Информационная часть технологической карты




Предмет, класс Литературное чтение на родном языке, 2 класс
УМК, автор программы УМК «Школа России»,
Учитель Лукина Н.В., учитель начальных классов МАОУ «Школа Экодолье », 2 класс
Тема урока, № урока в рабочей программе   №7. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк».
Цель урока формировать и развивать у первоклассников навык чтения, развивать речь, мышление, воспитывать интерес и любовь к самостоятельному чтению
Задачи урока обучающие развивающие воспитательные
-познакомить с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк»; - обучать плавному выразительному чтению целыми словами и по ролям; - отвечать на вопросы по содержанию произведения; - учить соотносить иллюстрацию с содержанием текста; развивать умение анализировать и сравнивать разные произведения; развивать память, мышление, речь; воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа, к устному народному творчеству.
Планируемые результаты урока Предметные знания и умения Личностные качества, метапредметные УУД
учащиеся познакомятся с народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк»; научатся осознанно читать; осознавать авторское и собственное отношение к персонажам; находить главную мысль, сформулированную в тексте.   - личностные результаты: проявление познавательных мотивов к новому учебному материалу; стремление к приобретению новых знаний и умений; использовать адекватную самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности. - метапредметные результаты: а) Познавательные УУД: формулировать проблему с помощью учителя; выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя; строить речевое высказывание в устной форме. б) Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; работать в парах и в группе, вести диалог (отвечать на вопросы), договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. в) Регулятивные УУД:принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать себя: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Методическое обоснование урока Исходя из общей структуры учебной деятельности, урок построен таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, сохраняя и укрепляя и при этом свое здоровье и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты, достаточные для успешного продолжения образования в основной школе. С этой целью на уроке используется деятельностный метод обучения, основанный на методе рефлексивной самоорганизации, структура урока обусловлена этапами технологии деятельностного метода (ТДМ). Этот урок является не первым в разделе. По своей структуре он относится к уроку изучения нового материала. При постановке целей и задач урока учитывается в первую очередь особенность учебного материала и уровень подготовленности учащихся. Большая часть урока строится на основе беседы, направляющей определённым образом и ход мыслей учеников, и ход анализа стихотворений. Особое значение, кроме репродуктивного метода, имеет метод художественного чтения.
ИОС урока Учебно-методическое обеспечение Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет) Необходимое аппаратное и программное обеспечение(локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)
  хрестоматия по литературному чтению найти мультфильм в интернете и посмотреть. мультимедийная доска, презентация, аудиозапись сказки и техническое средство для прослушивания (компьютер)

 

Название этапа Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно: 1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). 2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).   Психологический настрой на урок Прозвенел сейчас звонок. Начинаем мы урок. Будем снова мы читать Много знаний получать! -Каким вы хотите видеть наш урок? -Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами. Начинаем урок литературного чтения с дыхательной гимнастики (по методу Бутейко):
  1. Вдох — 2 секунды.
  2. Выдох — 4 секунды.
  3. Задержка дыхания — 4 секунды.
Речевая разминка. Мышь в углу прогрызла норку, Тащит в норку хлеба корку. Но не лезет корка в норку, Велика для норки корка. Прочитайте скороговорку. - сначала медленно, по слогам (шёпотом), - затем быстрее и погромче, - читаем быстро и громко. Прочитайте скороговорку с вопросительной интонацией. Затем с восклицательной интонацией. - В каких сказках действующее лицо – мышка?
  Проверка готовности к уроку.     Ответы детей.   Выполняют дыхательную гимнастику.     Дети читают скороговорку сначала медленно, а затем всё быстрее и быстрее.   Ответы детей
2. Актуализация и пробное учебное действие. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.   - Вспомните какой разделмы начали изучать? - С каким литературным жанром мы познакомились на прошлом уроке. - Для чего нужно читать сказки? - Дома вы читали сказку «Заячья избушка». Давайте вспомним всех действующих лиц этой сказки.   -Отгадайте загадки. Всех зверей она хитрей, Шубка рыжая на ней. Пышный хвост – ее краса. Этот зверь лесной-… - Правильно. Съел он семерых козлят, Съесть хотел трех поросят… Стал героем «Ну, погоди!». Но к нему не подходи. Он в охоте знает толк: Кто же это? - Молодцы, верно! Скажите, а вы знаете героями каких сказок стали лиса и волк? Динамическая пауза. Физминутка. -Выполним физминутку ещё про одного жителя леса - про медведя. Мишка шел, шел, шел. Земляничку нашел. -Ах, какая ягодка!   Топай, мишка, Хлопай, мишка, Приседай со мной, братишка. Лапы вверх, вперёд и вниз, Улыбайся и садись.       Ответы детей   Ответы детей. Вспоминают и дополняют     Ответ ребят (лиса).   Ответ ребят (серый волк). Ответы детей.   Выполняют физкультминутку с движениями. Снимают усталость.
3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. - Вспомните мой вопрос, заданный перед физминуткой. (Скажите, а вы знаете героями каких сказок стали лиса и волк?)   - Сегодня мы снова отправляемся в мир сказок и познакомимся со сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк». Тема урока: сказка «Лисичка-сестричка и серый волк».(на доске запись) - Откройте учебник. Прочитайте название сказки. -Посмотрите на иллюстрации к сказке. Как выглядит лисичка? Почему ее называют лисичка-сестричка? - А есть ли автор у этой сказки? -Как называется такая сказка? -Почему мы их так называем?   Ответы детей.   Называют хором тему урока.   Слушают учителя, рассуждают, отвечают на вопросы.
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.     Проблемная ситуация -Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Внимательно послушайте их разговор. (Инсценировка. Две ученицы одеты в костюмы лисичек.) Разыгрывается проблемный диалог. 1 лисичка: - Привет! 2 лисичка: - Привет! Как тебя зовут? 1 лисичка:- Меня зовут Лисичка-сестричка. А тебя как? 2 лисичка (удивлённо) - Как?! И меня зовут Лисичка-сестричка! 1 лисичка (с возмущением): - Удивительно! А где ты живёшь? 2 лисичка: - Я живу в сказке Евгения Чарушина «Теремок». А ты где? 1 лисичка: - А я живу в сказке « Лисичка-сестричка и серый волк»! 2 лисичка: (удивлённо) - Ничего не понимаю! Что же получается? Мы с тобой одинаковые героини разных сказок?!!! Тогда зачем эти сказки создатели учебника напечатали для второклассников? (уходят) - Как вы думаете, одинаковые ли сказки предлагают для изучения авторы учебника? (слушаю мнения детей). - Вот на этот вопрос мы и попробуем сегодня ответить. - Какие задачи поставим сегодня на уроке? -Что можно сравнивать? (героев, события, чему учит сказка и т. д). Работа с пословицей. – Ребята, есть такая пословица: Кашу кушай – а сказку слушай: Умом-разумом смекай, да на ус мотай. -Как понимаете смысл этой пословицы? Как вы думаете, зачем нужно есть кашу? А если сказку будешь слушать, то каким будешь?   Проблема поставлена и запланированы действия для её решения   Дети определяют задачи урока. Мы будем учиться читать выразительно сказку «Лисичка-сестричка и серый волк», отвечать на вопросы по содержанию сказки.   Ответы детей.
5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. -Давайте послушаем сказку.(Прослушивание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» (аудиозапись) и просмотр сказки одновременно.) -Вы должны не просто слушать, но и быть очень внимательными, чтобы запомнить действующих лиц сказки и сказать, как развиваются события в сказке? Слушают аудиозапись сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».    
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. Проверка понимания прослушанного. -Вам понравилась сказка? О чём эта сказка? Назовите героев сказки. Работа в группах: -Задание для 1 группы. Докажите, что это сказка? (памятка) - Задание для 2 группы. Назовите героев сказки. - Задание для 3 группы. Охарактеризуйте лисичку. - Задание для 4 группы. Охарактеризуйте волка. - Задание для 5 группы. – Каким вам показался финал сказки: ожидаемым или неожиданным? Почему так заканчивается сказка?   Отвечают на вопросы учителя.   Работают в группах.     Отвечают на вопросы учителя.  
7. Самостоятель ная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.   Подготовка к чтению сказки «Лисичка-сестричка и серый волк». а) чтение трудных слов (работа в парах). -В сказке встретятся длинные и трудные для чтения слова. Давайте, почитаем эти слова в парах, сначала по слогам, а потом целыми словами.(договоритесь между собой, кто будет читать первым). про-го-ло-да-лась по-жи-вить-ся по-ти-хонь-ку при-мо-ро-зи-ло ко-ро-мыс-ло ис-ко-ло-ти-ли вы-ма-за-лась Оцените работу друг друга (наклейте смайлики) б) работа с учебником. Повторное чтение сказки«по цепочке». -При чтении интонацией выделяйте слова и предложения. Обратите внимание на знаки препинания. Постарайтесь голосом передать особенности поведения и характера действующих лиц сказки (поставили пальчики на начало сказки и приготовились читать).   Зрительная гимнастика. Комплекс упражнений для глаз М.С. Норбекова: *медленно переведите взгляд вверх, стараясь смотреть через лоб, а после этого опустите глаза вниз; *рисуйте глазами большие фигуры в воздухе; *представьте, что у Вас перед глазами круглые часы, смотрите в их центр и рисуйте круги глазами, увеличивая диаметр окружностей. в) словарная работа. -В сказке встретились непонятные слова. -Где мы можем узнать значение этих слов? (в толковом словаре). Мы сегодня не будем обращаться к словарю.   -Я предлагаю поработать в группах. Попытайтесь сами к словам левого столбика найти значение слов из правого столбика и соединить их стрелочкой. по-жи-вить-ся слав-ный (воротник) ро-го-жа про-рубь ко-ро-мыс-ло пус-тил-ся без огляд-ки ис-ко-ло-ти-ли еле пле-тусь   Проверяем (обменялись карточками). Объясните значение слов. Договоритесь, кто из вас будет отстаивать вашу точку зрения. Оцените работу в группах (смайлики) г) игра «Найди нужный сюжет в сказке» Рассмотрите внимательно иллюстрацию, найдите нужный сюжет в тексте и зачитайте его) д) Выборочное чтение сказки «Лисичка-сестричка и серый волк». -Найдите в тексте и прочитайте: 1.Лиса выбрасывает рыбку из саней. 2.Волк сидит ночью у проруби. 3.Бабы бьют волка. 4.Лиса в избе. 5.Волк несет лису на себе.     Дети работают в парах.     Чтение сказки вслух учащимися.   Выполняют комплекс упражнений для глаз.   Работа со словарем.   Дети работают в группах.   Оценка работы в группах.   Дети находят в тексте нужные места, зачитывают.
8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.   -Давайте вспомним сказку, которую мы читали на прошлом уроке. Сравните сказки "Заячья избушка" и " Лисичка-сестричка и серый волк ". -Что можно сравнить? 1. Название. 2.Главные герои. 3.Содержание сказки; 4.Конец сказки. -Чем похожи сказки? - Чем различаются? - В любой сказке есть поучение? - Чему нас учат сказки? Оцените свою работу на данном этапе урока (смайлики). Анализируют и дают ответы. Похожи: оба произведения – сказки – народные, главные герои – животные: зайчик, лисичка, волк. разные слова-характеристики героев; разное содержание и конец сказки.   Отвечают, обосновывают свой выбор.  
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.   -Над каким произведением мы работали сегодня на уроке? -Как называется сказка? - Чему нас учит эта сказка? - Кто её автор? -Удалось ли решить поставленные задачи? Продолжите предложение: · На уроке я узнал… · Я запомнил… · Мне понравилось… - А теперь покажите, сколько смайликов вы получили за урок? - У кого весёлые смайлики? - У кого серьёзные смайлики? Самостоятельно прокомментировать достижение цели урока.   Ответы детей.   Самооценка
10. Информация о домашнем задании Даются разноуровневые задания 1.Нарисовать рисунок к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». 2. Приготовить сказку на пересказ, на следующем уроке будем инсценировать её. Сделать маску лисы и волка. 3. Придумать другую концовку сказки. - Ребята, вы очень старались. Спасибо за урок! Запись в дневник домашнего задания.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: