Современные теории в научном менеджменте.




Основными современными дополнениями к принципам научного менеджмента являются теория систем и ситуационный подход.

Энтропия – универсальное свойство всех систем, отражающее их тенденцию к постепенному “загниванию и исчезновению”. Отсутствие поступающих из внешней среды ресурсов и энергии приводит систему к гибели. Организации должны осуществлять непрерывный мониторинг среды, в которой они находятся, подстраиваться к происходящим в ней переменам и постоянно находить новые ресурсы. Задача менеджмента заключается в организации такого взаимодействия компании и среды, которое позволяет уменьшить энтропию.

Синергизм означает, что система как единое целое дает больший выход, чем каждый ее элемент по отдельности. Организация предполагает появление новых, ранее не существовавших функций управления, производства, координации действий. Подразделения организации, работая совместно, могут добиться большего, чем если бы они вели самостоятельную деятельность.

Реализовать ситуационный подход на практике можно в процессе, который состоит из относительно самостоятельных этапов.

Во-первых, ознакомление руководителя со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность и получение соответствующих навыков и опыта; на этом этапе формируется понимание практики процесса управления, смысла индивидуального и группового поведения, тонкостей системного анализа, методов планирования и контроля.

Во-вторых, познание сильных и слабых сторон концепций менеджмента в практике управления людьми, то есть применительно к конкретной ситуации; развитие умений и навыков предвидения вероятных положительных и отрицательных последствий научного менеджмента.

В-третьих, получение навыков правильной интерпретации различных ситуаций в менеджменте, определения совокупности наиболее важных факторов для развития конкретной ситуации и вероятного исхода событий.

В-четвертых, использование в комплексе отдельных приемов и методов менеджмента для минимизации отрицательного эффекта и недостатков отдельных приемов и методов в конкретных ситуациях, обеспечив тем самым достижение целей организации наиболее эффективным образом.

Процессный подход рассматривает функции управления во взаимосвязи. Управление, согласно данному подходу, представляет серию непрерывных взаимосвязанных действий, то есть – процесс. Каждое из действий, осуществляемое в процессе управления, выполняет базовые функции: планирования, организации, мотивации и контроля.

а) Планирование предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать участники организации, чтобы достичь этих целей. Посредством планирования руководство организации стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство цели для всех членов организации. Цели и планы периодически пересматриваются, так как среда отличается изменчивостью, неопределенностью и рисками.

б) Организация означает структурирование работ и задач для выполнения планов и достижения целей. Работы и задачи выполняют люди, которых подбирает руководитель, делегируя отдельным из них полномочия по использованию ресурсов организации. Субъекты, которым делегированы полномочиями принимают на себя ответственность за выполнение своих обязанностей. Поступая таким образом, они соглашаются на отношения подчинения по отношению к руководителю.

в) Мотивация заключается в создании у людей внутреннего побуждения к выполнению запланированных работ и задач в соответствии с их обязанностями. Мотивация является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются. Для того, чтобы мотивировать работников, руководителю следует определить, каковы их потребности, и обеспечить удовлетворение потребности посредством работы и выполнения поставленных задач.

г) Контроль предполагает обеспечение мер по достижению целей организации. Контроль означает:

– точное определение целей;

– измерение результатов, которые достигнуты;

– сравнение достигнутых результатов с ожидаемыми.

Если результаты существенно отличаются от ожиданий, то цели и планы пересматриваются, для того чтобы они стали более реалистичными и соответствовали ситуации.

Взаимодействие между функциями осуществляется в процессе руководства, коммуникаций и принятия решений. Для осуществления целей организации, надо руководить этим процессом: принимать решения и устанавливать коммуникации между людьми, организуя обмен информацией.

а) Руководство – деятельность, предполагающая возможность влияния на отдельных сотрудников и их группы так, чтобы они работали и выполняли задачи в направлении достижения целей организации.

б) Принятие решений – выбор способа достижения целей из всех имеющихся альтернативных вариантов. Принятие решений составляет основное содержание деятельности руководителя, так как предполагает понимание истинных масштабов и сложности проблем организации. Понимание проблем и выбор способов решений невозможно без информации. Единственным способом получения такой информации является коммуникация.

в) Коммуникация – процесс обмена информацией между двумя или более людьми. Поскольку организация представляет структуру отношений между людьми, то обеспечение ее эффективного функционирования, в значительной степени, зависит от коммуникаций.

Процесс управления подчеркивает взаимозависимость функций управления, что отличает его от системного подхода, в котором взаимозависимость элементов организации и ее взаимодействие с факторами внешней среды.

 

Список использованной литературы

 

 

1. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник для вузов. Гриф Мини- стерства образования и науки. – М.: Проспект, 2012. – 616 с.

2. Дафт Р. Менеджмент. 10-е изд. / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2012. – 656 с.

3. Друкер П., Макьярелло Дж. Менеджмент / Пер. с англ. – М.: Изд-во Вильямс, 2010. – 704 с.

4. Ленсиони П. Сердце компании. Почему организационная культура значит больше, чем стратегия и финансы / Пер. с англ. – М: Изд-во Манн, Иванов и Фарбер, 2013. – 224 c.

5. Всеобщая история менеджмента: Учебное пособие/И.И. Ма- зур и др. – М.: Издательский центр «Елима», 2008. – 784 с.

6. Кноринг В.И. Теория, практика и искусство управления. Учеб. для вузов. 2-е изд., изм. и доп. – М.: Изд-во НОРМА (Издатель- ская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2001. – 528 с.

7. Маршев В.И. История управленческой мысли: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 713 с.

8. Минцберг Г. Действуй эффективно! Лучшая практика ме- неджмента / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2011. – 288 с.

9. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. / Пер. с англ. – СПб.: Вильямс, 2010. – 672 с.

10. Карлеф Б., Левингсон Ф. Менеджмент от А до Я. Кон- цепции и модели / Пер. с англ. – СПб.: Стокгольмская школа эконо- мики в Санкт-Петербрге, 2006. – 448 с.

11. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. 4-е изд. / Пер. с англ. под ред. В.А. Спивака. – СПб.: Питер, 2013. – 352 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: