Групповая арт-терапия с пожилыми людьми




Индивидуальная арт-терапия с пожилыми людьми

Использование изобразительных техник в индивидуальной работе с пожилыми людьми предполагает меньшую структурированность занятий.
Здесь можно предложить клиентам отразить в рисунке тот или иной сюжет из их жизни.
Для установления доверительных отношений с арт-терапевтом рекомендуется использовать технику совместного рисования. Многие пожилые люди испытывают в изотерапии определенные затруднения: оно напоминает им о детских годах и кажется «несерьезным занятием». Иногда они думают, что таким изощренным образом арт-терапевт проверяет степень их «глупости», поскольку знают о слабости своей памяти.
Некоторым клиентам участие в арт-терапевтической работе чем-то напоминает процедуру психологического тестирования. Однако многие все же находят изобразительную работу очень важной для себя, поскольку она предоставляет им возможность реализовать то, что они долго в себе «заглушали», всю жизнь занимаясь «практически значимыми делами», не давая выход своим чувствам и не придавая значения такому понятию, как «личностный рост».
Люди этой возрастной группы особенно нуждаются в обращении к прошлому для того, чтобы увидеть смысл в событиях собственной жизни.

Групповая арт-терапия с пожилыми людьми

При групповых занятиях используются определенные упражнения для подготовки клиентов к работе, чтобы мобилизовать их внимание, а в группе — сблизить ее членов совместными действиями. Используются такие техники, как «передача листа» и «завершение каракулей».
Упражнение «Передача листа». Это упражнение ценно тем, что рисунок не имеет одного автора, а потому не может стать предметом для критики.
Инструкция — что-нибудь нарисовать (это может быть композиция или знакомый всем образ).
Через десять минут каждый должен передать свой рисунок соседу справа. Он, в свою очередь, что-нибудь добавляет к изображению и передает его дальше по кругу до тех пор, пока оно не вернется к своему первому автору.
Техника «Завершение каракулей». Эта техника удобна тем, что позволяет людям начать работу не «с белого листа». На отдельных листах психолог рисует разные извилистые линии, среди которых нет повторяющихся, а затем передает изображения участникам группы и просит их превратить линию в образ. Затем клиенты показывают друг другу свои рисунки и обсуждают их.

 

 

Библиотерапия — метод психотерапии, использующий художественную литературу как одну из форм лечения словом.
М.В.Вельвовский. Л.Е.Алексейчик, Б.Д.Карвасарский и др., библиотековеды и психологи В.А.Невский, Н.А.Рубакин, А.М.Миллер, К.Воробьева, О.Кабачек и др.Библиотерапию можно условно разделить на два вида:

1. Нецеленаправленная - служащая для того, чтобы поднять настроение, отвлечь пациента от навязчивых мыслей о болезни.

2. Целенаправленная - способствующая воспитанию силы воли, оптимизма, утверждению веры в себя.

Библиотерапия важна для пожилых людей, особенно для тех, кто занимается самореализацией, предаваясь воспоминаниям. Индивидуальная библиотерапия характеризуется тем, что развитие и коррекция личности происходят в самом процессе чтения. Пациент читает книгу, специально подобранную с терапевтической целью. Людям пожилого возраста нужна литература жизнеутверждающего характера. Им нравится читать «правдивые» книги, исторические романы, «книги о деревне», при этом у них укрепляется чувство самоуважения, осознания правильности прожитой жизни, появляется желание бороться со старческими недугами и радоваться жизни. Для инвалидов, у которых наблюдается потеря интереса к жизни, апатия, подавленное настроение, в процессе библиотерапии важно найти правильный подбор книг, который поможет отвлечься от мыслей о болезни, избавляет от депрессии.

Классическая литература учит человеколюбию, развивает любовь к чтению.

Юмористическая литература даёт возможность людям более открыто и свободно вести себя в трудных ситуациях.

Фольклор, сказки повышают интерес к окружающему миру, уводят от проблем, приглушают чувство неполноценности.

Детективная литература побуждает читателя к смелости, риску, находчивости.

Драматургия учит диалогу, правилам общения.

Специальная (медицинская, педагогическая, юридическая и др.) литература даёт читателю конкретные знания, стимулирует активности читателя.

Вырос спрос на книги В. Пикуля «Фаворит», Г. Уэллса «Машина времени», К. Дойлл «Приключения Шерлока Холмса», Л. Бородина «Женщина и море», А. С. Пушкина «Капитанская дочка», М. Сервантеса «Дон-Кихот».

Людей пожилого возраста жизненные неурядицы побуждают обращаться к чтению как к средству преодоления душевного дискомфорта, депрессии.

Такое чтение, как показывает практика, при правильном подборе литературы дает хороший терапевтический эффект.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: