Дидактический тест по разделу «Теория обучения»
Инструкция к тесту
Уважаемый студент,
правильный вариант/варианты ответа необходимо выделить жирным шрифтом. В блоках 1, 3 и 4 только один правильный вариант ответа; в блоках 2 и 5 необходимо выбрать по три варианта ответа на каждый вопрос.
Свою работу также необходимо подписать: ФИО, группа, институт, дата выполнения теста.
Файл с тестом подписываете следующим образом: фамилия и инициалы студента и название теста, например, Соболева В.В._Тест ТО.
Блок 1. Теория целостного педагогического процесса
1.Принципы оптимизации целостного педагогического процесса обосновал …
- Ю.К. Бабанский
- А.С. Макаренко
- В.А. Караковский
- И.П. Подласый
2.Взаимодействие и взаимообусловленность компонентов, составляющих целостный педагогический процесс, – это его …
- закономерность
- принцип
- модель
- результат
3.Цель педагогического процесса является его …
- системообразующим фактором
- средством
- источником
- движущей силой
4.Взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы, – это …
- педагогический процесс
- формирование личности
- социализация
- педагогическое общение
5.Методы педагогического процесса и формы взаимодействия составляют ___ компонент педагогического процесса
- операционно-деятельностный
- целевой
- содержательный
- мотивационный
6.Структура целостного педагогического процесса воспроизводится в каждой …
- педагогической ситуации
- педагогической задаче
- форме обучения
- закономерности воспитания
7.К функциям целостного педагогического процесса не относится ___ функция
- теоретическая
- воспитательная
- образовательная
- развивающая
8.Определяющая роль деятельности и обучения в формирования личности – закономерность целостного педагогического процесса, обусловленная …
- природой человека
- социальными условиями
- сущностью воспитания
- особенностями педагогической деятельности
9.Опора на положительные качества воспитанника – это принцип …
- гуманизации
- демократизации
- природосообразности
- культуросообразности
10.Одной из особенностей детей среднего школьного возраста является …
- несогласованность ценностей и поступков
- высокая внушаемость
- интерес к этическим проблемам
- произвольность внимания
11.Качество педагогического процесса, характеризующее результат действий и деятельности функционирующих в нем субъектов, – это …
- целостность
- системность
- объективность
- оптимальность
Блок 2. Образование как ценность, процесс и результат. Содержание образования
1.Учебный план имеет такие компоненты, как …
- федеральный
- национально-региональный
- школьный
- вариативный
- инвариантный
2.Учебник отражает в единстве логику…
- науки
- учебной программы
- развития личности
- усвоения
- мышления
3.Способы построения учебных программ …
- линейный
- концентрический
- спиральный
- параллельный
- последовательный
4.Учебный план – это нормативный документ, определяющий …
- перечень предметов, изучаемых в данном учебном заведении
- количество часов в неделю на изучение каждого предмета
- максимальную недельную нагрузку учащихся
- количество времени на изучение тем курса
- перечень наглядных пособий
5.Учебная программа содержит …
- пояснительную записку
- распределение по годам обучения
- продолжительность каникул
- тематическое содержание
- указания на межпредметные связи
6.Компонентами содержания образования являются …
- знания
- умения, навыки и опыт творческой деятельности
- опыт эмоционально-ценностных отношений
- методы обучения
- формы обучения
7.При выборе линейной структуры изложения содержания нужно придерживаться …
- последовательности и систематичности
- доступности
- возрастных особенностей
- активности и сознательности
- историзма
8.Образовательный стандарт – это федеральный нормативный документ, определяющий …
- требования к уровню подготовки учеников
- минимум содержания образовательных программ
- максимальный объем учебной нагрузки
- требования к учителю
- характер учебной деятельности
9.Опыт эмоционально-ценностных отношений обуславливает…
- знания о способах деятельности
- решения учебных проблем
- нравственные стимулы
- мотивы деятельности
- эстетическую потребность
10.Носителями содержания образования являются…
- образовательный стандарт
- учебный план
- устав школы
- учебная программа
- Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ»
11. Учебник выполняет такие дидактические функции, как…
- альтернативная
- информационная
- мотивационная
- материализованная
- контролирующая
Блок 3. Типология образовательных учреждений
1.Общеобразовательное учебное заведение для старшеклассников с углубленным изучением дисциплин по определенному профилю называется…
- гимназией
- колледжем
- лицеем
- прогимназией
2.Школа, опирающаяся на педагогическую концепцию одного педагога или коллектива учителей, называется…
- авторской
- профильной
- развивающей
- профессиональной
3.Частные образовательные учреждения и учреждения общественных и религиозных организаций относятся к группе ___ учреждений
- муниципальных
- негосударственных
- специальных
- профильных
4.Учебное заведение, осуществляющее обучение и воспитание учащихся с 1-го по 11-й классы на основе углубленной подготовки – это …
- гимназия
- прогимназия
- учебно-воспитательный комплекс
- реальное училище
5.Основанием деления школ на государственные, муниципальные и негосударственные является …
- организационно-правовая форма
- характер сообщаемых знаний
- направленность подготовки
- реализуемая программа
6.Авторской педагогической системой можно назвать опыт педагогической работы…
- А.С. Макаренко
- Ж.Ж. Руссо
- Ю.К. Бабанского
- Н.К. Крупской
7.Школы, где дети по собственному желанию или по воле родителей осваивают основы того или иного вероучения, называются …
- коммунами
- интернатом
- трудовыми
- воскресными
8.По уровню образования выделяются образовательные учреждения…
- начальные, средние, высшие
- общеобразовательные, профессиональные
- конфессиональные, светские
- мужские, женские
9.Вновь образуемые и реорганизованные учебные заведения, дающие среднее специальное профессиональное образование или начальный цикл высшей школы, называются…
- колледжами
- учебно-воспитательными комплексами
- комплексами «школа-вуз»
- лицеями при вузе
10.Свойственные учебному заведению цели, задачи, содержание и организация учебно-воспитательного процесса характеризуют…
- тип школы
- уровень образования
- вид образовательного учреждения
- инновационные процессы
11.Основной целью создания различных типов образовательных учреждений является …
- возрождение интеллектуального и духовного потенциала общества
- создание единого образовательного пространства
- обеспечение взаимосвязи теории и практики
- регламентация учебного процесса
12.Учебно-воспитательное учреждение, являющееся базовым элементом образовательной системы, называется …
- училищем
- университетом
- институтом
- школой
13.Учебное заведение, сочетающее обучение и научную деятельность, смысл которого изначально понимался как «союз людей, заинтересованных в науке», называется …
- высшей школой
- академией
- университетом
- институтом
14.В классификацию образовательных учреждений по организационно-правовым формам не входят ___ учреждения
- военные
- государственные
- негосударственные
- муниципальные
15.В общеобразовательных учреждениях невозможно получить ___ образование
- начальное общее
- основное общее
- среднее общее
- начальное профессиональное
Блок 4. Формы, методы и средства обучения
1.Среди понятий «урок», «структура урока», «форма организации обучения», «тип урока» наиболее частным является понятие …
- «структура урока»
- «урок»
- «форма организации обучения»
- «тип урока»
2.Дефицит общения и эмоций в обучении - недостаток ___ обучения
- программированного
- объяснительно-иллюстративного
- проблемного
- догматического
3.Развитие мышления, творческих способностей, сил учащихся является преимуществом ___ обучения
- проблемного
- компьютерного
- алгоритмизированного
- объяснительно-иллюстративного
4.Нормативные требования к организации и проведению образовательного процесса – это…
- дидактические принципы
- закономерности обучения
- дидактические теории
- педагогические концепции
5.Приведение содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники, с опытом мировой цивилизации отражает требования принципа …
- научности
- доступности
- наглядности
- прочности
6.Занятие учащихся чистописанием следует отнести к такому методу обучения, как …
- упражнение
- наблюдение
- показ
- практическая работа
7.Среди понятий «метод обучения», «прием обучения», «средство обучения», «учебник» наиболее масштабным является понятие…
- «метод обучения»
- «прием обучения»
- «средство обучения»
- «учебник»
8.Диалогический метод обучения, позволяющий подводить учеников к пониманию нового материала с помощью системы вопросов, называется …
- беседой
- рассказом
- объяснением
- упражнением
9.Учебное занятие на старшей ступени обучения в форме коллективного обсуждения изучаемых вопросов – это …
- семинар
- факультатив
- консультация
- конференция
10.Формированию теоретических знаний в наибольшей степени способствует такой метод обучения, как …
- лекция
- демонстрация
- упражнение
- иллюстрация
11.Внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме, – это …
- форма организации обучения
- процесс обучения
- метод обучения
- преподавание
Блок 5. Современные модели организации обучения
1.Основными признаками форм организации обучения являются …
- степень самостоятельности учащихся
- характер управления учителем познавательной деятельностью учащихся
- используемые учителем методы обучения
- наличие или отсутствие средств обучения
- режим учебных занятий
2.По количеству учащихся и по особенностям взаимодействия учителя и учащихся различают такие формы организации обучения, как …
- школьная
- внешкольная
- фронтальная
- индивидуальная
- групповая
3.Формы организации обучения классифицируются по основаниям …
- количество учащихся
- место проведения занятий
- продолжительность учебных занятий
- особенность учебного материала
- совокупность технологий обучения
4.К конкретным формам организации обучения относятся …
- факультатив
- беседа
- рассказ
- урок
- экскурсия
5.К особенностям классно-урочной формы организации обучения относятся …
- постоянный состав учащихся
- наличие такой единицы занятий, как урок
- дифференциация обучения по способностям учащихся
- взаимное обучение
- распределение учащихся в классы по возрастам
6.К уроку предъявляются такие дидактические требования, как …
- осуществление принципов обучения
- определение задач урока
- формирование учебной деятельности учащихся
- развитие памяти
- реализация межпредметных связей
7.Воспитательными требованиями к уроку являются …
- наличие плана урока
- формирование мировоззрения
- воспитание нравственных качеств
- соблюдение педагогического такта
- определение структуры урока
8.Закрепление как этап урока включает в себя …
- специальные задания после объяснения материала
- связь теоретического материала с практикой
- выработку умений применения знаний
- воспроизведение учебного материала
- разъяснение основных идей учебного материала
9.По главной дидактической цели выделяются уроки …
- изучения нового материала
- обобщения и систематизации
- самостоятельной работы
- формирования и совершенствования умений и навыков
- семинары
10.Недостатками классно-урочной формы обучения являются …
- трудность в учете индивидуальных особенностей учеников
- отсутствие общения между учащимися разного возраста
- использование одних и тех же методов обучения
- обязательность занятий для всех
- ориентированность на «среднего» ученика
11.Для урока изучения нового учебного материала характерны такие этапы, как …
- проверка ранее усвоенных знаний
- формирование навыков
- восприятие и осознание нового материала
- формирование учебных умений
- обобщение и систематизация знаний