Стадии развития коллектива «От песчаной росписи к горящему факелу»




Динамика развития временного детского коллектива

Временный детский коллектив – малая группа детей и подростков, объединенных в целях организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря.

«Портрет» временного детского коллектива:

- автономное (нет контакта с родителями, друзьями, привычным окружением);

- общение, отношения и деятельность насыщенны и многообразны;

- процессы развивающего общения очень интенсивны (ребёнок получает много новой для него информации, знаний, умений за очень короткое время);

- формы взаимодействия подростков со сверстниками и взрослыми многообразны и вариативны;

- уклад жизни (субкультура) – формируется здесь и сейчас, поэтому может быть особенным, не похожим на прежний опыт ребят;

- событийность и эмоциональная окрашенность жизнедеятельности – высокие.

Структура ВДК (Приложение No 1)

Временный детский коллектив включает в себя ребят с различными личностными особенностями.

Выделяют следующие наиболее распространенные роли в группе:

α – лидер (побуждает группу к действию)

β – эксперт (имеет специальные знания, нужные группе)

γ – рядовой (опора группы, легко приспосабливающиеся члены группы,

многие отождествляют себя с лидером)

ω – аутсайдер («крайний» член, отстает от группы в силу какого-либо

различия от остальных)

ρ – противник (оппозиция лидеру)

Приемы создания детского коллектива:

1. Знакомство. Игры на знакомство, снятие напряжения и раскрепощение, огонек знакомств.

2. Формальное создание группы. Выбор названия отряда, эмблемы, девиза, выбор командира и пр.

3. Осознание принадлежности к группе (отряду). Организация отрядного места, уголка, создание традиций, сигнала сбора, тайных знаков,

установление правил.

4. Сплочение и развитие коллектива. Игры на сплочение и доверие, совместная трудовая деятельность (дежурство, уборка территории), участие в

КТД, соревнование с другими отрядами.

 

 

 

Стадии развития коллектива «От песчаной росписи к горящему факелу»

(Анатолий Николаевич Лутошкин)

В помощь вожатому очень часто предлагается методика А.Н. Лутошкина,которая помогает выстроить этапы развития временного детского коллектива.

Стадии развития коллектива:

1. Песчаная россыпь. Люди, которые не связаны между собой; каждый сам по себе. Дети мало знают друг друга и боятся пойти на встречу друг другу. Отсутствует авторитетный центр. Группа существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в неё входит.

2. Мягкая глина. Каждый выдвигает цели и интересы, при этом интересуется целями других. Эта группа может принять ту форму, какую захочет вожатый, поэтому важна организация детей. Скрепляющее звено – формальная дисциплина и требования вожатого. Вожатый играет роли советника и генератора идей. У детей появляется опыт совместной деятельности, общие дела и события, развиваются более устойчивые образования – группы. Здесь заметны шаги по сплочению коллектива, однако нет ещё взаимоотношения. Отношения в основном доброжелательные, хотя не все внимательны друг к другу.

3. Мерцающий маяк. Взаимодействие более активное, нежели на предыдущих стадиях. Группа озабочена тем, чтобы каждый шел верным путем. Появляется желание совместной деятельности. Большое значение имеет эмоциональный фактор, поэтому возникает наибольшая вероятность конфликтов. Маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света. То же происходит и с формирующимся коллективом. Здесь преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе.

4. Алый парус. Символ устремлённости вперёд, дружеской верности. Здесь живут по принципу «один за всех, все за одного». В отряде товарищеские взаимоотношения. Ребята принципиальны и требовательны друг к другу. Хотя отряд и сплочён, бывают моменты, когда он не готов преодолевать трудности, не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу.

5. Горящий факел. Взаимодействие наиболее активно. Дети полностью открыты вожатому, он чувствует тепло и жизнерадостность. Группа толерантна и стремится к сотрудничеству, вопреки соперничества. Способны договориться, прийти к соглашению. Ее можно назвать сплоченной и эффективной командой.

Однако группа не останавливается в своем развитии, постоянно происходят подъемы и спады, поэтому необходимо постоянно поддерживать сплоченность и готовность к взаимодействию, регулярно проводя игры на сплочение, отрядные дела.

Четыре стиля управления ВДК:

1. Разящие стрелы. Жесткие приказания, требования и настаивание. Стиль эффективен с I по III стадии.

2. Возвращающийся бумеранг. Требования должны совмещаться с мнениями детей (III –IV стадии)

3. Снующий челнок. Стиль уговоров, просьб и компромиссов. Этот стиль нельзя использовать в качестве основного, а должен быть только вспомогательным.

4. Плывущий плот - соглашающийся и уступчивый стиль. Малоэффективный метод, пользоваться им нежелательно. Психолого-педагогические условия успешного развития временного детского коллектива:

- Установление положительных отношений между взрослыми и детьми, формирование нравственного климата во временном коллективе;

- Продуманная и спланированная организация жизнедеятельности детей и педагогическое управление временным детским коллективом;

- Единые педагогические требования;

- Разнообразная деятельность (спортивная, интеллектуальная, художественно-прикладная, трудовая, творческая);



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: