная Украина; Чехословакии – Закарпатская Украина; Румынии – Северная Буковина, населённую украинцами; ряд районов со славянским населением получила Италия.
Распад такого крупного государства Европы, какой была Австро-Венгрия, не могла оставаться без негативных исторических последствий. Провозгласить независимость была намного легче, чем реально создать демократические, преуспевающие государства.
В течение всего межвоенного периода в создаваемых новых государствах шла острая борьба за власть и выбор путей политического развития стран – буржуазная демократия, социализм, диктатура.
Молодые страны Европы, которые не смогли в короткий срок укрепить государственность и поднять экономику, очень быстро превращались в «разменную карту» в политической борьбе крупных стран мира.
Не менее сложным и трагическим был этот период истории и для Российской империи – огромной европейско-азиатской страны мира. Вследствие революции 1917 г. и иностранной интервенции здесь началась гражданская война, распад государства. На большей части территории бывшей Российской империи накануне 1920 г. была установлена советская власть, которая фактически была властью РСДРП (б), партии, которая впервые в мире поставила цель – построение социалистического государства.
Чехословакия (1918-1939 гг.)
Внутриполитическое положение
• 14 ноября 1918 г. Временное национальное собрание Чехословакии провозгласило утверждение республиканского строя страны и избрало президентом (с ограниченными полномочиями) Масарика – политического деятеля, основателя Чешского национального совета, философа. Он переизбирался на пост президента в 1920, 1927, 1934
• В межвоенные годы в Чехословакии действовало 50 различных партий (аграрная, национал-демократическая, социалистическая, коммунистическая, фашистская). Между ними шла острая политическая борьба.
• В 1920 г. была принята конституция, которая закрепляла буржуазно-демократический, республиканский строй Чехословакии.
• В 1920-1922 гг. были проведены следующие реформы: лишено политических привилегий дворянство, введён 8-часовой рабочий день и пособие по безработице, расширено медицинское страхование; началась аграрная реформа.
• Реформы не остановили забастовочное движение, и в 1923 г. правительство ограничивает демократические свободы принятием закона об охране республики.
• В 1933 г. была создана Судето-немецкая партия, которая была прямой агентурой Гитлера. Она потребовала немедленного присоединения Судет к Германии и организовала вооруженный мятеж. Но власть фашистам прийти не удалось.
• В 1935 г. президентом Чехословакии был избран Э. Бенеш, член Совета и Председателя Комитета безопасности Лиги Наций.
• В октябре 1938 г. Э. Бенеш ушел в отставку с поста президента; к этому времени Германия, с согласия Чехословакии, Великобритании и Франции (Мюнхенское соглашение 1938), оккупировала Судеты.
Экономика
• Экономическое развитие Чехословакии было нестабильным, рост экономики сменялся кризисами.
• В экономке большую часть составлял иностранный капитал (англо-франко-американский).
• На экономическое развитие Чехословакии негативно влияли большие репарационные платежи.
• В 1933 г. производство сократилось на 1/3. Количество безработных достигло 920 тыс. чел.
• В 1939-1940 гг. экономика Чехословакии было подчинено германским монополиям.
Международная политика
• Чехословакия подписала Версальский, Сен-Жерменский, Трианонский договоры (Закарпатская Украина была присоединена к Чехословакии; Тушинский край был разделён между Польшей и Чехословакией).
• В апреле 1919 г. Чехословацкие войска под руководством Антанты приняли участие в интервенции против Венгерской республики.
• В 1920-1921 гг. под эгидой Франции был создан военно-политический блок Чехословакии, Румынии и Югославии (Малая Антанта)
• В 1922 г. было подписано временное соглашение Чехословакии с РСФСР, УССР, однако это не мешало Чехословакии проводить антисоветскую политику.
• В сентябре 1938 г. в Мюнхене правительства Великобритании и Франции подписали с Германией и Италией соглашение о разделе Чехословакии. Германия оккупировала сначала Судетской край, потом чешские земли, по указу Гитлера они были преобразованы в «Протекторат Богемии и Моравии»; Польша – Тешинский край; Венгрия – южные районы Словакии и Закарпатской Украине.
Польша (1918-1939 гг.)
Внутриполитическое положение
• В ноябре 1918 г. австро-венгерские и немецкие оккупанты вынуждены были начать вывод войск из польских земель.
• Регентский советов, основанная в 1917 г., передал всю полноту власти в Польше Ю. Пилсудского – известному политическому деятелю, одному из основателей националистической ППС – революционной фракции (ППС – Польская социалистическая партия).
• По поручению Пилсудского было сформировано общих польское правительство, главной задачей которого был созыв Учредительного сейма. Учредительный сейм начал работу в феврале 1919 г. В его составе большинство мест получили члены национал-демократической партии и партии «Пяст».
• Сформированное сеймом правительство состояло преимущественно из сторонников Пилсудского.
• Правительство разогнало советы, созданные во многих городах еще в 1918 г.; приняло меры по прекращению забастовок, приняло закон о принципах земельной реформы.
• Конституция 1921 г. утвердила буржуазно-демократический строй.
• В 1922 г. был убит президент Польши Г. Нарутович (лидер партии Освобождение»), было введено военное положение, избран новый президент – С. Войцеховского (активного деятель «Пяст»).
• В 1926 г. в условиях кризисного экономического положения Войцеховский ушел в отставку, диктатором Польши был провозглашен Пилсудский, конституции 1921 г. была изменена, права сената и сейма ограничены. Новый режим получил название «санации» («оздоровления»).
• «Санационное» правительство проводило террор против оппозиции, объявившей его фашистским. В Березе Картузской был создан концентрационный лагерь. Проводились «пацификации». Принимались меры, направленные на выведение страны из экономического кризиса.
Экономика
• Экономическое развитие был крайне нестабильным, периодически происходили экономические кризисы. Накануне 1939 г. Польша не смогла достичь довоенного уровня.
• В сельском хозяйстве страны сохранялось помещичье землевладение, крестьянские хозяйства разрушались.
• В промышленности усиливалась роль иностранного капитала. Росли прибыть монополий, но в целом уровень развития экономики считался низким.
Международная политика
• В 1919 г. Польша подписала Версальский договор, оставив в составе Германии почти всю Силезию и ряд исконных польских земель. (По плебисциту 1921 г. и решению Антанты 1/3 Верхней Силезии было отдано Польше). В 1920-1921 гг. Польша воевала с Советской Россией. Согласно Рижскому договору (1921 г.) к Польше отошли Западная Украина и Западная Белоруссия.
• В 1920 г. Польша захватила у Литвы Вильнюсский край.
• Локарнские договора (в 1925 г.) ее дали гарантии безопасности западных границ Польши.
• В 1934 г. «Санационное правительство» подписал польско-германский договор о мирном разрешении противоречий (договор о ненападении) сроком на 10 лет.
• В 1938 г. Польша захватила в Чехословакии Тешинскую Силезию и планировала аннексию Литвы.
• В марте 1939 г. Германия выдвинула ультиматум Польши с требованием присоединить Гданьск (Данциг) и дать согласие на строительство в «польском коридоре» автомобильных и железнодорожных путей. Польша отклонила эти требования. В апреле 1939 г. Германия разорвала договор 1934 г. с Польшей.
• В августе 1939 г. Польшу подписала союзный договор с Великобританией, которая обязалась предоставить Польше помощь в случае угрозы ее независимости.
• Аналогичная декларация была подписана с Францией.
• Предложения СССР о политическом и военном сотрудничестве с Польшей были отвергнуты.
• 1 сентября 1939 г. Германия совершила нападение на Польшу и началась Вторая мировая война.
Венгрия (1918-1939 гг.)
Внутриполитическое положение
• 16 ноября 1918 г. Национальный совет (создан в октябре 1918 г. из представителей Партии независимости, буржуазно-радикальной и социал-демократической партий) объявила Венгрию республикой.
• В январе 1919 г. был избран президент республики М. Каройи (Карольи) – председатель Национального совета, граф, политический деятель. Начали создаваться новые органы власти республики; правительство объявило о проведении демократических реформ.
• В марте 1919 г. правительство Карей, которое не успел воплотить в жизнь свою политику, было свергнуто пролетарской революцией. В Венгрии была установлена советская республика (ВСР) создано правительство во главе с социал-демократом Ш. Гарбаи.
• ВСР просуществовала 133 дня; за это время были проведены такие социалистические реформы: национализация промышленности, банков, транспорта, земли; создание Красной армии; конфискация имущества буржуазии и т.п. США, Великобритания, Франция и другие капиталистические государства не признали ВСР. Советская Россия, которая признала ВСР, предоставила ей всестороннюю поддержку.
• В апреле 1919 г. началась интервенция войск Антанты против ВСР. В августе 1919 г. советское правительство Венгрии ушел в отставку под внешним (интервенция) и внутренним (восстание против ВСР) давлением.
• Регентство вызвало сопротивление демократических сил страны, обвинявших Хорти в установлении фашистской диктатуры. Но создать единый народный фронт против режима Хорти не удалось. (Причинами раздора среди оппозиции стали: запрет политический партий левого направления, в том числе и КПУ; террор, ограничения избирательных прав граждан).
• В конце 30-х годов Венгрия полностью переходит в политическое подчинение к гитлеровской Германии.
Экономика
• Уровень развития экономики – средний.
• В сельском хозяйстве сохранились пережитки феодализма (помещичье землевладение).
• Высокий уровень концентрации производства, сильные позиции иностранного капитала (главным образом немецкого).
• В 1929-1939 гг. в Венгрии происходит экономический кризис, его последствия имели катастрофический характер (1 млн. безработных).
• В 1934-1939 гг. экономика Венгрии возвращается на докризисный уровень, но жизненный уровень населения остается низким.
Международная политика
• Правительство Карей проводило курс на достижение компромисса с Антантой, которая требовала проведения новой демаркационной линии, в результате чего ряд районов страны оказались бы под иностранной оккупацией.
• Советское правительство Венгрии ориентировался на Советскую Россию, рассчитывало получить от нее военную помощь.
• Хортиское правительство сотрудничал с Италией и Германией, требовало пересмотра Трианонского договора, активно готовилось к войне (Дерская программа 1938 г. ассигновала 1 млрд. пенге на военные нужды).
• В 1938 г. Венгрия участвовала в разделе Чехословакии, оккупировала часть Словакии, в 1939 г. оккупировала Закарпатье.
• В 1939 г. Венгрия присоединилась к направленному против СССР «Антикоминтерновскому пакту» – договор (1936 г.) между Германией, Италией, Японией.
Вопросы для самопроверки:
1. Какова была ситуация в странах Центральной и Восточной Европы в период после Первой мировой войны?
2. Охарактеризуйте внутриполитическое и экономическое положение Чехословакии.
3. Охарактеризуйте внутриполитическое и экономическое положение Польши.
4. Охарактеризуйте внутриполитическое и экономическое положение Венгрии.
Самостоятельная работа
Задание: ответить письменно на два любых вопроса для самопроверки. Объем:2-3 машинописных страницы: шрифт 14, Times New Roman, интервал 1,5. Работу отправить(фото работы или печатный документ): на страницу ВКонтакте: https://vk.com/id541076207 (в теме письма указать фамилию преподавателя, дисциплину, дату выполненной работы)
Критерии оценивания ответов на контрольные вопросы
Оценка «5» ставится, если обучающийся: умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала на все вопросы.
Оценка «4» ставится, если обучающийся: дает полный и правильный ответ на 6-7 вопросов, или допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при ответах.
Оценка «3» ставится, если обучающийся: дает полный и правильный ответ на 5 вопросов; излагает материал не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно, допускает ошибки при их формулировке.
Оценка «2» ставится, если обучающийся: не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов.