Традиционная культура Карелии




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

«Традиционная культура Карелии»

(народное творчество)

 

 

составитель: Кабак Лариса Васильевна

педагог дополнительного образования,

Заслуженный работник культуры Республики Карелия

г. Санкт-Петербург

Традиционная культура Карелии

Для того, что бы разобраться в формировании столь богатой традиционной культурой Карелии, я хочу сначала обратиться к истокам её зарождения.

Карелия – интересный регион, который отличается сложной экосистемой. Он всегда пользовался популярностью среди туристов со всей России и других стран. Здесь сосредоточено свыше 4500 единиц культурного наследия.

Расселение людей было связано с изменением природных процессов: береговых линий, растительного и животного мира, климата. Особой популярностью пользовались места, расположенные возле водоема. Вначале на территории Карелии были ледники. Постепенно началось потепление и на местности появилась трава, кустарники и леса и люди начали осваивать территорию.

Коренные народы Карелии – карелы и вепсы. Их численность достигает почти 140 000 человек. Ученые уверены, что народность сформировалась на основе аборигенов юго-восточной Финляндии и южной Карелии. Советский историк Шаскольский выяснил, что первое карельское племя появилось на Карельском перешейке и в северно-западном Приладожье в 6 веке. Основная вера – православие. Крещение карел проводилось князем Ярославом Всеволодовичем в 1227 году. До этого они были язычниками. До конца неизвестно, как появились люди на территории Карелии. Но установили, что это произошло в период каменного века. К тому времени люди умели строить жилище, производить орудия труда и добывать пищу. Подходящий климат и богатый растительный мир привлекали древних людей. Со временем они научились строить отапливаемое жилье, осваивали новые виды деятельности, приручили животных. Они занимались хлебопашеством, охотой и рыбалкой. Излишки продавались или обменивались на другие вещи.

Карелы страдали от постоянных набегов шведов, финнов и литовцев. Чуть позже они жаловались на непосильные поборы монастырей и бояр. В 1470 году Московское государство захватило земли, но так и не установили крепостное право. Вместо него ввели непосильные налоги. Притеснения со стороны соседей вынудили народ покинуть свои земли. Количество карелов постепенно уменьшалось. С приходом власти большевиков ущемлялись политические и экономические права народа. Это привело к восстанию 1921 года. После его подавления карелы массово бежали в Суоми. На протяжении последних 80 лет численность карелов снизилась вдвое, на 55 000 человек.

Культура карелов уникальна и удачно сочетает в себе христианские и языческие традиции. Многие православные праздники сопровождаются старинными песнями и заклинаниями. Наряду с этим в Карелии до сих пор встречаются шаманы, которые общаются с духами с помощью специальных заклинаний. В домах обязательно хранятся обереги. Их цель – защитить жилище и его обитателей от нечистой силы. Языческие корни прослеживаются в сказках, былинах, обычаях и песнях. В Карелии расположено много объектов культурной и исторической важности. Здесь распространено плетение из соломы и бересты, прядение, изготовление керамики, шитье жемчугом и вышивка. Местные кузнецы изготавливают оружие, мастера-плотники – деревянные лодки. Туристы всегда привозят домой знаменитую заонежскую вышивку и прионежскую керамику.

Национальная кухня карелов проста и основана на дарах холодного края. Она изобилует рыбными блюдами. Особой популярностью пользуется уха и выпечка. Карелы всегда заготавливают на зиму грибы и ягоды. Настоящие карельские дома строятся из дерева и украшаются резьбой.

Нужно сказать о наскальных изображениях - о петроглифах. Они появились в Карелии около 6-5 тысяч лет тому назад. Петроглифы выбивались на гладкой горизонтальной скале точечными ударами. Среди изображений есть одиночные и целые сцены из жизни людей того времени. Первобытные художники изображали лук и стрелы, копья, лодки и необъяснимые магические и символические изображения. Чаще всего на петроглифах изображали животных и птиц. Люди не знали букв, не умели читать и писать, но делали «записи» на память о жизни, обрядах, своих представлениях. И делали это с помощью выбиваемых на камне рисунков.

Современная культура Карелии разнообразна и богата своим наследием. Карелия - родина карело-финского эпоса "Калевала" - литературного памятника мирового значения, родина рунопевцев и былинных сказителей. Культурное достояние республики составляют три острова, три "жемчужины" Карелии - Валаам, Кижи, Соловки с памятниками мировой культуры на них не только составляют главную культурную достопримечательность Карелии. Они являются знаковыми символами всего культурного наследия России,

Карелия издавна славится высоким уровнем народной художественной культуры, а это сказания, песни и, конечно же, музыка и танцы.

Одним из таких творений является финно-карельский эпос «Калевала».

Калевала - финская поэма, в основу которой легли карельские народные эпические песни. Составленная ученым Элиасом Леннротом и изданная им сначала в более кратком виде в 1835 г., затем с большим количеством песен в 1849 г. Название, данное поэме Леннротом, есть эпическое имя страны, в которой живут и действуют финские народные герои- «Kalevala».Это место жительства Калева, мифологического родоначальника финских богатырей -Вэйнэмейнена, Ильмаринена, Лемминкэйнена, называемых иногда его сынами. Материалом для сложения обширной поэмы из 50 песен послужили отдельные народные песни (руны), частью эпического, частью лирического, частью магического характера, записанные со слов финских крестьян самим Леннротом и предшествовавшими ему собирателями.

Всего лучше помнят старинные руны в русской Карелии, в Архангельской и Олонецкой губерниях, а также в некоторых местах Финляндской Карелии и на западных берегах Ладожского озера.

Отличительная внешняя форма руны - короткий восьмисложный стих, не рифмованный, но богатый аллитерацией. Особенность склада – в том, что каждый следующий стих является парафразою предыдущего. Последнее свойство объясняется способом народного пения в Финляндии: певец, условившись с товарищем о сюжете песни, садится против него, берет его за pyки, и они начинают петь, покачиваясь взад и вперед. При последнем такте каждой строфы наступает очередь помощника, и он всю строфу перепевает один, а между тем запевала на досуге обдумывает следующую. Хорошие певцы знают множество рун, иногда хранят в памяти несколько тысяч стихов, но поют либо отдельные руны, либо своды из нескольких рун, связывая их по своему усмотрению, не имея никакого представления о существовании цельной эпопеи, которую находят в рунах некоторые ученые

В танцевальной культуре карелов принято выделять круговые и линейные танцы северных, средних, южных, приладожских народов. Встречается также не только вепский, ингерманландский, но и шведский традиционный материал.

В традиции северных карел распространение получили финские танцы-хороводы «Пиирилейкки», в которых этническим своеобразием выделяется круг. Пиирилейкки являются не только финскими, но и ингерманландскими круговыми песнями-танцами. В древнем традиционном карельском танце не только круг, а также «восьмерка» являлись основными рисунками распространенной модели карело-финского движения.

Говоря о музыке, песни и танцах, как о сохранившихся до наших дней направлениях культуры жителей Карелии, хочу отметить национальный ансамбль песни и танца Карелии «Кантеле», как один из старейших национальных музыкальных коллективов, исполняющий музыку, песни и танцы народов Карелии русских, карелов, вепсов, финнов, ингерманландцев, основанный в 1936 году (организатор Виктор Гудков).

Конечно, говоря о культуре танца, нельзя не сказать о культуре одежды. А именно о народном костюме Карелов.

Материалами для изготовления традиционной домашней одежды в конце XIX - начале XX вв. в Карелии служили домотканый льняной холст домашнее полусукно, пряжа из овечьей шерсти.Основной мужской комплекс нательной одежды в старину составляли туникообразная рубаха (длиной до колена и с разрезом для ворота слева) с прямыми рукавами и штаны. Рабочим головным убором в летнее время у мужчин почти повсеместно была низкая войлочная шляпа с узкими полями. Старинным зимним головным убором была высокая шапка с четырехугольным суконным верхом.

В XIX - начале XX вв. у народов Карелии имелось два основных комплекса женской нательной одежды: комплекс из рубахи и сарафана и комплекс из рубахи и юбки. Общим элементом у обоих комплексов была рубаха. Древнейшим типом покроя повседневной женской рубахи на территории Карелии была туникообразная рубаха, сшитая целиком из домашнего льняного холста. С середины XIX в. старинные женские «длиннорукавки» стали вытесняться рубахами с укороченными рукавами.

Обшей, характерной для всей территории Карелии, тенденцией в орнаментации рубах с укороченными рукавами было постепенное утрачивание орнаментов по оплечьям, а также по бокам шейного выреза и на рукавах.

Сарафан на Руси известен с XVI в. Комплекс из рубахи и сарафана во второй половине XIX - начале XX вв. решительно возобладал на всей территории Карелии. Начиная с возраста девичества, у русских и карел сарафан дополнялся передником. Праздничный передник карелок в средней Карелии мог быть белого цвета, но тогда он разукрашивался вышивкой. Карелы южной и северной Карелии, русские Заонежья, Пудожья и Выгозерья предпочитали шить праздничные передники с остальным нарядом и обшивать их гарусной лентой. Дополнительным украшением праздничного наряда у женщин Карелии служил дорогой покупной платок, шаль или косынка. Платки старообрядок никогда не имели кистей, но часто расшивались мелким узором, выполняемым черными нитями по черному фону. Платки, сложив по диагонали, накидывали на плечи, а концы завязывали на груди. Праздничной обувью женщинам и девушкам в XIX в. служили полусапожки.

Любая обувь стоила хоть каких-то денег. Поэтому в летнее время дети и подростки, а также старики из бедных семей ходили в основном босиком.

Значимость культурного наследия населения Карелии нельзя недооценивать. Культурное наследие Карелии богато и разнообразно. Оно создавалось на протяжении более чем десяти тысячелетий многими поколениями населявших наш край племен и народов.

Карелия — один из самых интересных регионов на Русском Севере. Без преувеличения шикарная природа, множество рек и озёр, идеально подходящих для рыбалки и отдых, плюс огромное количество природных и архитектурных достопримечательностей. Всё это ежегодно привлекает сюда сотни тысяч людей, которые едут в Карелию чтобы отдохнуть и познакомится с самобытной карельской культурой. Туристам предлагают взять на память обереги в виде кукол, деревянные и кожаные изделия, косметические средства, созданные на основе местных трав, вкусные заготовки из ягод. Карелия – удивительный регион, в котором стоит побывать каждому из нас. Она не просто красива, но и пропитана древним колоритом. Это место, где чтят традиции и очень любят гостей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: