Примеры произведений символистов




Урок. Основные течения русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм

Модернизм - идейное направление в литературе и искусстве конца 19 начала 20 века, для которого характерен уход от классических стандартов, поиск новых, радикальных литературных форм и создание абсолютно нового стиля написания произведений.

Ветви модернизма: символизм, акмеизм и футуризм - имели свои особенности.

1. Символизм в литературе Серебряного века

Символизм — это художественное течение в литературе, живописи и остальных видах искусства, которое характеризуется идеалистическим созиданием мира, акцентированием на индивидуализме и личной свободе, тягой к экспериментальным формам творчества через использование символов, недосказанности и загадочности.

История возникновения символизма как литературного направления восходит к концу XIX — началу XX века и берет свое начало во Франции.

В России это течение обрело особенную популярность к началу XX столетия среди поэтов Серебряного века русской литературы. К его представителям относятся такие поэты как Александр Блок, Андрей Белый, Зинаида Гиппиус, Иннокентий Анненский и другие.

К главным особенностям символизма можно отнести:

ü мистическое и философское постижение реальности;

ü индивидуализм и исключительная ценность личной свободы;

ü осознания трагичности мира;

ü в основе лежат философские работы и мистицизм;

ü вера в искусство, как в инструмент преобразования;

ü вечный поиск смыслов;

ü акцентирование на стихотворном ритме;

ü многоплановый характер образов-смыслов, которые поддаются разнообразной трактовке;

ü собственная поэтическая мифология;

ü тематическое структурирование произведений авторов и т. д.

Отличительные черты творчества символистов:

ü описание действительности через символы;

ü разработка и применение звукописи как особого поэтического приема (использование различных фонетических приемов для усиления звуковой яркости речи, для символистов это могло быть повторение одних и тех же слов);

ü использование символов-намеков, иносказаний;

ü религиозные искания, особенно свойственный русскому течению символизма (например, поэт Дмитрий Мережковский придавал символу религиозное значение);

ü отрицание реального мира, стремление выйти за его пределы.

ü Жанры символизма в литературе

ü эпические (рассказ, сказка, повесть);

ü лирические (стихотворение, ода, элегия);

ü драматические (трагедия, драма);

ü лироэпические (поэма и др.)

Примеры произведений символистов

Один из наиболее значимых поэтов течения Дмитрием Мережковским, произведение «Бог»:

Везде я чувствую, везде,

Тебя Господь, — в ночной тиши,

И в отдаленнейшей звезде,

И в глубине моей души.

Эти строки отражают один из главных смыслов символизма — присутствие иного мира, божественного начала, которое мы не способны увидеть. Это знание открылось лирическому герою поэта, и он благодарит Бога за возможность прикоснуться к тому, что всегда чувствовал сердцем.

 

Двоемирие и таинственность вселенной описаны в стихотворении поэта-символиста Валерия Брюсова «Каждый миг»:

Этот мир — иного мира тень,

Эти думы внушены оттуда,

Эти строки — первая ступень.

В нем автор объявляет начало своего пути в загадочное пространство другого мира посредством своего творчества. Этот мир манит его, и даже строки стихотворения вдохновлены размышлениями о нем.

 

 

2. Акмеизм в литературе Серебряного века

Акмеизм — литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова.

Основные характеристики: простота и ясность, отсутствие многозначных символических смыслов, стремление описать мир конкретных вещей и образов.

Происхождение понятия спорно. По одной версии, автором названия является поэт Вячеслав Иванов, по другой — Николай Гумилев. Существуют 3 основных объяснения термина:

ü άκμη — в переводе с греческого языка означает «вершина, острие»;

ü ακμαίος — это по-гречески «пора цветения, расцвет»;

Все версии имеют право на существование. Акмеисты считали, что их течение — это вершина поэтического творчества, расцвет поэзии. Анна Ахматова — наиболее талантливая представительница данного направления.

Возникновение акмеизма произошло в рамках другого литературного течения — символизма.

Группа молодых поэтов, для которых стали узки рамки символизма, решила отделиться. В 1911 г. они образовали союз «Цех поэтов». У его истоков стояли Н. Гумилев и С. Городецкий. Секретарем объединения выбрали А. Ахматову. В «Цех» входили М. Зенкевич, Е. Кузьмина-Караваева, О. Мандельштам и другие поэты. В этом объединении были сформулированы основные принципы нового литературного движения.

По отношению к акмеистам использовался также термин «кларизм». Название происходит от французского слова «clair» — «ясный, светлый, чистый». Это определение подчеркивает один из главных признаков акмеизма — стремление к максимальной ясности в поэзии.

Акмеизм существовал только в русской литературе. Подобных ему аналогов не было ни в одной стране мира. Он оказал значительное влияние на русскую поэзию XX в., хотя просуществовал совсем недолго.

Началом акмеистического движения считают создание «Цеха поэтов», окончанием — период накануне Первой мировой войны (1914 г.).

Цель акмеистов: стремление освободить литературу от таинственного, непонятного, вернуть литературе ясность и доступность. Так, Гумилев обратился к описанию экзотических зверей и природы, Анна Ахматова – к углубленным любовным переживаниям.

Стремление к природе, к «земле» привело акмеистов к натуралистическому стилю, к конкретной образности, предметному реализму.

Основные принципы акмеизма:

ü Ясность и лаконичность — предметы и образы в поэзии должны быть легко узнаваемы и считываемы.

ü Стремление к простоте — акмеисты критиковали усложненные формы и многозначные символы. Они считали, что поэзия должна быть понятной для любого читателя.

ü Интерес к духовному миру человека во всех его проявлениях.

ü Использование предыдущего поэтического опыта, насыщение поэзии образами из мировой культуры и искусства.

ü Связь с природой — внутренний мир лирического героя часто показывался через природные явления.

ü Внимание к деталям, предметам. Признание самоценности каждой вещи.

ü Осознание высокой роли поэзии — она призвана возвышать и облагораживать человека.

Основные представители акмеизма: Анна Ахматова, Николай Гумилёв, Осип Мандельштам, Сергей Городецкий, Михаил Зенкевич, Михаил Лозинский, Владимир Нарбут, Георгий Иванов и др.

Стихотворение А. Ахматовой «Песня последней встречи»:

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,

А я знала - их только три!

Акмеизм просуществовал не очень долго, но внес большой вклад в развитие поэзии.

3. Футуризм в литературе Серебряного века

 

Литературное направление «футуризм». Его название произошло от латинского futurum — будущее.

Футуризм — «искусство будущего». Футуризм зародился в Италии, в 1910 г. Его относят к ряду модернистских течений в литературе, живописи, скульптуре, архитектуре. Таким образом, футуризм — это общность художественных авангардистских движений, зародившаяся в ХХ веке. Хронологические рамки движения ограничены с 1910 по 1920 годы. Футуризм преимущественно утвердился в Италии и России.

Основной посыл состоял в нигилитистическом отрицании всего традиционного художественного опыта. В литературе футуристы сосредоточились на форме, ярко заявляя о себе новыми словами (авторскими неологизмами), нецензурной лексикой, терминологией плакатов, газет и афиш. Литературная норма ломалась методом отказа от классических канонов и традиций, экспериментами над формой произведения. Авторы отказывались от устоявшихся грамматики, орфографии, стилистики.

К отличительным литературным характеристикам футуризма относятся:

ü использование декламационного языка;

ü стихосложение в виде манифеста;

ü применение слов-звуков;

ü употребление неологизмов;

ü категоричный отказ от традиционной грамматики и орфографии;

ü искажение «старого языка».

 

К русским представителям футуризма относят: Велимира Хлебникова; Владимира Маяковского; Василия Каменского; Игоря Северянина; Алексея Кручёных; Бенедикта Лившица; Елену Гуро; Вадима Шершеневича.

 

Примеры стихотворений

 

Весеннее шумящее убранство —

Единый миг… затерянный цветах!

Напрасно зришь живое постоянство

Струящихся, скоротекущих снах.

Изменно всё! И вероломны своды

Тебя сокрывшие от хлада бурь!

Везде, во всём — красивость шаткомоды!

Ах, циник, щастлив ты! Иди и каламбурь!

 

Давид Бурлюк «Щастье циника»

 

Отсутствие гармонии, антиэстетизм, ирония, нарушение баланса — всё это прослеживается в приведённой части стихотворения Владимира Маяковского «Нате!».

 

Через час отсюда в чистый переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я — бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

где-то недокушанных, недоеденных щей;

вот вы, женщина, на вас белила густо,

вы смотрите устрицей из раковин вещей.

 

5. Заключение

И символизм, и акмеизм, и футуризм радикально обновляют язык, поскольку старая литература не может выразить дух современности.

Серебряный век в мировой истории Серебряный век имел огромное значение для развития мировой культуры. Тем не менее эпоха “культурного ренессанса” стала последним завоеванием разрушающейся Российской империи. Октябрьская революция положила конец Серебряному веку. Что мы узнали? Золотой век русской культуры в конце XIX века сменился Серебряным. Эта эпоха, длившаяся до октября 1917 г., ознаменовалась появлением огромного количества гениальных деятелей культуры и искусства. Культурные завоевания Серебряного века пользуются огромным уважением во всем мире.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: