Модуль 6. Эволюция взглядов возможности и перспективы развития на детей с ограниченными возможностями. Современная система специального образования




 

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫИ ПОНЯТИЯ
Базовые понятия 1 Базовые понятия 2 Дополнительные понятия
отношение система специального (коррекционного) образования, специальные образовательные учреждения, модели образования, интеграция и дифференциация образования, профилактика, абилитация, реабилитация, социальная адаптация, интеграция

Содержание темы:

Отношение к лицам с аномалиями развития в исторической перспективе.

Система помощи детям с нарушениями развития в России. История становления и современное состояние системы специального (коррекционного) образования в России. Проблема обучения аномальных детей в рамках специального коррекционного обучения. Принципы, методы и содержание обучения и воспитания детей и подростков в системе специального (коррекционного) образования. Роль обучения в развитии аномальных детей. Психологические проблемы построения специальных методов обучения. Понятие коррекции как процесса исправления тех или иных нарушенных функций. Социальна адаптация. Реабилитация – система мероприятий, направленных на восстановление полноценного общественного бытия личности. Абилитация. – система мероприятий, направленных на формирование эффективных способов социальной адаптации в возможности для данного индивида пределах. Дифференцированное и интегрированное обучение. Проблема профессионального образования лиц с ограниченной трудоспособностью.

Система коррекционно-развивающего, компенсирующего образования детей с проблемами в ДОУ и массовой школе. Стратегии помощи детям с особыми образовательными потребностями.

 

Проблемные вопросы, выносимые для обсуждения на лекционный этап обучения:

1. В чем заключается дифференциация системы специального (коррекционного) образования по вертикали и горизонтали?

2. Основные принципы обучения и воспитания детей с особенностями в развития в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Общее и различия.

3. Каковы на ваш взгляд пути оптимизации обучения и воспитания детей с ЗПР в условиях дошкольного и общеобразовательного учреждений.

 

Задания обучающимся на самостоятельную подготовку:

1. Разобрать содержание базовых и дополнительных понятий.

2. Продумайте и схематично изобразите в конспекте организационную структуру коррекционно-развивающего или компенсирующего обучения в массовой школе.

3. Подготовить реферат по одной из ниже перечисленных тем:

§ Отношения к лицам с особенностями в развитии в различные периоды истории.

§ История становления и развития системы специального (коррекционного) образования. Современная дошкольная система специального (коррекционного) образования в России. Ее основные организационные формы и принципы.

§ Развитие системы специального образования и ее роль в становлении специальной психологии.

§ Особые образовательные потребности. Содержание, формы, методы организации специального образования.

§ Проблема создания службы специального психологического сопровождения детей с трудностями психологического развития.

§ Социально-психологическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

§ Социальная реабилитация и адаптация лиц с нарушениями развития.

4. На основе анализа литературы разработайте типовую прогностическую модель по предупреждению возникновения отклонений в развитии. Обоснуйте ее успешность.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Как в отечественной и зарубежной истории трансформировалось отношение к людям с аномалиями в развитии?

2. В какой сфере общественного сознания впервые стали концентрироваться первые сведения об особенностях поведения лиц с отклонениями в развитии?

3. Какова роль систематического обучения лиц с отклонениями в развитии, становлении специальной психологии?

4. Опишите современные стратегии помощи детям с особыми образовательными потребностями.

5. В чем заключается система помощи детям с нарушениями развития в России?

6. Охарактеризуйте структура современной системы специального (коррекционного) образования.

7. Рассмотрите принципы специального (коррекционного) образования.

8. Раскройте формы организации специального образования.

9. Опишите систему образования и социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями развития,

10. Расскажите о системе образования лиц с ограниченными возможностями.

11. Какова система организации работы по профилактике нарушений психофизического развития в массовой школе.

 

Модуль 7. Практические вопросы работы с детьми с недостатками в психофизическом и личностно-социальном развитии в дошкольном образовательном учреждении

 

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫИ ПОНЯТИЯ
Базовые понятия 1 Базовые понятия 2 Дополнительные понятия
Психолого-педагогическая помощь диагностика, коррекция психолого-медико-педагогическая консультация социально-психологическая адаптация, реабилитация, интеграция, психолого-педагогическая характеристика

Проблемные вопросы, выносимые для обсуждения на лекционный этап обучения:

1. Типичные трудности, встречающиеся при обучении и воспитании детей с недостатками интеллектуального развития, сенсорными и моторными дефектами, аномалиями поведения.

2. Технологические подходы к организации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями в развитии.

3. Значение системы знаний о специфике развития детей с недостатками в психофизическом и личностно-социальном развитии в профессиональной деятельности логопеда.

 

Задания обучающимся на самостоятельную подготовку:

1. На основе анализа литературы выделить основные показатели умственного развития. В чем заключается возможности диагностики актуального и потенциального уровня умственного развития. Обучающий диагностический эксперимент, возможности его использования в практике дифференциальной диагностики умственного развития детей с различными видами нарушений (олигофрения, ЗПР, социально-педагогическая запущенность).

2. Практическое задание.

Экспериментальное исследование особенностей умственного развития детей, имеющих трудности в овладении программой школы, причиной которых могут являться нарушения интеллектуального развития или детей различающихся по интеллектуальному уровню в силу возрастных особенностей (ПДК Л.И.Переслени, Е.М.Мастюкова и Л.Ф.Чупров).

Литература: Переслени Л.И., Мастюкова Е.М., Чупров Л.Ф. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников. Абакан, 1990.

3. Разработать систему профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на предупреждение одного из видов нарушений:

а) зрения;

б) слуха;

в) опорно-двигательного аппарата;

г) речи;

д) задержки психического развития;

е) характера, поведения и др.

4. Проанализируйте в литературе методы изучения и возможности изменения статуса личности ребенка с особенностями в развитии в группе сверстников. Составьте программу психолого-педагогической диагностики. Разработайте меры по профилактики и коррекции личностных отклонений, затрудняющих нормальное функционирование учащихся с особенностями в развитии.

 

Проблемные вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

1. Принципы и основные направления работы с детьми, имеющими особенности в психическом развитии, их родителями и педагогами

2. Основные принципы, задачи диагностики в специальной психологии. Виды и уровни диагностики. План психолого-педагогического изучения ребенка с нарушениями в развитии.

3. Формы и методы психолого-педагогического изучения детей с нарушениями развития в ДОУ.

4. Проблемы и возможности изучения умственного развития детей, имеющих трудности в овладении программой школы на примере психодиагностического комплекса Л.И.Переслени.

5. Основные подходы по оказанию педагогом экстренной психологической помощи детям, пострадавшим в чрезвычайной ситуации.

6. Специфика организации психокоррекционной работы с детьми, имеющими особенности в развитии в ДОУ.

7. Проблемы социальной адаптации детей с отклонениями в развитии.

Вопросы для самоконтроля



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: