Он-лайн флешмоб как форма воспитательной работы по учебной дисциплине в условиях дистанционного режима обучения




В условиях дистанционного режима обучения, с которым столкнулись все образовательные учреждения России во втором полугодии 2019-2020 учебного года – как средние, так и высшие – перед педагогом назрела острая необходимость трансформации привычных, традиционных технологий, методов и форм обучения. Учитель оказался в ситуации противоречия – установка перевести все учебные занятия в дистанционный формат при стремлении сохранить качество обучения. Тем более актуальным стал вопрос о формах и методах воспитательной работы, которую сложно (точнее – невозможно) осуществить в режиме тестов или дистанционных практических работ, исключающих интерактивное взаимодействие участников образовательного процесса.

Решить обозначенную проблему возможно с использованием актуальных форм воспитательной работы, применимых в он-лайн режиме. Одной из таких форм, эффективно апробированных нами в новых условиях, стала форма он-лайн флешмоба.

Флешмоб («быстрая толпа», вспышка толпы» и проч.) – спланированная массовая акция, во время которой группа людей внезапно появляется в общественном месте и в течение нескольких минут выполняет заранее оговоренные действия (подготовка и координация действий участников акции преимущественно происходит в сети Интернет).
Тематика флешмоба может непосредственно отражать содержание программы по литературе, но может быть и косвенно связана с ней.

Согласно специфике литературного флешмоба, его участники собираются в заранее условленном общественном месте в определенное время и после сигнала организаторов в свободном порядке читают стихи (либо иные художественные тексты, исходя из тематики мероприятия). Для зрителей события оно кажется неожиданным, представляется спонтанным, однако «литературный флешмоб» требует предварительной подготовки: определения тематики и круга участников, подбор художественных текстов, подготовки текстов для связок-переходов, которые в случае необходимости включаются организаторами в промежутках между чтением художественных произведений. Тематика литературного флешмоба может быть соотнесена с какой-либо памятной датой.

Необходимо учитывать, что литературный флешмоб проводится по принципам добровольности, инициативы участников и вариативности содержания.

Специфической особенностью он-лайн флешмоба как формы образовательно-воспитательной деятельности является то, что он осуществляется в социальных сетях – вКонтакте, Инстаграм, Фейсбук. Цель подобный он-лайн акций – заполнить информационное пространство личных и групповых страниц студентов – пользователей сети – качественной информацией, направленной на формирование общекультурных компетенций, связанных с пониманием искусства и развития мировоззрения обучающихся.

В форме он-лайн флешмоба нами была проведена промежуточная аттестация по дисциплине «Практикум по выразительному чтению» для студентов направления «Педагогическое образование» / направленность «Начальное образование». Обычно зачетное мероприятие по данной дисциплине осуществляется в форме конкурса чтецов, в котором студенты выступают не только в роли участников, но и организаторов: разработчиков общего сценария конкурса, ведущих, разработчиков мультимедийного сопровождения и т.д.

Традиционно это мероприятие решает целый комплекс целей:

  • Контроль умений студентов, сформированных в процессе прохождения дисциплины, оценка уровня сформированности общепрофессиональных и профессиональных компетенций (выразительное чтение, исполнительское мастерство оценивается как важное профессиональное умение учителя начальных классов);
  • Развитие профессиональных компетенций будущих педагогов, связанных с организацией подобного рода мероприятий на педагогической практике и при осуществлении профессиональной деятельности;
  • Развитие умения работать в команде;
  • Развитие умения работать с художественным словом, формирование эстетического вкуса и общей культуры студентов – воспитательная функция.

При проведении промежуточной аттестации в он-лайн режиме совместно со студентами нами было принято решение трансформировать традиционную форму контроля в более адекватную нынешним условиям форму он-лайн флешмоба.

Подготовка мероприятия проходила по следующим этапам:

1. Подготовительный этап (наиболее длительный и трудозатратный):

  • Разработка концепции мероприятия, определение его целей и задач.
  • Выбор художественных текстов, которые будут представлены на флешмобе. Тексты выбирались студентами самостоятельно в соответствии с концепцией мероприятия и их личными литературными предпочтениями.
  • Практическая отработка выразительного чтения отобранных текстов в соответствии с требованиями техники речи и интонационной выразительности (в соответствии с содержанием дисциплины и предъявляемым к исполнению художественного текста требованиям).
  • Запись видео-ролика с исполнением художественного текста.

2. Этап проведения мероприятия. Он предполагал, что студенты учебной группы в определенный день и определенное время размещают на своих страницах в социальных сетях подготовленные видео под единым хештегом #поэтическая_весна.

3. Этап рефлексии, направленный на обсуждение проведенного мероприятия, оценку достигнутых результатов и перспектив дальнейшей работы в этом направлении.
Использование новой, необычной формы промежуточной аттестации – он-лайн флешмоба – по учебной дисциплине показало, что и в современных условиях возможно выполнение требований дистанционного осуществления учебно-воспитательного процесса при сохранении уровня его качества.

Автор:
Усанова Ирина Алексеевна,Кандидат филологических наук,
Доцент кафедры филологического образования и журналистики
Сургутского государственного педагогического университета

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: