Задание №16
Группа | 121-124 |
Дисциплина | МДК 01.02. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. |
Дата занятия | 09 - 12.02.21 |
Преподаватель | Желтова Маргарита Николаевна Хусяинова Наталия Шавкятьевна |
Способ коммуникации | 1gmn@mai.ru - Желтова М.Н. и husainova55@gmail.com – Хусяинова Н.Ш. |
Сроки выполнения | 16 – 19.02.-2021 |
Формат предъявления | на очной встрече |
Дополнительная информация |
Тема: Равновесие – необходимый компонент основных движений. Приемы страховки. Цель изучить теоретический материал по теме, закрепить знания в процессе выполнения КСР и практического задания.
Количество часов: 1 час
Теоретический блок.
Законспектируйте лекцию. Равновесие – необходимый компонент основных движений. Приемы страховки.
Равновесие – необходимый компонент основных движений. Приемы страховки.
Равновесие – способность человека сохранять устойчивое положение тела во время движения и в покое.
Различают:
Статическое равновесие – сохранение неподвижной позы «Ласточка», поза Ромберга.
Динамическое равновесие –сохранение равновесия в движении.
Значение:
Равновесие является показателем моторной зрелости дошкольника, его готовности к освоению более сложных движений. От развития равновесия зависит качество ОД. Упражнения на равновесие способствуют формированию правильной осанки. Упражненияразвивают физические качества: ловкость, глазомер, координацию. Воспитывают смелость, решительность, настойчивость. Равновесие важно для любой деятельности ребенка — в игре, при выполнении физических упражнений и в разнообразных положениях и перемещениях в пространстве.
Упражнения в равновесии проводятся, начиная с раннего возраста, но наиболее интенсивно развивается способность к равновесию в возрасте 5 лет.
Способность к равновесию зависит от:
· задатков, состояния вестибулярного аппарата;
· площади опоры;
· высоты опоры;
· состояния нервной системы;
· зрительного контроля;
· внешних факторов: обувь, одежда, свет, шум, покрытие;
· от двигательного опыта.
Виды упражнений на равновесие.
Наиболее эффективны упражнения на уменьшенной и повышенной опоре.
Различают упражнения в равновесии статического и динамического характера.
Статическое равновесие.
Обучение начинаем со средней группы.
Сохранить равновесие:
стоя на носках, руки свободно, на пояс, руки вверх;
стоя на одной ноге, руки на пояс;
Старшая группа:
стоя на гимнастической скамье, руки на пояс, на носках;
Поза Ромберга: одна нога перед другой.
Подготовительная группа:
Стоя на кубе, бревне, на набивном мяче на 2 ногах, на 1, на 2-закрыв глаза.
Упражнения смешанного характера.
· Остановка после кружения
Младшая - Медленное кружение в обе стороны
Средняя - Кружение в обе стороны (руки на поясе).
Старшая- Кружение парами, держась за руки.
Подготовительная-Кружение с закрытыми глазами (с остановкой и выполнением различных фигур).
· Остановка после прыжков, приземление при соскоке с высоты – присесть на носках, руки вверх – со старшей группы.
Динамическое равновесие:
· Ходьба между линиями,
· Ходьба по линии,
· Ходьба по веревке,
· Ходьба по доске, лежащей на полу.
· Ходьба по гимнастической скамейке (с перешагиванием через предметы, с поворотом, с мешочком на голове, ставя ногу с носка, руки в стороны).
· Перешагивание через рейки лестницы, приподнятой от пола,
· Перешагивание предметов: кубиков, набивных мячей (поочередно через 5–6, положенных на расстоянии друг от друга), с разными положениями рук.
· Ходьба по ребристой доске.
· Ходьба и бег по наклонной доске.
· Ходьба по бревну.
Требования к выполнению упражнений на равновесие.
1. Следить за осанкой: спина прямая, голову не опускать, смотреть вперед на конец пособия или игрушку (зрительный ориентир).
2. Правильно входить и сходить с пособия.
3. Идти до конца.
4. Соблюдать интервал.
5. Положение рук в новом, трудном упражнении произвольное, усвоенном-в стороны, к плечам, на пояс.
6. Новые упражнения разучивать в облегченных условиях: на полу, на доске, затем на высоте.
7. Обеспечивать страховку, помощь. Идти рядом, подбадривать, если надо – держать за руку. Места занятий должны быть оборудованы гимнастическими матами.
8. Не заставлять, а привлекать. Побуждать. Использовать игровые приемы.
9. Закреплять в играх «Совушка», «Море волнуется раз» и др.
Способы организации занимающихся при выполнении упражнений в равновесии:
· поточный (передвижения по дорожкам, скамейкам);
· фронтальный (кружение, статические упражнения).
Анализ Программы «От рождения до школы»
Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Ходьба по прямой дорожке (ширина 15–20 см, длина 2–2,5 м), Ходьба по доске, Ходьба по гимнастической скамейке, бревну, приставляя пятку одной ноги к носку другой; Ходьба по ребристой доске, с перешагиванием через предметы, рейки, по лестнице, положенной на пол. | Ходьба между линиями (расстояние 10–15 см), по линии, по веревке (диаметр 1,5–3 см), Ходьба по доске, Ходьба погимнастической скамейке,бревну (с перешагиванием через предметы, с поворотом, с мешочком на голове, ставя ногу с носка, руки в стороны). Перешагивание через рейки лестницы, приподнятой на 20–25 см от пола, через набивной мяч (поочередно 220 через 5–6 мячей, положенных на расстоянии друг от друга), с разными положениями рук. Ходьба по ребристой доске. | Ходьбапо узкой рейке г имнастической скамейки, веревке (диаметр 1,5–3 см), прямо и боком, на носках. Ходьба по гимнастической скамейке, с перешагиванием через набивные мячи, приседанием на середине, раскладыванием и собиранием предметов, прокатыванием перед собой мяча двумя руками, боком (приставным шагом), с мешочком песка на голове. | Ходьба по гимнастической скамейке боком приставным шагом; с набивным мешочком на спине; приседая на одной ноге и пронося другую махом вперед сбоку скамейки; поднимая прямую ногу и делая под ней хлопок; с остановкой посередине и перешагиванием (палки, веревки), с приседанием и поворотом кругом, с перепрыгиванием через ленточку. Ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки, по веревке (диаметр 1,5–3 см) прямо и боком. |
Медленное кружение в обе стороны | Кружение в обе стороны (руки на поясе). | Кружение парами, держась за руки. | Кружение с закрытыми глазами (с остановкой и выполнением различных фигур). |
Ходьба по наклонной доске (высота 30–35 см). | Ходьба и бег по наклонной доске вверх и вниз (ширина 15–20 см, высота 30–35 см). | Ходьба по наклонной доске вверх и вниз на носках, боком (приставным шагом). |
Руководство упражнениями в равновесии должно учитывать подготовленность детей и стимулировать самостоятельность.
В младших группах упражнения носят игровой характер («По дорожке к кукле в гости», «Через лужицы шагай, выше ножки поднимай!»). Методические указания должны быть направлены на ощущение уверенности.
В средней группе упражнения усложняются не только количественно (уже дорожка, выше горка), но и меняются способы выполнения и объем упражнений: используются разные способы выполнения упражнений и их чередование (до середины скамейки идем на носках, а дальше обычным шагом; до середины – приставным шагом пятка к носку, дальше прыжками, бегом; до середины – приставным шагом правым боком, далее поворот на 1800 и приставными шагами левым боком).
В старших группах большое внимание уделяется самостоятельности и проявлению инициативы. Усложнение количественное и качественное. Задания могут быть: до середины скамейки пройти на носках, а дальше различными способами самостоятельно («По скамейке передвигаться различными способами, движения нельзя повторять, если его уже выполнял кто-то из ребят»).
Кроме традиционных передвижений по скамейкам и дорожкам нужно использовать разнообразные движения врассыпную – кружения в сочетании с ходьбой, бегом, остановками по сигналу на двух и одной ноге, включая движения с закрытыми глазами: ходьбу бег, прыжки спиной вперед. Способность к равновесию развивается в спортивных упражнениях: ходьбе на лыжах, скольжению по ледяным дорожкам, передвижениях на велосипеде, санках.
Практический блок.