Задание студентам группы ПК-271
По дисциплине «ОДБ.04. История»
На время дистанционного обучения
Ноября 2021 г.
Преподаватель: Яковлев В.А.
Задания отправить (фото работы или печатный документ): на страницу ВКонтакте: https://vk.com/id541076207 (в теме письма указать фамилию преподавателя, дисциплину, дату выполненной работы)
Срок выполнения: задание выполнить к следующему уроку по расписанию занятий (или подмене)
Литература: Улунян А.А. История. Всеобщая история. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2016; Новейшая история. ХХ – начало XXI века. 9 класс: атлас. – М.: Дрофа: Издательство ДИК, 2013.
Достижения и проблемы развивающихся стран. Государства Юго-Восточной Азии
План
Восток в первой половине ХХ в. Традиции и модернизация.
Япония в первой половине ХХ в.
Цель занятия:
Методическая:
• совершенствовать методику проведения лекции с элементами эвристической беседы и использованием компьютерных технологий в сочетании с самостоятельной работой обучающихся
Дидактическая:
• дать понятие о послевоенной ситуация в странах Восточной Азии; показать внутриполитическое и экономическое положение Японии.
Развивающая:
• сопоставлять различные источники; обобщать полученную информацию и делать выводы; находить альтернативные варианты решения поставленных задач; работать с исторической картой; правильно распределить время работы над заданием; способствовать развитию творческой самостоятельности студентов.
Восток в первой половине ХХ в. Традиции и модернизация.
К странам Азии и Африки в начале XX в. обычно относили понятие «Восток», т. е., в отличие от стран Запада, имели в виду неевропейские цивилизации. Обыденными тогда были понятия «отсталый Восток» и «передовой Запад».
В начале века действительно обнажился большой разрыв между динамичным научно-техническим, политическим и социальным развитием европейских стран и застойным состоянием азиатских и особенно африканских стран.
Застойность процессов на Востоке была обусловлена силой сопротивления традиционных обществ внешним влиянием и сложностью найти синтез традиции и опыта Европы. Однако главным тормозом в первой половине века была политика колониальных держав.
Парижская мирная конференция обманула ожидания народов колониальных и зависимых стран. Колониальные державы не собирались предоставлять независимость своим колониям. Вырваться из тисков колониализма и отсталости для колоний и даже для зависимых, но суверенных стран оказалось задачей трудной, длительной по времени и почти невыполнимой до второй половины XX в. Для крушения колониальной системы не создались международные условия и внутренние предпосылки.
Только кемалистская революция в Турции в 1918-1923 гг. доделала, довершила то, что не решила младотурецкая революция 1906—1908 гг. В результате новой революции Турция стала светским государством, избавилась от халифата и шариата, взяла за пример европейский путь капиталистического развития. Турция и Египет в последующем стали примером выхода на путь капиталистической модернизации стран с исламской культурой.
В Китае Синъхайская революция 1911-1912 гг. решила только одну важную задачу – свержение маньчжурской династии, но не проблему объединения Китая, без чего модернизация этой огромной страны была невозможна.
В 1920-1930-е гг. крупнейшие страны Востока – Япония, Китай и Индия шли разными путями, решали разные задачи. Однако для них и в целом для Азии и Африки, а также Латинской Америки стояла общая задача вырваться из зависимости, отсталости и стать на путь ускоренного развития.
Сформировавшееся мировое хозяйство открыло все страны для внешнего влияния. Некоторые исследователи придерживаются «теории первого, второго и третьего эшелонов развития», соответственно определяя место стран по этой классификации. Отставание ряда крупных стран Азии, Африки и Латинской Америки и незавершенность циклов исторического развития порождали проблему «догоняющего развития» и гигантские попытки скачка вперед в XX в. Типичные примеры – Россия, Япония, Китай, Латинская Америка.
Исторически модернизация – это процесс распространения тех типов социальной, экономической и политической системы, которые развивались в Западной Европе и Северной Америке с XVII по XX в. и затем распространились на другие европейские страны, а в XIX и XX вв. – на южноамериканский, азиатский и африканский континенты.
Однако речь идет не о простом повторении и копировании западного опыта (хотя такие попытки имели место в истории), а о синтезе традиции и модернизации.
Средства и методы осуществления модернизации в различных странах неодинаковы. Важнейшими из них были реформы или революции. В основном использовался путь реформ. Там, где реформы встречались с мощными, тормозящими развитие традициями или испытывали давление внешних оков (колониализм), происходили революции, восстания.
В большинстве стран Азии и Африки процесс ломки традиционных структур общества наступил в начале XX в. Об этом свидетельствуют революции или восстания в Турции, Иране, Мексике, Китае, Корее и др.
В этих и подобных конфликтах сталкивались две тенденции — сохранение традиций и необходимость модернизации, характерные для обществ переходного периода развития. В одних странах на пути модернизации стояли прежде всего колониальные порядки (Индия), в других – внутренние «тормоза» развития (маньчжурская династия и двор, сепаратизм провинциальных милитаристов в Китае, коллективистская и государственная система собственности и религии во многих восточных обществах), в третьих – традиции и модернизация дали специфический сплав (Япония).
2. Япония в первой половине ХХ в.
Среди стран Востока проблема модернизации была решена к началу XX в. только Японией. Этот процесс начался в 1868 г. с так называемой реставрации Мейдзи, удаления от власти феодальных клик и осуществления реформ по европейскому типу.
Реформы позволили Японии избежать революции и порабощения империалистическими державами. Они покончили с изоляционизмом и вывели ее на путь капиталистического развития по европейскому примеру. «Японский дух, европейское знание» – так отмечалось своеобразие сочетания традиций и модернизации в Японии. Японская цивилизация отличалась терпимостью к внешним влияниям и способностью перерабатывать их на национальный лад.
Япония повторяла европейский путь модернизации, связанный с внешней экспансией и милитаризацией.
Страна начала борьбу за колонии на материке и развязала по меньшей мере пять войн за 40 лет (Японо-китайская война, Русско-японская война, Первая мировая война, вторая Японо-китайская война, война в Юго-Восточной Азии в 1937-1945 гг.).
Внешняя экспансия, милитаризация подталкивали страну к тоталитаризму. В Японии этот процесс приобрел своеобразную форму традиционного императорского режима и военно-регулируемого капитализма. Здесь дело не дошло до создания единственной партии и слияния ее с государственной властью, как это имело место в тоталитарных государствах Европы. Сплачивающими факторами, кроме авторитарного государства, явились синтоизм и национализм.
Синтоизм как официальная государственная религия, культ предков, преданность императору стали основой обеспечения единства нации вокруг императора.
Первая половина XX в. для Японии была временем осуществления экспансии на материк в качестве национальной цели.
Своеобразие японской модернизации состояло в том, что восприятие европейского примера экономической и политической перестройки общества и военно-технических заимствований тесно сочеталось с использованием традиций, с представляемой как патриотизм шовинистической идеей «увеличения славы нашей империи», верностью императору, памяти самурайской славы.
Меморандум от 25 июля 1927 г. премьер-министра генерала Танака.
Чтобы завоевать Китай, мы должны сначала завоевать Маньчжурию и Монголию. Для того чтобы завоевать мир, мы должны сначала завоевать Китай. Если мы сумеем завоевать Китай, все остальные азиатские страны, Индия, а также страны Южных морей будут нас бояться и капитулируют перед нами. Мир тогда поймет, что Восточная Азия наша, и не осмелится оспаривать наши права. Таков план, завещанный нам императором Мейдзи, и успех его имеет важное значение для существования нашей Японской империи.
Только после Второй мировой войны и спустя несколько десятилетий новый и качественно иной виток модернизации вывел Японию на уровень современных, демократических индустриальных стран. В целом на это ушло полтора столетия.
Вопросы для самопроверки:
1. Какие главные причины обусловили «отсталость» Востока в первой половине XX в.? В каких странах колониальный режим, а в каких традиционные устои являлись тормозом развития?
2. Какое содержание вкладывается в понятие «модернизация» применительно к восточным обществам? Каковы методы и средства осуществления модернизации в различных странах Востока?
3. Подумайте, какая связь между внешней экспансией Японии и проблемами внутренней модернизации.
Самостоятельная работа
Задание: ответить письменно на вопросы для самопроверки. Объем работы – 1-2 страницы: шрифт Times New Roman, размеры полей стандартные, интервал 1,5.
Выполнить самостоятельную работу и выслать ее на страницу ВКонтакте: https://vk.com/id541076207 (в теме письма указать фамилию преподавателя и студента, дисциплину, дату выполненной работы)
Критерии оценивания ответов на контрольные вопросы
Оценка «5» ставится, если обучающийся: умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала на все вопросы.
Оценка «4» ставится, если обучающийся: дает полный и правильный ответ на 6-7 вопросов, или допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при ответах.
Оценка «3» ставится, если обучающийся: дает полный и правильный ответ на 5 вопросов; излагает материал не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно, допускает ошибки при их формулировке.
Оценка «2» ставится, если обучающийся: не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов.