Послевоенная ситуация в регионе




Задание студентам группы П-263

По дисциплине «ОДБ.04. История»

На время дистанционного обучения

Октября 2021 г.

Преподаватель: Яковлев В.А.

Задания отправить (фото работы или печатный документ): на страницу ВКонтакте: https://vk.com/id541076207 (в теме письма указать фамилию преподавателя, дисциплину, дату выполненной работы)

Срок выполнения: задание выполнить к следующему уроку по расписанию занятий (или подмене)

2 урока

Литература: Улунян А.А. История. Всеобщая история. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2016; Новейшая история. ХХ – начало XXI века. 9 класс: атлас. – М.: Дрофа: Издательство ДИК, 2013.

 

 

Страны Центральной и Восточной Европы между мировыми войнами и их политическая эволюция.

 

ПЛАН

 

1. Послевоенная ситуация в регионе.

2. Чехословакия (1918-1939 гг.)

3. Польша (1918-1939 гг.)

4. Венгрия (1918-1939 гг.)

 

Цель занятия:

Методическая:

• совершенствовать методику проведения лекции с элементами эвристической беседы и использованием компьютерных технологий в сочетании с самостоятельной работой обучающихся

 

Дидактическая:

• дать понятие о послевоенной ситуация в странах Центральной и Восточной Европы; показать внутриполитическое и экономическое положение в Чехословакии, Польше и Венгрии.

 

Развивающая:

• сопоставлять различные источники; обобщать полученную информацию и делать выводы; находить альтернативные варианты решения поставленных задач; работать с исторической картой; правильно распределить время работы над заданием; способствовать развитию творческой самостоятельности студентов.

 

Воспитательная:

• формировать самостоятельную мировоззренческую позицию и умение грамотно ее отстаивать; воспитывать интерес к изучению истории своего народа, приобщать студентов к общечеловеческим и демократическим ценностям; воспитывать такие качества гражданина: серьезное отношение к экономическим преобразованиям в стране; ответственность за экономическое положение на своем предприятии; подготавливать студентов к активной, сознательной участия в дальнейшей жизнедеятельности; воспитывать толерантное отношение к противоположным мнениям, критическое отношение к тенденциозной информации; воспитывать сознательного гражданина, любовь к родной стране, чувства патриотизма, национального сознания и достоинства; воспитывать у студентов общечеловеческие

 

Послевоенная ситуация в регионе

 

В Центральной и Юго-Восточной Европе в 1918 г. произошли крупные исторические изменения: в результате революции и свержения монархии распалась Австро-Венгрия. Образовались независимые государства: Австрия, Венгрия, Чехословакия, Королевство сербов, хорватов и словенцев (Югославия). Польское население Австро-Венгрии получило возможность воссоединиться со своими соотечественниками. Объединенная Польша стала независимой.

Трансильвания, большинство населения которой состояло из румын, стала частью Румынии.

Населённые итальянцами земли северного побережья Адриатики отошли к Италии.

Чрезвычайно сложной проблемой была необходимость максимального учета интересов народов бывшей Австро-Венгрии, без чего мир в Европе был недолгим. Но эти интересы во многих случаях были проигнорированы.

Польше была передана Галичина, в том числе и Западная Украина; Чехословакии – Закарпатская Украина; Румынии – Северная Буковина, населённую украинцами; ряд районов со славянским населением получила Италия.

Распад такого крупного государства Европы, какой была Австро-Венгрия, не могла оставаться без негативных исторических последствий. Провозгласить независимость была намного легче, чем реально создать демократические, преуспевающие государства.

В течение всего межвоенного периода в создаваемых новых государствах шла острая борьба за власть и выбор путей политического развития стран – буржуазная демократия, социализм, диктатура.

Молодые страны Европы, которые не смогли в короткий срок укрепить государственность и поднять экономику, очень быстро превращались в «разменную карту» в политической борьбе крупных стран мира.

Не менее сложным и трагическим был этот период истории и для Российской империи – огромной европейско-азиатской страны мира. Вследствие революции 1917 г. и иностранной интервенции здесь началась гражданская война, распад государства. На большей части территории бывшей Российской империи накануне 1920 г. была установлена ​​советская власть, которая фактически была властью РСДРП (б), партии, которая впервые в мире поставила цель – построение социалистического государства.

 

Чехословакия (1918-1939 гг.)

 

Внутриполитическое положение

 

• 14 ноября 1918 г. Временное национальное собрание Чехословакии провозгласило утверждение республиканского строя страны и избрало президентом (с ограниченными полномочиями) Масарика – политического деятеля, основателя Чешского национального совета, философа. Он переизбирался на пост президента в 1920, 1927, 1934

• В межвоенные годы в Чехословакии действовало 50 различных партий (аграрная, национал-демократическая, социалистическая, коммунистическая, фашистская). Между ними шла острая политическая борьба.

• В 1920 г. была принята конституция, которая закрепляла буржуазно-демократический, республиканский строй Чехословакии.

• В 1920-1922 гг. были проведены следующие реформы: лишено политических привилегий дворянство, введён 8-часовой рабочий день и пособие по безработице, расширено медицинское страхование; началась аграрная реформа.

• Реформы не остановили забастовочное движение, и в 1923 г. правительство ограничивает демократические свободы принятием закона об охране республики.

• В 1933 г. была создана Судето-немецкая партия, которая была прямой агентурой Гитлера. Она потребовала немедленного присоединения Судет к Германии и организовала вооруженный мятеж. Но власть фашистам прийти не удалось.

• В 1935 г. президентом Чехословакии был избран Э. Бенеш, член Совета и Председателя Комитета безопасности Лиги Наций.

• В октябре 1938 г. Э. Бенеш ушел в отставку с поста президента; к этому времени Германия, с согласия Чехословакии, Великобритании и Франции (Мюнхенское соглашение 1938), оккупировала Судеты.

 

Экономика

 

• Экономическое развитие Чехословакии было нестабильным, рост экономики сменялся кризисами.

• В экономке большую часть составлял иностранный капитал (англо-франко-американский).

• На экономическое развитие Чехословакии негативно влияли большие репарационные платежи.

• В 1933 г. производство сократилось на 1/3. Количество безработных достигло 920 тыс. чел.

• В 1939-1940 гг. экономика Чехословакии было подчинено германским монополиям.

 

Международная политика

 

• Чехословакия подписала Версальский, Сен-Жерменский, Трианонский договоры (Закарпатская Украина была присоединена к Чехословакии; Тушинский край был разделён между Польшей и Чехословакией).

• В апреле 1919 г. Чехословацкие войска под руководством Антанты приняли участие в интервенции против Венгерской республики.

• В 1920-1921 гг. под эгидой Франции был создан военно-политический блок Чехословакии, Румынии и Югославии (Малая Антанта)

• В 1922 г. было подписано временное соглашение Чехословакии с РСФСР, УССР, однако это не мешало Чехословакии проводить антисоветскую политику.

• В сентябре 1938 г. в Мюнхене правительства Великобритании и Франции подписали с Германией и Италией соглашение о разделе Чехословакии. Германия оккупировала сначала Судетской край, потом чешские земли, по указу Гитлера они были преобразованы в «Протекторат Богемии и Моравии»; Польша – Тешинский край; Венгрия – южные районы Словакии и Закарпатской Украине.

 

Польша (1918-1939 гг.)

 

Внутриполитическое положение

 

• В ноябре 1918 г. австро-венгерские и немецкие оккупанты вынуждены были начать вывод войск из польских земель.

• Регентский советов, основанная в 1917 г., передал всю полноту власти в Польше Ю. Пилсудского – известному политическому деятелю, одному из основателей националистической ППС – революционной фракции (ППС – Польская социалистическая партия).

• По поручению Пилсудского было сформировано общих польское правительство, главной задачей которого был созыв Учредительного сейма. Учредительный сейм начал работу в феврале 1919 г. В его составе большинство мест получили члены национал-демократической партии и партии «Пяст».

• Сформированное сеймом правительство состояло преимущественно из сторонников Пилсудского.

• Правительство разогнало советы, созданные во многих городах еще в 1918 г.; приняло меры по прекращению забастовок, приняло закон о принципах земельной реформы.

• Конституция 1921 г. утвердила буржуазно-демократический строй.

• В 1922 г. был убит президент Польши Г. Нарутович (лидер партии Освобождение»), было введено военное положение, избран новый президент – С. Войцеховского (активного деятель «Пяст»).

• В 1926 г. в условиях кризисного экономического положения Войцеховский ушел в отставку, диктатором Польши был провозглашен Пилсудский, конституции 1921 г. была изменена, права сената и сейма ограничены. Новый режим получил название «санации» («оздоровления»).

• «Санационное» правительство проводило террор против оппозиции, объявившей его фашистским. В Березе Картузской был создан концентрационный лагерь. Проводились «пацификации». Принимались меры, направленные на выведение страны из экономического кризиса.

 

Экономика

 

• Экономическое развитие был крайне нестабильным, периодически происходили экономические кризисы. Накануне 1939 г. Польша не смогла достичь довоенного уровня.

• В сельском хозяйстве страны сохранялось помещичье землевладение, крестьянские хозяйства разрушались.

• В промышленности усиливалась роль иностранного капитала. Росли прибыть монополий, но в целом уровень развития экономики считался низким.

 

Международная политика

 

• В 1919 г. Польша подписала Версальский договор, оставив в составе Германии почти всю Силезию и ряд исконных польских земель. (По плебисциту 1921 г. и решению Антанты 1/3 Верхней Силезии было отдано Польше). В 1920-1921 гг. Польша воевала с Советской Россией. Согласно Рижскому договору (1921 г.) к Польше отошли Западная Украина и Западная Белоруссия.

• В 1920 г. Польша захватила у Литвы Вильнюсский край.

• Локарнские договора (в 1925 г.) ее дали гарантии безопасности западных границ Польши.

• В 1934 г. «Санационное правительство» подписал польско-германский договор о мирном разрешении противоречий (договор о ненападении) сроком на 10 лет.

• В 1938 г. Польша захватила в Чехословакии Тешинскую Силезию и планировала аннексию Литвы.

• В марте 1939 г. Германия выдвинула ультиматум Польши с требованием присоединить Гданьск (Данциг) и дать согласие на строительство в «польском коридоре» автомобильных и железнодорожных путей. Польша отклонила эти требования. В апреле 1939 г. Германия разорвала договор 1934 г. с Польшей.

• В августе 1939 г. Польшу подписала союзный договор с Великобританией, которая обязалась предоставить Польше помощь в случае угрозы ее независимости.

• Аналогичная декларация была подписана с Францией.

• Предложения СССР о политическом и военном сотрудничестве с Польшей были отвергнуты.

• 1 сентября 1939 г. Германия совершила нападение на Польшу и началась Вторая мировая война.

 

Венгрия (1918-1939 гг.)

 

Внутриполитическое положение

 

• 16 ноября 1918 г. Национальный совет (создан в октябре 1918 г. из представителей Партии независимости, буржуазно-радикальной и социал-демократической партий) объявила Венгрию республикой.

• В январе 1919 г. был избран президент республики М. Каройи (Карольи) – председатель Национального совета, граф, политический деятель. Начали создаваться новые органы власти республики; правительство объявило о проведении демократических реформ.

• В марте 1919 г. правительство Карей, которое не успел воплотить в жизнь свою политику, было свергнуто пролетарской революцией. В Венгрии была установлена советская республика (ВСР) создано правительство во главе с социал-демократом Ш. Гарбаи.

• ВСР просуществовала 133 дня; за это время были проведены такие социалистические реформы: национализация промышленности, банков, транспорта, земли; создание Красной армии; конфискация имущества буржуазии и т.п. США, Великобритания, Франция и другие капиталистические государства не признали ВСР. Советская Россия, которая признала ВСР, предоставила ей всестороннюю поддержку.

• В апреле 1919 г. началась интервенция войск Антанты против ВСР. В августе 1919 г. советское правительство Венгрии ушел в отставку под внешним (интервенция) и внутренним (восстание против ВСР) давлением.

• Регентство вызвало сопротивление демократических сил страны, обвинявших Хорти в установлении фашистской диктатуры. Но создать единый народный фронт против режима Хорти не удалось. (Причинами раздора среди оппозиции стали: запрет политический партий левого направления, в том числе и КПУ; террор, ограничения избирательных прав граждан).

• В конце 30-х годов Венгрия полностью переходит в политическое подчинение к гитлеровской Германии.

 

Экономика

 

• Уровень развития экономики – средний.

• В сельском хозяйстве сохранились пережитки феодализма (помещичье землевладение).

• Высокий уровень концентрации производства, сильные позиции иностранного капитала (главным образом немецкого).

• В 1929-1939 гг. в Венгрии происходит экономический кризис, его последствия имели катастрофический характер (1 млн. безработных).

• В 1934-1939 гг. экономика Венгрии возвращается на докризисный уровень, но жизненный уровень населения остается низким.

 

Международная политика

 

• Правительство Карей проводило курс на достижение компромисса с Антантой, которая требовала проведения новой демаркационной линии, в результате чего ряд районов страны оказались бы под иностранной оккупацией.

• Советское правительство Венгрии ориентировался на Советскую Россию, рассчитывало получить от нее военную помощь.

• Хортиское правительство сотрудничал с Италией и Германией, требовало пересмотра Трианонского договора, активно готовилось к войне (Дерская программа 1938 г. ассигновала 1 млрд. пенге на военные нужды).

• В 1938 г. Венгрия участвовала в разделе Чехословакии, оккупировала часть Словакии, в 1939 г. оккупировала Закарпатье.

• В 1939 г. Венгрия присоединилась к направленному против СССР «Антикоминтерновскому пакту» – договор (1936 г.) между Германией, Италией, Японией.

 

 

Вопросы для самопроверки:

1. Какова была ситуация в странах Центральной и Восточной Европы в период после Первой мировой войны?

2. Охарактеризуйте внутриполитическое и экономическое положение Чехословакии.

3. Охарактеризуйте внутриполитическое и экономическое положение Польши.

4. Охарактеризуйте внутриполитическое и экономическое положение Венгрии.

 

Самостоятельная работа

Задание: ответить письменно на два любых вопроса для самопроверки. Объем:2-3 машинописных страницы: шрифт 14, Times New Roman, интервал 1,5. Работу отправить(фото работы или печатный документ): на страницу ВКонтакте: https://vk.com/id541076207 (в теме письма указать фамилию преподавателя, дисциплину, дату выполненной работы)

 

 

Критерии оценивания ответов на контрольные вопросы

 

Оценка «5» ставится, если обучающийся: умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала на все вопросы.

Оценка «4» ставится, если обучающийся: дает полный и правильный ответ на 6-7 вопросов, или допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при ответах.

Оценка «3» ставится, если обучающийся: дает полный и правильный ответ на 5 вопросов; излагает материал не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно, допускает ошибки при их формулировке.

Оценка «2» ставится, если обучающийся: не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: