Описание используемых методик, технологий, инструментария.




Перед зачислением ребенка на групповые занятия рекомендуется провести комплексное обследование специалистами (педагогом-психологом, учителем-логопедом, неврологом) по выявлению тревожности, страхов, степени проявления заикания. Используются диагностические методики: тест Темпл, Дорки, Амен (диагностика тревожности), рисунок «Красивый рисунок», опросник «Страхи» по Захарову А., выявление типа дыхания на оборудовании биологической обратной связи «Волна», «Дыхание»; наблюдения.

С родителями проводится диагностика родительско-детских отношений по определению типа воспитания в семье и уровня родительской тревожности. После зачисления детей в группу проводится групповая консультация родителей по теме «Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников с логоневрозом».

По завершению программы проводится индивидуальное консультирование родителей и даются рекомендации по теме «Охранительный режим речи», «Как помочь ребенку при рецидивах заикания».

Методические приёмы: беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами; словесные, настольно-печатные и подвижные игры; рисование эмоций; проигрывание этюдов; дыхательные упражнения; релаксационные упражнения

4.2 Структура и содержание занятий:

- создание эмоционального настроя в группе;

- дыхательные упражнения:

- этюды на эмоции;

- игры на снятие тревожности;

- релаксация

- прощание

В программе освещаются темы на ознакомление с эмоциями: Робость, Радость, Страх, Обида, Удивление, Злость, Вина, Закрепление знаний о чувствах.

При знакомстве с темой: «Робость» ставятся задачи ознакомления с чувством робости; повышение у детей уверенности в себе; создание условий для совместных игр с родителями; расширение словаря, развитие диалоговой речи; обучение слушанию музыки в спокойном положении. Для достижения этих задач использованы такие игры: «Клубочек», «Я-лев», «Я очень хороший», «Доброе животное» и этюд «Робость», который дети проигрывают в- парах с родителями. Основные понятия темы – робость, уверенность, смелость, доброта.

На тему «Радость» выделяется три часа. Задачами являются: знакомство с чувством радости; знакомство с понятием мимика; развивать умения адекватно выражать своё эмоциональное состояние; развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека; учить выражать в мимике состояние радости; усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность); учить делать длительный выдох; учить выполнять упражнения на снятие эмоционального напряжения; учить детей умениям творчески выражать себя. Используются упражнения: «Я радуюсь, когда…», работа с пиктограммой «Радость», «Назови себя по имени», упражнение на дыхание «Звуки «У», «Ы», «Доброе животное» «Зайчик», «Моя мама радуется, когда…», «Споём своё имя», «Игра с платком», «Азбука настроений», «Волшебные конфетки», «Пожелаем всем добра», релаксация «Солнечный зайчик», этюды «Встреча с другом», «Хорошее настроение», релаксация «Баиньки», рисование «Радость»

Тема «Страх» включает в себя пять занятий, в связи с тем, что у детей в результате диагностики выявлены возрастные страхи. Ставятся задачи: знакомство с чувством страха; учить узнавать чувство страха по его проявлениям; развивать умение справляться с чувством страха; учить выражать эмоциональные состояния в мимике; снятие эмоционального напряжения; коррекция страхов, поиск путей преодоления страха; развивать умение справляться с чувством страха; создание позитивного настроя; учить выполнять дыхание с движением; учить составлять рассказы по рисункам. Используются упражнения: на дыхание «Гарью пахнет! Тревога!», «Пожар!», «Дровосек», «Надуваем мыльные пузыри», «Здороваемся, передавая свечу по кругу», «Тряпичная кукла», «Паровозик» «Насос», подвижные игры «Пятнашки», «Жмурки»; релаксация мимическая «Солнечный зайчик», «Баиньки»; этюды «Галя и гусь», «Как котёнок потерялся»; карточки «Азбука настроений»; рисование страхов.

Тема «Обида» раскрыта в одном занятии. Ставятся задачи: знакомство с чувством обиды; закрепление мимических навыков; учить выполнять дыхание с движением; познакомить со способом преодоления обиды; учить внимательно слушать сказку и понимать её содержание, отвечать на вопросы. Используются упражнения: «Улыбнись и поздоровайся»; на дыхание «Плывёт кораблик»; с пиктограммой «Обида»; сказка «Обидки»; релаксация «Баиньки».

Тема «Удивление» решает задачи: знакомство с чувством удивления; закрепление мимических навыков; тренировать в умении договариваться со сверстниками; учить выполнять действия по правилам. Используются упражнения: «Азбука настроений»; этюд «Кто в коробке?»; на дыхание «Сдуем пушинку», «Потягушки»; игра «Секрет»; релаксация «Баиньки».

Тема «Злость» решает задачи: знакомство с чувством злости; тренировать умение различать эмоции; снять эмоциональное напряжение; тренировать дыхание. Используются упражнение на дыхание «Черепаха»; подвижная игра «Зайцы и волк»; релаксация «Баиньки»; рисование на тему «Злой волк».

Тема «Вина» решает задачи: знакомство с чувством вины; создание позитивного эмоционального настроя; снятие эмоционального напряжения; учить понимать скрытый смысл рассказа; тренировать дыхание; продолжать учить релаксации. Используются: дыхательное упражнение «Потягушки». Рассматривание иллюстраций, слушание рассказа Л.Н. Толстого «Косточка»; мимические упражнения «Вина»-«Радость»; релаксация «Баиньки».

Занятие на тему «Закрепление знаний о чувствах, настроениях» проходит как итоговое и решает задачи: закреплять умения различать чувства; тренировать в рассказывании потешки с разными чувствами; упражнять в изображении эмоций с помощью пантомимики; упражнять выполнять дыхание с движением; закрепить знания о настроениях, оценивая действия персонажей на слайдах. Эти задачи решаются через упражнения: на дыхание «Росток»; работа с пиктограммами; игра «Паровозик с именем»; «Азбука общения» (презентация).

Последним проводится занятие на тему «Моя семья».

Родители посещают занятия вместе с детьми, выполняют вместе с ними упражнения, играют в игры. Основными задачами являются: обратить внимание на отношения в своей семье; о значимости каждого члена семьи; уточнить знания детей о составе семьи; расширить словарный запас о семье; стимулировать к рисованию. Используются задания: поприветствовать как мама, как папа, как ребёнок; упражнение на дыхание «Мельница»; рассматривание иллюстраций разных семей; игра «Фотография»; упражнение «Скажи, какой?»; рисунок «Моя семья»; релаксация «Баиньки», прощание.

Ритуальными являются упражнения на приветствие группы, создание положительного эмоционального настроя на занятия и упражнения в кругу прощание в конце каждого занятия.

4.3. Перспективное планирование по программе «Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников 5-6 лет с логоневрозом»

 

Тема Задачи Задания
1. Робость 1. Повышение у детей уверенности в себе 2. Знакомство с чувством робости. 3. Создать условия для совместных игр с родителями. 1.Игра «Клубочек» 2.Этюд «Робость». З. Игра «Я-лев». 4.«Я очень хороший». Релаксация «Баиньки» 4. Знакомство с игрой «Доброе животное».
2. Радость-1 1. Первичное знакомство с чувством радости. 2. Развитие умения адекватно выражать своё эмоциональное состояние. 3. Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека. 1. Приветствие «Я рада вас видеть». 2. Работа с пиктограммой «Радость». 3. Релаксация «Солнечный зайчик». 4. Этюд «Встреча с другом». 5. «Я радуюсь, когда...». 6. «Сложи лицо» 7. Рисование «Радость». 8. Игра «Доброе животное».
3. Радость-2 1. Продолжение знакомства с чувством радости. 2. Знакомство с понятием мимика, учить выражать в мимике эмоциональные состояния. 3. Развитие выразительных движений, способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать собственное. 4. Учить делать длительный выдох. 1. «Назови себя по имени». 2. Работа с пиктограммой «Радость». 3. Релаксация «Солнечный зайчик». 4. Мимическая гимнастика «Звуки «У», «Ы». 5. Этюд «Хорошее настроение». 6. «Моя мама радуется, когда...». 7. Игра «Доброе животное»
4. Радость -3 1. Развивать способность понимать и выражать эмоциональное состояние другого человек-ка. 2. Учить выполнять упражнения на снятие эмоционального напряжения. 3. Учить детей умениям творчески выражать себя. 4. Учить диафрагмальному дыханию. 1. «Споём своё имя». 2. «Игра с платком» 3. Упражнение на дыхание в положении лёжа. 4. Мимическая гимнастика «Волшебные конфетки» 5. «Азбука настроений» 6. Рисование «Радости» 7. «Пожелаем всем добра»
5. Страх -1 1. Знакомство с чувством страха. 2. Изучение выражения эмоциональных состояний в мимике. 3. Снятие эмоционального напряжения. 4. Коррекция страхов 1. Здороваемся, передавая свечу по кругу. 2. Упражнение на дыхание «Гарью пахнет! Тревога!», «Пожар». 3. Пиктограмма «Страх». 4. Релаксация мимическая «Солнечный зайчик». 5. Этюд «Галя и гусь». 6. Релаксация «Баиньки» 7. Рисование красками 8. Прощание в кругу
  6. 1. Продолжение знакомства с чувством страха. 2. Коррекция и поиск путей преодоления страха. 3. Развитие эмпатии, умения сопереживать другим. 4. Учить выполнять дыхание с движением 1. Поздороваемся все вместе. 2. Упражнение на дыхание «Дровосек», «Надуваем мыльные пузыри». 3. Игра «Азбука настроений». 4. Этюд «Как котёнок потерялся». 5. Релаксация «Баиньки». 6. Рисование «Страхи». 7. Прощание в кругу.
7. Страх - 3 1. Учить детей узнавать чувство страха по его проявлениям. 2. Развивать умение справляться с чувством страха. 3. Учить детей выражать чувство страха в рисунке. 4. Учить выполнять дыхание с движением. 5. Коррекция страхов. 1. Приветствие «Паровозик». 2. Упражнение на дыхание «Воздушные шары». 3. Игра «Пятнашки». 4. Релаксация «Баиньки. Качели». 5. Рисование «Книга страхов». 6. Прощание в кругу.
8. Страх -4 1. Продолжение знакомства с чувством страха. 2. Создание позитивного настроения. 3. Учить выполнять дыхание с движением. 4. Тренировать в напряжении и расслаблении мышц тела. 5. Коррекция страхов. 1. Приветствие «Пропоём своё имя». 2. Упражнение на дыхание, лёжа с игрушкой на животе. 3. Упражнение на мышечное напряжение и расслабление «Тряпичная кукла». 4. Игра «Пятнашки с родителями». 5. Релаксация «Баиньки». 6. Рисование «Страхи». 7. Прощание в кругу.
9. Страх-5 1. Развивать умение справляться с чувством страха. 2. Создание позитивного настроения. 3. Поиск путей преодоления страха. 4. Учить выполнять дыхание с движением. 1. Приветствие в кругу за руки «Добрый день». 2. Игра на дыхание «Насос». 3. Слушание сказки «Одюдюка». 4. Игра «Кто страшнее» 5. Релаксация «Баиньки». 6. Прощание в кругу.
10. Обида 1. Знакомство с чувством обиды. 2. Закрепление мимических навыков. 3. Учить выполнять дыхание с движением. 4. Познакомить со способом преодоления обиды. 5. Учить внимательно слушать и понимать сказку, отвечать на вопросы. 1. Приветствие «Улыбнись, и поздоровайся». 2. Упражнение на дыхание «Дуем на кораблик». 3. Работа с пиктограммой «Обида». 4. «Сказка про кошку Мурку» И. Маниченко 5. Релаксация «Баиньки. Колыбель ветров». 6. Прощание в кругу.
11. Удивление 1. Знакомство с чувством удивления. 2. Закрепление мимических навыков. 3. Тренировать в умении договариваться со сверстниками. 4. Учить выполнять дыхание с движением. 5. Учить выполнять действия по правилам. 1. Приветствие «Громко скажем: «Добрый день!». 2. Упражнение на дыхание «Сдуем пушинку». 3. Мимическая гимнастика «Изобрази эмоцию» 4. Работа с пиктограммой «Удивление». 5. Этюд по рассказу «Живая шляпа» Н. Носова. 6. Выкладывание лица из частей. 7. Релаксация «Баиньки. Подснежник». 8. Прощание в кругу.
12. Злость 1. Знакомство с чувством злости. 2. Тренировать умение различать эмоции. 3. Снятие эмоционального напряжения. 4. Тренировать дыхание. 1. Приветствие радостно. 2. Упражнения на дыхание «Черепаха». 3. Работа с пиктограммой «злость» 4. Игра «Бой шарфами». 5. Релаксация «Баиньки. Океан». 6. Рисуем Злую страну. 7. Прощание в кругу.
13. Вина 1. Знакомство с чувством вины. 2. Создание позитивного эмоционального фона. 3. Снятие эмоционального напряжения. 4. Учить понимать смысл рассказа. 5. Тренировать дыхание. 6. Учить релаксации. 1. Приветствие на берегу моря. 2. Дыхательные упражнения «Потягушки». 3. Рассматривание иллюстраций. 4. Слушание рассказа «Кос-точка» Л.Н. Толстой. Разыгрывать этюд. 5. Мимические упражнения «Вина» - «Радость». 6. Релаксация «Баиньки». 7. Прощание в кругу.
14. Закрепле-ние знаний о чувствах 1. Закрепление умения различать чувства. 2. Тренировать рассказывать с разными чувствами потешку. 3. Упражнять в изображении пантомимикой эмоции. 4. Учить выполнять дыхание с движением. 1. Приветствие громко и тихо. 2. Дыхательные упражнения «Росток». 3. Работа с пиктограммами 4. Этюд «Разные настроения». 5. Задания на слайдах «Азбука настроения» 6. Релаксация «Баиньки. Ручеёк» 7. Прощание в кругу.
15. Моя семья 1. Обратить внимание детей на отношения в своей семье. 2. Формирование позитивного отношения к родителям. 3. Тренировать дыхание. 4. Уточнить знания детей о составе семьи. 5. Расширять словарный запас о семье. 1. Приветствие, как мама, как папа, как ребёнок. 2. Упражнение на дыхание «Мельница». 3. Рассматривание иллюстраций семей. 4. Этюд «Маме улыбаемся». 5. Рисуем «Моя семья». 6. Рефлексия, прощание.

 

Конспекты занятий

Занятие 1.

Тема:Робость

Цель:

- познакомить детей с эмоцией «робость»;

- повышать у детей чувство уверенности в себе;

- создать условия для совместных игр с родителями;

- учить спокойно лежать, расслаблять всё тело, слушая музыку;

- создать благоприятную атмосферу на занятии.

Материалы: Игрушка «котёнок»; музыкальное сопровождение «Баиньки» без сказки; клубок шерстяных ниток; пиктограмма «робость»; коврики для каждого ребёнка, стульчики для детей и родителей; ноутбук или аудио магнитофон.

Ход занятия

В холле ребят встречает Котёнок (мягкая игрушка) и приглашает их на занятие. Дети вместе с родителями встают в круг.

Психолог. Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой котёнок пришёл к нам в гости. Он умеет петь песенку. Кто знает какую? Правильно, он поёт плавно: «Мяу, мяу, давайте знакомиться. Меня зовут (называет свое имя и отчество). А тебя как зовут? С этого дня мы с вами будем встречаться, вместе играть, рисовать, разговаривать. А помогать мне будет мой давний друг Котёнок. (Предлагаю сесть на стульчики, стоящие в кругу).

Игра «Клубочек» Наш котёнок любит играть в клубочек. И нам предлагает поиграть с его клубочком. Сейчас мы будем передавать клубочек по кругу, и каждый, у кого в руках он окажется, будет называть своё имя и рассказывать нам о том, что он любит делать больше всего. Я начну, а продолжит тот, кто сидит слева от меня. (Дети и родители выполняют упражнение)

Психолог: А сейчас мы станем артистами. Послушайте, кого мы попробуем изобразить.

Этюд «Робость». Мальчик Костя первый раз пришел в детский сад. Он вошел в раздевалку, переоделся, познакомился с воспитателями и подошел к двери в группу. Он чуть приоткрыл дверь и заглянул внутрь. На его лице было вот такое чувство (покажите пиктограмму "робость"). Оно называется робость. Давайте попробуем изобразить его. Глаза чуть опущены. Голова слегка наклонена в бок. Кто хочет изобразить Костю?.. Что могут сделать дети, чтобы помочь мальчику?..

Хорошо!

Психолог: Давайте поиграем в игру, которая называется «Я — лев». Закройте глаза и представьте себе, что каждый из вас превратился во льва. Лев — царь зверей. Он сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый. Он красив и свободен.

Откройте глаза и по очереди скажите от имени льва, например: «Я — лев Антон». Пройдите по кругу гордой, уверенной походкой...

Отлично!

Психолог: садитесь на стульчики. Пусть каждый скажет о себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая». Но перед тем, как сказать, давайте немножко потренируемся. Сначала произнесем слово «Я» шепотом, потом — обычным голосом, а затем — прокричим его. Теперь давайте таким же образом поступим со словами «очень» и «хороший» (или «хорошая»).

И, наконец, дружно: «Я очень хороший (ая)!»

Молодцы!

Релаксация.

Психолог: когда наш котёнок поиграет он любит полежать. И я вам всем предлагаю лечь на коврики, отдохнуть и послушать музыку. (Дети ложатся на спину. Родители садятся рядом со своими детьми, поглаживают руки и ноги детей под звучание спокойной музыки).

Психолог: отдохнули, потихоньку, поднимаемся и встаём в круг. Возьмемся за руки и представим, чти мы одно большое животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох и еще раз вдох-выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук — делаем шаг вперед, тук — шаг назад. И еще раз тук — шаг вперед, тук — шаг назад.

На этом наше занятие заканчивается. До свидания.

 

Занятие 2

Тема: Радость (1)

Цели:

- познакомить с эмоцией радость и чувством радости;

- создать положительный эмоциональный фон;

- развивать умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние;

- развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека.

Материалы:пиктограмма «радость»; фотографии веселых людей; бумага, карандаши.

Ход занятия:

Добрый день!

Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто сидит справа от меня, назову его по имени и скажу, что «Я рада его видеть». Он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа... (выполняется упражнение).

А теперь посмотрите на лицо этого человека (пиктограмма "радость"). Как вы думаете, этот человек грустный? А может быть, он сердитый? Или веселый, радостный?.. Да, этот человек радостный. Попробуем изобразить радость на своем лице. Что для этого нужно сделать?..

Но перед этим поиграем с "Солнечным зайчиком" (Дети садятся на стульчики).

Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот — погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним.

Отлично! Мы подружились с «Солнечным зайчиком», глубоко вдохнем и улыбнемся друг другу. Как здорово, что мы с вами встретились!

Сейчас я расскажу вам одну историю...

Этюд "Встреча с другом".

У мальчика был друг. Настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями отдыхать. Скучно в городе одному. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же они обрадовались друг другу!

Выразительные движения — плечи опущены, выражение печали на лице (грусть), объятия, улыбка, смех (радость).

Попробуем разыграть эту сценку.

У вас отлично получилось! А сейчас посмотрим вот на эти фотографии (подберите фотографии веселых, улыбающихся людей). Какое чувство, по-вашему, испытывают эти люди?.. Как вы догадались?.. А это мои фотографии. Я на них тоже радостная. Как вы думаете, почему?.. Если вы захотите, можете принести на следующее занятие свои «радостные фотографии».

Поговорим о том, что же такое радость для вас? Подумайте хорошенько и закончите предложение «Я радуюсь, когда...» (Запишите высказывания детей.)

А сейчас представьте себе, что мы художники и нам надо нарисовать картину на тему «Радость». Возьмите альбомные листы и карандаши, пусть каждый нарисует радость так, как ему хочется.

Затем предложите детям сесть в круг и рассказать о том, что они нарисовали.

А теперь встаньте в круг и давайте поиграем в «Доброе животное».

Возьмемся за руки и представим, чти мы одно большое животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох и еще раз вдох-выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук — делаем шаг вперед, тук — шаг назад. И еще раз тук — шаг вперед, тук — шаг назад.

Спасибо всем. На этом наше занятие завершается. До свидания!

Мы с Котёнком будем ждать нашей следующей встречи.

 

Занятие 3

Тема: Радость (2)

Цели:

- продолжать знакомить с чувством радости;

- познакомить с понятием «мимика», учить выражать в мимике эмоциональные состояния;

- учить делать длительный выдох;

- развивать выразительные движения, способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать собственное.

Материалы: вырезанные из журналов рисунки или фотографии, на которых изображены части лица: глаза, брови, носы, улыбки; клей; трафареты круглой и овальной формы; пиктограмма «радость».

Ход занятия:

Здравствуйте!

Пусть каждый из вас назовет себя по имени и при этом выполнит какие-нибудь движения или действия. Например, я назову свое имя и прохлопаю в ладоши. Можно топать ногами или делать что-то еще, но так, чтобы все сидящие в кругу смогли повторить ваше действия.

Итак, я называю свое имя и прохлопываю его, а все остальные повторяют за мной... Отлично! Продолжит тот, кто сидит справа от меня и т.д.

Теперь, когда мы с вами поздоровались, постарайтесь вспомнить, о каком чувстве мы говорили на прошлом занятии?

Посмотрите, какое чувство здесь изображено (покажите пиктограмму с изображениемрадости)? Как вы догадались, что это радость?.. Конечно, глаза прищурены, на лице улыбка. Посмотрите на эти фотографии. Какое чувство испытывают эти люди? Как вы догадались?.. Может кто-нибудь из вас принес сегодня свои радостные фотографии. Попробуем изобразить чувство радости.

Для начала разогреем и расслабим все мышцы лица (упражнение «Солнечный зайчик», см. занятие 1).

Молодцы!

Сядем удобно на стул: ноги твердо стоят на полу, спина прямая. Выполняем гимнастику, но она не простая, а мимическая. Мы с вами будем выполнять упражнения для лица. Вдох-выдох, вдох-выдох, еще раз вдох-выдох. Вытянули губы трубочкой. Произнесли звук «У». Растянули губы в стороны. Произнесли звук «Ы». Замечательно! Вдох-выдох. Расслабили все мышцы лица и улыбнулись друг другу. Скажите глазами и улыбкой, что вы рады видеть друг друга.

Спасибо!

Сейчас я расскажу вам несколько историй, и мы попробуем их показать, как настоящие актеры.

История называется «Хорошее настроение».

Мама послала сына в магазин: «Купи, пожалуйста, печенье и конфеты, — сказала она, — мы попьем чаю и пойдем в зоопарк». Мальчик взял у мамы деньги и вприпрыжку побежал в магазин. У него было хорошее настроение.

Выразительные движения: походка — быстрый шаг, иногда вприпрыжку, улыбка.

Вторая история называется «Умка».

Жила-была дружная медвежья семья: папа медведь, мама медведица и их маленький сыночек — медвежонок Умка. Каждый вечер мама с папой укладывали Умку спать. Медведица его нежно обнимала и с улыбкой пела колыбельную песенку, покачиваясь в такт мелодии. Папа стоял рядом и улыбался, а потом начинал подпевать маме медведице.

Выразительные движения — улыбка, плавные покачивания.

Очень хорошо! Радоваться могут и дети, и взрослые. На прошлом занятии мы говорили о том, что такое радость для вас. Сейчас давайте подумаем, что же такое радость для мамы. Закончите предложение «Моя мама радуется, когда...».

Здорово!

А сейчас садитесь за столы. Перед вами лежат вырезанные из журналов рисунки и фотографии, на которых изображены части лица глаза, брови, носы, улыбки. Ваша задача — выбрать овал для лица и приклеить на него выбранные вами части так, чтобы, глядя на получившиеся лица, мы могли сказать: «Все эти лица радостные». Приступайте к работе. Как здорово у всех получилось.

Проводится игра «Доброе животное». Возьмемся за руки и представим, чти мы одно большое животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох и еще раз вдох-выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук — делаем шаг вперед, тук — шаг назад. И еще раз тук — шаг вперед, тук — шаг назад.

Молодцы! На этом наше занятие заканчивается.

Занятие 4

Тема: Радость (3)

Цели:

- развивать способность понимать и выражать эмоциональное состояние другого человека;

- учить выполнять упражнения на снятие эмоционального напряжения;

- учить детей умениям творчески выражать себя.

- учить диафрагмальному дыханию.

- продолжать знакомство с чувством радости;

Материалы:пиктограмма «радость»; игра «Азбука настроений»; платок или шарф, краски, альбомные листы, кисти, банки с водой, чудесный мешочек с конфетами.

Ход занятия:

Добрый день!

Давайте представим себе, что мы разучились говорить, а можем только петь. Сейчас каждый из нас пропоет свое имя, а мы все будем за ним повторять.

Вспомните, о каком чувстве мы говорили на прошлых занятиях. Да, мы говорили о радости. Посмотрим на лица, которые у нас получились, и вспомним, кто из вас какое лицо «выложил».

Отлично! Еще мы говорили о том, что радоваться могут все: и дети, и взрослые — мамы, папы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Как вы думаете, животные умеют радоваться?.. Может быть, у кого-то из вас есть домашнее животное?.. Когда вы приходите из детского сада оно вас встречает?.. Как вы думаете, оно вам радуется?.. У меня есть собака. Когда я прихожу с работы, она выбегает мне навстречу и виляет хвостом. Я думаю, что так она выражает свою радость. Моя собака радуется, когда все возвращаются домой с работы и когда она идет гулять. Расскажите про то, как радуются ваши домашние животные.

«Игра с платком» Представьте себе, что мы попали в театр. В театре есть сцена, актеры и зрители. Выберем и в нашей группе место для сцены. Для того, чтобы узнать, кто из вас будет актером, а кто — зрителем, проведем небольшую артистическую разминку.

У меня в руках платок. Попробуйте с помощью платка, а также различных движений и мимики (выражения лица) изобразить:

- бабочку,

- принцессу,

- волшебника,

- бабушку,

- фокусника,

- человека, у которого болит зуб,

- морскую волну,

- лису.

После показа каждого нового персонажа задавайте детям следующие вопросы: «Кто может показать бабочку (принцессу,...) иначе? Кто еще хочет попробовать?»

У вас прекрасно получилось. Кому понравилось исполнять роли?.. Кому понравилось смотреть?.. Может быть, кто-то надумал сейчас изобразить еще что-нибудь?

Упражнение на дыхание в положении лёжа. Нашим артистам пришла пора отдохнуть. Ложитесь на коврики. Лежим на спине, ноги прямые, руки вдоль туловища. Вдохнули воздух носом – надули шарик на животе. Выдохнули – шарик медленно сдувается. Родители следят за выполнением упражнения.

Молодцы! Все старались. Отдохнули.

Наш друг котёнок приготовил вам волшебные конфетки. Кто возьмёт из мешочка конфетку в красной обёртке, тот – улыбнётся. Если попадётся конфета другого цвета, то – нахмурится. Здорово!

Посмотрите, какие карточки принес вам сегодня котёнок (карточки из игры «Азбука настроений»). На них изображены мама, папа, кошка, мышка, попугай и рыбка. Они все радостные на этих картинках. Пусть каждый из вас подумает и решит, какую роль он сможет сыграть.

Те ребята, которые возьмут какую-нибудь карточку, должны выйти на сцену и представиться от имени выбранного персонажа. Например: «Я — кошка. Я живу в доме. Люблю пить молоко. Я радуюсь, когда поймаю мышку».

Не забудьте пройтись так, как это делают мышки. Можно потянуться, показать, как они умываются.

Очень хорошо! Кто хочет еще кого-нибудь показать?

Я предлагаю вам взять листы бумаги, краски, кисти и нарисовать своё радостное настроение (рисуют и родители, и дети).

Посмотрите, какая радостная поляна у нас получилась (все рассматривают рисунки других участников).

Теперь встанем в круг и поиграем в «Доброе животное». Все помнят, как играть в эту игру?

Возьмемся за руки и представим, чти мы одно большое животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох и еще раз вдох-выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук — делаем шаг вперед, тук — шаг назад. И еще раз тук — шаг вперед, тук — шаг назад.

На этом наше занятие заканчивается. До встречи!

 

Занятие 5

Тема: Страх (1)

Цели:

- познакомить с чувством страха;

- познакомить с выражением эмоциональных состояний в мимике;

- снизить эмоциональное напряжение;

- коррекция страхов.

Материалы:пиктограмма «страх»; фотография ребенка, испытывающего страх; игрушка Котёнок; краски, кисти, стаканы с водой, альбомные листы.

Ход занятия:

Здравствуйте!

Сейчас мы будем здороваться друг с другом, передавая по кругу свечку. Сначала давайте посмотрим на нее. Видите, как колышете пламя свечи, какое оно красивое. Когда вы будете передавать свечку друг другу, почувствуйте тепло, которое от нее исходит. Возьмите себе немножко тепла, повернитесь к своему соседу, который сидит, справа от вас, и, глядя на него, улыбнитесь и скажите, например: «Миша, я рад тебя видеть!».

Упражнение «Гарью пахнет». Втяните воздух носом, скажите: «Гарью пахнет!» «Тревога».

Давайте вспомним, о каком чувстве мы с вами говорили на прошлых занятиях?.. Да, о чувстве радости. Что нам помогало oпpeделить это чувство?.. Да, это выражение лица, интонация голоса. А теперь посмотрите на эту фотографию. Как вы думаете, какое чувство испытывает этот ребенок? Смотрите внимательно... У него широко открыты глаза, рот, он вот-вот закричит. Его правая рука выставлена вперед. Он как будто бы хочет что-то оттолкнуть или отгородиться от кого-то. Какое же это может быть чувство?.. Да. Это чувство страха. Он боится чего-то.

Пиктограмма «страх». Посмотрите, как расширены глаза, приоткрыт рот, приподняты брови.

Чтобы хорошо получилась эта эмоция нам нужно расслабить мышцы лица. Выполним упражнение «Солнечный зайчик», садимся на стульчики. Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот — погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним.

Отлично! Теперь, когда наши мышцы расслаблены, посмотрите на картинку и попробуйте изобразить страх на своем лице. Молодцы! У вас хорошо получается.

Сейчас я расскажу вам историю про девочку Галю. Вы внимательно слушайте, а потом мы, превратимся в артистов и попробуем разыграть сценку.

Галя приехала к бабушке в деревню. Однажды она гуляла недалеко от реки, рвала цветы, пела песенки и услышала, что позади нее кто-то зашипел: «Ш-ш-ш!» Галя обернулась и увидела большого гуся. Она испугалась и побежала домой. Прибежала к бабушке и рассказывает: «Я испугалась гуся! Он громко шипел и хотел меня ущипнуть».

Бабушка успокоила Галю.

Давайте подумаем, сколько человек нам нужно, чтобы разыграть эту сценку? Нам нужна девочка Галя. Кто может ее изобразить?

Итак, Галя гуляла у реки, рвала цветы. Вдруг она услышала, как позади нее кто-то зашипел... Она обернулась, увидела гуся, испугалась и побежала домой...

Здорово у тебя получилось! Кто еще может изобразить девочку Галю?.. В этой сценке есть гусь. Кто хочет изобразить гуся? Он появляется позади Гали, начинает шипеть. Шея у него вытянута, крылья сложены за спиной, или он широко ими размахивает. Ну, кто решится изобразить гуся?

Очень хорошо! И еще нам нужна бабушка, которая успокоила Галю. Как она могла это сделать?

Здорово! Теперь покажем нашу сценку целиком. Кто хочет быть Галей? Гусем? Бабушкой?.. (Проиграв роли отдельно, дети соединяют их в одно большое действие.)

У вас отлично получилось!

Хорошо постарались. Нужно отдохнуть. Дети ложатся на коврики, родители садятся рядом со своими детьми. Включается музыка (релаксационная).

Поднимаемся, и готовим для рисования все принадлежности. Давайте нашему котёнку нарисуем рисунки. Дети и родители рисуют красками.

Молодцы! Разложите свои рисунки на полянке. Котёнок посмотрит, как у вас красиво получилось.

Наше занятие подходит к концу, в заключение давайте встанем в круг и поиграем в «Доброе животное». Возьмемся за руки и представим, чти мы одно большое животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох и еще раз вдох-выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук — делаем шаг вперед, тук — шаг назад. И еще раз тук — шаг вперед, тук — шаг назад. До новой встречи!

Занятие 6

Тема: Страх (2)

Цели:

- продолжать знакомить с чувством страха;

- учить находить пути преодоления страха;

- развивать чувство эмпатии, умение сопереживать другим;

- учить выполнять дыхание с движением.

Материалы:пиктограмма страх; игра «Азбука настроений»; краски, кисти, стаканы с водой, альбомные листы; коврики для релаксации; музыкальное сопровождение «Баиньки. Качели».

Ход занятия:

Я рада видеть всех вас!

Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к то­му, кто сидит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа, и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа. А теперь поздороваемся все вместе тихо, затем громче.

Упражнение на дыхание «Дровосек». Чтобы стать сильнее, нужно выполнять упражнения. Вот и мы сейчас мы будем учиться выполнять упражнения. Кто знает, что делает дровосек? Чем он рубит дрова? Правильно! Сделали крепкий замок (топор) из ладоней. Подняли руки вверх с замком – вдох! Уронили замок (топор) вниз – выдох. Молодцы!

Давайте вспомним, о каком чувстве мы говорили с вами на прошлом занятии?.. (Покажите детям картинку с изображением этого чувства). Правильно, это чувство страха. А как вы догадались, что это именно оно?..

Посмотрите, какие сегодня карточки я вам принесла. (Покажите ребятам карточки из игры "Азбука настроений".) На них изображены попугай, рыба, кошка, мама, папа, мышка. Все они испытывают чувство страха. Подумайте и решите, кого из героев сможет показать каждый из вас. При этом надо сказать о том, чего боится ваш герой и что надо сделать, чтобы его страх пропал. Очень хорошо!

Послушайте следующую историю — «Как котенок потерялся».

Пошел Вася с котенком гулять. Котенок был маленький и глупый. Он увидел бабочку, побежал за ней, отстал от Васи и теперь не знал, куда идти. Стало ему страшно. Он сжался в комочек и жалобно замяукал. Мимо шла девочка Катя. Увидела она котенка и спрашивает: «Что с тобой? Ты испугался? Тебе страшно?»

А котенок ей отвечает: «Я потерялся. Мне страшно, и я не знаю, как найти мой дом и Васю».

Девочка приласкала котенка и проводила его домой. Рассказ разбирается и проигрывается по аналогии с предыдущим занятием.

Замечательно!

Потрудились? Отдохнём?

Релаксация «Баиньки. Качели». Ложимся на коврики, дышим спокойно, слушаем музыку.

Рисование красками.

Упражнение «Доброе



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: