ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ«ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ»
Для студентов заочной формы обучения 6 семестр 2012/2013 г.
Специальность «Менеджмент организации»
Специализации «Производственный менеджмент»
Специализации «Гостиничный и туристический бизнес»
Специализации «Менеджмент рекламного дела»
Тема 1. Предмет и методы дисциплины «Организационное поведение"
Организационное поведение как категория науки. Определение предмета дисциплины. Синтез двух основных линий рассмотрения поведения в организациях: с позиции управления персоналом и с позиции теории организации. Практическая значимость: объяснение, предвидение и управление поведением.
История возникновения дисциплины и ее развитие. Организационное поведение и классическая теория менеджмента. Взаимосвязь школы поведенческих наук и концепции "Человеческих отношений". Психология личности и организационное поведение.
Метод дисциплины «Организационное поведение. Общенаучные и специальные методы. Методики, методические приемы, процедуры и тренинги, используемые в организационном поведении.
Темя 2. Анализ и конструирование организации
Организация как система. Основные свойства организации. Классификация организаций. Модели организаций. Законы развития организаций и их влияние на организационное поведение.
Классические и современные теории организаций. Строение организаций. Организационное конструирование.
Организационное поведение и жизненный цикл организации. Анализ влияния стадий жизненного цикла на организационное поведение. Функциональное и дисфункциональное поведение в организации.
Тема 3. Теории поведения человека в организации
Бихевиористские теории организационного поведения: классическое и оперантное обусловливание. Значение бихевиоризма для теории и практики управления.
Когнитивные теории организационного поведения. Взаимосвязь когнитивного подхода и теорий мотивации.
Психодинамические теории личности.
Теория социального научения: процессы подражания, самоэффективность. Принципы научения: подкрепление и наказание.
Холистический и ситуационный подходы формирования знания об организационном поведении.
Тема 4. Личность и организация
Категория личности в теории "Организационное поведение". Основные свойства личности: физическое состояние, характер, воля, потребности, мотивы, цели. Этапы формирования личности. Социализация личности. Стадиальный анализ Д. Левинсона. Модель Дугласа Холла.
Структура личности на основе теории психоанализа. Типологии личности. Социальные характеристики личности: социально-демографические параметры, групповая принадлежность, статус, роли, профессионализм.
Саморегуляция человека. Самоменеджмент как социальная и личностная технология.
Тема 5. Мотивация и результативность организации
Категория мотивации и ее связь с понятиями потребности, мотивы, стимулы, цели, действие. Место мотивации в механизме организационного поведения.
Роль содержательных теорий мотивации в системе знаний об организационном поведении. Процессуальные теории мотивации в концепции организационного поведения.
Метод регулирования организационного поведения на основе теорий мотивации. Положительное подкрепление, наказание, негативное подкрепление, торможение.
Оценка результатов труда и вознаграждение. Деньги как средство вознаграждения работника. Организационное поведение и аттестация по результатам деятельности. Системы экономического стимулирования. Целостная система вознаграждения.
Тема 6. Формирование группового поведения в организации
Природа групп, теоретические подходы к их формированию. Типология групп.
Динамика группового поведения. Распределение ролей в группе. Моделирование группового поведения.
Неформальные группы: критерии, условия и стадии формирования, их роль в организационном поведении. Нормы и роль в неформальных группах.
Динамика формальных рабочих групп. Команды, рабочие группы и комитеты. Эффективность команд.
Тема 7. Лидерство в организации
Поведенческие подходы к лидерству в организации. Стили лидерства в классических и новейших теориях лидерства
Роли, выполняемые лидерами. Деятельность успешных и эффективных лидеров. Оценка лидерских качеств.
Власть и влияние как факторы организационного поведения. Влияние лидеров на поведение работников организации.
Тема 8. Коммуникативное поведение в организации
Роль коммуникаций в организационном поведении. Концепции А. Файоля, Ч. Барнарда.
Коммуникации в организационном поведении: понятие, содержание, формы. Двухсторонний коммуникативный процесс. Значение коммуникативных барьеров в организационном поведении.
Особенности нисходящих и восходящих коммуникаций. Горизонтальные коммуникации.
Сети формальных и неформальных коммуникаций. Их влияние на поведение людей в организации. Современные формы коммуникаций используемых в управлении организационным поведением.