Сущность китайского буддизма.




Попав в Китай учение Будды сливается с Дао и учением Конфуция. Изначально перевод дхарм: бодхи (просветление) передавалось термином «дао » — путь (этим же термином передавались понятия «марга » и «патха »), а нирвана — даосским понятием «у-вэй » — недеяние.

Так в чем же, по мнению профессора Хун Сюпина, заключается самобытность китайского буддизма?

Например, учение о природе сознания, в котором были объединены учения о Праджне, Пустоте и природе (сущности). Это учение стало ведущим направлением идеологии китайского буддизма. Учение о природе сознания (心性学说) продолжило линию индийского буддизма и вошло в состав китайской традиционной культуры. В основном оно проявилось в виде идеи о том, что внутренняя природа сознания рассматривается как путь к освобождению. Если смотреть с философской точки зрения, теория природы Будды на самом деле является буддийской теорией природы сознания.

В этой теории с позиций изучения субъекта освобождения и пути освобождения делается особый анализ проблемы природы сознания. В традиции индийского буддизма были развернуты масштабные дебаты по вопросам реального и ложного существования всего сущего во Вселенной, чистоты и загрязненности природы сознания и т. д. В период буддийской Махаяины появилась «Нирвана-сутра», провозгласившая концепцию: «ВСЁ сущее имеет природу Будды». Тогда как Татхагатарабхи высказал идею о том, что «Будда внутри каждого из живущих »[3]. Это основа идеи о том, что все сущее может стать Буддой. Эта идея расходилась с положением о «не-существовании Я» (无我), и она не смогла в традиции индийского буддизма получить полное развитие. Однако после проникновения в Китай, данная концепция оказалась близка по духу традиционной идее неумирающего духа (灵魂不死) и конфуцианской теории природы сознания (心 性论); они отличались лишь формально, содержание было схожим. Поэтому она получила популярность в среде китайской общественности.

Идея природы сознания, природы Будды (心性佛性) постепенно стала основным теоретическим положением китайского буддизма. На протяжении всего периода становления китайского буддизма его адепты не прекращали дебаты по этому вопросу. В период Суй и Тан изучение проблемы природы сознания не только оказало огромное влияние на развитие самого буддизма, но и объективно способствовало повороту всей китайской науки от исследования субстанционального начала к исследованию начала сознательного.

Учение о равенстве всех живых существ, согласно которому все люди имеют природу Будды и все люди могут стать Буддой. В китайском буддизме этот тезис приобрел особое значение, поощрялась реализация освобождения посредством собственных усилий индивида, в чем особенно отражается стремление китайского буддизма к моральному самосовершенствованию индивида и реализации его самооценки. В системе индийской культуры с ее традиционным кастовым разделением идея наличия природы Будды у всех живых существ была, разумеется, привлекательной, но тем не менее не определяющей. В условиях же китайской социокультурной среды она неожиданно совпала с традиционными представлениями и получила живой отклик в сердцах китайских неофитов.

Конфуцианцы, рассуждавшие о «доброй природе человека» и «злой природе человека», полагали, что «каждый человек может стать Яо и Шунем» (人皆可以尧舜), или «человек из глины может стать Юем» (涂之人可以为禹). Это основные условия добродетельной жизни человека, где субъект сам осуществляет добрые и злые поступки, а также условия реализации человеческой сущности. Каждый человек на пути становления святым имеет равные права.

Школа Чань как наиболее яркий выразитель природы китайского буддизма. Буддийская практика «чань» стала представлять мыслительную практическую деятельность для достижения буддийского знания посредством полного постижения сущности людей и явлений. Название другой распространённой школы буддийской практики — чань — восходит к санскр. «дхьяна», что значит созерцание, медитация. Последняя всегда занимала важное место в практике буддизма, но для приверженцев чань она превратилась в самоцель.

Эта школа, основанная, по преданию, индийским проповедником Бодхидхармой (кит. Дамо) отвергла изучение сутр и всякий ритуал.

Медитацию наставники чань трактовали по-новому — как спонтанное самораскрытие «истинной природы» человека в его эмпирическом существовании. В отличие от прочих буддийских школ чаньские учителя высоко ценили физический труд, особенно труд в коллективе.

Будучи наиболее китаизированной формой буддизма, школа чань оказала огромное влияние на китайское искусство. В период двух Хань (200 лет до н.э. – 200 лет н.э.), вслед за постепенным проникновением буддизма в Китай в китайском обществе сформировалось множество направлений школы Чань. Буддизм был вынужден приспосабливаться к новым культурным условиям, находить точки соприкосновения с местной идеологической традицией. В период Вэй, Цзинь и Южных и Северных династий (220–589 гг.) буддизм активно контактировал с конфуцианством и даосизмом, и в этом процессе невозможно было избежать конфликтов и разногласий с представителями автохтонной культуры. Суй и Тан (581–618 гг., 618–907 гг.) – время синтеза конфуцианства, даосизма и буддизма. После эпохи Сун (960–1279 гг.) наступило время «сань цзяо» — «трех учений»,

Китайский буддизм это индийская культура с ее идеями ухода из мира, умозрительными построениями и общим толерантным характером культуры, а также дух китайской традиции с гуманистическими идеями, представлениями о спонтанности-естественности, внимание к вопросам этического порядка.

В конце VI века — начале VII века появились основные школы китайского буддизма, определившие своеобразие буддийской традиции на Дальнем Востоке.

Их можно разделить на три основные группы:

1) школы трактатов, базирующиеся на одной из индийских шастр (трактатов) или группе шастр и занимающиеся по преимуществу философской проблематикой.

2) школы сутр (цзин-цзун), то есть школы, базирующиеся на том или ином доктринальном тексте, приписываемом традицией Будде и считающемся в данной традиции высшим выражением буддийской истины. Тяньтай-цзун (школа горы Тяньтай), основанная на учении Саддхармапундарика-сутры (кит. Фахуа-цзин) и Хуаянь-цзун (школа Аватамсака-сутры), основанная на учении одноимённой сутры (кит. Хуаянь-цзин).

3) школы дхьяны (чань-цзун), уделявшие внимание преимущественно практике буддийской психотехники, медитации, йоге.

школа чань, с оговорками школа мантр — молитвенных заклинаний (чжэньянь-цзун), тантрический буддизм (ваджраяна, цзиньган чэн), школа винаи (люй-цзун), занимавшуюся разработкой вопросов монашеской дисциплины.

Среди школ религиозной практики наибольшим влиянием по сей день пользуется школа Цзинту («чистой земли»), декларирующая спасение верой в будду Амитабху, владыку буддийского рая — «чистой земли». В основе мировоззрения и практики этой школы лежала доктрина «думания о Будде» (нянь-фо), предполагавшая, что молитвы Амитабхе и даже одно произнесение его имени способны даровать перерождение в блаженном царстве «чистой земли ».

XII в. – оппозиционные школы, которые основывались на буддийских идеях, в части, учении о конце света и приходе нового Будды, проповедовали идеал «монашества в миру» и отрицали официальный буддизм. Школа «Белого лотоса», предрекавшая скорую мировую катастрофу и наступление эры Белого Солнца.

 

Постулаты буддизма
Основные постулаты буддизма:

1. Неотрицание всего - все есть Будда, как бы трудно это ни было понять.
2. Умение медитировать, т.е. осознавать себя и природу, освобождаться от аффектов.
3. Доверяй своему сердцу-сознанию - в нем содержатся ответы на все вопросы.

4 основных принципа Чань:

1) не опирайся на письменные поучения
2) передавай традицию вне наставлений
3) прямо указывай на сердце-сознание
4) преодолевай неведение и становись Буддой

Четыре благородные истины (арья-сатья):



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: