ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫИ ПОНЯТИЯ | ||
Базовые понятия 1 | Базовые понятия 2 | Дополнительные понятия |
отношение | система специального (коррекционного) образования, специальные образовательные учреждения, | модели образования, интеграция и дифференциация образования, профилактика, абилитация, реабилитация, социальная адаптация, интеграция |
Содержание темы:
Отношение к лицам с аномалиями развития в исторической перспективе.
Система помощи детям с нарушениями развития в России. История становления и современное состояние системы специального (коррекционного) образования в России. Проблема обучения аномальных детей в рамках специального коррекционного обучения. Принципы, методы и содержание обучения и воспитания детей и подростков в системе специального (коррекционного) образования. Роль обучения в развитии аномальных детей. Психологические проблемы построения специальных методов обучения. Понятие коррекции как процесса исправления тех или иных нарушенных функций. Социальна адаптация. Реабилитация – система мероприятий, направленных на восстановление полноценного общественного бытия личности. Абилитация. – система мероприятий, направленных на формирование эффективных способов социальной адаптации в возможности для данного индивида пределах. Дифференцированное и интегрированное обучение. Проблема профессионального образования лиц с ограниченной трудоспособностью.
Система коррекционно-развивающего, компенсирующего образования детей с проблемами в ДОУ и массовой школе. Стратегии помощи детям с особыми образовательными потребностями.
Проблемные вопросы, выносимые для обсуждения на лекционный этап обучения:
1. В чем заключается дифференциация системы специального (коррекционного) образования по вертикали и горизонтали?
2. Основные принципы обучения и воспитания детей с особенностями в развития в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Общее и различия.
3. Каковы на ваш взгляд пути оптимизации обучения и воспитания детей с ЗПР в условиях дошкольного и общеобразовательного учреждений.
Задания обучающимся на самостоятельную подготовку:
1. Разобрать содержание базовых и дополнительных понятий.
2. Продумайте и схематично изобразите в конспекте организационную структуру коррекционно-развивающего или компенсирующего обучения в массовой школе.
3. Подготовить реферат по одной из ниже перечисленных тем:
§ Отношения к лицам с особенностями в развитии в различные периоды истории.
§ История становления и развития системы специального (коррекционного) образования. Современная дошкольная система специального (коррекционного) образования в России. Ее основные организационные формы и принципы.
§ Развитие системы специального образования и ее роль в становлении специальной психологии.
§ Особые образовательные потребности. Содержание, формы, методы организации специального образования.
§ Проблема создания службы специального психологического сопровождения детей с трудностями психологического развития.
§ Социально-психологическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.
§ Социальная реабилитация и адаптация лиц с нарушениями развития.
4. На основе анализа литературы разработайте типовую прогностическую модель по предупреждению возникновения отклонений в развитии. Обоснуйте ее успешность.
Вопросы для самоконтроля
1. Как в отечественной и зарубежной истории трансформировалось отношение к людям с аномалиями в развитии?
2. В какой сфере общественного сознания впервые стали концентрироваться первые сведения об особенностях поведения лиц с отклонениями в развитии?
3. Какова роль систематического обучения лиц с отклонениями в развитии, становлении специальной психологии?
4. Опишите современные стратегии помощи детям с особыми образовательными потребностями.
5. В чем заключается система помощи детям с нарушениями развития в России?
6. Охарактеризуйте структура современной системы специального (коррекционного) образования.
7. Рассмотрите принципы специального (коррекционного) образования.
8. Раскройте формы организации специального образования.
9. Опишите систему образования и социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями развития,
10. Расскажите о системе образования лиц с ограниченными возможностями.
11. Какова система организации работы по профилактике нарушений психофизического развития в массовой школе.
Модуль 7. Практические вопросы работы с детьми с недостатками в психофизическом и личностно-социальном развитии в дошкольном образовательном учреждении
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫИ ПОНЯТИЯ | ||
Базовые понятия 1 | Базовые понятия 2 | Дополнительные понятия |
Психолого-педагогическая помощь | диагностика, коррекция психолого-медико-педагогическая консультация | социально-психологическая адаптация, реабилитация, интеграция, психолого-педагогическая характеристика |
Проблемные вопросы, выносимые для обсуждения на лекционный этап обучения:
1. Типичные трудности, встречающиеся при обучении и воспитании детей с недостатками интеллектуального развития, сенсорными и моторными дефектами, аномалиями поведения.
2. Технологические подходы к организации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями в развитии.
3. Значение системы знаний о специфике развития детей с недостатками в психофизическом и личностно-социальном развитии в профессиональной деятельности логопеда.
Задания обучающимся на самостоятельную подготовку:
1. На основе анализа литературы выделить основные показатели умственного развития. В чем заключается возможности диагностики актуального и потенциального уровня умственного развития. Обучающий диагностический эксперимент, возможности его использования в практике дифференциальной диагностики умственного развития детей с различными видами нарушений (олигофрения, ЗПР, социально-педагогическая запущенность).
2. Практическое задание.
Экспериментальное исследование особенностей умственного развития детей, имеющих трудности в овладении программой школы, причиной которых могут являться нарушения интеллектуального развития или детей различающихся по интеллектуальному уровню в силу возрастных особенностей (ПДК Л.И.Переслени, Е.М.Мастюкова и Л.Ф.Чупров).
Литература: Переслени Л.И., Мастюкова Е.М., Чупров Л.Ф. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников. Абакан, 1990.
3. Разработать систему профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на предупреждение одного из видов нарушений:
а) зрения;
б) слуха;
в) опорно-двигательного аппарата;
г) речи;
д) задержки психического развития;
е) характера, поведения и др.
4. Проанализируйте в литературе методы изучения и возможности изменения статуса личности ребенка с особенностями в развитии в группе сверстников. Составьте программу психолого-педагогической диагностики. Разработайте меры по профилактики и коррекции личностных отклонений, затрудняющих нормальное функционирование учащихся с особенностями в развитии.
Проблемные вопросы для подготовки к семинарскому занятию:
1. Принципы и основные направления работы с детьми, имеющими особенности в психическом развитии, их родителями и педагогами
2. Основные принципы, задачи диагностики в специальной психологии. Виды и уровни диагностики. План психолого-педагогического изучения ребенка с нарушениями в развитии.
3. Формы и методы психолого-педагогического изучения детей с нарушениями развития в ДОУ.
4. Проблемы и возможности изучения умственного развития детей, имеющих трудности в овладении программой школы на примере психодиагностического комплекса Л.И.Переслени.
5. Основные подходы по оказанию педагогом экстренной психологической помощи детям, пострадавшим в чрезвычайной ситуации.
6. Специфика организации психокоррекционной работы с детьми, имеющими особенности в развитии в ДОУ.
7. Проблемы социальной адаптации детей с отклонениями в развитии.
Вопросы для самоконтроля