Указания по выполнению контрольной работы
Важным компонентом подготовки по дисциплине «Философские проблемы науки и техники» является написание контрольной работы по избранной теме из рекомендуемого списка. Тема контрольной работы согласовывается с научным руководителем.
Контрольная работа должна показать знание источников по философии науки, выявить степень философской культуры студентов, их умение применять полученные знания для постановки и решения исследовательских задач, связанных с изучением той или иной области природы и культуры.
Контрольная работа должна включать титульный лист (оформленный согласно требованиям), содержание, текстовую часть (по параграфам или разделам), заключение, список использованной литературы. Объем работы – не менее 24 страниц, кегль 14, шрифт – Times New Roman, межстрочный интервал – 1,5.
Контрольная работа должна быть представлена к рецензированию не позднее, чем за неделю до начала зачетной сессии.
Ниже приводится список рекомендуемой тематики контрольных работ.
Примерные темы контрольных работ по дисциплине
«Философские проблемы науки и техники»
1. Наука как познавательная деятельность, система знаний, социальный институт и особая сфера культуры.
2. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющимся социокультурном контексте.
3. Многообразие форм знания. Научное и вненаучное знание.
4. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки.
5. Позитивистская традиция в философии науки.
6. Концепция науки К. Поппера.
7. Концепция развития науки Т. Куна.
8. Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса.
9. Концепция личностного знания М. Полани.
10. Развитие науки в концепции П. Фейерабенда.
11. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки.
12. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.
13. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности.
14. Научная рациональность.
15. Структура научного познания.
16. Наука и философия.
17. Наука и искусство.
18. Специфика понятийного аппарата философии науки.
19. Наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила.
20. Генезис науки и проблемы периодизации ее истории. Преднаука и наука в собственном смысле слова.
21. Классический, неклассический и постнеклассический этапы развития науки.
22. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.
23. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика.
24. Развитие логических форм научного мышления в средневековых университетах. Западная и Восточная средневековая наука.
25. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек — творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами - алхимия, астрология, магия.
26. Формирование опытной науки в новоевропейской культуре.
27. Мировоззренческая роль классического естествознания в новоевропейской культуре. Основные положения Ньютоновской механистической картины мира.
28. Зарождение и развитие научных представлений о единстве мира и эволюционных идей в XIX - начале XX вв. Значение в этом трудов М.Фарадея, Д. Максвелла, М. Шлейдена, Т. Швана, Ю. Майера, Д.Джоуля, Э. Ленца, Ж.Б.Ламарка, Ч. Дарвина, Генделя.
29. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном познании.
30. Проблема истинности в социально-гуманитарных науках.
31. Объяснение, понимание и интерпретация в социальных и гуманитарных науках. Философская герменевтика.
32. Использование социологических методов в социально-гуманитарных науках. Современная социометрия и структурно-функциональный анализ.
33. Применение социальной диалектики в анализе исторического процесса.
34. Научный анализ деятельности как основы и специфического способа существования социального.
35. Исследование общества как совокупности присущих ему свойств.
36. Типы научных теорий, их основные функции.
37. Диалектическая взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней познания, теории и практики.
38. Основания науки, их современные модели. Идеалы и нормы исследования.
39. Научная картина мира, ее содержание, исторические формы и функции.
40. Динамика научного знания, модели роста.
41. Теоретические модели, их основные характеристики и роль в познании явлений действительности.
42. Обоснование закона как главная цель теоретического исследования.
43. Характеристика развитой (зрелой) научной теории. Классификация языков науки.
44. Проблемные ситуации в науке, их основные признаки. Соотношение проблемы, гипотезы и теории.
45. Преемственность в развитии научных знаний, ее сущность и объективная основа. Традиции и новаторство. Редукционизм в научном познании.
46. Взаимодействие наук как обмен знаниями и методами исследования.
47. Дифференциация и интеграция наук как закономерность их развития. Ускорение развития наук.
48. Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации в современной науке.
49. Теоретизация и диалектизация науки. Свобода критики, недопустимость монополизма и догматизма.
50. Понятие метода научного исследования и методологии. Классификация методов.
51. Соотношение эмпирических, теоретических и общелогических методов и приемов исследования.
52. Эмпирический, теоретический и методологический уровни научного исследования.
53. Проблемы понимания и объяснения в научном познании.
54. Взаимодействие традиций и новаторства в развитии науки.
55. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблема типологии научных революций.
56. Внутри дисциплинарные и междисциплинарные факторы революционных преобразований в науке.
57. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Роль философских категорий в освоении новых типов системных объектов. Прогностическая функция философского знания.
58. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знания.
59. Глобальные революции и смена типов научной рациональности. Сущность классического, неклассического и постнеклассического типов рациональности.
60. Главные характеристики современной постнеклассической науки. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука.
61. Освоение саморазвивающихся «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска.
62. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов.
63. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности.
64. Изменение мировоззренческих ориентации (установок) в постнеклассической науке и современной техногенной цивилизации. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки.
65. Этос науки. Этические проблемы современной науки.
66. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов.
67. Синхронный и диахронный способы передачи научных знаний. Коммуникация и трансляция как типы научного общения. Историческое развитие способов трансляции научных знаний.
68. Наука и экономика.
69. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки.
70. Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла: эмпирические сведения и историко-логические реконструкции.
71. Понятие «социальная» и «гуманитарная» наука. Зависимость социально-гуманитарных наук от социального контекста: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.
72. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания. Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе.
73. Индивидуальный и коллективный субъекты социально-гуманитарного познания. Включенность их сознания, систем их интересов и ценностей в объект исследования социально -гуманитарных наук.
74. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании. И.Кант, В.Дильтей, В.Виндельбанд, Г.Риккерт, К.Поппер.
75. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном познании.
76. Проблемы истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках.
77. Объяснение, понимание и интерпретация в социальных и гуманитарных науках. Философская герменевтика.