Параметры | Критерии | Показатели | Метод изучения |
Теоретические знания | Обучающиеся должны знать что такое эустесс, дистресс, основные виды стресса, компоненты «Я-концепции»,что является человеческими ценностями, что такое самоценность, компоненты саморегуляции, фрустрация (значение слова), каковы функции конфликта виды возраста человека, видв способностей(в т. Ч. что такое способности и талант) и т. Д. (см. список понятий). | Высокий уровень - владеет понятиями на 70-100 %, использует их в речи, может истолковать их близко к определению или своими словами, не искажая сути. Средний уровень - владеет понятиями (до 50%), истолковывает их, не искажая смысла. Низкий уровень – отчасти владеет понятиями (до 30%), знает их – называет, но не все может раскрыть. | Анкетирование |
Практические умения | Умение конструктивно общаться в группе, соблюдая принятые правила общения; навык первичной психологической самодиагностики. | Высокий уровень – соблюдает правила общения и поведения самостоятельно, сам обрабатывает тесты С редний уровень – отчасти нуждается в помощи педагога при обработке тестов и владеет не всеми правилами общения Низкий уровень – нуждается в помощи и контроле взрослого | Наблюдение. |
Развитие | Развитие навыков конструктивного общения | Высокий уровень – самостоятельно ведёт диалог в малой группе, умеет слушать собеседника, конструктивно разрешает конфликты. средний уровень – нуждается в некотором контроле, поддержке со стороны педагога Низкий уровень – не справляется сам | Наблюдение. |
Воспитанность | Культура общения Формирование нравственного здоровья учащихся; | Высокий уровень - Знает моральные нормы и принципы поведения, осознает свое поведение в обществе умеет владеть собой, умеет реализовать нравственный выбор в жизненной ситуации, владеет собой, сохраняя верность нравственным убеждениям в экстремальных ситуациях и толерантность Средний уровень – отчасти нуждается в контроле и поддержке взрослого Низкий уровень – не владеет собой, эгоистичен | Наблюдение. |
Приложение № 1
Понятия
эустресс - стресс, оказывающий положительное мобилизующее влияние;
дистресс – стресс, способный привести к нарушениям функционирования организма;
виды стресса – стресс ожидания, рабочий стресс, посттравматический стресс;
стадии стресса – стадия тревоги, стадия сопротивления, стадия истощения;
здоровье – физическое (бодрое и хорошее самочувствие), психическое и эмоциональное здоровье, социальное и индивидуальное здоровье, здоровая окружающая среда;
компоненты «Я – концепции» - «что я знаю о себе, что я чувствую по отношению к себе, каких действий я ожидаю?» (когнитивный – осознанное содержание о своих ценностях и субъективном контроле; эмоциональный – осознанные чувства и оценочные суждения по отношению к себе: поведенческий – осознанные ожидания относительно своего поведения и других людей по отношению к себе);
человеческие ценности – здоровье, семья, карьера, патриотизм, нравственность, доброта, мудрость, любовь и т.д.;
самоценность – отношение индивида к себе или самоотношение и самопринятие;
саморегуляция психоэмоционального состояния - регуляция дыхания, регуляция мышечного тонуса, регуляция эмоционального состояния, работа с ожиданиями;
мышечный панцырь – (мышечные зажимы) – статичное напряжение в определённых мышцах, возникающее в результате подавления эмоций;
фрустрация - (обман, расстройство, разрушение планов), психическое состояние человека, вызванное непреодолимыми трудностями, переживание неудачи;
функции конфликта – конструктивная (осознанный конфликт для поиска истины, решения проблемы) и деструктивная (разрушение отношений с другими людьми, своего здоровья);
возраст (виды) – хронологический, биологический, психологический, социальный, духовный;
способности – природная одарённость, талантливость;
талант – выдающиеся врожденные качества, особые природные способности;
виды способностей – умственные, интеллектуальные; социальные; художественные; спортивные; коммуникативные и т д.;
виды памяти – моторная, слуховая, образная, эмоциональная, логическая;
этикет – принятые ритуалы и порядок общения, поведения в обществе;
профессиограмма – описание профессии, включающее в себя основные требования профессией к личностным качествам человека;
типы профессий - «Человек - природа», «Человек – техника», «Человек – Знаковая система», «Человек – художественный образ».
Приложение № 2
Перечень диагностических материалов:
- тест Д. Холланда по определению типа личности
- Э Шостром, тест САМОАЛ – опросник самоактуализации
- Ю. И. Киселёв, «Самооценка личности»
- А. Е Голомшток, «Карта интересов»
- «Опросник способностей»
- «Методика изучения способностей учащихся»
- опросник профессиональных предпочтений (ОПП)
- тест «Умеете ли вы справляться со стрессом?»
- анкета «Общительный ли вы человек?»
- тест «Какой я в общении?»
- тест «Узнай себя»
- тест «Командовать или подчиняться?»
- тест «Ваш характер»
- тест «Твоя самооценка. – Какая она?»
- тест «Каков я на самом деле?»
- опросник самоотношения. В.В. Столин, С. В. Пантелеев.
- методика «Исследование локализации контроля личности»
(Е.Г. Ксенофонтова)
- ситуативный опросник «Диагностика доминирующей стратегии поведения в конфликте», Е, К, Климов, В.А. Романенко