Онлайн-смены как тупиковая ветвь детского отдыха.




Андрей Анатольевич Данилков

Канд. психол. наук, доцент Новосибирского государственного педагогического университета

Председатель Правления Фонда развития детских лагерей

 

Последние два месяца жизни нашей страны в общем и лагерного сообщества в частности показали очень многое. Кризис – он как лакмусовая бумажка – проявляет скрытые потенциалы, особенности, достижения и пороки многих людей, их групп и целых сообществ. Сфера детского отдыха не стала исключением: кто-то затаился в ожидании лучших времен - самоизолировался, кто-то опустил руки и тихо идет ко дну, кто-то делает слабые попытки что-то предпринять, а кто-то изо всех сил активничает, карабкается из ямы под названием «Детский отдых в эпоху карантина». Ну да Бог со всеми нами! Мы все разные – на том и стоИм и чего то стОим.

Но появились и новые формы работы с клиентами – онлайн-лагеря или онлайн-смены. Явление ранее не виданное и новое. Говорят, они и раньше были в практике деятельности зарубежных детских лагерей, но в третьей декаде марта 2020 года они стали появляться в интернет-пространстве России в массовом порядке. Не избежала сей участи и наша компания – центр детского и молодежного отдыха «Магистр» (Новосибирск), существующий с февраля 1990 года. Мы провели полноценную 21-дневную смену. Информацию о ней, как и сам контент вы можете посмотреть на нашей страничке ВК (https://vk.com/cdmo_magistr).

Смена прошла очень даже позитивно и насыщенно, даже в после того как наши дети вышли с каникул на онлайн-обучение. Вместе с тем, мы очень тщательно мониторили сайты и группы лагерей, которые, так же как и мы, проводили подобные смены. Чего мы только не насмотрелись за это время – об этом стоит писать отдельную научно-популярную статью… Очень часто стыдно было за коллег - что они делают с детьми (землю ели, стебались, чуть ли не матом общались с детьми, музыкальные треки с матом на английском языке ставили и многое другое делали...). Часто возникал вопрос: что хотели сказать организаторы своим детям? Второй вопрос, который я задал себе после просмотра одного из утренних шоу известной компании: Ржач, плоские шутки, никчемные ужимки и откровенный стёб друг над другом - это всё на что способны восемь человек, которые его проводили? Впрочем, и приятных моментов у многих лагерей было достаточно. Кстати, кто-то проводил смены бесплатно, кто-то платно, кто-то за символический один рубль.

Но мы не для описания онлайн-смен пишем данную статью. Мы о сути явления и его возможных последствиях.

И первое, что мы хотим сказать вам, уважаемые коллеги – мы с вами выпустили джина из бутылки. Как поведет себя этот джин – неизвестно. Но тенденция эта весьма не предсказуема в силу многих особенностей.

Второе: онлайн-лагеря не имеют никакого отношения к детскому отдыху и оздоровлению тем более. Эта может быть что угодно: форма занятости, способ удержания или привлечение клиентов, возможность самовыражения команды или её отдельных членов, но только не форма организованного отдыха. Команды создали эту форму от безысходности – отменили весенние смены и нужно было что-то делать с детьми! Нам, кстати, повезло – мы и офлайн смену провели и в её ходе запустили онлайн-лагерь.

Третье: поветрие онлайн-смен захлестнуло всю страну и более того… В социальных сетях ходит фото информационного письма заместителя министра просвещения РФ Д.Е.Грибова о создании программ подготовки и организации обучения вожатых работе в режиме онлайн-смен. Я не беру на себя ответственность утверждать, что это письмо не информационная «утка». Может это и так – кто-то хочет опорочить уважаемого человека и уважаемые организации (Ульяновский, Московский и Питерский ГОСУДАРСТВЕННЫЕ педагогические университеты и ВДЦ «Океан»), якобы разработавшие программы такого обучения. Ну, а если это так?!... К чему нас готовят, коллеги?.. К лету в формате онлайн-лагерей? К тому, что мы за три месяца создадим огромное количество клиентов для психотерапевтов, психологов, а может быть и для психиатров? Если это так – то это позор нашей системе образования, которая вместо того, чтобы разрабатывать действенные меры по организации полноценной оздоровительной кампании в детских лагеря в условиях К-вируса, занимается подготовкой откровенной диверсии – угроблением здоровья школьников во время летних каникул.

Давайте разбираться в сути того, что происходит с онлайн-обучением и онлайн-формами работы с детьми. Мы этой темой прониклись примерно год назад, столкнувшись с проблемой нос к носу. Будем рассматривать явление тщательно и с результатами профессиональных исследований. Итак:

Достижения в средствах коммуникации открыли для нас новую сферу социальных отношений. Интернет и гаджеты упростили нашу жизнь: с их помощью мы можем оперативно общаться, тренироваться, следить за питанием, обучаться. Но у этого явления есть оборотная сторона: социальные сети и гаджеты – это источники постоянного стресса современного человека. Особенно это касается детей. Профессор психологии, автор книги «Невнимательный ум: древние мозги в высокотехнологичном мире») Л.Розен считает: «Каждый телефонный звонок или сигнал электронной почты стимулирует в нашем мозгу выработку небольшого количества кортизола или дофамина, отчего нервная система становится более возбужденной. Организм впадает в зависимость от них. Таким образом, круг замыкается: новые оповещения стимулируют выработку будоражущих мозг человека гормонов, снижение их концентрации в крови толкает нас снова заглянуть в экран смартфона». Ссылка https://www.libfox.ru/684171-larri-rozen-rasseyannyy-um.html Известные российские психиатры Ц.П.Короленко и Н.В.Дмитриева (она, кстати, мой научный руководитель и потрясающий человек!) в монографии «Психосоциальная аддиктология» выделяют несколько новых аддикций – все они связаны с цифровизацией:

- интернет-аддикция;

- гаджето-зависимость;

- компьютерная аддикция;

- игровая зависимость (компьютерные и сетевые игры).

Авторы пишут: при использовании интернета и гаджетов следует учитывать, что они обладают большим аддиктогенным потенциалом. https://www.b17.ru/blog/67052/. Неконтролируемое использование интернета и гаджетов приводит к развитию особой формы психологической зависимости. Совершенно очевидно, что в зоне риска в данной ситуации находятся дети. Наиболее уязвимая возрастная группа от 9-17 лет – период становления личности. В силу неполной её сформированности дети наименее критичны в оценке последствий влияния данных явлений на свое психическое и соматическое здоровье. Психологи отмечают, что за последние пять лет резко возросло число обращений родителей детей, которые имеют жесткую симптоматику данных зависимостей. Эти зависимости сопровождаются:

- личностными изменениями: уход от реальности, дистанцирование от близких, разрыв дружеских отношений, агрессия, нервозность, снижение критичности мышления и т.д.;

- ухудшением соматического здоровья: быстрая утомляемость, дистрофия/ожирение, нарушение сна, частые простудные и вирусные заболевания, гиподинамия;

- деформацией межличностной сферы: разрыв внутрисемейных, межпоколенных и внутрипоколенных связей;

- деформацией личности: искажение представлений о себе и своих способностях, представление себя в сети как другого человека (в том числе другого пола);

- деструктивным поведением: отказ от обучения в школе, вовлечение в секты, деструктивные организации, суицидальное поведение.

В наших исследованиях по данной тематике (Данилков А.А., Данилкова Н.С. «Психологическая адаптация ребенка в условиях детского лагеря: избегание последствий информационной цивилизации». Журн. «Педагогическое образование и наука» № 8, 2011 г.), ссылка https://elibrary.com.ua/m/articles/view/ отмечается, что усиливающийся ритм жизни, динамика развития событий вокруг каждого из нас, бешеные информационные потоки, всеобщие "телефонизация", "интернетизация" приводят к печальным последствиям.

Наши дети очень быстро научаются псевдо-общению и онлайн формат наших лагерных смен – им в помощь!.. Парадокс современности: информации и общения становится все больше, они приобретают все новые формы, захлёстывая информационным валом и бешенной динамикой, а удовлетворенности от общения все меньше. Это общение всё боле и более носит поверхностный характер и не уже не является ценностью для современно человека. Нарушение живых связей в общении приводит к изменениям в психике человека: психологический дискомфорт, эмоциональная нестабильность, невротизация - все это последствия возникновения глобальной тревоги, вызванной вышеперечисленными явлениями.

Как мы видим, существует серьезная угроза обществу – происходит формирование дегуманизированной интернет-аддиктивной личности, в основе которой заложена аутодеструкция и тревога.

Это ведет к потере целых поколений, которые сейчас переживают период детства, находясь в постоянном стрессовом цейтноте! Но все перечисленные явления современности – от компьютеров и интернета до самых современных гаджетов и социальных сетей – это реальность, без них уже не обойтись. Зачем нам усугублять ситуацию, уважаемые коллеги?..

Напротив, возникает острая необходимость оберегания детей от данных угроз, путем обучения основам конструктивного использования информационно-технологических достижений. Это и профилактическая работа с теми, кто ещё не попал в жёсткие тиски зависимости и реабилитация тех детей, кто уже жёстко зависим, и не может самостоятельно выйти из невротического круга. Мы должны помочь как детям, так и их родителям, попавшим в сложную ситуацию. Важно вовлечь в данную тематику педагогов и молодежь, исследователей, занимающихся данной тематикой. Мы же делаем все «с точностью до наоборот» - создаем реальные условия для деструктивного развития личности.

Давайте поймём, что сами онлайн-смены не так страшны, как страшны последствия длительного пребывания детей перед монитором или экраном гаджета – формирующийся мозг рано или поздно повернет на путь деструктивного недоразвития своих функций. У ребенка младшего школьного возраста, младших подростков ещё нет сформированной и закреплённой волевой регуляции и вместе с информацией от своих онлайн-вожатых они «по пути» зайдут на сайты, которые им в силу возраста посещать ещё не нужно. Выйти из них уже трудно – одно цепляет другое, ребенок регистрируется на сомнительных ресурсах. И делается это тогда, когда родителей нет дома – они на работе, а ребенок в интернет-лагере. Вот немного информации (не нашей, а коллег):

Как показывают исследования (психологи из Канады, США, России), дети и подростки пользуются электронными гаджетами в 5, а иногда и в 10 раз больше рекомендуемого времени. А это серьезная угроза для физического и психического здоровья. Канадские педиатры, занимающиеся проблемой гигиены труда детей и подростков, обращаются к органам власти, педагогам и родителям с призывом запретить использование детьми в возрасте до 12 лет мобильных электронных гаджетов и приводят следующие аргументы.

1. Электронные устройства оказывают вредное влияние на мозг ребенка.

Дети, которые взаимодействуют с гаджетами с раннего возраста и в течение большого количества времени гораздо чаще страдают повышенной возбудимостью, у них снижаются интеллектуальные способности, падает их обучаемость и, соответственно, — успеваемость, снижается способность к саморегуляции и самоконтролю, «страдает» дисциплина.

2. Гаджеты провоцируют задержку развития ребенка.

Долговременное «сидение» с телефоном или планшетом приводит к гиподинамии, задержке физического развития. Недостаток физической активности отрицательно сказывается на всех психических процессах и может повлечь за собой задержку психического развития. Не зря говорят, что «в здоровом теле – здоровый дух»!

3. Увлечение электронными гаджетами провоцируют ожирение.

Дети, которые постоянно и бесконтрольно пользуются мобильными устройствами, гораздо чаще страдают от лишнего веса. Причиной этого служит как недостаток физической активности, так и привычка к «попутному» поглощению пищи. При этом мозг, занятый гаджетом, пропускает сигналы о насыщении и пища продолжает поглощаться. Чрезмерное количество пищи является для организма большим стрессом, поэтому ожирением дело, к сожалению, не заканчивается. Частенько у таких детей развивается диабет, повышается риск ранних инсультов и инфарктов. Ученые всего мира бьют тревогу по поводу того, что дети, родившиеся в 21-м веке, имеют большие шансы умереть по состоянию здоровья раньше, чем их родители.

4. Недосыпание и ухудшение качества сна.

По данным медицинских и психологических исследований более 75 % детей страдают от недосыпания, тратя время, предназначенное для сна, на общение с гаджетами. Кроме того, использование электронных устройств в вечернее время, а особенно — перед сном, приводит нервную систему ребенка в возбужденное состояние, которое мешает нормальному засыпанию и отрицательно влияет на качество сна в целом. По степени вредности для здоровья недосыпание можно сравнить с недоеданием. И одно, и другое приводит к истощению организма. А истощение чревато разными заболеваниями.

5. Чрезмерное увлечение электронными устройствами провоцирует у детей рост таких психических заболеваний, как тревожность, депрессия, аутизм, психоз, раздвоение личности и приводит к проблемам в поведении.

6. Жестокость и агрессия, которые ребенок видит в телепередачах, в сети Интернет, в компьютерных играх он зачастую принимает как пример для подражания в реальной жизни. Насилие на экране воспринимается как схема поведения и может воплотиться в агрессивное поведение в реальном мире. При этом агрессия в поведении может проявляться не сразу и может носить отсроченный характер и иметь накопительный эффект.

7. Гаджеты повышают риск развития слабоумия. Высокая скорость и постоянная смена медиа-контента в электронных гаджетах приводят к негативным изменениям в головном мозге и психике детей. Если взаимодействие ребенка с гаджетами находится в рекомендуемых рамках, то мозг и психика успевают восстанавливаться и необратимые изменения не наступают. Если же общение с электронными устройствами превышает допустимые нормы, то происходит постепенная деградация всех познавательных процессов, общее снижение познавательной деятельности. Это сопровождается затруднением в усвоении новой информации, новых практических навыков. Далее наступает частичная утрата усвоенных ранее знаний, умений и практических навыков. И, в конце концов, наступает так называемая «цифровая деменция» — слабоумие, вызванное чрезмерным и беспорядочным общением с электронными устройствами.

8. Hi-Tech –зависимость, или цифровая наркомания. Часто родители, не имея времени или желания заниматься со своим ребенком, дают ему планшет или телефон, включая мультик или игру, и радуются, что ребенок «не мешает», никуда не лезет, ничего не просит, сидит и «самостоятельно» занимается. Если подобная ситуация повторяется часто, то вместо генетически обусловленной привязанности к родителям, у ребенка формируется «привязанность» к гаджетам. Такая привязанность в дальнейшем приведет к зависимости, сходной по своим механизмам с наркотической. По данным ученых, цифровых наркоманов среди детей и подростков около 10%.

9. Наличие у гаджетов вредного электромагнитного излучения опасно прежде всего для детей. Детский организм, находящийся в состоянии роста и развития, наиболее чувствителен ко всем негативным факторам. А электромагнитные излучения, как уже было сказано выше, приравниваются к классу канцерогенов и имеют довольно высокую степень опасности.

10. Уход в виртуальный мир замедляет и затрудняет социализацию детей. Ребенок, который много времени проводит, общаясь с электронными устройствами, как правило, кроме проблем со здоровьем имеет проблемы с общением в реальном мире. Коммуникативные навыки, необходимые для реальной жизни, в виртуальном общении получить невозможно!!! Чрезмерное увлечение гаджетами «отрывает» ребенка от реалий повседневной жизни и делает его более уязвимым. Таким детям бывает сложно адаптироваться в обществе сверстников, поскольку они не знают, как строить общение в реальной жизни. Не получая удовлетворения от реального общения, ребенок возвращается в мир виртуальный. И получается своего рода замкнутый круг, из которого все труднее и труднее «вырваться». В будущем таким детям будет труднее приспособиться ко взрослой жизни и добиться в ней успеха.

Итак, резюмируя сказанное выше, хотим еще раз подчеркнуть, что всевозможные гаджеты стали неотъемлемой частью нашей реальной жизни, но их использование надо строго дозировать, руководствуясь здравым смыслом и чувством меры. В противном случае можно совершенно незаметно попасть в зависимость от электронных устройств, а там и до «цифровой наркомании» уже недалеко…

Кстати, во всем мире специалисты признают зависимость от гаджетов именно «зависимостью» наравне с наркоманией, алкоголизмом, табакокурением и др. и все чаще и чаще в обиходе встречается термин «цифровая наркомания». В большинстве центров, оказывающих помощь зависимым людям, как в России, так и за рубежом, в перечень реабилитационных программ входит программа, касающаяся цифровой наркомании.

К великому сожалению, подавляющее большинство людей либо вообще не признает цифровую наркоманию как болезнь, либо не считает ее «страшной» и опасной для физического и психического здоровья. Мы просто в качестве информации приведем сведения о влиянии электромагнитного излучения от гаджетов на здоровье человека и его последствиях для нашего организма. Итак, к чему приводит чрезмерное увлечение современными гаджетами:

· Головные боли

· Снижение остроты зрения

· Нарушения сна

· Снижение иммунитета

· Нарушения в работе сердечно-сосудистой системы

· Нарушения в работе эндокринной системы

· Появление онкологических заболеваний

· Перепады кровяного давления

· Раздражительность, тревожность

Ну, впрочем, хватит пугать и мотивировать вас, уважаемые коллеги. Хватит о детях. Давайте о нас. Если кто-то из вас узнает себя в нижеприведенной информации – мы в этом не виноваты. То же самое испытывают наши дети (а онлайн-смены им в этом помогут!).

Из-за наших смартфонов у нас почти не осталось личного пространства. Оно съедено постоянным отвлечением от работы, учебы, непосредственного общения. А некоторые и вовсе добровольно отказываются от своего личного пространства, рассказывая о деталях своей жизни в соцсетях. Однако это лишь часть проблемы, как считают психологи. Среди других неприятных последствий «цифровизации» — снижение продуктивности, повышение тревожности и ухудшение концентрации. Если верить ученым из Университета Бонна (Германия), каждый второй пользователь смартфона заглядывает в него более 80 раз в сутки! Фактически мы все время находимся в режиме ожидания новых оповещений из приложений, соцсетей, электронной почты, СМС и пр. И вот какие зависимости у нас формируются:

 

 

Тревожность «низкого заряда батареи». Этот термин придумали американские исследователи, изучив отношения со смартфонами у двух тысяч человек. Наблюдения показали, что у 90% подопытных разряженный аккумулятор телефона (содержащий менее четверти заряда батареи) вызывает стойкую тревогу, практически панику. «Вы не знаете, когда сможете зарядить телефон, и волнуетесь, как же в результате будете оставаться на связи», — комментирует Ларри Розен. — Пожалуй, самый яркий симптом такой расстройства — когда вы спрашиваете "зарядку" у незнакомых людей».

Синдром «фантомной вибрации». Этот недуг, уверены, может диагностировать у себя каждый. Ты чувствуешь вибрацию в кармане, проверяешь смартфон и осознаешь, что она была лишь плодом воображения. «Десять лет назад, почувствовав какой-то шорох в кармане, вы бы просто расценили это как зуд или дискомфорт от ткани, — говорит Ларри Розен. — Теперь же, даже зная, что у нас в кармане нет телефона, мы все равно не думаем о том, что это просто зуд».И тем чаще у вас появляется этот синдром, тем сильнее вы переживаете о том, чтобы все время оставаться на связи, доказали мичиганские исследователи.

Номофобия. Этим новым термином называют страх остаться без мобильного телефона (nomofobia – английская аббревиатура от «no-mobile-phone phobia»). Как она проявляется? В чувстве тревоги и дискомфорта, когда вы почему-то оказываетесь вдали от своего смартфона. Чтобы выявлять номофобов,эти исследователи даже придумали особый опросник (можете, кстати, проверить себя).А если верить другим ученым, номофобия существенно ухудшает наши когнитивные способности и снижает концентрацию.

Страх «все пропустить». Этот симптом в наибольшей степени касается пользователей соцсетей: именно он толкает их бесконечно обновлять ленту и отслеживать каждый «лайк» и комментарий под своими постами. «Они боятся упустить что-то новое, не отреагировать вовремя. Поэтому некоторым так тяжело дается разлука со смартфоном: человек начинает думать, как много всего произошло в его отсутствие, что он буквально "выключен" из жизни. Этот страх схож с чувством собственной ненужности», — рассказывает Ларри Розен.

В общем, у нас ещё данного материала есть на несколько статей. Он очень интересный и часто пугающий. Мы возвращаемся к теме статьи – онлайн-сменам. По нашему мнению, они могут привести ко всему тому, что описали мы и наши коллеги. ОСТОРОЖНЕЕ с ними нужно быть, уважаемые коллеги! И самое главное – о здравии наших детей – какое здоровье от ежедневного многочасового сидения у компьютера пусть даже с благими намерениями?

Вспомните про лето: солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!

Здоровье детей для нас важнее! Ведь детский лагерь, это про ЖИВОЕ общение, природу, новые открытия и знакомства. Да ещё много про что, но только не про монитор компьютера или экран гаджета…

P.S. Пока писал эту статью узнал, что письмо Д.Е.Грибова не утка, а вполне себе настоящее. Или мир сошёл с ума или К-вирус повлиял на мозги людские – критичность и глубина мысли исчезли, а индоктринация, наоборот, набирает обороты…

Индоктринация - (англ. indokrination от лат. in внутрь и doktrina учение,

теория, доктрина):

1) насильственное навязывание личности (группе, народу) ценностей,

целей, идеологий теми или иными субъектами или институтами власти;

2) введение, приобщение, ознакомление с какой-либо теорией, доктриной;

3) целенаправленное распространение какой-либо политической идеи, доктрины, учения в обществе или общественном слое для формирования определенного общественного сознания.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: