Задание 3.
Стилистический анализ текста
СТИЛИ РЕЧИ
1. Научный стиль обеспечивает получение и сохранение научных знаний.
Основная сфера использования/употребления –наука, сфера научной деятельности, обучение и просвещение.
Цели и функции: сообщить новую научную информацию, доказать ее истинность, закрепить и передать научные знания, по возможности полно и точно объяснить факты окружающей действительности, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития, а также информировать о достижениях научных исследований, популяризировать научные знания.
Основные функции: сообщение информации, доказательство ее истинности.
Стилевые черты: отвлеченность, обобщенность, подчеркнутая логичность, точность, сухость, строгость, логическая последовательность изложения, сжатость, однозначность выражения, информативность, объективность, доказательность
Жанры научного стиля: диссертация, монография, научная статья, тезисы, лекция, доклад, учебник, реферат, аннотация, документация, каталог, справочник, инструкция, рецензия, научный обзор, очерк, научно-популярная книга и др.
Особенности лексики: преобладают специальные термины, общенаучные слова, абстрактные существительные.
2. Официально-деловой стиль – это стиль официального документального общения государства с государством, государства с гражданином и граждан между собо
Основные сферы использования: право (законодательство, делопроизводство, административно-правовая деятельность.
Цели и функции: информация, предписания государства, органа, уполномоченного лица, констатация положения дел, состояния, регулирование регламента.
«инструктирование».
Стилевые черты: объективность и безличность выражения; точность, не допускающая иных толкований; стереотипность; стандартизированность изложения; долженствующе-предписующий характер, сжатость и краткость, обобщенность, официальность, безэмоционльность
Жанры: законы, указы, постановления, нормативные акты, документы, договоры, уставы, приказы, распоряжения, инструкции, служебные переписки, деловые бумаги, контракты и др.
Особенности лексики: использование штампов (канцеляризмов), частое употребление отглагольных существительных и производных предлогов.
3. Разговорный стиль – это неофициальная речь в условиях непосредственного общения, заранее неподготовленная, диалог, устная речь.
Устная речь – неподготовленная диалогическая речь в условиях свободного общения.
Сфера использования: бытовая и деловая сфера общения.
Цели и функции: общение, обмен впечатлениями, информацией.
Стилевые черты: непринужденность, неофициальность; неподготовленность речи, фамильярность; конкретность; непоследовательность, адресность речи, прерывистость; эмоционально-оценочная информативность; аффективность (т.е. необычное, искусственное возбуждение); неестественность в жестах, манерах, в речи.; личностный характер; фразеологизмы, использование мимики и жестов, приоритет содержания над формой, стремление к экономии речевых средств.
Жанры: диалог, личные письма, записки, разговор, телефонный разговор, беседа, спор, дневник.
Особенности лексики: часто используется разговорная и просторечная лексика, сленг.
4. Публицистический стиль – стиль, обслуживающий широкую область общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др.; он используется в политической литературе, его представляют средства массовой информации (СМИ) — газеты, журналы, радио, телевидение, документальное кино.
Сфера: политико-идеологические, общественные и культурные отношения (политика, идеология, философия, экономика, культура, спорт, повседневный быт, текущие события и др.)
Стилевые черты: (скрытая и открытая) оценочность; призывность; рекламность (привлечение внимания); «эффект новизны» (использование неожиданных средств); собирательность; документально-фактологическая точность; сдержанность; некоторая официальность, эмоциональность, образность, субъективност
Цели и функции: воздействие на общественное сознание, информирование (сообщение новостей), оценка фактов и событий.
Содержит объективную информацию и эмоционально-экспрессивную интерпретацию этой информации, позволяющую воздействовать на чита-
теля или слушателя.
Жанры: публичное выступление, речь (доклад), дискуссия, критическая заметка, репортаж, интервью, статья, рецензия, очерк, зарисовка, фельетон, памфлет, эссе, хроника и др.
Особенности лексики: общественно-политическая, эмоционально окрашенная, возможны индивидуально-авторские неологизмы.
5. Художественный стиль - инструмент художественного творчества и сочетающий в себе языковые средства всех других стилей речи.
Основная сфера использования/употребления: литература, литературное художественное творчество, творческая сфера.
Цели и функции: эстетическая функция (эстетическое воздействие, воспитание и развитие) (форма выражения не менее важна, чем содержание), функция воздействия, коммуникативная.
Стилевые черты: образность; эстетически направленная экспрессивность; явная эмоциональность; совмещение средств всех стилей в художественных целях, особая роль подтекста, индивидуальный авторский стиль, метафоричность, неповторимость образов; индивидуальность, которую формирует сам автор путем отбора и организации языковых средств.
Жанры: эпопея, роман, повесть, рассказ, сказка, басня, ода, гимн, песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание, поэма, баллада, трагедия, научно-художественный жанр, комедия.
Особенности лексики: используется всё богатство лексики.
Разряды имен существительных
1.Конкретные существительные - обозначают предметы, людей, звуки, запахи, вкус
могут быть в ед и во мн числе.
2. Отвлеченные (или абстрактные) существительные - обозначают:
качество, свойство, т.е. признак: хрупкость, дешевизна, отчаянность;
состояние: безутешность, голодание, счастье;
действие: умывание, кормление, ходьба.
Эти абстрактные понятия нельзя пересчитать, отвлеченные не сочетаются с числительными, со словами «несколько», «много». Поэтому они употребляются только в единственном числе.
Иногда!!! отвлеченные могут приобретать значение конкретных и употребляться во множественном числе:
запечатлеть красоты Сибири;
случайные радости;
у каждого свои слабости.
3. Собирательные существительные - для обозначения совокупности предметов. Они бывают
- либо единственного (студенчество, так как состоит из студентов; адвокатура - из адвокатов),
- либо множественного (хлопоты) числа.
Существительные этого разряда бывают:
- собирательные, у которых нет конкретно-вещественного компонента.
Например, "Хворост" как десерт не имеет слова для обозначения каждого отдельно взятого печенья.
(примеры: старье, руины, деньги).
- собирательные, у которых есть конкретно-вещественное значение и есть слова для обозначения единицы, из которых состоит собирательное существительное.
"Хворост" для растопки печи состоит из хворостин:
– жемчуг из жемчужин;
– солома из соломинок;
– тряпье из тряпок.
Другими словами, собирательное состоит из отдельных конкретных.
4. Вещественные существительные обозначают
однородную массу какого-либо вещества, которую нельзя пересчитать, но можно измерить, разделить на части, каждая из которых сохраняет свойства целого:
Разлить литр молока по стаканам. молоко
Съесть ложку сметаны. сметана
Купить баночку белил. белила
Насыпать немного муки. мука
Вещественные существительные не изменяются по числам, а бывают либо единственного (серебро, шерсть), либо множественного (чернила, сливки) числа.
внимание! либо - либо!!
НО!!! Но это правило нарушается, если вещественное существительное ед. числа употребляется для обозначения:
- сортов, марок продукта (индийские шелка, синтетические масла);
- огромной массы вещества (пески Сахары, воды Амазонки).
ТАКЖЕ существительные делятся на одушевленные и неодушевленные: живое - люди и животные (Кто? - кот, парень, учитель) или неживое - предметы, явления природы, события (Что? телефон, гроза, революция).
Грамматически категория одушевленности не всегда совпадает с обычным представлением о предмете:
- солдаты – одушевленное, а для названия воинских объединений используют неодушевленные: взвод, армия;
- роботы, куклы – это неживые предметы. Но в русском языке (!!!) эти слова относятся к одушевленным.
В контексте неодушевленное может менять этот признак, если слово используется для обозначения человека.
Например, неловкого и малоподвижного мужчину могут обругать словом «тюфяк»:
"Где еще найти такого тюфяка!" - в примере сущ-е стоит в В.п., совпадающем с Р.п.,
а это грамматический показатель одушевленности.
Ну и вспомним, что существительные бывают НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ И СОБСТВЕННЫЕ.
Нарицательные пишутся со строчной (маленькой) буквы, большинство изменяется по числам:
рука, дерево, школа, отец
Собственные пишутся с прописной (заглавной):
- имена, фамилии, клички, прозвища (Елена, Колючка, Мурка);
- географ.названия (ВОлгоград, озеро Байкал);
- исторические события (Бородино или Сталинградская битва);
- названия книг, изданий, организаций, предприятий, театров, клубов, магазинов (чаще еще и в кавычках): "Ашан", "Современник" "Гипросинтез";
- астрономические названия (планета Меркурий).
Нарицательные могут употребляться как собственные:
Подарили розу и красивый шарик (цветок, надувной шарик).
По аллее Роза вела на поводке Шарика (имя девочки, кличка собаки).