И регионального управлениЯ




По подготовке курсовых работ длЯ студентов бакалавриата

”акультета международного регионоведениЯ

и регионального управлениЯ

 

 

направление подготовки 41.03.02Зђегионоведение ђоссииИ

 

Њосква, 2018

Њетодические рекомендации составлены в соответствии с ”едеральными государственными образовательными стандартами высшего образованиЯ соответствующих направлений подготовки бакалавров, Џоложение о курсовой работе и курсовом проектировании в ђЂЌ•иѓ‘ (утв. Џриказом ректора от 05.10.2017 г. Ь02-643), учебными планами подготовки бакалавров и определЯют порЯдок подготовки, оформлениЯ, защиты курсовых работ студентами ”акультета международного регионоведениЯ и регионального управлениЯ?ѓ‘“ ђЂЌ•иѓ‘.

 

Њетодические рекомендации утверждены на заседании кафедры зарубежного регионоведениЯ и международного сотрудничества.

 

Ђвторы-составители:

Љомлева ‚.‚., д.с.н., декан факультета международного регионоведениЯ и регионального управлениЯ, зав. кафедрой зарубежного регионоведениЯ и международного сотрудничества?ѓ‘“ ђЂЌ•иѓ‘;

ѓолубченко?.‚., к.г.н., доцент кафедры зарубежного регионоведениЯ и международного сотрудничества?ѓ‘“ ђЂЌ•иѓ‘;

ЃелЯева Ћ.?., к.э.н., доцент кафедры регионального управлениЯ?ѓ‘“ ђЂЌ•иѓ‘;

†уликова Ћ.‚., к.с.н., зам. декана ”акультета международного регионоведениЯ и регионального управлениЯ?ѓ‘“ ђЂЌ•иѓ‘;

Њедведева ….‹., зам. декана ”акультета международного регионоведениЯ и регионального управлениЯ?ѓ‘“ ђЂЌ•иѓ‘.


‘одержание

 

1. Ћбщие положениЯ. 4

2. ‘одержание и структура курсовой работы.. 7

3. Ћсобенности курсовых работ студентов бакалавриата по направлению подготовки 41.03.02 Зђегионоведение ђоссииИ. 13

ЉурсоваЯ работа Ь1. 13

ЉурсоваЯ работа Ь2. 19

ЉурсоваЯ работа Ь3. 21

Ќа 4 курсе ЗЏрактикум З ђесурсы и конкурентные преимущества регионаИ. 22

4. ’ехнические требованиЯ к оформлению работы.. 25

Ћформление сносок (ссылок) 25

Ћформление таблиц. 27

Ћформление рисунков. 28

Ћформление формул. 29

Ћформление ббиблиографического списка. 29

Ћформление приложений к курсовой работе. 31

5. Ћбщие положениЯ по защите курсовой работы.. 33

Џђ?‹Ћ†…Ќ?… Ђ.. 35

Џђ?‹Ћ†…Ќ?… Ѓ. 36

Џђ?‹Ћ†…Ќ?… ‚.. 37

Џђ?‹Ћ†…Ќ?… ѓ. 38

Џђ?‹Ћ†…Ќ?… „.. 41

 


1. Ћбщие положениЯ

ЉурсоваЯ работа ЯвлЯетсЯ самостоЯтельной научно-исследовательской работой студента, выполненной под руководством научного руководителЯ Р преподавателЯ?ѓ‘“.

–елью выполнениЯ курсовой работы ЯвлЯетсЯ углубление и закрепление теоретических знаний, овладение теоретико-методологическими основами специальности, развитие навыков применениЯ имеющихсЯ знаний длЯ решениЯ практических и прикладных задач.

‚ процессе подготовки курсовой работы студенту следует:

- изучить отечественные и зарубежные источники и научную литературу по теме исследованиЯ, а также информационные, аналитические материалы, имеющиесЯ статистические и иные данные;

- определить актуальность темы исследованиЯ, степень ее разработки в научной литературе, описать объект, предмет, цель и задачи исследованиЯ, его теоретическую и практическую значимость;

- провести анализ основных научно-теоретических концепций по изучаемой проблеме;

- раскрыть проблематику исследованиЯ в соответствии с объектом, предметом, поставленными целью и задачами;

- раскрыть возможности применениЯ полученных данных к решению практических задач;

- сформулировать выводы и предложениЯ.

‚се курсовые работы выполнЯютсЯ в сроки, предусмотренные соответствующим учебным планом. ‡а времЯ обучениЯ студенты выполнЯют три курсовых работы на 1, 2, 3 курсах.

‘туденты направлениЯ Зђегионоведение ђоссииИ выполнЯют на 4 курсе практикум, пишут отчет по ЗЏрактикуму Зђесурсы и конкурентные преимущества регионаИ.

 

Ћсобенностью курсовых работ студентов, обучающихсЯ на ”акультете международного регионоведениЯ и регионального управлениЯ, ЯвлЯетсЯ следующее:

- обЯзательное использование не только российских, но и зарубежных источников по теме исследованиЯ (печатных и размещенных в сети?нтернет);

- проведение сравнительного анализа объекта и предмета исследованиЯ на основе российских и зарубежных статистических данных, эмпирических исследований (в зависимости от темы исследованиЯ);

- разработка, доказательство и научное обоснование авторских выводов, рекомендаций, предложений;

- описание возможности использованиЯ результатов исследованиЯ в разных сферах международного сотрудничества ђоссии и зарубежных стран;

- использование нормативно-правовой базы и проведение сравнительного анализа нормативно-правовой базы ђоссийской ”едерации и других стран;

- знание и использование материалов российских и зарубежных аналитических агентств, международных организаций;

- обЯзательнаЯ визуализациЯ материалов исследованиЯ (карты, таблицы, схемы, рисунки);

- подготовка доклада по результатам курсовой работы.

‚ыбор темы исследованиЯ. ‘писки тем курсовых работ формируютсЯ на кафедрах факультета и утверждаютсЯ на Њетодическом совете факультета. ‘тудент может согласовать с научным руководителем и другую тему, обосновав свой выбор.

‚ыбор темы исследованиЯ ЯвлЯетсЯ основанием длЯ назначениЯ научного руководителЯ из профессорско-преподавательского состава?ѓ‘“, принимаЯ во внимание его специализацию, уровень текущей нагрузки. Ќаучные руководители утверждаютсЯ на заседании методического совета факультета[1].

‘тудент предоставлЯет заЯвление о выборе темы и согласовании ее с научным руководителем не позднее 15 октЯбрЯ (Џриложение Ђ).

 

”акультет обЯзан:

- не реже 1 раза в семестр организовать научно-методические семинары по подготовке студентов к научно-исследовательской работе (написанию аналитических материалов, научных статей, тезисов, рефератов, курсовых работ, выпускных квалификационных работ и др.);

- учитывать интересы ђЂЌ•иѓ‘,?ѓ‘“, ”акультета и студентов при выборе тем научно-исследовательских работ;

- назначать научными руководителЯми квалифицированных специалистов-преподавателей;

- обеспечивать студентам возможность публикации наиболее значимых результатов научно-исследовательских работ, в том числе и курсовых работ.

Ђктуальность, научное и практическое значение Ќ?ђ студентов определЯетсЯ на заседании Њетодического ‘овета факультета.

‘тудент обЯзан в процессе написаниЯ курсовой работы:

- консультироватьсЯ с научным руководителем по срокам выполнениЯ работы, плану, структуре, методам исследованиЯ;

- провести критический анализ российских и зарубежных источников (научных, статистических и др.), нормативно-правовых актов, концепций и программ по проблеме исследованиЯ;

- провести научное исследование и изложить его результаты в соответствии с методикой подготовки курсовых работ;

- представить в установленные сроки курсовую работу в печатном и электронном варианте;

- подготовить презентационную версию исследованиЯ;

- подготовить доклад по результатам курсовой работы на иностранных Языках (см. выше, в зависимости от программы обучениЯ).

Ќаучный руководитель обЯзан:

- совместно со студентом составить план работы (не позднее, чем за 6 месЯцев до днЯ защиты курсовой работы;

- объЯснить студенту методику подготовки курсовой работы;

- консультировать студента по выбору научной литературы, по анализу статистических материалов и аналитических исследований;

- периодически проверЯть процесс выполнениЯ курсовой работы, при необходимости Р корректировать направление исследованиЯ;

- подготовить письменный отзыв на курсовую работу студента.

ђабота допускаетсЯ к защите при условии:

- наличиЯ положительного отзыва научного руководителЯ (форма отзыва Џриложение ‚), что выражаетсЯ в рекомендации к защите. Ћтзыв должен быть представлен в печатном виде, научный руководитель вписывает вручную только дату отзыва и свою подпись;

- предоставлениЯ студентом в печатном виде справки и отчета из системы Ђнтиплагиат (приложение ѓ) Р справка формируетсЯ в личном кабинете после загрузки работы в меню отчет (краткий / полный) по кнопке ‘ЏђЂ‚ЉЂ с заполнением меню ‚ыгрузка справки; отчет формируетсЯ по кнопке ќЉ‘ЏЋђ’ → ’ип отчета Џђ?‹Ћ†…Ќ?… Ќ?ђ (DOXC) → кнопка ќЉ‘ЏЋђ’. Ћтчет требует дозаполнениЯ в столбце Љомментарии.

 

ђабота допускаетсЯ к защите при следующих показателЯх оригинальности текста:

  Љурс и учебнаЯ дисциплина, в рамках которой пишетсЯ курсоваЯ работа
1 курс 2 курс 3 курс
ђегионоведение ђоссии не менее 70% ѓеографиЯ ђоссии   не менее 70% ђегиональнаЯ политика не менее 75% ђегионы ђоссии

 


2. ‘одержание и структура курсовой работы

Џри написании курсовой работы следует придерживатьсЯ следующей логической схемы исследованиЯ (рис. 1).

 

ђисунок 1 - ‹огическаЯ схема исследованиЯ

ЉурсоваЯ работа, как правило, содержит введение, две главы Р теоретическую и практическую (эмпирическую), заключение. ‘ледует помнить: структура работы должна соответствовать сформулированным цели и задачам исследованиЯ и способствовать раскрытию выбранной темы. ‚се части работы должны излагатьсЯ в строгой логической последовательности и взаимосвЯзи.?зложение в содержательной части должно быть строго объективным, целостным и непротиворечивым. ЏредложениЯ, выводы и рекомендации должны быть обоснованы. ‚ конце каждого параграфа делаютсЯ обобщениЯ, в конце каждой главы делаютсЯ основные выводы. Ћтсутствие обобщений и выводов ведет к снижению оценки, так как ЯвлЯетсЯ показателем неумениЯ студента делать умозаключениЯ, обобщениЯ и выделЯть главное.

ЉурсоваЯ работа должна иметь: титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение, библиографический список, приложениЯ (последнее Р при необходимости).

’итульный лист содержит информацию о теме работы, авторе, научном руководителе и кафедре, на которой выполнЯетсЯ курсоваЯ работа. Ќаучный руководитель Ќ… ставит оценку на титульном листе. Ћценка работы даетсЯ в отзыве. Ћбразец титульного листа представлен в Џриложении Ђ.

содержании работы перечислЯютсЯ названиЯ структурных частей курсовой работы, проставлЯютсЯ номера страниц, с которых начинаютсЯ разделы работы.

‚о введении излагаютсЯ:

- актуальность выбранной темы, суть проблемы;

- степень изученности темы;

- цель и задачи работы;

- предмет и объект исследованиЯ;

- используемые методологиЯ и методы исследованиЯ;

- эмпирическаЯ, информационнаЯ и/или нормативно-правоваЯ базы исследованиЯ;

- практическаЯ значимость исследованиЯ;

- научнаЯ новизна исследованиЯ.

Ќесоответствие введениЯ указанной структуре ведет к снижению оценки.

Ђктуальность исследованиЯ Р это степень важности, значимости темы на данный момент времени и длЯ последующего развитиЯ общества. Ђктуальность свЯзана с решением практической и/или научной проблемы, от которой зависит не только конкретнаЯ ситуациЯ, но и развитие процессов, институтов, сообществ и др. Џроблема Р это противоречие между потребностью и возможностью ее удовлетворениЯ (решениЯ). Џри написании данного раздела необходимо убедительно показать, что в исследованиЯх по данной теме существует определенный пробел, который необходимо восполнить. „лЯ этого необходимо показать, что изучено предшественниками, определить, какие задачи стоЯт перед автором, и сформулировать ту проблему, котораЯ будет решатьсЯ в работе.

 

‘тепень изученности темы Р систематизациЯ и характеристика проведенных ранее исследований и теоретических работ предшественников (ученых и практиков), изучавших выбранную проблему. „ругими словами, студент должен представить позиции различных авторов по рассматриваемой проблематике и указать ключевую характеристику их подходов (идей, концепции, методологии исследованиЯ).

Џри перечислении авторов должны быть ссылки на их работы. Ћтсутствие данного раздела во введении показывает, что автор не знаком с работами других исследователей или не может их систематизировать и критически осмыслить.

Ћбъект и предмет исследованиЯ соотносЯтсЯ между собой как общее и частное (см. рис. 2): в объекте выделЯетсЯ та часть, котораЯ служит предметом исследованиЯ.

 

Џример 1.

’ема исследованиЯ: З”акторы эффективности муниципальной реформы в современной ђоссииИ.

Ћбъект Р муниципальнаЯ реформа в современной ђоссии.

Џредмет Р система факторов, обусловливающих эффективность муниципальной реформы в ђоссии.

–ель исследованиЯ Р выЯвление факторов эффективности муниципальной реформы в современной ђоссии.

 

Ћбъект исследованиЯ Рэто область научных изысканий, в пределах которых выЯвлена и существует указаннаЯ проблема. ќто система закономерностей, свЯзей, отношений, видов деЯтельности, процессов и Явлений, в рамках которой возникает проблемнаЯ ситуациЯ.  
Џредмет исследованиЯ формулируетсЯ после объекта. ќто то, что находитсЯ в границах объекта, т.е. часть системы или процесс, протекающий в системе, аспект или точка зрениЯ, с которой познаетсЯ целостный объект. Џредмет исследованиЯ должен быть обозначен в теме исследованиЯ.  

ђисунок 2 - ‘хема соотнесениЯ объекта и предмета исследованиЯ

 

Џример 2.

’ема исследованиЯ: З‘овременные экономические механизмы международного регионального сотрудничестваИ.

Ћбъект Р международное региональное сотрудничество.

Џредмет Р экономические механизмы международного регионального сотрудничества.

–ель Р выЯвление специфики современных экономических механизмов международного регионального сотрудничества.

 

Џример 3.

’ема исследованиЯ: Зђазвитие французского бизнеса в регионах ђоссии в условиЯх санкцийИ.

Ћбъект Р развитие французского бизнеса в регионах ђоссии.

Џредмет Р влиЯние санкций на развитие французского бизнеса в регионах ђоссии.

–ель Р исследование особенностей и факторов развитиЯ французского бизнеса в регионах ђоссии в условиЯх санкций.

–ель работы формулируетсЯ кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражаЯ то основное, что намереваетсЯ сделать исследователь.

–ель конкретизируетсЯ и развиваетсЯ в задачах исследованиЯ. Ќапример, задачи исследованиЯ в научной работе могут быть следующими:

ЏерваЯ задача, как правило, свЯзана с выЯвлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта.

‚тораЯ задача свЯзана с анализом реального состоЯниЯ предмета исследованиЯ, динамики, внутренних противоречий развитиЯ во времени и пространстве.

’ретьЯ задача касаетсЯ основных возможностей и способов преобразованиЯ предмета исследованиЯ, моделированиЯ, опытно-экспериментальной проверки.

—етвертаЯ задача свЯзана с выЯвлением направлений, путей и средств повышениЯ эффективности, совершенствованиЯ исследуемого ЯвлениЯ, процесса, т.е. с практическими аспектами работы, с проблемой управлениЯ исследуемым объектом.

‡адач в исследовательской работе не должно быть много, и они должны последовательно решатьсЯ в разделах работы. ЉаждаЯ задача должны быть решена в параграфах работы. Џоэтому формулировки параграфов и задач должны соответствовать.

 

ЌаучнаЯ новизна исследованиЯ Р это раздел, в котором автор показывает, что он сделал нового по исследуемой теме. Ћпределить новизну можно при рассмотрении существующих точек зрениЯ, критический анализ и сопоставление которых в контексте задач работы часто приводит к новым или компромиссным решениЯм.

ќлементы новизны, которые могут быть в работе:

- новый объект (или предмет) исследованиЯ, т.е. рассматриваетсЯ впервые (или ранее редко рассматривалсЯ);

- новаЯ постановка известных проблем или задач;

- новый контекст исследованиЯ ранее изученных объектов и предметов;

- новый метод решениЯ; новое применение известного решениЯ или метода;

- новые следствиЯ из известной теории в новых условиЯх;

- новые результаты эксперимента, их следствиЯ;

- новые или усовершенствованные критерии, показатели и их обоснование;

- разработка оригинальных моделей процессов и Явлений, полученные с их использованием данные;

- авторские предложениЯ различных классификаций, типологий;

- авторское определение понЯтий, используемых в работе;

- ввод новых первичных данных (например, данных статистики или социологических опросов), анализ переведенных автором иностранных источников Р тоже показатели новизны длЯ курсовых работ.

‚ курсовой работе достаточно одной-двух позиций новизны. Ћценку научной новизны работы обЯзан дать и научный руководитель. ќта оценка учитываетсЯ комиссией на защите курсовых работ.

 

ЏрактическаЯ значимость исследованиЯ выражаетсЯ в разработанных предложениЯх по решению проблемы исследованиЯ, совершенствованию исследуемой деЯтельности. Ћценку практической значимости работы обЯзан дать и научный руководитель. ќта оценка учитываетсЯ комиссией на защите курсовых работ.

‚месте с тем не следует понимать практическую значимость исследованиЯ только в узком, прикладном смысле. ‡начимость работы определЯетсЯ также тем, что она способствует восполнению пробелов в той или иной области научного знаниЯ, в том, что она может быть использована в процессе обучениЯ, в разработке различных прикладных исследований.

 

ЏерваЯ глава курсовой работыпосвЯщена описанию теоретических, методологических, концептуальных основ работы. Љак правило, анализируютсЯ теоретические подходы к проблеме, рассматриваетсЯ объект и предмет исследованиЯ, определЯютсЯ основные понЯтиЯ.

‚тораЯ глава посвЯщена анализу практических исследований, источников, эмпирических материалов, обоснованию и аргументации авторских выводов и рекомендаций, описанию предложений по совершенствованию, повышению эффективности, оптимизации исследуемых процессов и т.п.

 

заключении формулируютсЯ и резюмируютсЯ выводы по всем параграфам работы, достаточно подробные, чтобы показать степень решениЯ задач и достижениЯ цели работы, определЯютсЯ перспективы дальнейшего изучениЯ заЯвленной проблемы. ђекомендуемый объем заключениЯ Р 2-3 страницы.

‚ заключении возможно применение следующих речевых оборотов:

¾ основные выводы исследованиЯ (изучениЯ) вопросов (проблем) Й заключаютсЯ в следующем: Й

¾ автор пришел к выводу, что в Й.

¾ представлЯетсЯ, что наиболее полно раскрываетсЯ данное понЯтие в следующих работах (название работы, авторы) и т.п. Й

¾ в работе выделены основные типы (виды, особенности) Й

¾ в работе определены основные критерии (источники)Й

¾ в работе определены основные факторыЙ

¾ по итогам анализаЙустановлено, что Й

¾ автор проанализировал Й и пришел к выводу о том, что Й

¾ по итогам сравнительной характеристики (подходов, методик, типов) Йопределено, чтоЙ

 

Ѓиблиографический список включает все источники информации, изданиЯ, сайты и пр., использованные автором длЯ выполнениЯ курсовой работы.

Џри использовании источников на иностранном Языке недопустимо прЯмое копирование переведенных на русский Язык материалов без соответствующей ссылки на работу автора. Џереведенные материалы, не оформленные в формате цитаты или ссылки, могут рассматриватьсЯ как некорректное заимствование, что неблагоприЯтно скажетсЯ на итоговой оценке по курсовой работе.

‘писок оформлЯетсЯ в соответствии с требованиЯми стандарта ѓЋ‘’ 7.1-2003. Џодробнее оформление библиографического списка представлено в отдельном разделе данных Њетодических рекомендаций.

 

приложение помещают, как правило, объемные таблицы (более 1 страницы), второстепенные иллюстрации и таблицы, документы и др.


3. Ћсобенности курсовых работ студентов бакалавриата по направлению подготовки 41.03.02 Зђегионоведение ђоссииИ

ЉурсоваЯ работа Ь1

пишетсЯ с использованием материала, изученного на первом курсе в рамках дисциплины ЗѓеографиЯ ђоссииИ.

?сследование предполагает развитие навыков поиска и анализа информации, умений самостоЯтельно делать и обосновывать выводы, применЯть знаниЯ, полученные в учебном процессе длЯ решениЯ практических задач.

Џри этом студенты должны продемонстрировать понимание причинно-следственных свЯзей географии, экономики, социального развитиЯ, геополитики; владение основными подходами к дифференциации географического пространства ђоссии; знание существующих факторов региональной дифференциации ђоссии; владение основными понЯтиЯми и концепциЯми, принЯтыми в современном регионоведении; умение применЯть на практике методы районированиЯ территорий различного уровнЯ по критерию (в соответствии с темой курсовой работы).

ЋбЯзательными элементами курсовой работы у студентов 1 курса Зђегионоведение ђоссииИ ЯвлЯютсЯ:

- использованных данных официальной статистики;

- рассмотрение изучаемых Явлений в динамике и в сравнении;

- установление причинно-следственных свЯзей;

- использование методов картографии.

‘тудент не просто дает комплексную характеристику региона, анализирует примеры существующих в научной литературе схем районированиЯ, но и дает им собственную оценку, предлагает и обосновывает свой авторский вариант районированиЯ территории, оценивает его возможную практическую значимость.

ЋсновнаЯ часть курсовой работы Ь1 должна состоЯть из двух глав.

‚ первой главе даетсЯ общаЯ комплекснаЯ характеристика региона исследованиЯ. Ќазвание главы вариативно. …сли удаетсЯ продемонстрировать основные особенности территории в качестве факторов, влиЯющих на разнообразие ее частей, можно выбрать вариант З”акторы регионализации территории Й (название региона)И. …сли хорошо показано само разнообразие территории, логично сформулировать такое название первой главы: З’ерриториальнаЯ дифференциациЯ в пределах ЙИ. Џри отсутствии выраженных акцентов и простом выполнении типового плана описаниЯ территории название может быть таким: ЗЉомплекснаЯ характеристика ЙИ. ‚озможны и другие варианты.

‚ любом случае следует стремитьсЯ к тому, чтобы перваЯ глава отображала все существенные особенности района исследованиЯ, а именно:

Р экономико-географическое положение (ќѓЏ);

Р природные ресурсы и условиЯ;

Р население;

Р экономика;

Р культура;

Р политика (подробнее см. в Џриложении ‚ ).

’е особенности, которые имеют Ярко выраженную поступательную динамику, описываютсЯ с применением исторических данных (изменение за последние 50-70 лет географического положениЯ, населениЯ, экономики, политических черт).

Џоскольку общий объем первой главы должен быть соизмерим с объемом второй главы, а по большинству территорий из списков тематики курсовых информации по названным особенностЯм довольно много, студентам обычно приходитсЯ сталкиватьсЯ с проблемой сжатиЯ найденной информации Р ее накапливаетсЯ слишком много, чтобы все включать в первую главу. ’аким образом, в 15-20 страниц следует уместить все основные данные о регионе.

ѓлаву такого объема следует разделить на 2-3 параграфа (в каждом не меньше 5-6 страниц), можно поступить так: ќѓЏ, природу и население описать в первом параграфе главы, а экономику, культуру и политику Р во втором. ‚ этом случае примерные названиЯ двух параграфов такие:

Р ЗЂнализ экономико-географического положениЯ, природных ресурсов и условий, населениЯ района исследованиЯИ;

Р Зќкономические, культурные и политические особенности Й (название региона)И.

Ћбъем описаниЯ разных черт территории, даже порЯдок их описаниЯ и деление главы на параграфы зависит от специфики района исследованиЯ и от подхода, выбранного длЯ описаниЯ (три примера вариантов подхода были названы выше при формулировке вариантов названиЯ первой главы).

Ќапример, если наибольший интерес автора курсовой вызывает историЯ развитиЯ, и исторические особенности будут учитыватьсЯ во второй главе при районировании, вполне возможно поЯвление отдельного ЗподпараграфаИ с описанием периодизации развитиЯ страны (региона) и краткой характеристикой основных периодов. ќто уменьшит объем остальных частей первой главы, может изменить компоновку параграфов, которые могут получить, например, такие названиЯ:

Р Зѓеографическое положение, природа и историЯ развитиЯ ЙИ;

Р З‘оциально-экономические особенности района исследованиЯИ.

Ћбратим внимание, что в этом варианте второй параграф первой главы включает описание населениЯ, экономики, культуры и политики Р все эти компоненты скрываютсЯ за словосочетанием Зсоциально-экономическийИ.

ЋписываЯ особенности района исследованиЯ, полезно приводить примеры разных вариантов его районированиЯ, имеющиесЯ в литературе. Ћбычно длЯ достаточно больших территорий имеютсЯ природное (физико-географическое, ландшафтное) районирование, экономическое районирование, и практически всегда Р административно-территориальное деление. —асто встречаютсЯ в публикациЯх и другие варианты: выделЯют почвенные, геоботанические, геоморфологические, экологические, историко-культурные, сельскохозЯйственные и другие районы. Љаждый из этих вариантов районированиЯ может быть основой длЯ размышлений, анализа, может дать толчок длЯ собственных идей по поводу выделениЯ авторских районов. Њожно даже анализ районирований предшественников поместить в начале второй главы (при этом необходим логический переход от них к своему варианту районированиЯ).

? еще раз напомним, что текст должен быть иллюстрирован картами, диаграммами, графиками, схемами. „лЯ главы объемом 15-20 страниц желательно предусмотреть хотЯ бы 2-3 карты. ЏриводЯтсЯ и данные в табличной форме.

Џомимо сбора, систематизации и анализа данных об основных особенностЯх района исследованиЯ перваЯ глава может служить выполнению важной задачи выбора критериЯ будущего районированиЯ. Џо ходу первой главы можно перебирать компоненты территории, оцениваЯ их перспективность длЯ авторского районированиЯ. Ќаиболее пригодны в этом смысле те особенности территории, которые отвечают следующим требованиЯм:

Р хорошо выраженнаЯ территориальнаЯ дифференциациЯ, т.е. различиЯ от места к месту в пределах района исследованиЯ;

Р подчинение Явным закономерностЯм размещениЯ (которых может быть много, Р например, зональность, зависимость от рельефа поверхности, зависимость от расстоЯниЯ до морского побережьЯ, центростремительность/центробежность и т.д.);

Р существенное значение длЯ данной территории;

Р легкость нанесениЯ соответствующих данных на карту.

Ћбычно в ходе анализа можно установить минимум 5-6 потенциальных особенностей территории, позволЯющих эффективно осуществить ее районирование. ЏодытоживаЯ первую главу, можно кратко охарактеризовать выЯвленные компоненты территории страны (региона), пригодные длЯ дальнейшей работы уже в рамках второй главы курсовой.

Џри подборе материалов часто обнаруживаютсЯ интересные документы, большие таблицы, карты, которые позволЯют лучше понЯть региональные особенности района исследованиЯ, но не ЯвлЯютсЯ основными, не вписываютсЯ в первую главу из-за объемов или отступлениЯ от главного хода описаниЯ. ’акие массивы информации могут помещатьсЯ в приложение к курсовой работе (после списка литературы), либо упоминатьсЯ в постраничных сносках (как комментарий, ссылка на документ и пр.). ’ак как перваЯ глава призвана помочь в выЯвлении главных особенностей территории, необходимо анализировать собранную информацию, оценивать степень и характер территориальной дифференциации в пределах района исследованиЯ, рассуждать по поводу возможных критериев будущего районированиЯ, делать промежуточные выводы (авторские оценки, подведение кратких итогов параграфов, всей первой главы).

‚тораЯ глава, как уже было сказано, по своему объему примерно такаЯ же, как перваЯ. ђекомендуетсЯ называть ее в соответствии с основной задачей курсовой, например: Зђайонирование территории ЙИ. Њожно в теме главы указать основной критерий районированиЯ или особенность территории, ставшую базовой длЯ получениЯ сетки районов. Ќапример: Зђайонирование территории Љалужской области по плотности сельского населениЯИ (указан критерий) или Зѓеоэкологическое районирование ЃашкортостанаИ (указана особенность территории).

‚тораЯ глава может быть разделена на параграфы. ‹огичным ЯвлЯетсЯ создание двух параграфов: первый посвЯщен более детальному анализу тех особенностей территории, в рамках которых планируетсЯ определить критерии районированиЯ (и/или известным вариантам районированиЯ, выполненным другими авторами); второй параграф содержит описание собственно районированиЯ района исследованиЯ. ‚озможны, например, такие названиЯ этих параграфов:

Р ЗЋбоснование критериев районированиЯ Й (название района исследованиЯ)И;

Р ЗЏроцедура и результаты районированиЯ ЙИ.

Ћбоснование критериев строитсЯ на более подробном рассмотрении отобранных ранее подходЯщих особенностей территории. Љак выбрать из довольно широкого круга аспектов тот, который станет основой районированиЯ? Њожно отталкиватьсЯ от наиболее актуальных, важных, значимых особенностей.

ђазберем относительно сложный случай. „лЯ Љраснодарского краЯ большое значение имеют многие черты (расчлененность территории в плане рельефа; зоны влиЯниЯ больших городов и центров туризма; отраслеваЯ структура экономики разных районов и др.). ‚ таких случаЯх обосновать можно любой выбор из существенных особенностей. ’ак, экономический подход заставлЯет районировать по размещению центров производства, отраслевой структуре хозЯйства и т.п. Џри выборе геоэкологического подхода обращают внимание на рельеф и морское побережье, а также на другие черты природы и особенности взаимодействиЯ природы с обществом. ‚озможны и другие варианты. Љакой выбрать Р зависит уже не от объекта изучениЯ (той или иной особенности района исследованиЯ). ЋпределЯющими становЯтсЯ субъективные и/или случайные факторы: личные предпочтениЯ автора курсовой или его научного руководителЯ, доступность тех или иных источников информации, происходЯщие событиЯ и пр.

?так, в первом параграфе второй главы более подробно описываютсЯ одна или несколько особенностей района исследованиЯ, позволЯющих выполнить его районирование.? в этом же параграфе выбираетсЯ показатель, конкретнаЯ черта, котораЯ становитсЯ критерием районированиЯ. ќто может быть измерЯемое свойство (плотность населениЯ, расстоЯние до столицы или центра, душевой валовой продукт и др.). ќто могут быть также измерЯемые, но не точные, а приблизительные данные Р например, зоны влиЯниЯ крупных городов. ќто может быть и качественное, неизмерЯемое свойство (либо измерЯемое условными единицами) Р уровень остроты социальных проблем, экологический риск и т.п. Ќаконец, возможна комбинациЯ из двух и даже более критериев, когда один ЯвлЯетсЯ обычно основным, второй выполнЯет роль вспомогательного. ‘ам выбор показателЯ лучше проводить с помощью схематичных набросков-карт региона, где наглЯдно показываютсЯ территориальные различиЯ по каждому из показателей-кандидатов. “же на этом этапе можно увидеть предварительную картину будущего районированиЯ Р если оно Явно вырисовываетсЯ (намечаютсЯ границы 5-6 районов), стоит взЯть за основу соответствующий показатель.

”актически районирование проводитсЯ по одной из трех основных схем:

Р при опоре на статистический показатель, имеющийсЯ в разрезе административных единиц (по штатам страны, округам области и т.п.) Р группировка территорий по данному показателю (например, разбивка на 4-5 групп) с последующим проведением границ более или менее однородных районов по тем или иным принципам;

Р при опоре на информацию о большом количестве точечных объектов (городов, туристических объектов, месторождений полезных ископаемых и др.) Р использование упрощенной процедуры кластеризации, т.е. объединение похожих друг на друга объектов в первичные районы, а затем, если количество районов слишком большое (больше 10-15), повторение процедуры объединениЯ до получениЯ приемлемого количества районов;

Р при опоре на подробную карту Явлений (процессов) Р например, карту плотности населениЯ (способом изолиний) или карту экологических рисков (с большим разнообразием информации), Р использование метода генерализации, т.е. выделениЯ основных данных с точки зрениЯ автора работы и оконтуривание районов с похожими параметрами либо как сфер влиЯниЯ неких центров (городов и др.).

‚торой параграф второй главы ЯвлЯетсЯ логическим продолжением и завершением основной части работы. …го начинают с описаниЯ процедуры авторского районированиЯ. Ќеобходимо указать принципы выделениЯ районов. Њожно иллюстрировать этот вопрос соответствующими картами с нанесенными данными:

Р если критерием ЯвлЯетсЯ статистический показатель (например, плотность сельского населениЯ), приводитсЯ карта района исследованиЯ с этим показателем (нанесенным изолиниЯми либо методом картограммы Р т.е. с применением группировки по данному показателю территориальных Ячеек, составлЯющих изучаемый регион);

Р если критерием ЯвлЯетсЯ менее формализованнаЯ особенность территории, на карте должны быть показаны значимые объекты Р так, если речь идет о зонах влиЯниЯ крупных городов, соответственно нужна карта размещениЯ основных городов региона.

Ѓолее очевидным и обоснованным обычно ЯвлЯетсЯ районирование на основе одного статистического показателЯ. Џокажем это на примере того же критериЯ плотности сельского населениЯ. Ќапример, у нас есть данные об этой плотности длЯ региона в разрезе составлЯющих его административных районов (Ђђ). „лЯ того, чтобы можно было приступить к собственно районированию, следует сначала сгруппировать Ђђ по уровню критериЯ. Ќапример, можно применить такую простую группировку: найти минимальное и максимальное значениЯ (допустим, это 12 и 72 человек на 1 кв.км) и разделить полученный интервал на 4 или 5 равных частей (вариант на 4 части: от 12 до 27; от 27 до 42; от 42 до 57; от 57 до 72). ђезультаты группировки наносим на карту Р т.е. придаем каждому из 4 интервалов графическое значение (цвет или штриховку) и закрашиваем территорию каждого Ђђ соответствующим образом. Њы получили карту группировки. —тобы сделать группировку районированием, надо либо принЯть районы сразу такими, как они получились (чаще всего они образуют не сплошные ареалы, а разорванные, т.е. Ђђ одного цвета не все граничат друг с другом), либо постаратьсЯ улучшить картину Р в картографии это называетсЯ генерализацией, когда небольшие отклонениЯ от правила игнорируютсЯ, и некоторые Ђђ могут попасть в ЗчужойИ район.

Џосле описаниЯ процедуры районированиЯ следует поместить главную карту всей работы Р карту получившихсЯ районов.? далее описать каждый из этих районов, обращаЯ внимание прежде всего на их различиЯ по использовавшемусЯ критерию, по соответствующим особенностЯм, но и на Яркие отличиЯ по другим чертам. ’ак, районы, выделенные по плотности сельского населениЯ, могут отличатьсЯ, скажем, по уровню жизни, природным ресурсам, географическому положению и др.

‡авершить второй параграф следует, сформулировав авторские предлож



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: