Практическая работа «Простейший плеер»




Межпредметные связи

Обеспечивающие Предмет: Основы объектно-ориентированного программирования Тема курса 5.10 Создание главного и контекстного меню
Обеспечиваемые Предмет: Основы объектно-ориентированного программирования Тема курса 6.1 Текстовые файлы. Диалоги

 

Оборудование урока

Наглядные пособия Опорный конспект
Раздаточный материал карта
Технические средства обучения ПК, TurboPascal 7.0.
Литература: основная 1. Гофман В., Хомоненко А «Delphi 6»
Дополнительная  

Содержание урока

№ эле-мента Элементы урока, учебные вопросы, формы и методы обучения Дополнения, изменения
1. Организационный (2 мин) 1 Приветствие обучающихся 2 Проверка готовности учебной аудитории к учебным занятиям 3 Проверка готовности обучающихся к учебно-практической деятельности 4 Проверка отсутствующих, заполнение учебного журнала 5 Постановка цели и хода урока  
2. Проверка домашнего задания(20 мин) Индивидуальный опрос: 1. Компоненты меню? 2. Создание главного? 3. контекстного меню  
3. Объяснение нового материала(40 мин) Тема урока: Файлы. Классификация файлов. Текстовые файлы План семинра: Файлы. Классификация файлов. Текстовые файлы  
4. Закрепление полученных знаний(10 мин) 1.Файлы. 2.Классификация файлов. 3.Текстовые файлы  
  Подведение итогов урока(6 мин)  
  Постановка домашнего задания(2 мин) Хомоненко А.Д. «Delphi», стр. 65-66  

 

Преподаватель __________ Р.С. Раева

 

Дисциплина: Основы алгоритмизации и программирования

Раздел 6 Файлы. Классификация файлов

Тема курса: 6.1 Текстовые файлы. Диалоги

Тема урока: Файлы. Классификация файлов. Текстовые файлы

 

Эта статья ориентирована на новичков, которые желают научиться работать с файлами в дельфи. В статье рассматриваются стандартные I/O операции с файлами, типичные ошибки и методы их предотвращения. Intro В дельфи файл представляется как именованная структура данных, т.е. последовательность однотипных данных. Грубо говоря это огромный массив, число элементов которого практически ни чем не ограничено. Для облегчения работы с файлами в дельфи, каждый отдельный файл представляет файловая переменная. Раз уж это переменная, то она должна быть обьявлена как переменная. Однако обо всем по порядку. Step by step Step 1 - Обьявление файловой переменной Файловая переменная в общем виде обьявляется в разделе var примерно так: F: file of Type; Например: F: File of integer; Следует заметить, что текстовые файлы обьявляются немного по другому: F: TextFile; Да и вообще текстовые файлы "особенные". Некоторые функции работают только с текстовыми файлами. Также можно обьявить не только файл целых чисел(integer), текстовый файл или файл какого либо другого типа, но и файл собственного типа или записи, поместив обьявление типа или записи выше обьявления файловой переменной. Например: type TDay = (MON, TUE, WED, THU, FRI, SAT, SUN); var F: File of TDay; или: type TDay = record Num: Integer; Name: String[200]; end;   var F: File of TDay; Следует обратить внимание, что длина строковых полей в записи должна быть четко определена (Name: String[200])   Step 2 - Назначение и открытие файла После обьявления файловой переменной нужно связать её с физическим файлом на диске. Сделать это можно с помощью процедуры AssignFile: AssignFile(var F: File; FileName: String); Например:   var F: TextFile; ... begin AssignFile(F, "text.txt"); ... После выполнения процедуры файловая переменная F будет связана с файлом text.txt, находящимся в папке с программой. И все действия, производимые с переменной будут действовать именно на этот файл. Однако переменную можно освободить для дальнейшего использования с другим файлом процедурой CloseFile, но об этом ниже. Теперь необходимо открыть файл, причем одним из нескольких способов, в зависимости от ваших потребностей. Создать новый или перезаписать существующий можно с помощью процедуры Rewrite(F). Открыть для записи в конец файла можно с помощью процедуры Append(F). А открытие файла для чтения осуществляет процедура Reset. Step 3 - Стандартные I/O опреации с файлами I/O - это операции ввода/вывода (input/output). Здесь мы рассмотрим запись данных в файл и чтение этих данных. Сначала запись. Записать в файл можно переменную или константу того типа, которого был обьявлен файл. Например если файл был обьявлен вот так F: File of Integer, то в него можно будет записать данные только типа Integer. При попытке записать данные другого типа компилятор выдаст сообщение об ошибке. Запись в файл осуществляется процедурами Write([var F: File]; P1; [...,Pn]) и WriteLn([var F: File]; P1; [...,Pn]). Вторая отличается от первой тем, что она после записи параметра перемащает каретку на новую строку, т.е. следующий параметр запишется на новой строке. Вот пример использования процедур: var F: TextFile; Str: String; ... Str:= "Some Text"; WriteLn(F, Str); Write(F, "это будет на новой стоке "); write(F, "а это на этой же строке"); ... Чтение данных происходит благодоря процедурам Read([var F: File]; V1; [...,Vn]) и ReadLn([var F: File]; V1; [...,Vn]). Отличиаются они тем, что после прочтения параметра процедурой ReadLn каретка перемещается на новую строку, даже если ещё были данные. Вот пример: var F: TextFile; Str: String; Str2: String; Str3: String; ... Read(F, Str); ReadLn(F, Str2);//str2 будет содержать данные, идущие после str Read(F, Str3);//str3 будет содержать данные, находящиеся на новой строке после str2 ... Думаю не все так сложно. Step 4 - Закрытие файла Файловую переменную после использования нужно обьязательно освободить, иначе программа не закроется и будет выдавать ошибку. Также освобождение файловой переменной будет полезно тогда, когда вам нужно работать с несколькими файлами последовательно, и после работы с первым файлом можно освободить переменную и связать её с новым файлом. Освобождение файловой перменной делает процедура CloseFile(F: File). Примера я думаю не надо, т.к. никаких особенностей у нее нет. Пример Я думаю новичку будет все же сложно будет без примеров разобраться в работе с файлами. Поэтому давайте расмотрим простейший пример программы, которая по нажатию одной кнопки будет запрашивать имя файла у пользователя и записывать содержимое TMemo. А по нажатию другой кнопки программа опять же будет запрашивать имя файла, читать от туда записанные данные и помещать их в TMemo. Знаю, что запись и чтение в TMemo можно организовать с помощью специальных методов. Но это всего лишь пример к статье. Вобщем кидайте на форму одну TMemo и две кнопки. Обработчик первой кнопки приведите к такому виду: procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); var F: TextFile; FileName: String; i: Integer; begin FileName:= InputBox("Имя файла", "Введите имя файла", "default.txt"); AssignFile(F, FileName); Rewrite(F); for i:= 0 to Memo1.Lines.Count do WriteLn(F, Memo1.Lines[i]); CloseFile(F); end;   Это кнопка будет сохранять текстовый файл. Итак, в разделе var я обьявил три локальные переменные: F типа TextFile это и есть файловая переменная для текстовых файлов; FileName типа String будет служить для хранения имени файла; И i типа Integer - для циклов. В первой строчке я запрашиваю у пользователя имя файла. Во второй я связываю файловую переменную с физическим файлом на диске. Строчка Rewrite(F) создает новый файл или перезаписывает существующий. ЧТо бы данные не заменялись а добавлялись в конец файла эту строчку нужно заменить на Append(F). Далее идет цикл с 0 до количества всех строк Memo1. В цикле содержимое все строк Memo1 по порядку записывается в файл. Обратите внимание, что я использую WriteLn для записи новой строчки. Если бы я использовал Write, то все строчки Memo1 в файле превратились в одну.   Обработчик второй кнопки должен выглядеть примерно так: procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject); var F: TextFile; FileName, tmp: String; begin FileName:= InputBox("Имя файла", "Введите имя файла", "default.txt"); AssignFile(F, FileName); Reset(F); while not EOF(f) do begin ReadLn(F, tmp); Memo1.Lines.Add(tmp); end; CloseFile(F);   end;   Назначение локальных переменных в этой процедуре аналогичны предудыщим. Первая и вторая строчка аналогичны строчками из обработчика первой кнопки. Reset(F) - это я открываю файл для чтения процедурой Reset. Далее запускается цикл по всему файлу (while not EOF(F) do). Функция EOF(F: File) возвращает true когда достигнут конец файла. В цикле читается одна строчка из файла в переменную tmp и добавляется в Memo1. Вот и все, думаю довольно просто. Однако программу легко обмануть и вызвать исключение. Например при чтении файла пользователь может задать имя несуществующего файла. Тогда возникнет ошибка. Далее мы поговорим о способах защиты программы от исключений   Способ 1 - Простейший Конечно простейший, но достаточно эффективный способ защиты можно организовать с помощью вложенных блоков try - except и try - finally. Вы знаете, что если при выполнении инструкции в теле блока try - except происходит исключение, то выполнение дальнейших инструкций останавливается и выполняется то, что находится между except - end. Но если возникло исключение, а далее находится CloseFile(F), то эта процедура не выполняется и программа не сможет корректно работать и завершиться. Решение этой проблемы - использование вложенных try - except и try - finally. Вот пример var F: TextFile; S: String; ... begin try try ... Reset(F); ReadLn(F, S); ... except MessageDlg("Ошибка работы с файлом", mtError, [mbOk], 0); end; finally CloseFile(F); end; Но этот способ может не сработать, если была попытка открытия несуществующего файла (возникнет искючение при выполнении CloseFile(F)).   Способ 2 - Эффективный Известно, что программа сама берет на себя обработку исключений. Но она не всегда делает это правильно. Поэтому лучшим решением было бы самому проконтролировать момент открытия файла. Для этого нужно сначала отключить автоматическую обработку исключений директивой {I-}. А включить можно так: {I+}. Потом свериться со значением функции IOResult. При успешном открытии файла она возвращает 0. Вот пример: {I-} Reset(F); {I+}   if IOResult0 then begin MessageDlg("Файл "+PChar(FileName)+ " несуществует", mtError, [mbOk], 0); EXIT; //продолжать нельзя end; Все это вставьте в процедуру чтения файла (в примере выше) вместо строки Reset(F). Так же можно застраховаться от сбоев вставив эту конструкцию в процедуру сохранения файла вместо строки Rewrite.

 

 

Практическая работа

Практическая работа «Простейший плеер»

Цель работы - создать программу, выполняющую следующие действия:

1. После запуска программы в окне изображается музыкальный проигрыватель.

2. По щелчку мышью на кнопке "Play" воспроизвести выбранную мелодию.

3. Для выхода из программы необходимо щелкнуть мышью на закрывающей кнопке в строке заголовка.

Описание плана разработки программы

1. Открыть новый проект.

2. Разместить на форме экземпляры компонентов: медиаплеер MediaPlayer, рисунок Image.

Рис. 5.

3. Выполнить следующие действия:

Таблица 4.

Выделенный объект Вкладка окна Object Inspector Имя свойства/ имя события Действие
Forml Properties Caption Установка имени формы "Музыкальный проигрыватель"
MediaPlayerl (Вкладка System) Properties AutoOpen Выберите значение True из раскрывающегося списка
FileName Указать не полный путь к файлу, а относительно местоположения программы. Например, "Prim.wav", то программа будет этот файл искать в папке, где сама находиться.

4. Сохраните проект, запустите и протестируйте его.

5. Создать проигрывателю картинку-фон, например:

Рис. 6.

6. Сохранить картинку-фон в файле, например, Фон.Ьшр

7. Вставить в плеер в качестве фона.

Продолжение таблица 4.

Выделенный объект Вкладка окна Object Inspector Имя свойства/ имя события Действие
Imagel Properties Picture AutoSize С помощью кнопки Load выберите ваш файл Фон.Ьтр и нажмите ОК. В результате на месте пунктирной каемки на форме появится этот рисунок из файла. Выбрать значение True

8. Подобрать размер формы под размер изображения, само изображение установите в верхний левый угол, панель с кнопками медиаплеера поставить так, чтобы гармонировала с рисунком фона, например:

 

Преподаватель __________ Р.С. Раева

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: