II. Виды и формы педагогического сопровождения детей и взрослых в приходе




СИНОДАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ

ОСНОВЫ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ В СИСТЕМЕ ПРИХОДСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Москва, 2021

Оглавление

Введение 4

I. Общие положения 5

II. Виды и формы педагогического сопровождения детей и взрослых в приходе 7

2.1. Виды педагогического сопровождения детей и взрослых 7

2.1.1. Катехизация 7

Оглашение взрослых людей 8

Дополнение оглашения крещеных взрослых людей 10

Восполнение недостатка в просвещении крещеных взрослых людей 12

2.1.2. Крещение и катехизация детей 12

2.1.3. Педагогическое сопровождение после катехизации 13

Педагогическое сопровождение людей, стремящихся к углублению в вере и/или нуждающихся в подготовке к церковному служению 14

Педагогическое сопровождение людей, нуждающихся в ответе на проблемы в области веры 15

2.2. Формы педагогического сопровождения детей и взрослых 15

III. Организация педагогического сопровождения детей и взрослых 18

3.1. Административное и межличностное взаимодействие 18

3.1.1. Административное взаимодействие 18

3.1.2. Межличностное взаимодействие 19

Взаимодействие приходских педагогов с наставляемыми 19

Взаимодействие в приходе с детьми и их семьями 20

Взаимодействие прихожан 21

3.2. Обеспечение необходимой ресурсной базой 22

3.2.1. Человеческие ресурсы 22

3.2.2. Материальные, информационно-методические и финансовые ресурсы 23

3.2.3. Временные ресурсы прихода 24

3.3. Установление положительного эмоционального фона 24

Приложение 1. Краткое представление теоретических основ духовной жизни детей и взрослых 25

Приложение 2. Основные принципы педагогического сопровождения детей и взрослых в приходе 29

Приложение 3. Возрастная периодизация детства, основанная на рассмотрении влияния духовного начала в человеке на развитие души и тела 32

Приложение 4. Классификация духовных состояний взрослого человека 34


Введение

 

Данный документ, определяющий концептуальные основы для построения педагогического сопровождения Церковью своих чад (детей и взрослых) в приходах, адресован архипастырям, пастырям и приходским педагогам (клирикам и мирянам) в качестве руководства при организации и осуществлении педагогического сопровождения детей и взрослых в приходских общинах.

На основании документа Синодальным отделом религиозного образования и катехизации вырабатываются практические рекомендации по педагогическому сопровождению детей и взрослых в приходе.


I. Общие положения

Служение христиан Богу, Церкви и людям, направленное на просвещение мира Светом Христовой Истины[1], – просветительское служение – является важнейшей задачей Церкви в деле спасения человека.

Просветительское служение христиан, призванных в первую очередь к свидетельству о Христе личной благочестивой жизнью[2], осуществляется также специально организованными Церковью усилиями (пастырскими, педагогическими, социальными). Таким образом в приходских общинах формируется система приходского просвещения.

Целью приходского просвещения детей и взрослых является помощь в развитии духовной жизни в Богообщении[3]: молитве, Причастии Святых Христовых Таин (Евхаристии) и других таинствах Церкви, приобщении к Слову Божию, милосердии, соучастии братьев и сестер во Христе в жизни друг друга (кинония). Для этого на протяжении всей жизни при участии Божественной Благодати трудится сам человек и в этом ему помогают окружающие его люди (см. Приложение 1).

Всю полноту ответственности за приходское просвещение несут архипастыри и пастыри. Помощь им в несении этого служения могут оказывать миряне.

Система приходского просвещения представляет совокупность взаимосвязанных между собой направлений просветительского служения: благовестия (миссии), церковного богослужения, служения милосердия, а также педагогического сопровождения детей и взрослых.

Педагогическое сопровождение детей и взрослых в Церкви [4] имеет общую для просветительского служения цель и обладает особым содержанием, включая в себя:

1. Наставление в вере как передачу хранимых в Священном Предании Церкви христианских смыслов[5] и опыта Богопознания и Богообщения.

2. Практическую помощь человеку в становлении и развитии Богообщения и преодоления препятствий к нему.

 

Лица, осуществляющие в приходе педагогическое сопровождение детей и взрослых, называются приходскими педагогами (или катехизаторами).

Вся полнота педагогического служения раскрывается в пастырском служении, сочетающем в себе наставление в вере и поддержку человека в развитии его духовной жизни через пастырское душепопечение.

 

Педагогическое сопровождение детей и взрослых выстраивается на основе универсальных для всех направлений просветительского служения принципов – актуализации Евангелия, христоцентричности, церковности, понимания человека как образа Божия, внутренней иерархичности, сознательности, общности, природосообразности, сообразности духовному состоянию человека, личностной ориентации, адаптивности, связи приходского просвещения с жизнью, принципа единства Церкви и семьи, принципа понимания ограниченности педагогических усилий, организационного и методологического принципа (см. Приложение 2).


II. Виды и формы педагогического сопровождения детей и взрослых в приходе

Выявление приходским педагогом представлений человека о православном вероучении и его отношения к Церкви является отправным этапом для грамотного попечения о его приобщении к церковной жизни и поддержке в ней, выбора необходимых для этого видов и форм педагогического сопровождения.

В отношении ребенка учитываются особенности развития его духовной жизни в различные возрастные периоды (см. Приложение 3).

Педагогическое сопровождение направлено главным образом на людей, состояние которых определено как «на пороге Церкви» и «внутри Церкви» (см. Приложение 4). По отношению к людям, находящихся «вне Церкви», возможное в будущем педагогическое сопровождение в приходе подготавливается миссионерскими усилиями Церкви.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: