Жанры массовой популярной музыки




Популярная музыка – это эстрадные популярные песни, джазовая музыка, рок-музыка, легкие театральные жанры и музыка для кино и телевидения (преемник симфонической музыки для театральных постановок). Все эти направления возникли в XX веке или чуть раньше, в последней трети XIX века.

Главное отличие массовой музыки от профессиональной – ориентированность на обобщенный уровень музыкального восприятия. Академические произведения апеллируют к наиболее возвышенным чувствам человека, но массовые жанры в большинстве своем направлены на уровень примитивных эмоциональных реакций, даже простых инстинктов, активировать которые гораздо легче, и которые имеются абсолютно у всех. Массовая музыка не предполагает мыслительной деятельности слушателя, но при этом может поднять ему настроение, поэтому она настолько популярна. Кроме направленности на усредненное и низшее восприятие, массовая музыка обладает также еще двумя качествами: широким распространением посредством массового копирования на звуковоспроизводящей аппаратуре и электронных устройствах, и коммерческое предназначение – получение прибыли.

 

1.Эстрадная песня – самый популярный, самый распространенный жанр массовой музыки. Она обладает огромным разнообразием форм и предназначений. Она заняла ведущее положение в начале XX века и с тех пор лидирует среди слушателей.

Популярная песня возникла в европейской народно-городской культуре XIX века. Первым из подобных жанров был шансон (chanson – «песня») – особый вокальный жанр легкого музицирования, появившийся и распространившийся во Франции. Он имеет истоки во французском народном городском музицировании, в культуре которого к XIX веку появилось достаточно много разновидностей народно-популярной французской песни, в т.ч. куплет и шансонет. В то же время появились и первые развлекательные заведения, где исполняли популярные песни и танцы, а также ели и пили – кабаре. В первых кабаре собирались поэты и музыканты, постепенно формируя особый слой французского общества – богему. Во второй половине века по приказу Наполеона III исполнение развлекательных песен и других номеров в общественных местах (например, на ярмарках) было запрещено, и кабаре стали единственными местами, где можно было их услышать. Поэтому во Франции кабаре, или кафе-шантан, стало особенно много. Первым парижским кабаре считается «Черный кот» на Монмартре (откр. в 1881), но в других местах кабаре существовали и раньше.

В начале XIX века появились певцы- шансонье нового уровня профессионализма, создатели жанра романса и новой песни XIX века – Пьер-Жан Гара, Жан-Жозеф Ваде. На протяжении XIX и начала XX века традиции шансона приобрели очень широкий размах. Появился особые виды музыкального исполнения – «кафе-концерт» и ревю. При этом шансон до сих пор оставалась специфическим национальным французским жанром; особенно это было заметно в музыкальном языке. Главная ее содержательная особенность – сочетание искренности, остроумия и некоторой фривольности, что объясняется в целом атмосферой Парижа. В XIX веке установилась и прочно закрепилась до сих пор любовная тематика французской шансон. При этом и музыка, и тексты этих песен были высоко профессиональными. В XX веке вторая волна развития шансона пришлась на военный и послевоенный период. Появилось множество новых шансонье, одновременно ставших звездами эстрады – Морис Шевалье, Тереза Паулюс, Иветт Жильбер и др. Перед Второй Мировой войной начинает творческую деятельность Эдит Пиаф. Она стала первым символом профессионально-трагедийного эстрадного исполнения. Однако сегодня, хотя жанр и продолжает существовать, он потерял свою изначальную специфику эстрадно-театрализованного исполнения и слился с общим жанром популярной песни.

В том же XIX веке на немецкой почве начал развиваться жанр шлягера. Шлягер – изначальный термин в массовой музыкальной культуре, обозначающий один ее единичный компонент, который соответствует особым заявленным характеристикам. Главнейшей из них является высокий слушательский рейтинг. Шлягер, а также его современная версия – хит, обладают большой силой психологического воздействия и хорошо запоминаются, даже помимо воли слушателя. Шлягер – первый музыкальный жанр, направленный не на содержание или развлечение, а на получение дохода с концертов. Появление шлягеров также сильно зависит от начала индустриальной революции: популярность их увеличивалась с появлением возможности широкого тиражирования на фонографах, а затем грампластинках. Песенный жанр шлягера, появившись в конце XIX века, занял позицию диктатора музыкальной моды, и удерживает ее до сих пор. В его истоках можно выделить австро-немецкую Lied, оперетту, водевиль, легкие танцевальные жанры. Расцвет классического шлягера пришелся на 30-е гг., когда в полной мере развернулся кинематограф. Появились первые настоящие кинозвезды – артисты синтетического жанра. Наиболее известны среди них – Марлен Дитрих, Джуди Гарленд, Мерилин Монро. Кино и радио также оказали огромное влияние на сферу музыкальной рекламы.

Главной характеристикой современной разновидности эстрадной песни – хита, является популярность, а не музыкальный язык или содержание текста. Хит отличается от обычной песни и формой бытования, состоящей из нескольких этапов:

1. Студийная запись песни- сингла, т.е. одиночной оригинальной композиции;

2. Аранжировка – выравнивание вокальной записи и создание для нее инструментального аккомпанемента, ритм-группы и звуковых эффектов – часто искусственным путем;

3. «Раскрутка» песни в Интернете, на телевидение и радио, подсчет информационных рейтингов;

4. Создание альбома на основе сингла, если он набрал высокие рейтинги;

5. Запись альбома на компакт-диск и тиражирование дисков;

6. Продажа и автоматический еженедельный подсчет реализуемых дисков, составление коммерческих рейтингов.

7. Составление чарта – списка «десять самых популярных песен»;

8. Включение хита в хит-парад, если он находится на вершине рейтингов и входит в чарт;

9. Концерт на эстраде.

Запись песни-хита в студии – наиболее характерное отличие массовой музыкальной культуры от остальных видов музицирования. Максимальная направленность на легкое слушательское восприятие создается искусственно, и сам певец в этом создании принимает очень небольшое участие.

Особенным жанром является песня-баллада, распространенная в сфере рок-музыки, авторской песни и религиозной эстрадной песни. Баллады были распространены еще в Средневековье как один из жанров музыки трубадуров и мейстерзингеров. Но во второй половине XX века жанр баллады проник и в массовую культуру – так стали называть длинные медлительные композиции любовного содержания. Впервые они появились в рок-музыке. Баллады часто записываются с использованием акустических гитар и/или фортепиано, иногда электрические гитары вступают в завершающей части песни. Партии ударных инструментов в балладах могут отсутствовать, либо играть незначительную роль. Имеются примеры использования в балладах самых различных акустических инструментов: скрипка, виолончель, флейта, мандолина, а также использования клавишных при отсутствии в составе группы клавишника; при этом на записи клавишные партии исполняет кто-либо из участников группы, а при живых выступлениях — проигрываются портативной студией. Часто баллады записываются в акустических, симфонических, камерно-оркестровых аранжировках.

 

2. Культура джаза. Джаз – это неотъемлемая часть культуры XX века. Он популярен во всех странах, но при этом он очень сложен для восприятия, даже больше, чем академическая музыка.

Джаз – порождение культуры черного населения Америки. Музыка и пение стали для афроамериканцев главной культурной отдушиной в жестоком мире; до второй половины XX века не было ни писателей, ни каких-либо других деятелей искусства, принадлежащих к этой народности. Джаз и его предковые формы – блюз и рэгтайм, возникли из свободного фольклорного музицирования афроамериканцев.

Блюз – особый вид импровизационной вокальной музыки с весьма депрессивным содержанием: основные темы – одинокий путь, несчастная любовь, сильнейшая тоска и т.д. Как вокальный жанр, блюз предполагает активное взаимодействие равноправных партий вокала и инструмента (в классическом варианте – чаще всего гитары). Преобладающая форма блюза — 12-тактовая блюзовая гармоническая сетка, или «блюзовый квадрат », где первые 4 такта зачастую играются на тонике, по 2 — на субдоминанте и тонике и по 2 — на доминанте и тонике. Метрическая основа в блюзе — 4/4. Нередко используется ритм восьмых триолей с внутренней паузой — так называемый шаффл. Характерной особенностью блюза является использование блюзового лада, включающего в себя пониженные III, V и VII ступени (т. н. «блюзовые ноты»). Ладовые и гармонические принципы блюза были интегрированы в более поздние виды джаза.

Импровизационная природа – это характерная черта и настоящего джаза. Изначально словом «джаз» называли как музыку, так и самого музыканта или группу музыкантов; но вскоре это стало чисто музыкальным термином. Музыкальные характеристики джаза – сбитая ритмика, большое количество нестандартных приемов звукоизвлечения, общая «горячая» манера – «драйв ». В первоначальных формах джаз предполагал также участие в импровизациях и слушателей – хотя бы в ритмически-ударном сопровождении. Этот феномен называется jam-session. Джем-сейшн – это совместная последовательная индивидуальная импровизация на заданную тему, без особых приготовлений и без определенного соглашения между участниками.

Ритм в джазе – самая характерна яего черта как музыкального жанра:

1. Постоянное сохранение единого темпа, который поддерживается битом или фортепианным аккомпанементом.

2. Преобладание в ритмических рисунках тернарных пропорций (триолей) и других форм полиметрии и ритмического варьирования.

3. Частое использование синкоп и блуждающих акцентов (off-beat, «вне удара»).

4. Свинг (т.е. «покачивание») – особый джазовый ритмический рисунок, при котором первая пара длительностей в такте удлиняется, а вторая сокращается; при этом продолжительность звучания такта остается неизменной. Тот же прием используется на более мелкие мотивы из двух нот; при этом изначально ровная пара длительностей звучит как разновидность триоли. Свинг как один из важнейших джазовых приемов, получил широкое развитие в разных джазовых стилях, и даже перешел в другие формы эстрадной музыки, в частности, в рок-н-ролл.

Джазовый инструментарий заслуживает отдельного разговора. Основными инструментами со времен традиционного джаза являются: саксофон в различных вариантах, характеризующийся возможностью создать большую звуковую палитру; труба – наиболее высокий по звучанию инструмент, а также корнет – уменьшенная разновидность трубы; кларнет; бас-гитара или джазовый контрабас без смычка; фортепиано (часто используется так называемое honky-tonk piano); ударная установка. При джазовом исполнении обычно используются акустические инструменты академического образца, без электронных дополнений, и без особой подготовки. Но при импровизациях исполнители используют самые предельные возможности своих инструментов, особенно духовых.

Развитие джаза разделяют на 5 этапов, в каждый из которых преобладали особые жанровые разновидности:

· архаический, или «протоджаз» (вторая половина XIX века, основные виды – спиричуэл и блюз),

· традиционный (с начала века до начала 30-х гг., основные виды – новоорлеанский джаз и чикагский джаз),

· классический (30-40е гг., наиболее популярными стали жанры свинг и бибоп, объединяемые в общий стиль «хот-джаз»),

· современный (40-70е гг., распространились кул-джаз, мейнстрим, соул-джаз)

· новейший (с 80-х гг. до сих пор, появились много новых разновидностей, сохранились классические и современные жанры, но джаз стал терять популярность на эстраде).

 

3. Рок как музыкальный стиль и как культурное явление. Рок – название, обобщающее в себе множество феноменов современной массовой культуры. Рок-музыка имеет большое количество направлений: от достаточно лёгких жанров, таких как танцевальный рок-н-ролл и поп-рок, до брутальных и агрессивных жанров. Содержание песен варьируется от лёгкого и непринуждённого до мрачного, глубокого и философского. Часто рок-музыка противопоставляется поп-музыке – эстрадным популярным песням. Из всех ранее рассмотренных видов массовой музыкальной культуры рок-музыка более всех приближена по характеристикам к академической музыке.

Рок-музыка обычно исполняется рок-группой, состоящей из вокалиста, гитариста, бас-гитариста и ударника, иногда клавишника. Бас-гитара, ударные и иногда ритм-гитара составляют ритм-секцию. Несомненно, что рок группы происходят от джаз-бэндов, в которых использовался похожий состав. Солирующим инструментом чаще всего является электрогитара – наличие электроакустических инструментов стало самым главным отличием рока от существовавших прежде видов музыкальных культур. Именно рок-музыканты впервые стали выпускать свои песни, не выступая на концертах, а записывая их в студиях, и этот прием перешел на всю популярную музыку. Однако существуют примеры использования в рок-композициях практически всех известных музыкальных инструментов.

Отличительная черта рок-музыки – неизменный ритм, поддерживаемый ритм-секцией. Однако уже начиная с 60-х годов ряд направлений рока использует композиции с усложнёнными структурами и ритмами. Также стоит отметить, что в начале своего развития вся рок-музыка лежала в основном в рамках блюзовой гармонии, но сейчас отдельные её направления имеют мало общего в музыкальном отношении.

Началом рок-музыки является появление полуджазового популярного жанра рок-н-ролла. Но классически история рока начинается с 1957 года, когда была записана композиция «Rumble » гитариста Линка Рея, в которой впервые был использован эффект фузза (fuzz) на электрогитаре. Это прием, основанный на нелинейном искажении звука электрогитары с помощью подключаемых к ней сторонних электронных устройств, триггеров; звук гитары от этого становится более выразительным и необычным. Возник эффект фузза, как это часто бывает, случайно, в попытке перегрузить электронный звук – но этот случай в какой-то мере породил все сегодняшние «тяжёлые» жанры рок-музыки, в частности, хэви-метал и панк-рок.

В 60-е гг. стали появляться новые жанры рок-музыки – например, бит, фолк-рок и другие. Особенным периодом в истории рока стало так называемое «Британское вторжение » - когда жанры британского рока вместе с исполнителями перебрались через океан в Америку. Форвардом этого вторжения и самой знаменитой в мире рок-группой стали The Beatles, пришедшие в Америку в 1964 году. The Beatles уже в ранние годы представляли собой принципиально новое явление в мировой музыке, и в рок-музыке в частности — в них соединялись необычайная музыкальная плодотворность и принципиально новый имидж (не просто автор-исполнитель с группой, а четверо ярких личностей, группа, где каждый поёт и каждый способен сочинить хит). Охватившая практически весь мир популярность The Beatles (её началом можно примерно считать выступление на шоу Эда Салливана в 1964 году) положила начало небывалому для того времени явлению — «битломании».

В 60-е гг. в Америке рок-сцена не ограничивалась «британским вторжением». Наибольшим достижением чисто американской культуры тех дет является фолк-рок. На основе звука вокальных фолк-групп и фолк-исполнителей 30-50-х годов (не без влияния блюза) создавали свою музыку фолк-исполнители начала 60-х, влиятельнейшим из которых являлся Боб Дилан. Он наглядно продемонстрировал своему поколению, что в популярной музыке можно говорить не только о любви, но затронуть и множество других тем, в том числе философских и социальных. В развитии музыки конца 1960-х особенно ярко проявились характерные для 1960-х годов тенденции к увеличению её роли в обществе: из ещё одного средства развлечения рок-музыка стала феноменом контркультуры. С рок-музыкой связаны движение хиппи в Америке, Молодёжная революция в Европе. Она стала неразрывно связана с общественным противостоянием войне во Вьетнаме. В какой-то мере музыка второй половины 60-х гг. заложила основы для всех последующих достижений рок-музыки. Наиболее известным проявлением новой культуру стал фестиваль в Вудстоке.

Со второй половины 60-х гг. начали появляться жанры тяжелого рока. «Тяжёлая» музыка традиционно берёт начало с сингла группы The Kinks «You Really Got Me» 1964 года. Здесь впервые в рок-музыке были использованы «тяжёлые» гитарный рифф и соло прифуззованной гитары. Первые альбомы The Kinks отличались, наряду с утяжелённым бит-саундом, также остросоциальными текстами. Наиболее важным течением стал андерграунд – рок-композиции с очень темными и крамольными текстами. Это течение объединяло в себе несколько жанров – некоторые разновидности психоделического рока, прото-панк, альтернативный рок, рок-авангард. В конце 60-х гг. появились первые композиции в стилях хэви-метал и арт-рок.

Примерно в это же время первые рок-музыканты появились в СССР. К середине 1960-х в Москве и Ленинграде сформировались бит-группы, на первых порах исполнявшие кавер-версии зарубежных хитов. На волне битломании рок-группы стали появляться чуть ли не в каждой советской школе, и некоторые сохранились до сих пор – например, «Машина времени ». 18 декабря 1966 года в Каменске-Уральском в Свердловской области прошёл первый в стране рок-фестиваль.

Тяжелые рок-жанры стали основой рок-сцены в 70-е гг. Это были, прежде всего, хард-рок, прогрессив-рок и глэм-рок. Их влиянию подверглись даже такие мирные течения, как фолк-рок и поп-рок. Основные стилистические принципы этих жанров – тяжелый гитарный рифф в качестве поддержки ритма, электрогитара как основной инструмент, длинные сольные партии, слаженная работа ритм-секции. В тяжелых рок-жанрах появились также новые манеры пения, ранее неизвестные – скриминг (screaming, агрессивный певческий крик) и гроулинг (growling, рычащие интонации). Основные группы, появившиеся в конце 60-х – начале 70-х гг. и исполняющие хард-рок – Led Zeppelin, Black Sabbath и Deep Purple.

В противоложность этому глэм-рок старался как можно больше упростить рок-музыку, при этом придав ей больше пафосности. Основными рок-исполнителями этого стиля стали группа «Queen » и Фредди Меркьюри. В середине 70-х еще несколько разновидностей тяжелого рока – «новая волна», панк-рок, индастриал-рок. В начале 80-х гг. одним из основных жанров рок-музыки стал хэви-метал (Heavy Metal, «тяжелый металл»); он появился десятилетием раньше, но только в это время обрел наибольшую популярность и стал влиять на другие жанры рок-музыки. Он отличался наиболее жестким и агрессивным гитарным звучанием в сочетании с сильным, мелодичным профессиональным вокалом. Тематика этих песен чаще всего была патетической, мистической, мифолого-героической, фантастической и даже оккультной; в соответствии с тематикой выглядел и стиль одежды исполнителей.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: