Ребёнок будет по просьбе выбирать названный предмет из трёх предметов, расположенных перед ним и в шкафу в любой позиции.
Нежелательным поведением считается выполнение, в ходе которого Ребёнок прячется, убегает, кричит и др.
Поощрение: ребёнок получает эмоциональную обратную связь от взрослого после каждого верно выбранного по просьбе предмета (например, «Шапка, - Молодец!»), одновременно за каждый верный выбор предмета ребёнок получает жетон (промежуточное поощрение), прикрепляет его на планшетку или отправляет его в контейнер. Когда ребёнок собрал нужное количество жетонов (10 жетонов) и выполнил задание, нужно предоставить ему сильную эмоциональную похвалу (например, «Здорово, - стараешься!»). После выполнения задания можно предложить выбрать ребёнку вкусняшку, любую игрушку или значимый вид деятельности в обмен на планшетку или контейнер с жетонами.
Если ребёнок ошибается, даём подсказку, физическую или через указательный жест. Стараемся избегать вербальных подсказок. Если ребёнок систематически ошибается (более 3 раз подряд с подсказкой), то надо вернуться на предыдущий этап подсказок и обучения. Могут быть трудности: 1) ребёнок не знает название одежды; 2) не соотносит название и предмет одежды; 3) не знает, где взять и куда убрать одежду; 4) не распознаёт одежду по видам. Чтобы ребёнку было проще ориентироваться, можно выбирать одежду легко распознаваемой окраски и формы (трусики с картинкой впереди, носки с ярко выраженной пяткой).
Внимание! Если ребёнок систематически показывает нежелательное поведение, либо имеет особые трудности, препятствующие узнаванию одежды – выбору предмета одежды из трёх, необходимо дополнительно обратиться к специалисту для составления индивидуального тренинга.
Начинаем работать с подготовительного этапа.
Заполняем таблицу: количество и % верного выполнения просьбы взрослого. Процент считается по формуле: количество правильных ответов, делённое (:) на общее количество предъявленных для выбора предметов, умноженное (Х) на 100 %. Если заполненная ячейка соответствует критериям перехода к следующему этапу, переходим к следующему этапу обучения.
Внимание!!!!! Если два дня подряд количество правильных ответов снижается, то надо перейти на предыдущий этап обучения навыку, т.е. на предыдущую строчку в таблице.
Последовательность Обучения – этап. | Как учим | Критерий перехода к следующему этапу |
Подготовительный. | 1. Подбираем минимум 3 поощрения ребёнка (вкусняшка, игрушка или значимый вид деятельности). 2. Наблюдаем самостоятельность / необходимость в подсказке при выборе по просьбе предмета одежды из трёх. Фиксируем результаты в бланке фиксации - колонка «Холодная проба» (прил. А). | 3 поощрения ребёнка. Уровень самостоятельности / необходимости в подсказке при выборе по просьбе предмета одежды из трёх. |
1. Выбор по просьбе одного предмета из трёх с подсказкой. | Учим предметы, которые при наблюдении не были выбраны ребёнком самостоятельно (без подсказок) – колонка «Холодная проба» (прил. А). Взрослый даёт инструкцию ребёнку: «(Название предмета)» (например, «Шапка»). Предметы меняются местами. Взрослый вместе с инструкцией сразу даёт подсказку (физическую или через указательный жест). Ребёнок выбирает предмет из трёх - отдаёт или показывает взрослому. После каждого правильного выполнения инструкции ребёнок получает эмоциональную обратную связь от взрослого: «Шапка. – Молодец!», - сразу же получает жетон за это. После выполнения задания взрослый предоставляет сильную эмоциональную похвалу, можно предложить выбрать ребёнку поощрение (вкусняшку, игрушку или значимый вид деятельности и др.) в обмен на планшетку или контейнер с жетонами. Предметы одежды, которые просят выбрать ребёнка: 1. Кофта. 2. Футболка. 3. Штаны. 4. Шорты. 5. Юбка. 6. Платье. 7. Трусы. 8. Подгузники. 9. Майка. 10. Носки. 11. Колготки. 12. Куртка. 13. Шапка. 14. Шарф. 15. Варежки. 16. Перчатки. 17. Сапоги. 18. Сандалии. 19. Кроссовки. 20. Тапочки и др. Каждый предмет отрабатывается и фиксируется в таблице отдельно (прил. Б). | 80-100 % правильного выбора предмета из трёх с подсказкой после инструкции «(Название предмета)» с тремя взрослыми в двух местах (перед ребёнком и выбор из шкафа). |
2. Выбор по просьбе одного предмета из трёх с коррекцией ошибки (с обратной связью на отвлечение). | Взрослый даёт инструкцию ребёнку: «Название предмета ». Предметы меняются местами. Ребёнок выбирает предмет из трёх - отдаёт или показывает взрослому. После каждого правильного выполнения инструкции ребёнок получает эмоциональную обратную связь от взрослого: «Шапка. – Молодец!», - сразу же получает жетон за это. После выполнения задания взрослый предоставляет сильную эмоциональную похвалу, можно предложить выбрать ребёнку поощрение в обмен на планшетку или контейнер с жетонами. Если ребёнок ошибается, взрослый делает коррекцию ошибки (с обратной связью на отвлечение). Коррекция ошибки(с обратной связью на отвлечение): - Взрослый проговаривает ещё раз инструкцию «(Название предмета)», даёт подсказку (физическую или через указательный жест). - Ребёнок выбирает предмет - отдаёт или показывает взрослому. - Обратная связь (например, «Шапка, - Молодец!»). - Отвлечение – ребёнка просят выполнить простую инструкцию (например, «Дай руку!» и др.). Ребёнок выполняет инструкцию. - Обратная связь (например, «Спасибо, - Стараешься!»). - Инструкция (Название предмета). Ребёнок выбирает - отдаёт или показывает предмет взрослому. - Обратная связь (например, «Шапка, - Молодец!»). Если ребёнок ошибается после того, как было сделано две коррекции ошибки подряд, нужно вернуться на предыдущий этап – строку обучения. Предметы одежды, которые просят выбрать (см. предыдущую строку – этап обучения). Каждый предмет фиксируется в таблице отдельно (прил. Б). Верные выборы с коррекцией ошибки фиксируются в таблице как невыполненные. | 80-100 % правильного выбора предмета из трёх при коррекции ошибки (с обратной связью на отвлечение) после инструкции «(Название предмета)» с тремя взрослыми в двух местах (перед ребёнком и выбор из шкафа). |
3. Выбор по просьбе взрослого одного предмета из трёх с коррекцией ошибки (без обратной связи на отвлечение). | Взрослый даёт инструкцию ребёнку: «Название предмета ». Предметы меняются местами. Ребёнок выбирает предмет - отдаёт или показывает взрослому. После каждого правильного выполнения инструкции ребёнок получает эмоциональную обратную связь от взрослого и жетон. После выполнения задания взрослый предоставляет сильную эмоциональную похвалу, можно предложить выбрать ребёнку поощрение в обмен на планшетку или контейнер с жетонами. Если ребёнок ошибается, взрослый делает коррекцию ошибки. Коррекция ошибки(без обратной связи на отвлечение): - «Не, вот (название предмета)» - подсказываем физически или через указательный жест. - Ребёнок выбирает предмет - отдаёт или показывает взрослому. - Обратная связь (например, «Шапка, - Молодец!»). - Отвлечение – ребёнка просят выполнить простую инструкцию (например, «Дай ручку!» и др.). Ребёнок выполняет инструкцию (нет обратной связи). - Инструкция (Название предмета). Ребёнок выбирает - отдаёт или показывает предмет взрослому. - Обратная связь (например, «Шапка, - Молодец!»). Если ребёнок ошибается после того, как было сделано две коррекции ошибки подряд, нужно вернуться на предыдущий этап – строку обучения. Предметы одежды, которые просят выбрать (см. предыдущую строку – этап обучения). Каждый предмет фиксируется в таблице отдельно (прил. Б). Верные выборы с коррекцией ошибки фиксируются в таблице как невыполненные. | 80-100 % правильного выбора предмета без коррекции ошибки после инструкции «(Название предмета)» с тремя взрослыми в двух местах (перед ребёнком и выбор из шкафа). |
Навык считать сформированным, когда ребёнок самостоятельно выбирает предмет одежды из трёх с тремя взрослыми и в двух местах (перед ребёнком и выбор из шкафа).
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Бланк записи результатов формирования навыка: Узнавание одежды – выбор из предметов. Шкаф.
ФИО: ____________________________________________________________________________________
БП – без подсказки (самостоятельно). ЧП / ЭП – с частичной / эпизодической подсказкой. П – с полной подсказкой.
Дата | Взрослый | Место (перед ребёнком/шкаф) | Предмет одежды | Холодная проба |
1. Кофта. | ||||
2. Футболка. | ||||
3. Штаны. | ||||
4. Шорты. | ||||
5. Юбка. | ||||
6. Платье. | ||||
7. Трусы. | ||||
8. Подгузники. | ||||
9. Майка. | ||||
10. Носки. | ||||
11. Колготки. | ||||
12. Куртка. | ||||
13. Шапка. | ||||
14. Шарф. | ||||
15. Варежки. | ||||
16. Перчатки. | ||||
17. Сапоги. | ||||
18. Сандалии. | ||||
19. Кроссовки. | ||||
20. Тапочки и др. |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Бланк записи результатов формирования навыка: Узнавание одежды – выбор из предметов. Шкаф.
ФИО: ____________________________________________________________________________________
Дата | Взрослый | Место (перед ребёнком/шкаф) | Этап | Предмет одежды | количество верного выполнения просьбы взрослого | % верного выполнения просьбы взрослого |