Из истории учреждения почтового ведомства в Нижнем Новгороде и губернии




Мы, живущие в двадцать первом веке, порой и не задумываемся о том, какие блага приобрела современная нам цивилизация за последние десятилетия, особенно в средствах коммуникации. Интернет, например. Читая нижегородских краеведов (В.И.Снежневскому) полностью входишь в то время, о котором так влекательно пишет архивист.Впрочем, понятно, когда человеком освоено десятки тысяч дел.

В историческом развитии почтовые учреждения в России представляют две совершенно отличные друг от друга формы: ямы и почты. Ямы возникли на Руси при монголо-татарах. Ямские учреждения существовали, постепенно совершенствуясь, до конца XVII и начала XVIII века, пока не слились с настоящими почтами европейского образца, уже вкоренившимися в то время в России. Слово ям – татарское, заимствованное от татарского «дзям» - дорога и от слова «ям-чи», т.е. проводник или путеводитель.

Под словом почта обыкновенно разумеют всякого рода учреждения, имеющие главной своею целью, посредством нарочно для того определенных людей доставлять с места на место письма, пакеты, посылки и наконец, самых признающих это Слово почта составляет родовое понятие, прилагаются ко всем различным видам служебной деятельности, установленной законом. Организационно-правовые основы становления почтового ведомства, его роль в гражданско-правовых отношениях и отличительные признаки почты состоят в следующем: единство управления и надзора; единообразие в управлении; установление таксы за пересылку; время приема передачи; доставки; поддержка международных правил.

При Екатерине II на почту уже начинают смотреть, как на возможную статью государственного дохода, и с этого, следовательно, времени возникает у нас фискальное значение почты. Это выразилось в указе государыни 1766 года в следующих выражениях: «Настоящее Всероссийской Империи разделение на губернии, умножение губернских и уездных городов и приращение внешней и внутренней торговли и оборотов поставляет Государство Наше в необходимость иметь порядочные почты, которые могли бы облегчать между всеми местами сообщение, заимствуя от себя содержание свое и со временем присовокупляя и для казны доходы».

В исслеедовании О. Бржезовского издания 1865 года автор совершенно верно указывает на то, что «перемены, произведенные в почтовом устройстве законодательством императрицы Екатерины II, в самом существе своем заключали элементы дальнейшего в том же духе развития и действительно, с некоторыми изменениями, со временем, сделавшимися необходимыми, могут быть почитаемы основанием нынешнего положения почтовой части в России»[1].

Август 1781 года. По данным нижегородского почтмейстера поручика Егора Федорова принят указ из Московской почтовой конторы «Об учреждении в Нижнем Новгороде почтовой конторы[2]». Для этого выделены средства в построении почтовой конторы[3]. Примерно в это же время создается линия почтовой связи Арзамас-Починки[4].

Почта и прежде, как и в наши дни, имела задачей перевозить не только письма и почтовые отправления, но и пассажиров. Со времени своего возникновения, ямские учреждения служили, как мы видим, главным образом, для перевозки правительственных гонцов и служилых людей. Лишь в исключительных случаях ямские лошади и ямщики предоставлялись частным лицам и то не иначе, как по особым грамотам. Обыкновенно же частные лица разъезжали в своих колымагах, санях, тарантасах и повозках или нанимали обывательских лошадей. Однако, со времен Петра Великого езда на ямских и почтовых лошадях стала свободною для частных лиц, а проезжавшие по почте стали делиться на проезжающих по казенной и по частной надобности. Плата с лиц, проезжавших по частной надобности, была установлена высокая, и это служило причиною того, что частные лица редко ездили на ямских и почтовых лошадях. Кроме того, помещичий класс имел всегда своих лошадей и экипажи и поэтому предпочитал езду на долгих, так называли тогда такой способ передвижения в отличие от езды на ямских. Последний способ передвижения назывался ездою «на перекладных». Первобытные русские повозки, на которых ямщики возили своих чиновных пассажиров, представляли простые телеги, сани и кибитки. Важным для почтового сообщения явились указ от 17 января 1787 г. «О бытии достаточным числу лошадей на почтовых станциях количеству на почте ямщиков»[5].Также важным является совместное распоряжение Министерства почт и МВД «Об установлении таксы за проезд» от 17 апреля 1787 года и Указ ЕИВ «О возобновлении регулярной работы почт и почтового сообщения» от 10 января 1797 года[6]. Разбои на дорогах еще продолжались, и почтовое ведомство несло как материальные, так и моральные убытки. К концу 1790-х положение относительно1780-х нормализовалось[7]. Указ от 1 марта 1800 года-это уведомление губернаторам, что если случаются разбойные нападения на почту на дорогах той или иной губернии, то его имение подвергается секвестированию. «Конечно, двух вооруженных солдат для охраны мало, но надо когда-то наводить порядок»,- отмечалось в указе императора.

Важным на наш взгляд является указ ЕИВ на основании доклада Министра внутренних дел «О перемене почтовой таксы» от 17 мая 1807 в казну; обязанности за возникновение почты[8].

Почтовые доходы от почт государство ищет способы их приумножить. Слагаются они из трех частей: из почтовой таксы; страховой; работа эстафет. Заметим почтовую таксу с каждого лота. Что предлагает указ нового. Такса за первые 100 км пути до 1,5 тыс. км каждые следующие 100 км идет по нисходящей. За пересылку векселей заемных и верящих писем и прочих денежных документов взимать весовые деньги вдвое против того по настоящей таксе взимать полагается. Страховая такса за пересылку денег на расстояние 500 верст взимать по существующему ныне окладу на расстояние далее 500 верст страховые деньги взимает вдвое, то есть 1 процент к взимаемой сумме.

В царствование императрицы Екатерины II появились уже и кареты как двухместные, так и четырехместные, причем в 60-х годах XVIII столетия четырехместная карета стоила всего от 30 до 50 рублей. Зимою ездили в обыкновенных санях, называвшихся также как и теперь «розвальнями» и «пошевнями», а также в двухместных и четырехместных санях и в возках. Так как по дороге сколько-нибудь благоустроенных гостиниц почти не было, то пассажирам приходилось брать с собою и кухню, и съестные припасы, и постели, и, таким образом, путевые экипажи всегда были перегружены, представляя собою целые горы.

Даже в самом начале XIX столетия перевозка пассажиров на почтовых лошадях находилась почти в том же первобытном состоянии, в каком она была и в первой половине XVIII века; только лица, нанимавшие почтовых лошадей для перевозов в своих экипажах, пользовались известными удобствами. Появившиеся затем локомотив и почтовые пассажирские вагоны совершенно изменили и письменную, и товарную, и пассажирскую почту. Все эти роды почт оказались теперь во власти культурного «железного коня», который заменил отслужившую свою службу лошадь, почтовый тарантас и почтовые кареты. Удобства пассажирского передвижения, пересылки писем и почтовых пакетов развили почтовые операции нашего времени до таких размеров, о которых никогда и не мечтали не только наши деды, но и наши отцы".

С 40-х годов XVIII века движение по тракту стало регулярным. На обывателей ложилась обязанность поставлять по очереди или по подряду подводы для почтовой и ямской гоньбы. Кроме того, необходимо было чинить пристани, мосты и гати на дорогах. Ямская повинность «исправлялась натурою». Предписывалось содержать одну лошадь 30-ти душам. Кстати, верстовые столбы на трактах появились в начале 40-х годов ХVIII века. В 1817 г. указ Александра I утвердил новые правила устройства почтовых трактов: ширина проезжей части – 20 м, в обе стороны – место для канавы и придорожных аллей. Каждому крестьянскому хозяйству притрактовых деревень вменялось посадить на придорожной полосе по несколько берёз и следить за их выживанием. Ответственность за их сохранность несла община. Этим же указом предписывалось в местах расположения почтовых станций учредить этапы – пункты для днёвок и ночёвок арестантов с постройкой специальных тюремных зданий. В России желавший ехать на почтовых лошадях должен был испросить подорожную на месте своего проживания.

Существовали специально утверждённые «Правила для проезжающих на почтовых лошадях», определявшие таксу, количество выдаваемых лошадей и правила продвижения по тракту. На каждой станции смотрители записывали время прибытия проезжающего, «кому, куда, откуда следующему, сколько отпущено лошадей и с каким ямщиком; когда лошадь должна возвратиться на станцию». В почтовую кибитку запрягали по 2 лошади, в дорожную коляску до 6. Регламентировалась и скорость движения по тракту: 12 вёрст в час по шоссе, по обыкновенной дороге в летнее и зимнее время не менее 10 вёрст в час, осенью и весной – 8 вёрст.

Таким образом, постановление Сената от 1 марта 1781 года было обсуждено на заседании Нижегородского наместничества 5 мая. Первым нижегородским почтмейстером был утвержден поручик Егор Александрович Федоров предварительно уже введенный в курс дел куратором нижегородской почтмейстерской конторы – Московской Главной почтмейстерской конторой. По данным поручика Федорова принят указ из Московской почтовой конторы «Об учреждении в Нижнем Новгороде почтовой конторы». Письма, посылки за деньги. Равно и как иных почтовых учреждениях. Но для этого выделены средства для построения почтовой конторы[9]. Запланировано, что в хорошую погоду, по субботам решено отправлять в Москву почту и до отправления докладывать. Если ни писем, ни посылок не будет, то отрядить регулярно в субботу по мелочи. В пути создается эстафета дворцовых прогонов за умеренную цену. Примерно в это же время создается линия почтовой связи Арзамас-Починки. А затем, принимается решение об укреплении почтового тракта Москва-Пенза через Арзамас и Починки. Арзамасский почтмейстер подпоручик Андрей Савин старается не отставать от коллеги из Нижнего Новгорода и ставит вопрос перед городским магистратом об отдельном помещении. Исполнительный поручик Федоров, просил об учинении в городе и округе для всякого человека со званием и без оного информировал, что теперь имеется возможность переслать письма и посылки на весовые деньги. Желающие пользоваться услугами почты в назначенный день раз в неделю с 8 до 12 часов, равно как и государственные учреждения могут использовать услуги связи. Суббота удовлетворяла пользователей. Предупреждалось, что ненастные дни почта в субботу не использовалась. В случае неисполнения решений указанного постановления Правительствующий сенат грозил, что все ситуации с посылкой почты будут разрешаться в пользу потребителя. Обращаясь к купечеству, он стремился донести до него смысл строжайшей ответственности и дисциплины при доставке корреспонденции. Следуя традиции, строжайше рекомендовалось не использовать езды верхом в седле, правило отмечает по отправлению только на двух, и исключительно езду на почтовых трактах. Деньги взимались в двойном размере как за использование двух лошадей. Рекомендовалось наблюдать за тем, чтобы нарочные не ездили сами по себе а от того последуют казенные начеты. И тем людям, которые впервые используют почту не хотят нести потери в деньгах от неудачных почтовых отправлений, ибо в отвращении им неудобства вело их инструкция отправлять сверх платы за проявленную инициативу эстафеты. Почтмейстер выступал от имени государства за возможные непорядки и ограбления почты. Как постоянно отмечало руководство нижегородского наместнического правления, даже губернский центр находился в разбойничьем кольце.

Практически постоянными были нападения на почтовые отправления в столичные города или губернские центры. По арзамасскому тракту по рапорту нижегородской почтовой конторы от 13 октября 1782 года отправившийся экипаж и его сопровождавших - подпоручика Наумова с двумя солдатами батальона, по тракту в семи верстах от почтовой станции совершено нападение воровской шайкой из шести человек вооруженных ружьями. Однако умело перестроив движение, ямщик оторвался от преследования, а подпоручик Наумов с двумя верховыми наездниками также благополучно ушли от погони. Но не прошло и двух часов после отрыва от разбойников, как они попадают в засаду.

В специально обустроенных для борьбы с разбойниками пикетах прятались сами разбойники в Шумиловском лесу. Почтовый экипаж вновь был остановлен. Один из разбойников, выйдя вперед, выстрелом из ружья ранил в ногу коренную лошадь. Но ямщику вновь удалось ускакать от разбойников. Наконец, Наумов, имея на руках секретную почту, не имел права подставлять ее под удар. В конце концов, приключения продолжились и далее, но был сохранен груз, весовые посылки и иная почтовая корреспонденция. По возвращении из Москвы было доложено по инстанции. По результатам доклада была подготовлена команда из двух обер-офицеров и двадцати солдат, которые обнаружили всю шестерку разбойников. Некоторых удалось задержать. Московский почтамт был озабочен постоянными набегами разбойных и воровских групп по этому направлению после устройства почтовых станций в селах Мокрый Майдан, деревня Руманиха, села Богоявление, Борисово, Вязовка. По предложению И.М.Ребиндера об укреплении пикетов в местах, где происходят грабежи. Известно, - отмечал Ребиндер, - что в округе Нижнего Новгорода они происходят по дороге Казанской, под селом Вязовка, селом Новое, деревнях Утечино и Грабилово, селом Горбатовом, под селом Богородским на Оке, происходят великие грабежи, мешающие проезду людей.

На Казанской дороге два купца и племянница вице-губернатора Неофила Ивановича Елагина были ограблены разбойничей группой: из крестьян сел Утечино Нижегородской округи крепостной Даниил Пальгуев, крепостной помешика Теряева деревни Грабилово нижегородский ямщик Василий Рябихин. Атаманом этой шайки был дьякон Федяков Яков Васильевич. Перевозки почтовой корреспонденции производились и по воде: денег караваном судов осуществлялись по Волге и Оке.

Так, нижегородский почтмейстер был информирован об ограблении каравана судов, перевозящих медную монету в сумме 300 тыс. рублей в Москву с охраной из 13 человек. Караван в ночь на 21 августа 1783 года остановился в нижегородских пределах возле села Фокино. Как отмечалось в рапорте руководителя каравана судов: «И в той ночи была команда и непогода с дождем и ничего не было видно. На караване по положению на каждом из трех кораблей было по одному постовому. Утром было обнаружено, что две бочки были разбиты и пропала находящаяся там монета в объеме 5 тыс. руб.»[10].

Еще во времена Петра 1 в 1721 г. июня в Муромском лесу разбойники разграбили перевозимую конвоем из Пензы в Петербург государственную казну в размере 24 тыс. р. серебром и медью. О том, как шло расследование этого дела, основательно рассказывает М.В. Бабич в своей статье ""Воры и разбойники" в эпоху Петра Великого: жребий, имя, архетип". М. В. Бабич. «ВОРЫИ РАЗБОЙНИКИ» В ЭПОХУ ПЕТРА ВЕЛИКОГО: жребий, имя, архетип Дело об ограблении в Муромском лесу» (июнь 1721 г.) В основе расследования – инквизиционный процесс - органы через пытку осуществляли дознание. По этому делу с 1721-1723гг прошло более 800 жителей ближних к Мурому, Арзамасу, Гороховцу и Н. Новгороду «мест», которые в качестве подследственных, выборных сельских общин, понятых при обысках и изъятии денег и «пожитков», участников «погонь» и всякого рода свидетелей названы поименно[11].

Московский почтамт сообщил правлению Нижегородского наместничества, что починковский городничий Гиллеболт обратился через арзамасскую почтовую контору с предложением принять на себя по просьбе починковского благородного общества прием и отсылку патрикулярных писем и посылок с оплатой за них весовых денег[12]. Поэтому почтамт распорядился снабдить городничего книгами, выработать таксу сборов за пересылку корреспонденции, разрешить взвешивание писем в получение денежных сумм обратить в поступающий государству почтовый доход. Получив почтовые книги, городничий, однако, отметил, что поспешил высказать и проконсультировать членов Починковского благородного общества, откуда у почты доход. Распоряжения по сохранности почты и содержащихся в ней ценностей выделяет ответственность губернатора территории как высшего должностного лица.

К сороковым годам 19 века в Нижегородской губернии с наведением порядка относительно прошлых лет (еще в 1820-е очень частые, в 1830-е годы немного реже), создается система почтовой связи губернской и общероссийской значимости: Румастиха, Орловская, Абрамовская, Ардатовская, Алешковская, Арзамасская, Балахнинская, Борисовская, Василев Майдан, Великий Враг, Волчихинская, Высоковская, Осташевская, Воскресенская, Горбатовская, Доскинская, Княгининская, Кременковская, Кстовская, Лукояновская, Макарьевская, Новореверсная, Озерская, Путятинская, Покровская, Починковская, Сергачская, Семеновская, Озерская, Саблуковская, Маковская, Шатковская, Шумиловская, Фокинская[13].

В губернии находилось 43 почтовых станции губернского значения по 8 транспортным трактам общероссийского значения: Ардатовский, Вятский, Горбатовский, Казанский, Костромской, Московский, Пензенский, Симбирский. По большинству трактов можно было на почтовых лошадях доставить груз до почтовой станции (яма). Кроме того, через губернский центр и губернию пролегли две прекрасные речные магистрали, которые государство лишь к началу 1840-х годов взяло под твердый контроль полицмейстера Нижне-Волжского и Средне-Волжского пароходства. Картографами разработана карта маршрутов. Над их обеспечением установлен контроль администрации губернатора.

С 1833 года с развитием полиграфии выходит много газет создается внутригородская почта Санкт-Петербурге в 1845 году в Москве. Устроенные в 1833 г. в Санктпетербурге и в 1845 году в Москве городские почты отличнейшим образом удовлетворяют местным потребностям. Городскую почту в Санктпетербурге позволено было завестн в виде опыта еще Высочайше утв. мнением Государственного Совета 1830 года 27 окт. Платеж был назначен: 5 коп. серебром с писем, a 2 коп. с визитных и пригласительных билетов. В 1846 году плата за визитный билет понижена до І коп. Прием по городской почте производится в особенных, назначенных для того лавочках, а разноска (по 3 раза в день) — посредством особенных письмоносцев. В течении первых десяти месяцев поступило до 70 тыс. писем и билетов и собрано 13тыс. 302 руб. ассигнациями грубого дохода, который по июль месяц 1835 г. составлял уже 47 тыс. 907 руб. чистого дохода в 1833 году осталось 1689 руб. 62 коп. В 1834 г. число писем и билетов было уже 105 тыс. 912 руб. Число всех отправлений, состоящих в письмах, визитных билетах и периодических изданиях в Санктпетербургской почте было в 1847 г. — 1 млн.287тыс.863руб., в 1849 г. — 1 млн.380 тыс.513 руб. По Московской городской почте в 1847 г. — 228 тыс.234 руб, в 1849 г. — 237 тыс. 958 руб. Кроме выигрыша в скорости, составляемые для сей цели почтовым начальством расписания для хода почт по различным трактам, сокращая расстояния некоторых станций и соединяя столичные почты с некоторыми губернскими, проходившими до того времени представляют еще важные сбережения казне в количестве платимых за возку почт прогонов. Сбережение в 1834 г. было выше 23 тыс. рублей, а в 1833 г. составило 78 тыс. руб.

С начала 1860-х годов городская почта возникает в губернских и крупных городах России. Сегодня в состав Нижегородского филиала Почты России входят 22 почтамта, которые объединяют 1077 объектов почтовой связи, из них 969 отделений почтовой связи и 108 пунктов почтовой связи. Почтамты и отделения почтовой связи различаются по категориям и классам. В структуре филиала 1 почтамт – 1 категории, 7 – 2 категории, 8 – 3 категории и 5 — 4 категории. Услуги почтовой связи населению и юридическим лицам предоставляют 2 отделения почтовой связи 1 класса (в Нижнем Новгороде и Дзержинске), 28 – 2 класса, 219 – 3 класса, 300 – 4 класса и 420 отделений – 5 класса. На 1 января 2012 года в Нижегородском филиале Почты России работает около 8,7 тыс. человек, в том числе 2,9 тыс. почтальонов и 1,4 тыс. операторов почтовой связи. Протяжённость почтовых маршрутов филиала составляет около 35,5 тысяч км. Автопарк филиала насчитывает более 500 автомобилей. В отделениях почтовой связи Нижегородской области действует 569 пунктов коллективного доступа в Интернет, рассчитанных на 1138 рабочих. мест. По официальным данным, Нижегородский филиал Почты России оказывает на территории региона основной объём услуг почтовой связи, обслуживая до 89% клиентов. Общее количество предоставляемых филиалом услуг составляет более 50,- отмечает в рекламе о своей компетенции областной Почтамт.

 

 

Литература

[1]Историческое развитие законодательства по почтовому ведомству. В сборнике «Об органах судебной власти в России» под ред. Д.Н.Мейера. Казань, 1855. с.348-408.

[2]Основанием является Указ ЕИВ от 1 марта 1781 г. «Об учреждении почт для сообщения людей с городами, уездами, губерниями». Для этого необходимо устройство дорог и соответствующая их ширина.

[3] ДНГУАК. Т.3. С.137.

[4] ДНГУАК. Т.3. С.160.

[5]ПСЗ 1. Т.24 №17477.

[6] ПСЗ 1.Т.30.№17721

[7]ПСЗ 1. Т..26. №193011. Указ ЕИВ от 1 марта 1800 г «Об уведомлении всех губернаторов, что если случится разграбление почты, то они будут уволены со службы, а их имения подвергнутся секвестру». Там же №19452 «Об охране почт от разграбления».

[8] ПСЗ 1. Т.30. №25214 Указ ЕИВ по докладу МВД от 17 мая 1807 г. «О перемене почтовой таксы».

[9] ДНГУАК. Т.3. C.137.

[10] ДНГУАК. Т.1. Вып.12-14. С.97.

[11]Бабич М. В. "Воры и разбойники" в эпоху Петра Великого: жребий, имя, архетип // Paleobureaucratica. Сборник статей к 90-летию Н.Ф. Демидовой. М.: Древлехранилище, 2012. С.56-79 statehistory.ru

 

[12] ДНГУАК. Т.6. С.37. Об организации приема и выдачи заказной корреспонденции.

[13] ННГВ. 1849. №15.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: