Показатели межрегионального обмена




1. Объем вывоза продукции из региона

2. Объем ввоза продукции в регион

3. Объем межрегионального товарообмена = вывоз+ввоз

4. Объем экспорта продукции из региона

5. Объем импорта продукции в регион

6. Внешнеторговый оборот = экспорт+импорт

7. Внешнеторговое сальдо = экспорт-импорт

8. Объем общего товарообмена региона = межрегиональный товарообмен + внешнеторговый оборот

9. Показатели открытости экономики региона:

 

9.1. Показатели общей открытости экономики региона:

 

Степень общей открытости объем общего товарообмена

экономики региона = ------------------------------------

(по общему товарообмену) ВРП

 

Степень общей открытости объем межрегионального товарообмена

экономики региона = --------------------------------------------------

(по межрегиональному ВРП

товарообмену)

 

Степень общей открытости объем внешнеэкономического товарообмена

экономики региона = ---------------------------------------------------------

(по внешнеэкономическому товарообмену) ВРП

 

9.2. Показатели открытости экономики региона по отдельным товарным группам:

 

Коэффициент вывоза вывоз продукции из региона

(коэффициент товарности = ----------------------------------------------------

регионального производства) объем производства продукции в регионе

 

Коэффициент ввоза ввоз продукции в регион

(доля ввоза в общем потреблении = -------------------------------------------

продукции в регионе) производство – вывоз + ввоз

 

вывоз + ввоз продукции

Коэффициент товарообмена = ----------------------------------------------------

объем производства продукции в регионе

 

10. Уровень самообеспечения производство продукции в регионе

региона продукцией = --------------------------------------------------

потребление продукции в регионе

3. Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия как форма экономического самоуправления и региональной экономи­ческой интеграции. Функции межрегиональных ассоци­аций экономического взаимодействия.

Достаточно новой для РФ организационной формой регулирования регионального развития в 90-е годы явились межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия. Формирование межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия как формы межрегионального сотрудничества началось в 1991 г. и являлось реакцией регионов на низкую эффективность федерального управления. Началом развития межрегиональных ассоциаций было поста­новление Правительства РФ от 16 сентября 1993 г. N 918 "О неко­торых вопросах организации и деятельности добровольных объедине­ний (ассоциаций) экономического взаимодействия субъектов РФ и органов местного самоуправления".

Федеральный закон от 17.12.1999 N 211-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации" определяет общие принципы организации и задачи деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации, их отношения с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в целях обеспечения правовых, экономических и организационных гарантий деятельности указанных ассоциаций, создания условий, способствующих социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом.

Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации - некоммерческая организация, учредителями которой являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, и которая создается на добровольной основе в целях межрегиональной интеграции и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Основными целями и задачами ассоциации являются:

обеспечение необходимых условий для эффективного взаимодействия субъектов Российской Федерации в вопросах социально-экономического развития на основе объединения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов;

подготовка предложений по вопросам рационального использования экономических потенциалов субъектов Российской Федерации;

стабилизация экономического положения и социальная защита населения;

совершенствование методов управления хозяйствующими субъектами в условиях рыночных отношений;

достижение устойчивого развития экономики субъектов Российской Федерации в условиях рыночных отношений и создание базы для повышения уровня жизни населения;

представление интересов членов ассоциации;

обеспечение взаимодействия субъектов Российской Федерации по организационному, экономическому, научно-техническому и социальному развитию регионов;

участие в установленном порядке в разработке и реализации совместных программ и проектов, в том числе федерального значения;

оптимальное размещение производительных сил;

развитие производственной и социальной инфраструктуры, коммуникаций;

содействие заключению взаимовыгодных экономических соглашений между субъектами Российской Федерации;

подготовка предложений по бюджетно-финансовым вопросам;

подготовка предложений по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;

подготовка предложений по вопросам реализации региональных инвестиционных программ и проектов;

изучение рынка труда в целях разработки совместных мер по обеспечению максимальной занятости населения, дополнительного профессионального образования кадров;

создание комплексных информационных структур и формирование банка данных, необходимых для принятия оптимальных управленческих решений;

подготовка предложений по вопросам совершенствования законодательства субъектов Российской Федерации, органы государственной власти которых входят в ассоциацию.

Создание ассоциации осуществляется по решению учредителей, которыми могут выступать органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

К основным направлениям деятельности ассоциаций относятся:

- координация усилий региональных органов управления по стабилизации социально-экономического развития макрорегионов;

- осуществление интеграционной политики в масштабах макрорегиона;

- обеспечение коллективного диалога с федеральными органами управления;

- оказание влияния на Правительство при решении вопросов регионального развития (экономические права территорий, выделение ресурсов для регионального развития и др.).

В РФ с момента создания действовало девять ассоциаций:

"Общероссийский классификатор экономических регионов. ОК 024-95"

(утв. Постановлением Госстандарта РФ от 27.12.1995 N 640)

(Дата введения 01.01.1997) (ред. от 31.03.2010) {КонсультантПлюс}

Ассоциация «Большая Волга» по экономическому взаимодействию республик и областей Поволжского региона Российской Федерации,

Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов Федерации Дальнего Востока и Забайкалья,

Ассоциация социально-экономического сотрудничества республик, краев и областей Северного Кавказа,

Ассоциация экономического взаимодействия территорий Северо-Запада Российской Федерации,

Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия "Сибирское соглашение",

Ассоциация экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона Российской Федерации,

Ассоциация областей Центрального региона Российской Федерации (Ассоциация «Центральная Россия»),

Ассоциация экономического взаимодействия Центрально-Черноземного региона Российской Федерации «Черноземье»,

Ассоциация автономных округов Российской Федерации.

В настоящее время изменилось название ряда ассоциаций:

межрегиональной некоммерческой организации Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Северо-Запада Российской Федерации,

Ассоциации межрегионального социально-экономического взаимодействия "Центральный Федеральный Округ",

Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа (ассоциация "Северный Кавказ").

Учредители Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Большая Волга» (сайт https://www.bigvolga.org/default.aspx): Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Пензенская область. Участники Ассоциации:

Астраханская область,

Волгоградская область

Самарская область

Ульяновская область

Нижегородская область

Кировская область

Чувашская Республика

Удмуртская Республика

Саратовская область

Тамбовская область

Оренбургская область

Пермский край

4. Формы внешнеэкономических отношений.

 

Международное разделение труда – сосредоточение в отдельной стране производства определенных видов продукции, для которых имеются наиболее благоприятные условия (природно-климатические условия, природные ресурсов, квалификация специалистов, необходимый уровень технического оснащения) и обмен специализированной продукцией между странами.

Международные экономические отношения – это торговые, производственные, научно-технические и финансовые связи между государствами, приводящие к обмену экономическими ресурсами, к совместной экономической деятельности.

Формы внешнеэкономических отношений:

– международная торговля;

– вывоз капитала за рубеж;

– совместные предприятия;

– свободные экономические зоны;

– международный научно-технический обмен;

– валютные отношения;

– миграция рабочей силы.

Международная торговля – это товарообмен между странами, обеспечивающий каждой стране возможность эффективнее и с меньшими издержками удовлетворять свои потребности в продукции.

Вывоз капитала за рубеж – это перемещение денежных средств из одной страны в другую для помещения их в выгодное дело. Цель – извлечение прибыли за рубежом.

Формы вывоза капитала:

– Прямые инвестиции – капиталовложения в промышленные, торговые и др. предприятия за рубежом (направления: развитие, расширение, освоение нового производства товаров и услуг, совершенствование технологий, добыча полезных ископаемых, использование природных ресурсов)

– Портфельные инвестиции – это вложение капитала в иностранные акции, облигации и др. ценные бумаги в целях получения высоких дивидендов.

– Вывоз ссудного капитала – это предоставление кредитов, займов за рубежом в целях получения прибыли за счет высоких кредитных %.

Совместные предприятия – международная форма организации хозяйственной деятельности, основанная на использовании объединенных капиталов зарубежных и отечественных учредителей из двух и более стран. Цель создания – соединение денежных средств и других ресурсов и осуществление общей производственно-экономической деятельности на территории одной из стран или в каждой из них.

Свободные экономические зоны – определенная территория, регион, в котором действует льготный режим хозяйствования и внешнеэкономической деятельности. Особая экономическая зона - определяемая Правительством РФ часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Международные научно-технические отношения – это обмен между странами интеллектуальной продукцией, духовными ценностями, информацией.

Формы научно-технического обмена:

– Обмен научно-технической информацией;

– Обмен учеными и специалистами;

– Передача на лицензионной основе изобретений и открытий;

– Проведение научно-исследовательских работ;

– Общие научно-технические проекты;

– Научно-производственная кооперация;

– Международный инжиниринг (предоставление одним государством другому инженерно-расчетных, консультационных, инженерно-строительных услуг).

Валютные отношения – это денежные отношения между странами.

Международные валютные отношения – это экономические отношения, связанные с:

§ Функционированием национальной валюты на мировом рынке;

§ Денежным обслуживанием товарообмена и хозяйственных связей между странами;

§ Использованием валюты как платежного средства и кредита;

Валютные отношения сопровождают; торговлю, вывоз капитала, научно-технический обмен, миграцию рабочей силы, туризм, культурные связи и т.д.

Миграция рабочей силы – перемещение трудовых ресурсов между странами.

5. Показатели внешнеэкономической деятельности региона.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: