ТЕСТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ




(на установление соответствия)

«ОБЩЕСТВО, МОРАЛЬ, РЕЛИГИЯ: ЦИТАТЫИ АВТОРЫ»

(30 заданий)

 

1. Установить соответствие между ключевыми идеями социальных учений и их теоретиками:  
А) Политический лидер должен ради политических целей уметь пользоваться как морально-правовыми, так и имморально-неправовыми (ложь, интриги, коварство) средствами   Б) Для преодоления массовых неврозов и тоталитарных режимов необходима реализация стратегических программ по раскрепощению сексуальности и распространению анархически-гедонистической морали   В) Закономерно, что взаимодействие естественных и социальных элементов всегда ведет к тому, что более сильные стремятся подчинить своей власти слабых. История человечества – процесс естественного отбора, подчиненный законам борьбы за выживание   А) В. Райх Б) Л. Гумплович В) Н. Макиавелли
2. Установить соответствие между ключевыми идеями социальных учений и их теоретиками:  
А) Естественнонаучный метод «объяснения» исходит из признания независимости информации от человека. Социогуманитарный метод «понимания» предполагает, что научное содержание определено тем, как оно соотнесено с человеческим духом   Б) Индивиды в толпе быстрее и легче перенимают друг от друга поведенческие стереотипы. Внутри толпы действуют суггестивные механизмы взаимной внушаемости, эмоционального взаимозаражения, бессознательного подражания индивидов друг другу   В) Главная цель развития цивилизации состоит в максимализации пользы путем гармонизации индивидуального и общественного интереса   А) И. Бентам Б) В. Дильтей В) Г. Тард
3. Установить соответствие между ключевыми идеями социальных учений и их теоретиками:  
А) Человека окружает вселенная знаков, абсолютное большинство которых – всего лишь фальшивки («симулякры»), подменяющие истинные смыслы и подлинные ценности. Симулякры формируют современное массовое сознание, существующее в мире квазиценностей и квазисмыслов. Социальный мир, наполненный симулякрами – мир всеобщего лицедейства, тотальной лжи   Б) «Осевое время» – время Лао Цзы, Конфуция, Будды – время подлинного рождения человеческой истории, философии культуры   В) Только открытое общество, сочетающее характеристики правового государства и гражданского общества, имеет способность к динамическому саморазвитию в позитивном, рациональном направлении, признает естественное право человека на свободу   А) К. Ясперс Б) К. Поппер В) Ж. Бодрийяр
4. Установить соответствие между ключевыми идеями социальных учений и их теоретиками:  
А) Проявление филантропии, взаимопомощи, благотворительности способствует перенаселению. Тормозом роста народонаселения является принцип: «заработная плата должна быть равна прожиточному минимуму»   Б) Изначально душа человека – «tabula rasa». У человека нет врожденной предрасположенности к моральному поведению. Способность к соблюдению социальных норм обретается в процессе социализации   В) Отличительная особенность некрофильного характера – убежденность в том, что насилие – единственное средство для разрешения любых проблем и конфликтов. Психически нормальному человеку свойственен внутренний запрет на насилие и убийство   А) Э. Фромм Б) Т. Мальтус В) Дж. Локк
5. Установить соответствие между ключевыми идеями социальных учений и их теоретиками:  
А) Человек от рождения подвержен животным страстям – страху, гневу, жадности. Человек – эгоист; любовь к себе – неискоренимый и доминирующий мотив человеческой деятельности. Это является причиной антагонистических отношений, соответствующих формуле: «Человек человеку волк»   Б) Социальный конфликт – универсальное и плодотворное средство развития общества; гарант свободы; фактор, динамизирующий социальный прогресс   В) Просвещение, как властвующая над природой демифологизация духа, само впадает в миф. История понимается не как деятельность и поступки людей, а как необходимость и судьба   А) Т. Гоббс Б) Р. Дарендорф В) Т. Адорно
6. Установить соответствие между ключевыми идеями социальных учений и их теоретиками:  
А) Ситуация, определяемая как реальная, реальна в своих последствиях   Б) Подкреплением в интерактивном процессе является деятельность «Alter», служащая выражением признания, похвалы, симпатии или презрения, порицания. Если «Alter» будет благодарить «Ego» за оказание помощи, то оно будет склонно оказывать помощь и в дальнейшем   В) Если индивид полностью идентифицирует себя со своей социальной ролью, можно говорить о «role-attachment», если же эта идентификация поверхностна, то это – «role-simulation»   А) Дж. Хоманс Б) У. Томас В) И. Гофман
7. Установить соответствие между ключевыми идеями социальных учений и их теоретиками:  
А) Одномерное общество формирует «одномерного человека», который некритичен, социально конформен, видит мир плоско и стереотипно, легко подвергается манипулятивному воздействию и представляет социально инертную, спящую массу   Б) «Жизненный мир» интерсубъективен. Это позволяет субъекту предполагать, что другие познают окружающую их социальную действительность таким же образом, как и он сам. Взаимозаменяемость точек зрения и основана на том, что в случае трансформации мест точек зрения их способы переживания мира окажутся идентичными   В) Один из социометрических законов – закон социальной гравитации, раскрывает прямую пропорциональную зависимость сплоченности, креативности социальной общности от влечений участников интеракций друг к другу, и обратно пропорциональную зависимость от дистанции друг от друга   А) Я. Морено Б) Г. Маркузе В) А. Шюц
8. Установить соответствие между ключевыми идеями социальных учений и их теоретиками:  
А) Человек усваивает культуру через систему символов, общих для всех членов общества. Личность и общество являются продуктом коммуникации – ролевого взаимодействия (интеракции) между людьми. Личность воспринимает себя не прямо и непосредственно, а косвенно – посредством других   Б) Семья – модель государства, где правители выполняют роль отца, а подданные роль детей и при этом находят способы согласования своих интересов. Между ними возникают гласные и негласные договоренности о совместных действиях и взаимоподдержке. – Это и есть естественная основа теории «общественного договора»   В) «Закон духовного единства толпы» заключается в том, что активация бессознательных резервов психики обеспечивает индивидам в толпе особое эмоционально-коммуникативное состояние слитности с массой. Индивидуальное «я» психологически растворяется в массовом «мы» и утрачивает чувство личной ответственности за совершаемые действия   А) Г. Лебон Б) Ж.Ж. Руссо В) Дж. Мид
9. Установить соответствие между ключевыми идеями социальных учений и их теоретиками:  
А) Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать; в противном случае человек возомнил бы себя богом и не замедлил бы вознестись над моралью и законом. Кроме Бога общественный порядок помогают поддерживать три принципа: частная собственность, свобода и равенство   Б) Только в государстве человек обретает максимальную свободу. Существование государства – «шествие Бога в мире», высшее выражение разумности, воплощение идей права и свободы, истинно триумфальное самообнаружение благой премудрости Абсолютного Духа   В) Традиционный тип власти основан на признании священного характера старых традиций. Харизматический тип власти – на основе поклонения харизматическому лидеру. Легальный тип власти – на разумных принципах управления, на подчинении закону   А) М. Вебер Б) Г. Гегель В) Вольтер
10. Установить соответствие между ключевыми идеями социальных учений и их теоретиками:  
А) Общество, или коллективное единство как совокупность взаимодействующих людей, отличная от простой суммы невзаимодействующих индивидов, существует. В качестве такой реальности sui generis оно имеет ряд свойств, явлений и процессов, которых нет, и не может быть в сумме изолированных индивидов. Но, вопреки реализму, общество существует не «вне» и «независимо» от индивидов, а только как система взаимодействующих единиц, без которых и вне которых оно немыслимо и невозможно, как невозможно всякое явление без составляющих его элементов   Б) Каждое взамодействие может быть понято как обмен: будь то разговор, любовь или игра. Взаимодействие – понятие более широкое, чем обмен, но преимущественно именно в форме обмена выступает оно у людей. Обмен же есть «социологическое образование sui generis, изначальная форма и функция межиндивидуальной жизни»   В) Основной тезис социологии знания заключается в том, что существуют типы мышления, которые не могут быть адекватно поняты без выявления их социальных корней. Мыслят не люди как таковые, не изолированные индивиды осуществляют процесс мышления – мыслят люди в определенных группах, которые разработали специфический стиль мышления в ходе бесконечного ряда реакций на типичные ситуации, характеризующие общую для них позицию   А) Г. Зиммель Б) К. Мангейм В) П. Сорокин
11. Установить соответствие между ключевыми идеями социальных учений и их теоретиками:  
А) Становясь частицей организованной толпы, человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации. В изолированном состоянии он, быть может, был бы культурным человеком; в толпе он – варвар, то есть существо инстинктивное. У него обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости, но также и к энтузиазму и героизму, свойственным первобытному человеку. Индивид в толпе – это песчинка среди массы других песчинок, вздымаемых и уносимых ветром   Б) В отдельном индивиде, находящемся в массе, под ее влиянием часто происходят глубокие изменения него душевной деятельности. Его аффекттивность чрезвычайно повышается, а его интеллектуальные достижения заметно понижаются, и оба процесса происходят в направлении уравнения себя с другими массовыми индивидами. Сущность массовой души составляет идентификация себя с другими (особенно с вождем, лидером, к которому человек массы испытывает чувство, окрашенное либидо). Индивид в массе напоминает загипнотизированного субъекта   В) Принадлежность к массе – чисто психологический признак. Человек массы – это тот, кто не ощущает в себе никакого особого дара или отличия от всех, кто чувствует, что он – «точь-в-точь как все остальные», и притом нисколько этим не огорчен, наоборот, счастлив чувствовать себя таким же, как все. В современном мире произошло «восстание масс», которые самодовольны, агрессивны, всепроникающи, навязчивы, банальны   А) Г. Лебон Б) Х.Ортега-и-Гассет В) З. Фрейд
12. Установить соответствие между ключевыми идеями социальных учений и их теоретиками:  
А) Каждая раса имеет ряд неизменных исходных социокультурных признаков. Расы неравноценны, как неравноценны и рождаемые ими цивилизации. Смешение рас уничтожает специфику расового характера, убивает живненные и творческие силы, явлчется источником социальной дисгармонии, ведет к моральному и политическому хаосу   Б) Социальные системы функционируют аналогично живым организмам. В социальном организме действуют три системы жизнеобеспечения – производящая, распределяющая, регулятивная (нормы, основанные на страхе). Каждое государство, как всякий живой организм, должно бороться за существование. Основные формулы социальной эволюции: «естественнный отбор», «борьба за существование», «выживание сильнейшего». Конкуренция является благом для общества; выживание и процветание слабейших ведет к деградации всего общества. Социализм есть поощрение худших за счет лучших, поощрение недопустимого вмешательства государства в экономическую и частную жизнь общества   В) «Позитивное» – это реальное в противовес химерическому; полезное в противовес негодному; достоверное в противовес сомнительному; организующее в противовес разрушительному. Именно на позитивной стадии общественного развития формируется истинная наука, цель которой познание не фактов, а законов. Социология имеет своим предметом «общество» и, как любая другая наука, изучает неизменные естественные законы   А) Г. Спенсер Б) А. Гобино В) О. Конт
13. Установить соответствие между ключевыми идеями социальных учений и их теоретиками:  
А) Что хорошо? – Все, от чего возрастает в человеке чувство силы, воля к власти, могущество. Что дурно? – Все, что идет от слабости. Что счастье? – Чувство возрастающей силы, власти, чувства, что преодолено новое препятствие. Что вреднее любого порока? – Сострадание слабым и убогим – христианство…   Б) Убеждение в том, что мы живем для того, чтобы быть счастливыми – омрачающее ум природное заблуждение. Человеческая судьба есть лишение, горе, плач, мука и смерть   В) Смысл бытия человека – непрестанное самосовершенствование с целью гармонизации и улучшения собственной природы. Именно уровень гуманизма, достигнутого обществом в целом, адекватно отражает степень его зрелости и человекосоразмерности А) А. Шопенгауэр Б) Ф. Ницше В) А. Швейцер
         

 

14. Установить соответствие между представлениями о государстве и их авторами:  
А) Современное государство – наихудшая опасность, грозящая сегодня европейской цивилизации. В наши дни государство стало чудовищной машиной немыслимых возможностей, которая действует фантастически точно и оперативно. Главная опасность, подстерегающая цивилизацию – полностью огосударствленная жизнь, экспансия власти, поглощение государством всякой социальной самостоятельности, удушение творческих начал истории. Масса говорит: «Государство – это я» – и жестоко ошибается. Современное государство и массу роднит лишь их безликость и безымянность. Кончится это плачевно. Общество вынудят жить для государства, человека – для государственной машины, которая, высосав из общества все соки, выдохнется, зачахнет и умрет самой мертвенной из смертей – ржавой смертью механизма   Б) Государство – форма организации классового общества; особый аппарат, механизм управления обществом, орудие защиты интересов господствующего класса, орудие насилия и угнетения широких народных масс. Экономической основой государства служит система господствующих в обществе производственных отношений. Экономически господствующий класс имеет возможность решающего воздействия на структуры и функционирование всей государственной машины. С исчезновением классов неизбежно исчезнет и государство   В) Государство – многократно увеличенный индивидуум. Идеальное государство должно состоять из трех классов: правителей (мудрецов-философов), воинов и остальных граждан (ремесленников, торговцев, крестьян и др.). Пока философы не станут царями в государстве, или цари и законодатели не станут философами, то есть пока обе силы – политика и философия – не сольются, до тех пор не будет конца бедствиям государства   А) Платон Б) К. Маркс В) Х.Ортега-и-Гассет
15. Установить соответствие между представлениями о государстве и их авторами:  
А) Для того, чтобы познать свойства государства, необходимо предварительно изучить аффекты и нравы людей, которые склонны жить по принципу «человек человеку волк». Суверенное государство формируется в результате соглашения или договора, причем за подданными остаются все их естественные права   Б) Государство – ничто иное, как намордник для усмирения плотоядного животного, называющегося человеком, и для придания ему отчасти травоядного характера. Государство – это всего лишь средство, с помощью которого вооруженный разумом эгоизм старается избежать своих же собственных, на него же обращенных дурных последствий   В) Существуют пределы правомерного вмешательства государства в индивидуальную независимость; любой гражданин имеет право на защиту от политического деспотизма. Единственной сферой деятельности любого человека, куда правомочно вмешательство государства – это действия, задевающие интересы других. В том, что связано лично с каждым человеком – его независимость, по праву, абсолютна. В отношении самого себя, своего разума и тела индивидуум – суверенен   А) Т. Гоббс Б) Дж. С. Милль В) А. Шопенгауэр
16. Установить соответствие между представлениями о природе государственной власти и их авторами:  
А) Власть должна принадлежать лучшим, избранным личностям, на которые возлагается великая ответственность, и которые возлагают на себя великие обязанности   Б) Наиболее жизненно-плодотворное проявление воли – это воля к власти   В) Наилучшая власть есть та, которая делает себя излишней   А) В. Гумбольдт Б) Ф. Ницше В) Н. Бердяев
17. Установить соответствие между представлениями о природе государственной власти и их авторами:  
А) Тому, кто будет властвовать над другими, надлежит сначала властвовать над собой   Б) Власть (государя) может опираться как на морально-правовые, так и на имморально-неправовые средства; она может утверждать себя с помощью лжи, интриг, коварства, насилия, поскольку политическая цель оправдывает любые средства   В) Власть (государственная) должна основываться на «этократии» – власти морально-этических начал в деятельности государства   А) Демокрит Б) П. Гольбах В) Н. Макиавелли
18. Установить соответствие между представлениями о природе демократии и их авторами:  
А) Демократия – это необходимость мириться с тем, что управляют нами не герои   Б) Демократия – худшая из всех политических систем, но лучшей не дано   В) Одним из основополагающих элементов демократии является предоставление граждан возможности вести себя так, как им этого хочется, включая развитие интересов, которые могут отличаться от интересов большинства. Все это можно обозначить одним словом – «индивидуализм». Однако, не исключено, что большинство может организовать такую форму тирании, когда индивидуализму будет положен конец. Когда демократическая власть получает возможность функционировать бесконтрольно, она способна привести к тирании столь же жестокой, как тирания любого деспота – тирании большинства над меньшинством   А) Дж. С. Милль Б) Т. Карлейль В) Н. Бердяев    
19. Установить соответствие между представлениями о природе демократии и их авторами:  
А) Демократию мы выбираем не потому, что она изобилует добродетелями, а только чтоб избежать тирании   Б) С точки зрения народовластии на праве силы, народ не ограничен в своем властвовании никакими нравственными началами: беспредельная власть должна принадлежать народу потому, что он – сила. Такое понимание демократии несовместимо со свободой: с точки зрения права силы не может быть речи о каких бы то ни было неприкосновенных, незыблемых правах личности. Жизнь, свобода, имущество личности зависят всецело от усмотрения, или, точнее говоря, от прихоти большинства. Таким образом понятая демократия вырождается в массовый деспотизм   В) Самодержавие народа – самое страшное самодержавие, ибо в нем зависит человек от непросветленного, непросвещенного количества, от темных инстинктов масс   А) Е. Трубецкой Б) Н. Бердяев В) К. Поппер
20. Установить соответствие между представлениями о природе человеческой общинности, общности, общения и их авторами:  
А) Общность (община) – живой организм; естественное образование, основанное на общем духе, обычаях, вере, в противоположность обществу как механическому агрегату или артефакту, искусственному образованию, основанному на экономических и гражданских интересах   Б) Общность означает жизнь друг с другом. Коллективность основывается на организованной атрофии личного существования; общность – на его развитии и утверждении в существованиях, направленных друг к другу   В) «Общение» – атрибут человеческого бытия, его универсальная установка. Коммуникация составляет всеохватывающую сущность человека. Экзистенция возможна лишь через соотнесение с другой экзистенцией и с трансценденцией. Собственно акт коммуникации – осуществленная соотнесенность одной экзистенции с другой   А) Ф. Теннис Б) М. Бубер В) К. Ясперс    
21. Установить соответствие между представлениями об общественном мнении и их авторами:  
А) Общественное мнение, царь мира, не подчинено власти царей; они сами бывают первыми его рабами   Б) Тот, кто придает большую ценность людскому мнению, оказывает людям слишком много чести. Чтобы избавиться от этой всеобщей глупости (то есть тревоги по поводу общественного мнения), единственным средством было бы признать то, как всецело лжива, превратна, ошибочна и нелепа бывает большая часть мнений в головах людей   В) Только вам одному известно, подлы ли вы и жесткосердны, или честны и благочестивы; другие вас вовсе не видят, поэтому не считайтесь с их приговором, считайтесь лишь со своим   А) М. Монтень Б) Ж.Ж. Руссо В) А. Шопенгауэр    
22. Установить соответствие между представлениями о соотношении морали и политики и их авторами:  
А) То, что хорошо в политике, не может быть дурно в морали   Б) Все, что является нравственным злом, является злом и в политике   В) Истинная политика не может сделать шага, не присягнув заранее морали. Право человека должно считаться священным, каких бы жертв ни стоило это господствующей власти   А) Ж.Ж. Руссо Б) И. Кант В) И. Бентам    
23. Установить соответствие между представлениями о природе морали, ее роли в жизни общества и их авторами:  
А) Мораль есть учение не о том, как мы должны быть счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья   Б) Моральные правила не должны мешать инстинктивному счастью   В) Должно быть, некий дьявол изобрел мораль, чтобы замучить людей гордостью; а другой дьявол лишит их однажды ее, чтобы замучить их самопрезрением   А) И. Кант Б) Ф. Ницше В) Б. Рассел  
24. Установить соответствие между представлениями о природе морали, ее роли в жизни общества и их авторами:  
А) Морально то, что полезно, что способствует счастью наибольшего числа людей   Б) Основа морального мироотношения – благоговение перед жизнью, стремление сохранять любую жизнь, делать максимально возможное добро   В) Основа морали (и религии) – стыд первобытных сыновей за убийство отца, чей тотемический образ трансформировался в религиозном сознании в образ Бога-отца   А) А. Швейцер Б) З. Фрейд В) И. Бентам
25. Установить соответствие между представлениями о природе морали, ее роли в жизни общества и их авторами:  
А) Мораль – автономна. Подчинение нравственному долгу – безусловно. Всякая личность – самоцель и не в коем случае – не средство осуществления каких бы то ни было задач, хотя бы это были задачи всеобщего блага   Б) Мораль является средством связи эгоистических индивидов в обществе, преодоления войны всех против всех и представляет собой систему взаимной полезности   В) Рабская мораль – лицемерная, стадная, обезличивающая, отстаивает интересы общности (стада), а не личности; направляет сострадание, милосердие на поддержку слабых, убогих, неудачников; требует отречения от индивидуальных интересов, подавления своего «Я». Эта мораль выступает от имени Абсолюта, которого не существует; противостоит естественному эгоизму, ослабляет, подтачивает волю   А) Т. Гоббс Б) И. Кант В) Ф. Ницше
26. Установить соответствие между представлениями о природе религии, ее роли в жизни общества и их авторами:  
А) Причина возникновения религии – потребность человека в постижении собственной сущности. Тайна теологии есть антропология. Собственная сущность человека – есть его абсолютная сущность, его Бог. В определениях Бога отражается и объективируется сам человек   Б) Религия (как право, мораль и т.п.) является коллективным представлением. В религии общество обожествляет само себя: «Бог есть иносказательное выражение общества»   В) Религия – форма деятельности разума с его закономерной устремленностью к постижению причин. Логос и наука – божественны. Ньютон – пророк, а его закон всемирного тяготения – выражение божественной мудрости   А) О. Конт Б) Э. Дюркгейм В) Л. Фейербах
27. Установить соответствие между представлениями о природе религии, ее роли в жизни общества и их авторами:  
А) Стабилизирующая роль религии в жизни государства настолько неоспорима, что даже если бы Бога не было, его стоило бы выдумать   Б) Религия – коллективный невроз. Религия – система интериоризированных запретов, проявляющаяся через невроз навязчивых действий, подлинный объект которых – Бог как символический образ Отца   В) Религия есть фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, – отражение, в котором земные силы приобретают форму неземных   А) Вольтер Б) Ф. Энгельс В) З. Фрейд
28. Установить соответствие между представлениями о природе религии, ее роли в жизни общества и их авторами:
А) Подлинная сущность религии – мораль. Не мораль религиозна, но религия моральна по своей сути. Мораль и религия соотносимы как сущность и явление: мораль – сущность религии, религия – явление (внешнее выражение) морали   Б) Религия есть абсолютное сознание, все содержание которого составляет Бог. Истина религии открывает себя лишь в мышлении, а, следовательно, высшей формой религии является философия как постижение истины в форме мышления   В) Суть религии – вера, причем не как психологический феномен, но как основание онтологического соотнесения конечного бытия с Абсолютом. Религия – основанная на вере связь человека с Богом   А) Г. Гегель Б) И. Кант В) Вл. Соловьев
29. Установить соответствие между представлениями о природе религии, ее роли в жизни общества и их авторами:  
А) Причиной возникновения религии является страх человека перед природными силами, извне воздействующими на него и приобретающими в его глазах облик сверхъестественных существ. Религия порождается не разумом, а аффектами страха и надежды   Б) Изначально религия – вид первобытной познавательной деятельности. Минимум религии – вера в существование душ и духов («анимизм»)   В) Суть религии – чувство. Нет чувства, которое не было бы религиозным. В религии человек непосредственно ощущает всего конечного (временного) бесконечному (вечному, божественному)   А) Ф. Шлейермахер Б) Б. Спиноза В) Э. Тайлор
30. Установить соответствие между религиозной позицией и ее названием:  
А) утверждение существования Бога и сотворения им мира, отрицающее дальнейшее вмешательство Бога в его историю   Б) теория происхождения религии, согласно которой монотеизм является изначальной формой религиозности у всех народов   В) форма религиозного либерализма, выражающая веру людей во что-то «Высшее», но без необходимости поддерживать систему верований и догм какой бы то ни было отдельно взятой религии   А) деизм Б) итсизм В) прамонотеизм
           

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: