Знаки препинания при прямой речи
Ознакомиться с теоретическим материалом по теме.
Прямая речь – это точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто её произнёс (написал).
Предложения с прямой речью делятся на две части: слова автора и прямая речь.
Прямая речь может состоять из одного, двух или нескольких предложений. В них передаётся не только содержание чужой речи, но и её форма. Например:
Капитан крикнул (слова автора): «Купаться!» (прямая речь) (Л. Т.)
«Вернитесь! Акула» (прямая речь) - закричал артиллерист (слова автора) (Л. Т.)
Прямая речь заключается в кавычки.
Между словами автора и прямой речью ставится двоеточие, когда прямая речь стоит после слов автора. Если она стоит перед словами автора, то ставится тире.
Если слова автора обозначить буквами А (а), а прямую речь П (п), то правила пунктуации в предложениях с прямой речью схематически можно будет представить так:
1. А: «П». 2. А: «П!» 3. А: «П?»
4. «П», - а. 5. «П!» - а. 6. «П?» - а.
Каждое предложение в прямой речи пишется с большой буквы, и в конце его ставится тот знак, который нужен по цели высказывания и интонации этого предложения (точка, восклицательный знак, вопросительный знак – см. схемы 1-3, 5-6).
Исключение из этого правила составляет случай, когда прямая речь – повествовательное предложение, а слова автора стоят после неё (см. схему 4). Тогда вместо точки и тире после прямой речи ставится запятая и тире.
Предложения с косвенной речью
Косвенная речь — это чужая речь, введённая автором в повествование в форме придаточного предложения; она не передаёт дословно речь говорящего, отражая её приблизительно.
В главной части содержатся слова автора, в придаточной — чужая речь. Придаточная часть всегда стоит после главной, присоединяется к главной при помощи союзов что, чтобы и, если предложение вопросительное, союзными словами какой, который, где, когда и проч.
Практическая работа.
Подобрать по 1 предложению из текстов художественной литературы к схемам:
«П(!?), — а, — п(!?)».
«П(!?), — а: П(!?)».
«П(!?), — а. — П(!?)».
Зарисовать схему, а потом к ней записывать пример.
Знаки препинания при диалоге
Словарная работа.
Диа-“два”, логос-“слово” (диалог-разговор двух и более- по школьной терминологии-лиц).
Моно - “один” (монолог-речь одного).
Сколько человек участвует в диалоге?
— Ну-с, чем я вам могу быть полезен?
— Я, — горько заговорил буфетчик, — являюсь заведующим буфетом театра Варьете...
— Нет, нет, нет! Ни слова больше! Ни в каком случае и никогда! В рот ничего не возьму в вашем буфете! Я, почтеннейший, проходил вчера мимо вашей стойки и до сих пор не могу забыть ни осетрины, ни брынзы. Нет, милейший, так невозможно!
— Я извиняюсь, — заговорил ошеломленный буфетчик этим внезапным нападением Андрей Фокич, — я не по этому делу, и осетрина здесь ни при чем.
— То есть как это ни при чем, если она испорчена!
— Осетрину прислали второй свежести, — сообщил буфетчик.
— Голубчик, это вздор!
— Чего вздор?
— Вторая свежесть — вот что вздор! Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это значит, что она тухлая!
— Я извиняюсь... — начал было опять буфетчик, не зная, как отделаться от придирающегося к нему артиста.
— Извинить не могу, — твердо сказал тот.
— Я не по этому делу пришел! — совсем расстраиваясь, проговорил буфетчик.
Работа с теорией.
1.Диалог – разговор двух или нескольких лиц.
2. Диалог состоит из реплик и слов автора.
3. Каждая реплика пишется с новой строчки через тире.
4. Знаки препинания ставятся так же, как и при прямой речи, но диалог кавычками не выделяется.
Диалог может оформляться и по-другому:
Если реплики пишутся в строчку, то каждая из них заключается в кавычки и отделяется друг от друга тире.
Пример: Владимир стал дожидаться. Не прошло минуты, он опять начал стучаться. Ставень поднялся, борода показалась. «Что те надо?» — «Что ж твой сын?» — «Сейчас выдет, обувается. Али ты прозяб? Взойди погреться». — «Благодарю, высылай скорее сына» (А. Пушкин).
5. Если после реплики идут авторские слова, то тире перед последующей репликой опускается.
Пример:Мы с женой спрашиваем его: «Где был?» — «В лес, говорит, гулять ходил — да встретил там некоего зелёного старичка, который со мною много разговаривал и такие мне вкусные орешки дал». — «Какой такой зелёный старичок?» — спрашиваем мы. «Не знаю, говорит, никогда его доселе не видывал» (И. Тургенев).
6. Диалог используется в разговорном и художественном стилях.
7. Нужно правильно использовать слова автора при диалоге, избегая слов-сорняков и повторов.
Знаки препинания при цитатах
Ознакомиться с теоретическим материалом, приведенным ниже.
Цитата—дословная выдержка из какого-либо текста или в точности, приводимые чьи-либо слова. Цитаты привлекаются для подкрепления или пояснения излагаемой мысли авторитетным высказыванием.
В письменной речи цитаты, как правило, заключаются в кавычки или выделяются шрифтом. Если цитаты приводятся не полностью, место пропуска обозначается многоточием.
Цитата может представлять собой законченное предложение или небольшой текст. Цитировать можно и часть предложения.
При этом цитата может вводиться в авторскую речь вводными словами и предложениями или без них.
Цитата из стихотворений в кавычки не заключается, если соблюдена стихотворная строка.
Способы цитирования
-Предложение с прямой речью и словами автора
«Язык, — отмечал Чехов, — должен быть прост и изящен».
-Цитата включается в авторский текст, как часть предложения
Он всегда был убежден, что «в человеке все должно быть хорошо».
-Цитата с пропуском, приведенная не сначала и не до конца (ставится многоточие)
Как писал Пушкин, он «…памятник воздвиг себе…».
-Цитирование поэтического текста. Текст цитируется с делением на строки и без кавычек
Как писал Тютчев:
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
- Эпиграф пишется в правом углу после формулировки темы без кавычек, на следующей строке — автор без скобок.
Сочинениe |
по повести А.С.Пушкина |
«Капитанская дочка». |
Гринев и Швабрин. |
Честь нельзя отнять, ее можно потерять. |
А.П.Чехов. |
-Цитирование в скобках как подтверждение собственных мыслей. В таких случаях кавычки ставятся
Пушкин — гуманист, противник насилия («Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»).
Существует несколько способов оформления цитат.
Способы цитирования (Записать в тетрадь)
С помощью прямой речи. | В книге «Путь жизни» Л. Н. Толстой писал: «Наказывать – по-русски значит поучать. Поучать можно только добрым словом и добрым примером». |
С помощью косвенной речи. | В книге «Путь жизни» Толстой писал о том, что «наказывать – по-русски значит поучать». |
С помощью вводных слов. | По словам Толстого, «наказывать – значит поучать». |