Консультация для родителей. «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПРИ ЗАУЧИВАНИИ СТИХОТВОРЕНИЙ»




Тема:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПРИ ЗАУЧИВАНИИ СТИХОТВОРЕНИЙ»

Чувство ритма имеет большое значение для психического развития человека. Оно основывается на заложенных от рождения проявлениях элементарной ритмической способности детей раннего возраста.

В ритме всегда присутствуют две стороны: временная и пространственная. При освоении ребёнком ритмического повтора в движении, игре, речи, конструировании, рисовании первоначально преобладающим является временной компонент ритма (ритмичные похлопывания рукой, потряхивание погремушкой, повторные ритмичные прыжки, повторные манипуляции с предметами, повторные слоги в лепете, черкание). На двигательном повторе базируется овладение ребёнком предметными игровыми действиями, лепетом (ритмическая повторность однородных слогов), и в дальнейшем - словом. Появление ритма чередования (например, чередование разнородных слогов, движений ног при подъёме по лесенке) свидетельствует о нарастании пространственного компонента. Проявляется это в овладении ребёнком перекрёстной схемой ползания, а затем ходьбы, появлении чередующихся игровых действий, первых двусоставных слов, первичной предметности в рисунке и постройке. Процесс становления чувства ритма тесным образом связан с развитием эмоционально-волевой сферы, восприятия, моторики, зрительно-двигательной координации, речи.

У детей с нарушением интеллекта различные виды деятельности (музыкальная, изобразительная, речевая и др.) характеризуются низким уровнем развития ритмичности вследствие имеющегося биологического дефекта - нарушения ЦНС органического или функционального генеза.

У таких детей выявляются специфические нарушения пространственных представлений, пространственной ориентировки и ритмических движений. Низкий уровень развития ритмической способности приводит к нарушению двигательной и эмоциональной сфер ребёнка, его познавательной деятельности, а также недоразвитию личности в целом.

Без специального обучения дети с ОВЗ остаются практически не восприимчивыми к проявлениям ритмичности. При воспроизведении стихотворных текстов дети нарушают ритм и рифму стихотворений. Они стараются передать стихотворный текст с помощью прозы, не могут передать движениями пульсацию стиха. В их воспроизведениях можно отметить хаотичные, неупорядоченные хлопки, аритмичные, обрывочные передачи стихотворных строк, без ориентировки на структуру ритма.

А между тем, знание стихов обогащает словарь ребёнка, вырабатывает навыки правильного произношения слов и фраз, воспитывает культуру речи.

Дети с нарушением интеллекта усваивают лексико-грамматические формы языка автоматически, запоминая их, а не анализируя. Работа над запоминанием стихотворений занимает важное место в формировании правильной произносительной стороны речи у детей с нарушением интеллекта.

Предварительная работа по заучиванию стихотворных текстов включает в себя такие важные разделы, как:

- формирование сенсорных эталонов (уточнение представлений о цвете, форме, величине предметов);

- работу над освоением различных видов темпов: дошкольники с нарушением интеллекта начинают реагировать на скорость следования звуков, причем в такой последовательности: быстрый - умеренный – медленный.

Чувство ритма возникает тогда, когда создаётся его сложный механизм, основывающийся на единой зрительно-слухо-двигательной связи, которая у детей с нарушением интеллекта формируется на дефектной основе и длительное время сохраняется её нескоординированность.

Поэтому формирующее воздействие должно одновременно учитывать включение двигательного, зрительного, слухового анализаторов, и развивать их слаженную деятельность. Этому во многом способствуют упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия, такие как «колечко», «кулак – ребро – ладонь», «змейка» и др.

В процессе их выполнения дети учатся сочетать сразу несколько движений и выполнять их не только по подражанию, вслед за взрослым, а ритмично повторять эту серию самостоятельно, без посторонней помощи. При этом формируется более чёткая направленность движений и ритмичность переключения с одного движения на другое.

Необходимо познакомить ребёнка с основными структурами ритма (повтором, чередованием); научить опознавать их на слух и зрительно. Этого можно добиться, выкладывая декоративные узоры и ритмические рисунки из природного и бросового материала, либо геометрических фигур, начиная от ритма повторности и переходя к ритму чередования в самой доступной его форме — ритму «качания». При выкладывании наглядных схем воспитанники обучаются целенаправленно действовать рукой слева направо, сверху вниз. Образование такого стереотипа движений руки под контролем зрения связано с формированием правшества и обеспечивает подготовку детей к школьному обучению.

Приступая к заучиванию, родитель выразительно читает стихотворение ребёнку, пытаясь вызвать эмоциональный отклик. Затем обязательно надо провести словарную работу, найти в тексте незнакомые или непонятные слова и объяснить их значение доступными средствами. После этого стихотворение прочитывается ещё раз с расстановкой смысловых акцентов.

Далее родитель старается вызывать у ребёнка желание запомнить это произведение. Его можно выучить для мамы, для Деда Мороза либо помочь кукле «запомнить» стихотворение, чтобы в гостях рассказать его.

Предлагаем детям выложить схему стихотворения из фишек или природного материала:

схема «повтора» -

 

 

схема «чередования» - (по форме),

 
 


либо (по величине)

либо (по цвету).

 

Переходя к заучиванию стихотворения по ритмической схеме, сначала можно предложить «озвучить» эту наглядную схему, помогая ребёнку отстучать или отхлопать ритм в заданном темпе, либо со сменой движений (если речь идёт о чередовании). При этом задействуются крупные мышцы тела, и дети практикуются ориентироваться в схеме тела. В дальнейшем переходим к действию более мелкими мышцами рук и языка. При этом схема «оречевляется», проговаривается её ритм: если это цветовая схема, то называется цвет каждого элемента схемы, если ритм основан на разнице величин, то проговариваются величины элементов и т. д.

После этого можно предложить провести героя (матрёшку, киндер – игрушку и т.д.) по наглядной схеме. Родитель одновременно с ребёнком выполняет показ и рассказывает стихотворный текст, перескакивая игрушкой от одного элемента схемы к другому, обозначая интонационно ритмические акценты и позволяя прочувствовать заданный ритмический рисунок.

 

Затем предлагается активное заучивание стихотворного текста с проговариванием вслед за родителем и одновременным выполнением ритмических скачков игрушкой или пальчиком по выложенной ритмической схеме. Движения детей при этом приобретают серийный характер, возникает плавность переключения с одного движения на другое. Появление акцента, пульсации придаёт любому виду детской деятельности особое качество. Оно обогащает ритмическую организацию деятельности свойством знаковости и придаёт ей смысл.

 

Йова О.В., учитель-дефектолог группы № 3

МБДОУ Детский сад № 20,

высшая квалификационная категория.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: