Памятка для учеников при подготовке к олимпиаде по русскому языку




Требования к проведению школьного этапа

Республиканской предметной олимпиады

Обучающихся общеобразовательных организаций

Донецкой Народной Республики

В 2021-2022 учебном году

По русскому языку

Олимпиада – это средство развития у школьников интереса к родному языку и словесности, а также раскрытия их способностей. Подготовка к олимпиаде – прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления, это возможность своего маленького открытия.

Необходимо уделить внимание творчеству учащихся и их умению создавать собственные высказывания различных стилей и жанров, в том числе соответствующих реалиям современной жизни.

Необходимо изучить орфоэпические нормы. Как известно, в русском языке нормы ударения не постоянные, они могут изменяться. Почему важно правильно ставить ударение? Неправильно поставленное ударение оскорбляет слух грамотного человека.

Большого внимания требуют задания по комплексному анализу текста. Особенно когда речь идет об изобразительно-выразительных средствах языка и их распознавании в тексте. Учащиеся легко и с огромным желанием усваивают такие понятия, как оксюморон, литота, градация, парцелляция, ассонанс, аллитерация и другие тропы и фигуры.

При подготовке к олимпиаде обращаем внимание на морфемный разбор слов. Здесь надо отработать как можно больше вариантов этимологического (исторического) и современного разбора слов. Вот два примера. В слове застрять современный разбор требует выделить корень «застр-», суффикс «-я-» и суффикс «-ть». Для этимологического членения слова мы выделяем приставку «за-», корень «-стр-» и два суффикса. В слове придирчивый при современном разборе мы выделям корень «придир-», суффикс «-чив-» и окончание «-ый». Этимологически мы выделяем в этом слове приставку «при-», корень «-дир-», суффикс «-чив-» и окончание «-ый».

Олимпиадные задания включают материал по фразеологии. Поэтому много времени отводится на тренировку по данному разделу. Здесь изучается история рождения фразеологизмов и их лексическое значение. Основательно повторяем к олимпиаде раздел «Синтаксис» и тренируемся в синтаксическом разборе и составлении схем сложных по конструкции предложений, раздел «Морфология» и морфологический разбор частей речи.

Памятка для учеников при подготовке к олимпиаде по русскому языку

· Чтобы хорошо подготовиться к олимпиаде, обращайтесь к словарям — толковому, орфоэпическому и другим.

· Изучите орфоэпический минимум для учащихся, запомните ударение в сложных случаях.

· Повторите грамматические нормы употребления слов (этот материал хорошо разработан в учебных пособиях Д.Я. Розенталя для учащихся средней школы); необходимо знать грамматические нормы форм множественного числа существительных, употребление прилагательных в степени сравнения, согласование частей речи и др.

· Воспользуйтесь этимологическим словарем во время подготовки к олимпиаде. В тестах обычно встречаются задания, связанные с происхождением слова, с изменением его формы, употребления и лексического значения. История образования слова может объяснять и написание.

· Воспользуйтесь фразеологическим словарем. Вам важно не только хорошо уметь разъяснять значения устойчивых сочетаний слов, но и подбирать к ним синонимичные фразеологизмы и антонимы.

· Научитесь хорошо видеть строение сложных предложений, составлять их схемы, а также определять виды придаточных предложений и способы их подчинения. Кроме этого, повторите все правила пунктуации в простом и сложном предложениях.

· Повторите также написания словарных слов.

· Повторите материал о типах текста и стилях речи, научитесь определять тип речи и стиль текстов.

· Повторите требования написания сочинений. Научитесь писать, аргументируя свои мысли, и при этом не уходить в сторону от темы сочинения. Главное — не сколько вы напишете, а как раскроете тему.

· Один из наиболее частых вопросов на олимпиаде связан со знаниями сведений об известных ученых-языковедах. Прочитайте материал о некоторых из них (В.В. Виноградов, А.А. Потебня, И.А. Бодуэн де Куртене), об их открытиях в области русского языка, а также об опубликованных научных работах в области русской филологии.

При подготовке к сочинению рекомендуем учащимся сначала внимательно прочитать формулировку темы. В каждой теме есть главное, стержневое слово. Необходимо задуматься: что можно или что хочется сказать на данную тему? Можно привлечь личный опыт, описать свои собственные мысли. Обязательно нужно составить на черновике план работы: определить проблему, обозначить свою позицию, обосновать свою правоту, сформировать выводы. Еще лучше, если обучающийся сумеет создать конфликт и попробует поспорить с самим собой на страницах своего сочинения. Примеры из художественных произведений, которые проходят в школе, указаны с списке для внеклассного и семейного чтения, должны иллюстрировать мысли школьника, делая их образными и убедительными. В выводах обязательно должно содержаться сравнение главной мысли с тем, что было заложено в формулировке темы. Необходимо привести пример, иллюстрирующий свое видение проблемы. Нужно не забыть проверить ошибки.

Объём сочиненияот 0,5 стр. в 7 классе, от 0,75 в 8 классе, от 1стр. в 9 классе, от 1,25 в 10 классе, от 1,5 в 11 классе.

Олимпиадные задания предполагают решение лингвистических задач. Лингвистические задачи бывают разных видов и типов. Например, задачи на перевод текста на незнакомый язык и установление соответствий между словами разных языков, на знание истории русского языка, где проверяются умения узнавать, понимать, применять, анализировать, синтезировать, оценивать языковые явления. Составители заданий делают акцент на метапредметности задач, а также развитии УУД, поэтому участником необходимо будет обратиться к истории развития русского языка. С образцами таких задач и их решением можно ознакомиться на блоге отдела русского языка и литературы https://kabruss.blogspot.comна страницах «Олимпиада » и «Для юных филологов ». Раздел называется «Готовимся к олимпиаде по русскому языку ».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: