Задание студентам группы МОЦИ-264
По дисциплине ОДБ.11. Право
На время дистанционного обучения
Ноября 2021 г.
Преподаватель: Яковлев В.А.
Задания отправить (фото работы или печатный документ): на страницу ВКонтакте: https://vk.com/id541076207 (в теме письма указать фамилию преподавателя, дисциплину, дату выполненной работы)
Срок выполнения: задание выполнить к следующему уроку по расписанию занятий (или подмене)
Литература: Кашанина Т.В., Кашанин А.В. «Право» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: «ВИТА», 2009; Никитин А.Ф. Право. 10-11кл. Профильный уровень: учебник для общеобразовательных учреждений. / А.Ф. Никитин. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2017.
Тема 5-1: Основы семейного права
План
3. Права и обязанности супругов, родителей и детей.
Цель занятия:
Методическая:
• совершенствовать методику проведения лекции с элементами эвристической беседы и использованием компьютерных технологий в сочетании с самостоятельной работой обучающихся
Дидактическая:
• дать понятие о правах и обязанностях супругов; познакомить с правами и обязанностями родителей и детей.
Развивающая:
• сопоставлять различные источники; обобщать полученную информацию и делать выводы; находить альтернативные варианты решения поставленных задач; правильно распределить время работы над заданием; способствовать развитию творческой самостоятельности студентов.
Воспитательная:
• формировать самостоятельную мировоззренческую позицию и умение грамотно ее отстаивать; воспитывать интерес к изучению истории своего народа, приобщать студентов к общечеловеческим и демократическим ценностям; воспитывать такие качества гражданина: серьезное отношение к экономическим преобразованиям в стране; ответственность за экономическое положение на своем предприятии; подготавливать студентов к активной, сознательной участия в дальнейшей жизнедеятельности; воспитывать толерантное отношение к противоположным мнениям, критическое отношение к тенденциозной информации; воспитывать сознательного гражданина, любовь к родной стране, чувства патриотизма, национального сознания и достоинства; воспитывать у студентов общечеловеческие
Права и обязанности супругов, родителей и детей.
Имущество супругов является материальной базой существования семьи. Семейный кодекс Украины устанавливает два режима собственности супругов: личная частная собственность жены и мужа; общая совместная собственность супругов.
Личная частная собственность мужа, жены распространяется на:
1) имущество, принадлежавшее ему, ей до брака;
2) имущество, полученное в период брака в дар или по наследству;
3) имущество, приобретенное за личные его, ее средства;
4) вещи индивидуального пользования, даже если Приобретены за счет общих средств супругов;
5) премии и награды, полученные за личные заслуги;
6) средства, полученные в возмещение материального или морального ущерба;
7) страховые средства;
8) плоды и доходы (дивиденды) от вещей, находящихся в личной частной собственности.
Право личной частной собственности должно осуществляться супругами с учетом интересов семьи, в первую очередь детей.
Имущество, в том числе – денежные средства – нажитое супругами во время брака, принадлежит им на праве общей совместной собственности. Таким имуществом супруги владеют, пользуются и распоряжаются на равных правах. Расторжение брака не прекращает права общей совместной собственности. И наоборот, независимо от расторжения брака супруги имеют право на раздел общей совместной собственности. Доли супругов в общей собственности являются равными, если иное не установлено договором между ними.
Взаимные права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей от данных родителей. Этот юридический факт удостоверяется органами ЗАГСа и фиксируется в Свидетельстве о рождении ребенка.
Родители имеют равные права и обязанности в отношении своих детей.
Родители обязаны забрать ребенка из родильного дома или иного учреждения охраны здоровья, определить ему имя (отчество и фамилия определяется по имени отца и фамилии родителей или одного из родителей) и зарегистрировать в соответствующем органе ЗАГСа.
Родители имеют право на:
1) личное воспитание ребенка, привлечение к воспитанию ребенка других лиц, передачу его на воспитание физическим и юридическим лицам, выбор форм и методов воспитания, не противоречащим закону и морали;
2) беспрепятственное общение с детьми;
3) самозащиту своего ребенка, обращение в суд, иные органы государственной власти, органы местного самоуправления за защитой прав своего ребенка как его законные представители;
4) определение места жительства ребенка. По общему правилу местом жительства ребенка является место жительства его родителей. Но если родители проживают отдельно, то место жительства ребенка определяется по соглашению между родителями. Если ребенок достиг 10 лет, то место жительства определяется по согласию родителей и ребенка, если ребенок достиг 14 лет, то место жительства определяется им самостоятельно;
5) отобрание ребенка у любого лица, которое удерживает его незаконно.
Родители обязаны:
1) воспитывать ребенка в духе уважения к правам и свободам других людей, любви к своей семье, своему народу и своей Родине;
2) заботиться о здоровье ребенка, его физическом, духовном и моральном развитии;
3) обеспечить получение ребенком полного общего среднего образования, готовить его к самостоятельной жизни;
4) уважать ребенка.
Родители не вправе подвергать ребенка эксплуатации, физическим наказаниям и наказаниям, унижающие достоинство ребенка.
Уклонение родителей от исполнения родительских обязанностей является основанием для юридической ответственности. Родители могут быть в судебном порядке лишены родительских прав.
Имущественные права и обязанности родителей и детей связаны с собственностью и материальным содержанием. Подобно имуществу супругов, имущество родителей и детей может быть общим и раздельным. Имуществом несовершеннолетних детей управляют родители.
Права и обязанности родителей и детей по материальному содержанию являются взаимными. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, совершеннолетних детей, находящихся на обучении (до 23 лет), нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в материальной помощи. С другой стороны, совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных родителей, нуждающихся в материальной помощи.
Как правило, обязанности по материальному содержанию исполняются добровольно. В случае уклонения от этой обязанности и с родителей, и с детей в судебном порядке могут взыскиваться алименты.
При определении размера алиментов на ребенка суд принимает во внимание состояние здоровья и материальное положение ребенка, состояние здоровья и материальное положение плательщика алиментов и другие существенные обстоятельства. Но в любом случае размер алиментов на одного ребенка не может быть менее, чем необлагаемый минимум заработной платы. Алименты подлежат выплате ежемесячно. Кроме того, родители обязаны принимать участие в дополнительных расходах на ребенка (в случае болезни, увечья, с целью развития способностей ребенка и т.д.)
Родители могут быть освобождены от уплаты алиментов, если доход ребенка намного превышает их доходы и полностью обеспечивает все потребности ребенка. Выплата алиментов может быть прекращена по договору о передаче ребенку права собственности на недвижимое имущество.
Совершеннолетние дети обязаны содержать родителей, если они нетрудоспособны и нуждаются в материальной помощи. Такая обязанность не возникает, если родители были лишены родительских прав и не восстановлены в родительских правах.
Вопросы для самопроверки:
5. Как Вы понимаете общая совместная собственность супругов?
6. Что такое брачный договор?
3. Какие вы знаете права и обязанности супругов?
4. Каковы права и обязанности родителей?
5. Каковы права и обязанности детей?
Самостоятельная работа
Ответить на вопросы для самопроверки и выслать ответы на страницу ВКонтакте: https://vk.com/id541076207 (в теме письма указать фамилию преподавателя и студента, дисциплину, дату выполненной работы)
Критерии оценивания ответов на контрольные вопросы
Оценка «5» ставится, если обучающийся: умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала на все вопросы.
Оценка «4» ставится, если обучающийся: дает полный и правильный ответ на 6-7 вопросов, или допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при ответах.
Оценка «3» ставится, если обучающийся: дает полный и правильный ответ на 5 вопросов; излагает материал не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно, допускает ошибки при их формулировке.
Оценка «2» ставится, если обучающийся: не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов.