Основные характеристики любовных аддикций




1. Любовный аддикт уделяет непропорционально большое количество времени и внимания человеку, к которому у него возникла аддикция. Этот процесс внимания и сверхположительной оценки выбранного объекта сопряжён с затратами большого количества времени, очень интенсивен и энергонасыщен. Доминируя в психическом состоянии, он становится сверхценной идеей, при которой всё остальное отодвигается на второй план, не имея прежнего значения. Происходящий процесс носит в себе черты навязчивости и насильственности, от которых чрезвычайно трудно освободиться.

2. Аддикт находится во власти переживаний нереальных ожиданий в отношении безусловного положительного отношения к себе со стороны другого человека, находящегося в системе этих отношений. Это ожидаемое отношение нереалистично. Оно подразумевает необходимость отказа от возможности быть самим собой. Ожидание, во власти которого находится аддикт, носит фантастический характер, что мешает ему реально оценить обстановку, поэтому он не реагирует на критические суждения окружающих о происходящем. Любая критика аддиктивного поведения, подавляемая доминантой аддикции, активно отбрасывается и не воспринимается.

3. Любовный аддикт забывает о себе, перестаёт думать о своих потребностях вне аддиктивных отношений. Такое отношение к себе распространяется на его/ее здоровье, отношения с другими и прежде всего с близкими людьми. Анализ психологического состояния аддикта позволяет установить наличие у него серьёзных эмоциональных проблем, центральную часть в которых занимает страх. Частично этот страх удаётся подавить на уровне сознания. Страх, существующий у аддикта, подразделяется на страх, остающийся на сознательном уровне, и страх, находящийся в бессознании. Содержание этих страхов различно. Страх, который присутствует на уровне сознания, это страх покидания. Диапазон его действия заключается в том, что аддикт старается избежать покидания и с этой целью может идти на жертвы, перенося многое. Тем не менее, оценка поведения аддикта должна учитывать стремление избежать покидания. Однако, только этим стремлением не объясняется происхождение борьбы мотивов.

Страх, находящийся в бессознании,–это страх интимности, хотя внешне аддикт выглядит как стремящийся к интимности. Как известно, всё, что находится в бессознании, определяет очень многое. Таким образом, на уровне сознания аддикт стремится к интимности, но в то же время, в связи с бессознательным страхом интимности он не способен перенести «здоровую» близость. Такие люди боятся оказаться в ситуации, где необходимо быть по - настоящему интимным, аутентичным, быть самим собой. Это приводит к тому, что бессознание ведёт аддикта в ловушку, в которой он бессознательно выбирает для себя партнёра/партнершу, которые не могут быть интимным сколько-нибудь здоровым образом. Этот феномен объясняется тем, что в детстве аддикт потерпел неудачу, пережил психическую травму при проявлении интимности к родителям, не имел возможности развить сферу интимных переживаний.

Осуществление бессознательного выбора любовного аддикта имеет в своей основе взаимность, так как его также выбирают аддикты избегания, которые ориентируются на определённые характеристики любовного аддикта.

Для аддикта избегания характерны следующие черты:

1. Уход от интенсивности в отношениях со значимым для себя человеком, непереносимость этих отношений и создание интенсивности в аддиктивных реализациях вне этих отношений. Чтобы избежать интенсивности в отношениях со значимым человеком (любовным аддиктом), аддикт избегания проводит время в другой компании, на работе, в общении с друзьями. Аддикция отношений со значимым человеком для аддикта избегания проявляется не в интенсивности, а в стремлении придать этим отношениям «тлеющий» характер. Однако, в связи с общей аддиктивностью психики, такой человек легко уходит в другие аддиктивные реализации. И, несмотря на важность отношений с любовным аддиктом, частично отстраняется от них. В отношениях со значимым для себя человеком аддикт старается не раскрывать себя, говоря о чём угодно, но только не о том, что каким-то образом может раскрыть черты его характера, потребности, опасения, защищая себя таким образом от «поглощения» другим человеком и контроля с его стороны.

2. Стремление к избеганию интимного контакта с использованием для этого различных техник психологического дистанцирования.

Изучение течения процесса аддикции позволяет выделить в нём несколько этапов:

1. Период, при котором эмоциональные переживания будут интенсивными с положительным знаком (приятные переживания). В начале любовный аддикт знакомится с партнёром, который ему импонирует. Часто таким партнёром оказывается аддикт избегания. Это объясняется тем, что аддикт избегания обращает внимание на любовного аддикта и стремится произвести на него большое впечатление. Аддикт избегания на интуитивном уровне «схватывает», что на этого человека он как раз и может произвести желаемое впечатление, так как он чувствует слабость и нуждаемость в нём. Он производит впечатление, демонстрируя, с одной стороны, глубокую эмоциональную заинтересованность, а, с другой стороны, свою силу и возможности. Таким образом аддикт избегания проявляет ролевое поведение.

2. На втором этапе происходит развитие фантазирования. Для любовного аддикта характерна развитость способности к фантазированию, навык к которому формируется у него ещё в детстве. Стимуляция фантазии приятна. Фантазии существовали у аддикта и ранее, но они относились к нереальным, несуществующим людям, выступающим в роли «спасателей». Связь фантазии с реально существующим объектом способствует появлению особого состояния радости, воодушевления и приподнятости. Любовный аддикт, находящийся в этом состоянии, чувствует себя освобождённым от многих неприятных явлений, угнетающих его с детства и приводящих к ощущению жизни как неинтересной и серой. Уйти от такого ощущения можно было только при использовании фантазий. Освобождение от чувства одиночества, изоляции, пустоты, незначимости для окружающих, сопровождается ощущением блаженства.

3. Развитие у любовного аддикта осознания того, что в сложившихся отношениях далеко не всё в порядке. И, если вначале он отрицает реальность того, что его покидают, то наступает момент, когда этот факт отрицать уже невозможно. Отрицание разрушается, наступают явления отнятия, для которых характерна мрачность, депрессия, грусть и безразличие. Нарушаются положительные фантазии. Начинается анализ ситуаций с главной целью которого–повернуть процесс обратно и восстановить прежние отношения. Строятся планы действий, которые не до конца продумываются. Возникают мысли о шантаже, угрозах, могут формироваться планы мести, которые могут в дальнейшем реализовываться. В случае разрушения отношений через какое-то время они могут восстановиться снова с тем же или другим партнёром. Казалось бы, накоплен опыт, который может быть использован, но он приводит наоборот к ощущению большего, чем прежде, страха быть покинутым. Аддикт научился распознавать ранние признаки покидания, поэтому период положительной интенсивности чувств объективно оказывается более коротким, так как при появлении признаков покидания срузу же возникает конфликт.

Аддикт избегания так же обладает эмоциональными нарушениями, ему так же присущ страх, но представленность страха носит обратный, по сравнению, с любовным аддиктом, характер. На уровне сознания, «на поверхности» у аддикта избегания присутствует страх интимности, репрессированный в бессознание у любовных аддиктов. Это происходит потому, что аддикт избегания боится, что при вступлении в интимные отношения он потеряет свободу, окажется под контролем, потеряет физическую и психическую энергию. Развитие такого страха объясняется тем, что в детстве аддикты избегания уже сталкивались с моделью, которая привела их к убеждённости в том, что всякая интимность стоит дорого, поэтому на бессознательном уровне у них присутствует страх покидания, что приводит к желанию возобновить отношения. Аддикт избегания боится отдаляться от любовного аддикта на слишком большое расстояние и, почувствовав симптомы приближающегося покидания, возвращается к прежнему уровню отношений. Аддикты избегания стараются удерживать отношения на достаточно дистантном уровне, не давая им возможности прогрессировать, что противоречит поведению любовного аддикта.

Аддикт избегания так же проходит свой путь в отношениях с любовным аддиктом. Для этого пути также характерна положительная и отрицательная интенсивность переживаний. В начале отношений аддикта избегания привлекает в любовном аддикте его ранимость и потребность в защите и во внимании к нему. Аддикт избегания использует в отношениях с таким человеком различные механизмы соблазна, играя на этих чувствах, демонстрируя своё внимание, обожание, заинтересованность в партнёре и свои возможности. Аддикт избегания получает большое эмоциональное удовольствие, видя какие чувства он вызвал у любовного аддикта, осознавая то, что он стал от него зависимым. Это создаёт у него особое состояние, повышает самооценку.

Сексуальные аддикции относятся к скрытым, замаскированным аддикциям. Трудность в получении прямых ответов на вопрос, касающийся этой проблемы, связана с социальными табу, представленными в ряде обществ. Степень замаскированности аддикций зависит от конкретного места её проявления, от общественного мнения, от принятости проблемы в обществе. Так, в обществах, сурово относящихся к таким явлениям, они менее выявляются. При этом может сложиться мнение о полном отсутствии рассматриваемого явления. Правоту этого факта подтверждает, например, выраженная скрытость инцеста, правомерно осуждаемого в разных культурах.

Сексуальных аддикций в действительности больше, чем кажется, но в общественном сознании создаётся впечатление об исключительности такого поведения. В Скандинавских странах, например, говорить на темы, связанные с сексом, легче, сексуальные проблемы там практически не табуированы. Этим объясняется сформированное мнение о значительной представленности сексуальных аддикций в этих странах. Таким образом, сексуальные аддикции должны анализироваться в транскультуральном плане.

По механизму возникновения сексуальные аддикции подразделяются на глубокий, протрагированный вид, который начинает формироваться очень рано, на фоне общего аддиктивного процесса, и поздно возникающие сексуальные аддикции, пришедшие на смену другой формы аддиктивного поведения, например, работоголизма, гэмблинга и др.

При этом следует учитывать, что сексуальные аддикции могут скрываться за фасадом других, более легко раскрываемых аддикций. Так, например, пациент может обратиться за помощью по поводу лечения алкогольной аддикции, скрывая наличие сексуальной аддикции. Ему легче признать себя алкоголиком, чем сексуальным аддиктом.

Сексуальные аддикции начинаются с формирования особой системы, называемой системой верований и убеждений. Аксиальной осью системы являются верования аддикта о себе, отношение его к себе, которое пронизывает всю окружающую его реальность, приводя к своеобразному, специфическому мышлению. Система верований, свойственная ребёнку, состоящая из суждений, представлений и пр., рассматриваемая человеком как единственно правильная для себя, находится под влиянием социальных посланий от окружающих. Послания, касающиеся потребностей, отношений людей, установок и ценностей, косвенно или напрямую относятся и к сексуальности, предопределяя возможности ребёнка, способы его поведения, создавая его модель мира и отношения с миром. Модель может включать планируемые в её рамках действия, систему интерпретаций действий других людей, смысл своих собственных переживаний, с выделением проблем, требующих решения и установления приоритетов в отношениях с людьми. Система верований служит своеобразным «фильтром», задачей которого является деление активностей на значимые и второстепенные.

Сексуальная аддикция, как правило, начинается в детстве. Стимулирующим её фактором является сексуальная травматизация. Анализ показывает, что травматизация может иметь разный характер, от прямого инцеста, до закладки у ребёнка убеждения, что он представяет интерес только как сексуальный объект. В такой ситуации формируется комплекс неполноценности, изоляция, недоверие к окружающим и зависимость от них, чувство угрозы извне и сверхценное отношение к сексу.

Согласно Carnes (1991) представляется возможным выделить следующие фазы сексуальной аддикции:

1. Сверхзанятость мыслями на сексуальную тематику, носящая обсессивный характер. Постоянное возвращение к этим мыслям приводит к тому, что они занимают всё большее количество времени, становясь любимой темой размышлений. Аддикт получает определённое удовольствие в это время, его сознание начинает по-другому структуризироваться, в нём все большее значение приобретает фантазирование на сексуальные темы. Меняется восприятие многих вещей. Окружающие начинают рассматриваться сквозь призму сверхзанятости мышления и воображения сексуальной тематикой. В них видятся прежде всего сексуальные объекты. Другие занятия рассматриваются как необходимые, но неприятные, от которых не получаешь удовольствия. Этот период может быть разным по времени, он может не сопровождаться конкретными действиями, а возникновением определённых предпочтений, мыслей о способах их реализации и фиксированием их в сознании.

2. Стадия ритуализации поведения с разработкой схем, приводящих к сексуальному поведению, (включая мысли и фантазии), при которых одно событие следует за другим в определённой последовательности. Аддикция включает сексуальные реализации и становится повседневным ритуалом, при котором для её осуществления резервируется специальное время. Вступление в цикл ритуального поведения не терпит отвлечения со стороны окружающих. Ритуализация сверхзанятости сексом более важна, чем конкретная реализация, поскольку она сопряжена с изменённым психологическим состоянием сознания, вызывающим психологический релакс. Этот процесс поглощает много времени и энергии. Возможно постепенное «включение» действий, связанных с подготовкой входа в это состояние. Всё это часто не замечается окружающими, так как сексуальный аддикт стремится к сохранению имиджа нормальности по отношению к внешнему миру, демонстрируя ему ложное Я, стараясь выглядеть человеком, у которого нет аддикции.

3. Фаза компульсивного сексуального поведения с явлением потери контроля, свойственной для других аддикций. Вступив в эту фазу, аддикт не может контролировать свои действия, оставляя после себя «след», рискуя раскрыть себя, или нанести себе психологическое или физическое повреждение. Он бессилен в отношении предупреждения своего поведения. Ему трудно остановиться. Контроль над различными видами сексуальной активности теряется. После реализаций компульсивного характера появляются нереализуемые обещания, связанные с пониманием необходимости остановиться. Такое поведение сопровождается дальнейшим усилением комплекса неполноценности.

4. Этап катастрофы или отчаяния наступающий после неприятностей, обусловленных определёнными событиями, например, наказанием или заболеванием. В этот период нарастают отрицательные чувства к себе, провоцирующие обострение аутодеструктивного инстинкта и появление мыслей о самоубийстве.

После некоторого периода затишья наступает повтор цикла, своеобразие которого заключается в том, что если в предыдущем цикле аддикт достиг компульсивного этапа потери контроля, то следующий цикл начинается сразу с потери контроля, при которой всё выступает в более жесткой форме и характеризуется быстрым развёртыванием событий.

Проводимая специалистами коррекция сексуальных аддикций должна идти в следующих направлениях:

1. осознание аддиктом существа содержания его проблемы;

2. анализ источников проблемы и участия в ней людей, с которыми аддикт наиболее связан;

3. объяснение характера содержания созависимости, включающей анализ скрытых эмоций вины, стыда, униженности. Анализ стратегии созависимости (контроля, защиты и конкуренции);

4. осознание того, что ситуация, в которую попал аддикт, не является исключительной и что он всегда может рассчитывать на помощь;

5. эмоциональный тренинг, умение различать интимность эмоций от их количественного выражения;

6. обучение аддикта умению анализировать прошлое и налаживать неформальные межличностные контакты с пониманием того, что он может получить настоящую эмоциональную поддержку у определённых людей.

Выводы:

  • определение понятия нормы в сексологии чрезвычайно вариативно в силу широких индивидуальных различий между людьми;
  • понятие сексуальное здоровье соответствует трем аспектам определения нормы сексологических проявлений моральному, статистическому и физиологическому, к которым следует добавить еще два возрастной и конституциональный;
  • основы сексуального здоровья человека закладываются еще в эмбриональный период развития, когда происходит дифференциация пола, но в дальнейшем оно зависит не столько и не только от биологических, сколько от психологических и социальных факторов и социокультурной среды развития личности;
  • существует три вида аддикций, соприкасающихся друг с другом, к ним относятся любовные, сексуальные аддикции и аддикции избегания;
  • коррекция сексуальных проблем и аддиктивных нарушений возможна и требует осознанного отношения индивида к существующей проблеме, а так же формировании новых, адаптивных моделей поведения способных приводить к сексуально гармоничным отношениям.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: