Нормативное регулирование процессов приватизации муниципальной собственности




Приватизация муниципального имущества - возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности муниципальных образований в собственность физических или юридических лиц.

Основными целями и задачами государственной политики в сфере приватизации имущества являются:

· создание условий для развития акционерных обществ с государственным участием;

· сокращение государственного сектора экономики в части унитарных предприятий и непрофильных активов;

· улучшение корпоративного управления;

· стимулирование развития фондового рынка;

· формирование интегрированных структур в стратегических отраслях экономики;

· формирование максимальных доходов бюджета.

К субъектам приватизационных отношений государственного и муниципального имущества относятся:

а) Собственники – Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

Функции собственника осуществляют должностные лица, уполномоченные органами: Правительством РФ, Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимущество); органами исполнительной власти субъектов РФ; органами местного самоуправления.

б) Покупатели государственного и муниципального имущества – любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий; государственных и муниципальных учреждений; юридических лиц, в уставном капитале которых доля РФ, субъектов РФ, муниципальных образований превышает 25 %, кроме случаев, установленных законом. Обязанность доказать свое право на приобретение имущества возложена на покупателя. В случае, если впоследствии будет установлено, что покупатель не имел законного права на его приобретение, соответствующая сделка признается ничтожной.

Объектами приватизации государственного и муниципального имущества является:

· движимое имущество;

· недвижимое имущество.

Основные принципы приватизации муниципального имущества:

· Приватизация муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей муниципального имущества и открытости деятельности органов местного самоуправления.

· Муниципальное имущество отчуждается в собственность физических или юридических лиц исключительно на возмездной основе.

· Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Нормативно-правовая база, на основе которой осуществляется регулирование приватизации муниципальной собственности состоит из следующих актов:

1. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ
"О приватизации государственного и муниципального имущества"

Является основным законом в сфере приватизации, нормы о приватизации государственного и муниципального имущества, содержащиеся в других федеральных законах, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.

Содержит нормы по:

· планированию приватизации государственного и муниципального имущества

· порядку приватизации государственного и муниципального имущества

· способам приватизации государственного и муниципального имущества

· особенностям приватизации отдельных видов имущества

· оплате и распределение денежных средств от продажи имущества

· особенностям создания и правового положения акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, акции, доли в уставных капиталах которых находятся в государственной или муниципальной собственности

· защите прав государства и муниципальных образований как собственников имущества

· и т.д.

2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

В статье 51. Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом сказано, что:

· органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

· Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

· Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

· Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

3. Гражданский Кодекс РФ:

Статья 217. Приватизация государственного и муниципального имущества

Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

4. Закон РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I
"О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"

Содержит основные принципы и условия приватизации жилых помещений

5. НПА субъектов и муниципальных образований, где также закреплен порядок планирования приватизации муниципального имущества и порядок приватизации муниципального имущества:

· Закон Республики Башкортостан от 4 декабря 2002 г. N 372-з "О приватизации государственного имущества в Республике Башкортостан"

· Решение Городского Собрания Сочи Краснодарского края от 28 сентября 2016 г. N 126 "Об утверждении Положения о порядке управления муниципальным имуществом города Сочи" (с изменениями и дополнениями)

· Решение Оренбургского городского Совета от 20 декабря 2016 г. N 265 "Об утверждении Прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества города Оренбурга на 2017 - 2019 годы"

· И т.д.

 

Вопросы кейса

1. Определите каков порядок передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет и от 14 до 18 лет? В каком нормативно-правовом акте содержится данная информация?

2. Достаточно ли имеющихся нормативно-правовых актов для эффективного регулирования приватизации муниципальной собственности?

3. На основе изученных целей и задач, определите (предположите) положительные и отрицательные стороны (плюсы и минусы) приватизации.

4. При отчуждении какого имущества действие Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" не распространяется?

План работы

1. Формирование двух команд и распределение задания между участниками.

2. Осуществление каждым участником команды поиска дополнительной информации и анализа предложенной части материала в соответствии со своей ролью.

3. Совместная работа всех участников команды с возможностью обращения друг к другу с просьбой рассмотреть дополнительный аспект, необходимость в чем была выявлена в ходе выполнения кейса.

4. Подготовка итогового отчета.

5. Совместная работа над отчетом посредством сети Интернет.

6. Представление результатов проведенного исследования - защита кейса.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: