Джузеппе Верди и Рихард Вагнер




Биография

Джузеппе Верди (полное имя – Джузеппе Фортунино Франческо Верди) – великий итальянский композитор. Его музыкальные произведения – это «сокровища» мирового оперного искусства. Творчество Верди – кульминация развития итальянской оперы 19 века. Благодаря ему опера стала такой, какой она является сейчас.

Детство и юность

Родился Джузеппе Верди в маленькой итальянской деревне Ле Ронколе, недалеко от города Буссето. В тот момент эта территория принадлежала Первой Французской империи. Таким образом, в официальных документах указана страна рождения Франция. Родился он 10 октября 1813 года в крестьянской семье. Его отец Карло Джузеппе Верди содержал местный трактир. А мать Луиджа Уттини работала пряхой.

Портрет Джузеппе Верди

Любовь к музыке мальчик проявил еще в детстве, поэтому сначала родители подарили ему спинет – клавишный струнный инструмент, похожий на клавесин. А вскоре он начала изучать музыкальную грамоту и учиться игре на органе в деревенской церкви. Первым его учителем стал священник Пьетро Байстрокки.

В 11 лет маленький Джузеппе стал исполнять обязанности органиста. Однажды на службе его заметил состоятельный городской купец Антонио Барецци, он предложил помочь мальчику получить хорошее музыкальное образование. Сначала Верди переехал в дом Барецци, мужчина оплачивал для него самого лучшего преподавателя, а позднее оплатил и обучение Джузеппе в Милане.

Джузеппе Верди в молодости

В этот период времени Верди увлекся литературой. Предпочтение отдает классическим произведениям Данте, Шекспира, Шиллера, Гете.

Музыка

По приезду в Милан он пытается поступить в Консерваторию, но сразу получает отказ. Его не принимают из-за недостаточного уровня игры на фортепиано. Да и возраст, на тот момент ему уже было 18 лет, превышал установленный для приема. Примечательно, что сейчас Миланская Консерватория носит имя Джузеппе Верди.

Джузеппе Верди

Но молодой человек не отчаивается, он нанимает частного преподавателя и изучает основы контрапункта. Он посещает оперные спектакли, концерты различных оркестров, общается с местным бомондом. И в это время он начинает задумываться о том, чтобы стать композитором для театра.

По возвращении Верди в Буссето Антонио Барецци организовал для молодого человека первое в его жизни выступление, которое произвело настоящий фурор. После этого Барецци предложил Джузеппе стать преподавателем для его дочери Маргариты. Вскоре между молодыми людьми возникла симпатия, и у них начался роман.

Дирижер Джузеппе Верди

В начале карьеры Верди писал небольшие по объему произведения: марши, романсы. Первой значимой постановкой стала его опера «Оберто, граф ди Сан-Бонифачо», которая была представлена миланскому зрителю в театре «Ла Скала». После оглушительного успеха с Джузеппе Верди был подписан договор на написание еще двух опер. В оговоренные сроки он создал «Король на час» и «Набукко».

Постановка «Король на час» была плохо принята зрителем и провалилась, а от «Набукко» импресарио театра поначалу и вовсе отказался. Ее премьера все же состоялась, правда, спустя два года. И эта опера имела оглушительный успех.

Композитор Джузеппе Верди

Для Верди, который после провала «Короля на час» и потери жены и детей собирался покинуть музыкальное поприще, «Набукко» стала глотком свежего воздуха. За ним закрепилась репутация успешного композитора. «Набукко» за год была поставлена в театре 65 раз, к слову, она и по сей день не сходит с мировых сцен.

Этот период в жизни Верди можно охарактеризовать как творческий подъем. После оперы «Набукко» композитор написал еще несколько опер, которые были также прекрасно встречены зрителем – «Ломбардцы в крестовом походе» и «Эрнани». Позднее постановка «Ломбардцы» была поставлена в Париже, правда, для этого Верди пришлось внести изменения в изначальный вариант. В первую очередь он заменил итальянских героев на французских, а во вторую – переименовал оперу в «Иерусалим».

Но одним из самых известных произведений Верди стала опера «Риголетто». Написана она по мотивам пьесы Гюго «Король забавляется». Сам композитор считал эту работу своим лучшим творением. Русский зритель знаком с «Риголетто» по песне «Сердце красавицы склонно к измене». Оперу поставили тысячи раз в различных театрах мира. Арии главного героя, шута Риголетто, исполняли Дмитрий Хворостовский, Пласидо Доминго, Муслим Магомаев.

Два года спустя Верди пишет «Травиату» по произведению «Дама с камелиями» Александра Дюма-младшего.

В 1871 году Джузеппе Верди получает заказ от египетского правителя. Его просят написать оперу для Каирского оперного театра. Премьера оперы «Аида» состоялась 24 декабря 1871 года и была приурочена к открытию Суэцкого канала. Самая известная ария оперы – «Триумфальный марш».

Композитор написал 26 опер и реквием. В те годы оперные театры посещали все слои общества, как местная аристократия, так и бедняки. Поэтому итальянцы Джузеппе Верди по праву считают «народным» композитором Италии. Он создавал такую музыку, в которой простой итальянский народ чувствовал собственные переживания и надежды. В операх Верди люди слышали призыв к борьбе с несправедливостью.

Джузеппе Верди и Рихард Вагнер

Примечательно, что со своим главным «соперником» Рихардом Вагнером Джузеппе Верди родился в один год. Творчество композиторов вряд ли спутаешь, но именно их считают реформаторами

Произведения

  • 1839 – «Оберто, граф ди Сан-Бонифачо»
  • 1940 – «Король на час»
  • 1845 – «Жанна д’Арк»
  • 1846 – «Аттила»
  • 1847 – «Макбет»
  • 1851 – «Риголетто»
  • 1853 – «Трубадур»
  • 1853 – «Травиата»
  • 1859 – «Бал-маскарад»
  • 1861 – «Сила судьбы»
  • 1867 – «Дон Карлос»
  • 1870 – «Аида»
  • 1874 – Реквием
  • 1886 – «Отелло»
  • 1893 – «Фальстаф»
  • Опера «Аида» была написана около150 лет назад. Ее премьера прошла 24 декабря 1871 года в Каире с огромным триумфом, и до сих пор произведение не покидает сцены отечественных и зарубежных театров.
  • История создания оперы довольно интересна. На создание оперы «Аида» Джузеппе Верди подвигло египетское правительство, которое обратилось к нему в 1868 году с просьбой о написании оперы с египетским сюжетом. Оперу планировалось включить в торжества по случаю открытия Суэцкого канала. Поначалу Верди отклонил этот заказ. Однако в 1870 году после знакомства со сценарием «Аиды», композитор выразил заинтересованность и запросил гонорар в размере 30 000 долларов. В те времена это приравнивалось приблизительно к сегодняшним 200 000 долларов, а учитывая то, что в те времена налоги не взимались с доходов, можно себе представить, насколько хорошо зарабатывали тогда композиторы с мировым именем. Хедив Египта выплатил эту сумму, подписав контракт с Джузеппе Верди, когда тот еще не написал ни одной ноты. Примечательно, что взамен на столь щедрое вознаграждение правительство Египта получало лишь одну копию партитуры и право премьеры оперы в Каире – и только там. Все оставшиеся права сохранялись за композитором, включавшие, помимо прочего, отчисления за каждое исполнение оперы, где бы в мире она ни исполнялась, а также право на публикацию партитуры и либретто. Сценарий к опере был написан известным французским египтологом Огюстом Мариеттом. Тот представлял собой всего лишь набросок сюжета на 4 страницы. В основе лежала легенда из расшифрованного им древнего папируса.
  • Она отсылала к эпохе долгой и упорной борьбы фараонов Древнего Египта с Нубией (Эфиопией). Рисунки Мариотта послужили отправной точкой для декораций и костюмов оперной постановки. Верди, совместно со своим другом Камиллом дю Локлем развил сюжет в либретто оперы из четырех актов. Далее композитор попросил итальянского поэта Гисланцони переработать материал в итальянское либретто, предоставив детальные описания каждого поворота сюжета. Им даже были написаны некоторые стихотворные строки. Саму же музыку к опере Джузеппе Верди написал всего за четыре месяца.
  • Опера «Аида» – это психологическая музыкальная драма, в которой обстановочная сторона подчинена высокой нравственной идее. Верди всем своим творчеством утверждал право людей на счастье. И как композитор-гуманист боролся за справедливость. Он продемонстрировал в опере «Аида» великую силу любви, которую не может преодолеть даже смерть.
  • Премьера прошла 24 декабря 1871 г. в Каире. Отмечают также и другую постановку – 8 февраля 1872г., когда спектаклем руководил сам Джузеппе Верди. Оба представления имели ошеломляющий успех.
    «Аида» показывает трагическую историю любви Радамеса (военачальника египетских войск) и Аиды (египетской рабыни и дочери царя Эфиопии, с которым египтяне ведут продолжительную войну). Идет беспощадная борьба любви и ненависти, добра и зла, надежд и неизбежности.
  • Премьера «Аиды» состоялась в декабре 1871 года в Каире, вылившись в международный триумф. С тех пор эта опера Верди является неизменным украшением фактически каждой оперной труппы по всему миру. Опера «Аида», Д. Верди
  • По своему стилю «Аида» во многом близка «большой французской опере»:
  • большими масштабами (4 действия, 7 картин);
  • декоративной пышностью, блеском, «зрелищностью»;
  • обилием массовых хоровых сцен и больших ансамблей;
  • большой ролью балета, торжественных шествий.
  • Вместе с тем, элементы «большой» оперы сочетаются с чертами лирико-психологической драмы, поскольку основная гуманистическая идея усилена психологическим конфликтом: все главные герои оперы, составляющие любовный «треугольник», испытывают острейшие внутренние противоречия. Так, Аида считает свою любовь к Радамесу предательством перед отцом, братьями, родиной; в душе Радамеса борется воинский долг и любовь к Аиде; между страстью и ревностью мечется Амнерис.
  • Сложность идейного содержания, акцент на психологическим конфликте обусловили сложность драматургии, которая отличается подчеркнутой конфликтностью. «Аида» – поистине опера драматических столкновений и напряженной борьбы не только между врагами, но и между любящими.
  • 1 картина I действия содержит экспозицию всех основных персонажей оперы, кроме Амонасро, отца Аиды, и завязку любовной линии, которая отнесена буквально в самое начало оперы. Это трио ревности (№ 3), где раскрываются сложные взаимоотношения участников «любовного треугольника» – первая ансамблевая сцена оперы. В его порывистой музыке слышна и тревога, волнение Аиды и Радамеса, и едва сдерживаемый гнев Амнерис. Оркестровая партия трио основана на лейтмотиве ревности.
  • Во 2 действии контрастность усиливается. В первой его картине более крупным планом дано противопоставление двух соперниц (в их дуэте), а во второй картине (это финал 2-го действия) значительно обостряется основной конфликт оперы благодаря включению в него Амонасро, эфиопских пленников с одной стороны, и египетского фараона, Амнерис, египтян с другой.
  • В 3 действии драматургическое развитие всецело переключается в психологическую плоскость – в область человеческих взаимоотношений. Один за другим следуют два дуэта: Аида-Амонасро и Аида-Радамес. Они очень различны в выразительном и композиционном решении, но в то же время создают единую линию постепенно возрастающего драматического напряжения. В самом конце действия происходит сюжетный «взрыв» – невольное предательство Радамеса и внезапное появление Амнерис, Рамфиса, жрецов.
  • 4 действие – абсолютная вершина оперы. Налицо его репризность по отношению к I действию: а) оба открываются дуэтом Амнерис и Радамеса; б) в финале повторяются темы из «сцены посвящения», в частности, молитва великой жрицы (однако если раньше эта музыка сопровождала торжественное величание Радамеса, то здесь – его ритуальное отпевание).
  • В 4 действии – две кульминации: трагическая в сцене суда и «тихая», лирическая в финале, в прощальном дуэте Аиды и Радамеса. Сцена суда – это трагическая развязка оперы, где действие развивается в двух параллельных планах. Из подземелья доносится музыка жрецов, обвиняющих Радамеса, а на переднем плане с отчаянием взывает к богам рыдающая Амнерис. Образ Амнерис наделен в сцене суда трагическими чертами. То, что она, в сущности, сама оказывается жертвой жрецов, приобщает Амнерис к положительному лагерю: она как бы занимает место Аиды в основном конфликте оперы.
  • Наличие второй, «тихой» кульминации – чрезвычайно важная особенность драматургии «Аиды». После грандиозных шествий, процессий, триумфальных маршей, балетных сцен, напряженных столкновений, подобная тихая, лирическая концовка утверждает прекрасную идею любви и подвига во имя нее.
  • Ансамблевые сцены.
  • Все важнейшие моменты в развитии психологического конфликта в «Аиде» связаны с ансамблевыми сценами, роль которых исключительно велика. Это и «трио ревности», выполняющее в опере функцию завязки, и дуэт Аида с Амнерис – первая кульминация оперы, и дуэт Аиды с Радамесом в финале – развязка любовной линии.
  • Особенно велика роль дуэтных сцен, возникающих в наиболее напряженных ситуациях. В I действии это дуэт Амнерис с Радамесом, перерастающий в «трио ревности»; во 2 действии – дуэт Аиды с Амнерис; в 3 действии два дуэта с участием Аиды следуют подряд. Один из них – с отцом, другой – с Радамесом; в 4 действии тоже два дуэта, окружающих кульминационную сцену суда: в начале – Радамес–Амнерис, конце – Радамес–Аида. Едва ли найдется другая опера, в которой было бы столько дуэтов.
  • При этом все они очень индивидуальны. Встречи Аида с Радамесом не носят конфликтного характера и приближаются к типу «ансамблей согласия» (особенно в финале). Во встречах Радамеса с Амнерис участники резко обособлены, но борьбы не возникает, Радамес уклоняется от нее. А вот встречи Аиды с Амнерис и Амонасро в полном смысле слова можно назвать духовными поединками.
  • С точки зрения формы все ансамбли «Аиды» являются свободно организованными сценами, построение которых всецело зависит от конкретного психологического содержания. В них чередуются эпизоды, основанные на сольном и ансамблевом пении, речитативные и чисто оркестровые разделы. Яркий пример очень динамичной сцены-диалога – дуэт Аида и Амнерис из 2 действия («дуэт испытания»). Образы двух соперниц показаны в столкновении и динамике: эволюция образа Амнерис идет от лицемерной мягкости, вкрадчивости к нескрываемой ненависти.
  • Ее вокальная партия строится преимущественно на патетическом речитативе. Кульминация в этом развитии наступает в момент «сбрасывания маски» – в теме «Ты любишь, люблю и я». Ее неистовый характер, широта диапазона, неожиданность акцентов характеризуют властный, неукротимый нрав Амнерис.
  • В душе Аиды отчаяние сменяется бурной радостью, а затем мольбой о смерти. Вокальный стиль более ариозный, с преобладанием скорбных, молящих интонаций (например, ариозо «Прости и сжалься», основанное на печальной лирической мелодии, звучащей на фоне арпеджированного аккомпанемента). В этом дуэте Верди использует «прием вторжения» – как бы в подтверждение торжества Амнерис в его музыку врываются звуки египетского гимна «К берегам священным Нила» из I картины. Еще одна тематическая арка – тема «Боги мои» из монолога Аиды из I действия.
  • Развитие дуэтных сцен всегда обусловлено конкретной драматургической ситуацией. Примером могут служить два дуэта из 3 д. Дуэт Аиды с Амонасро начинается их полным согласием, что выражается в совпадении тематизма (тема «Возвратимся мы скоро в край родной» звучит сначала у Амонасро, затем у Аиды), но его итогом становится психологическое «отдаление» образов: Аида морально подавлена в неравном поединке.
  • Дуэт Аиды с Радамесом, наоборот, начинается контрастным сопоставлением образов: восторженные возгласы Радамеса («Опять с тобой, дорогая Аида») противопоставлены скорбному речитативу Аиды. Однако, через преодоление, борьбу чувств достигается радостное, восторженное согласие героев (Радамес в любовном порыве решается бежать с Аидой).
  • В виде дуэтной сцены выстроен и финал оперы, действие которого разворачивается в двух параллельных планах – в подземелье (прощание с жизнью Аиды и Радамеса) и в храме, расположенном над ним (молитвенное пение жриц и рыдания Амнерис). Всё развитие финального дуэта направлено к прозрачной, хрупкой, устремленной ввысь теме «Прости, земля, прости, приют всех страданий». По своему характеру она близка лейтмотиву любви Аиды.
  • Массовые сцены.
  • Психологическая драма в «Аиде» разворачивается на широком фоне монументальных массовых сцен, музыка которых рисует место действия (Африка) и воссоздает суровые величавые образы древнего Египта. Музыкальную основу массовых сцен составляют темы торжественных гимнов, победных маршей, триумфальных шествий. В I действии две такие сцены: сцена «прославления Египта» и «сцена посвящения Радамеса».
  • Главная тема сцены прославления Египта – торжественный гимн египтян «К берегам священным Нила», который звучит после того, как фараон объявил волю богов: египетские войска поведет Радамес. Все присутствующие охвачены единым воинственным порывом. Особенности гимна: чеканность маршевого ритма, оригинальная гармонизация (ладовая переменность, широкое использование отклонений в побочные тональности), суровый колорит.
  • Самая грандиозная по масштабу массовая сцена «Аиды» – финал 2 действия. Как и в сцене посвящения, композитор использует здесь самые разнообразные элементы оперного действия: пение солистов, хор, балет. Наряду с основным оркестром применяется духовой оркестр на сцене. Обилие участников объясняет многотемность финала: в его основе множество тем самого различного характера: торжественный гимн «Слава Египту», певучая тема женского хора «Лавровыми венками», победный марш, мелодию которого ведет труба соло, зловещий лейтмотив жрецов, драматическая тема монолога Амонасро, мольба эфиопов о помиловании и т.д.
  • Множество эпизодов, составляющих финал 2 д., объединяются в стройную симметричную конструкцию, состоящую из трех частей:
  • I часть трехчастна. Она обрамляется ликующим хором «Слава Египту» и суровым пением жрецов, основанном на их лейтмотиве. В середине же звучит знаменитый марш (соло трубы) и музыка балета.
  • 2 часть контрастирует крайним своим драматизмом; ее образуют эпизоды с участием Амонасро и эфиопских пленников, молящих о помиловании.
  • 3 часть – динамическая реприза, которая начинается с еще более мощного звучания темы «Слава Египту». Теперь она объединяется с голосами всех солистов по принципу контрастной полифонии.

 

 

СЮЖЕТ ОПЕРЫ«АИДА»

Действие происходит во времена владычества египетских фараонов в Мемфисе и Фивах.

Действие первое.

Во дворец фараона в Мемфисе приходит известие о том, что эфиопы угрожают нападением на египтян. Радамес горит желанием стать избранником покровительницы Египта Изиды («Se quel guerrier io fosso!» – «Ах, если б я был избран!»), он мечтает возглавить войска на египтян и одержать победу. А в награду он потребует освобождения своей возлюбленной – пленницы фараона Аиды («Celeste Aida» – «Милая Аида»). Дочь фараона, Амнерис, тайно влюблена в Радамеса. Увидев юношу в сильном волнении, в разговоре с ним она догадывается о его любви к рабыне (дуэт «Forse l’arcano amore» – «Тайну подозревает»).

Также в сильном смятении сама Аида, она очень встревожена. Ее сердце разрывается на части между страхом за судьбу своего эфиопского народа и любовью к врагу народа Радамесу (терцет «Vieni, o diletta» – «О, подойди ко мне»).

Царь вместе со всей свитой под звуки фанфар появляется, чтобы встретить гонца. Он принес тревожные вести – эфиопы во главе со своим царем Амонасро (отцом Аиды) перешли границы Египта и приближаются к Фивам. Фараон провозглашает, что по воле богов египтян в бой поведет Радамес («Su! del Nilo al sacro lido» – «К берегам священным Нила»). Аида приходит в отчаяние, она молится за своего отца, царя Амонасро, но с ужасом понимает, что победа отца означает смерть возлюбленного («Ritorna vincitor!..» – «Вернись с победой к нам!»). В ее душе происходит мучительная борьба между любовью к Радамесу и страхом за отца, она молит Богов сжалиться над нею. Она не боится смерти, и даже предпочитает умереть, чтобы избавиться от этого мучительного страдания («I sacri nomi di padre… d’amante» – «И я не смею открыто, свободно»).

В храме идет торжественный обряд посвящения Радамеса. Рамфис вручает юноше священный меч («Nume, custode e vindice» – «Боги, победу дайте нам») и просит богов ниспослать победу войскам Египта.

Действие второе.

Рабыни одевают Амнерис, которая ждет возвращения Радамеса («Ah! vieni, amor mio» – «Мой милый! Приди»). Он одержал победу над эфиопами. Аида приносит ей корону. Подозревая в Аиде соперницу, Амнерис сообщает ей о гибели Радамеса, чтобы выведать о ее чувствах к нему. Вопль отчаяния выдает чувства Аиды к Радамесу. Узнав правду, Амнерис отвечает ей страстно-гневными угрозами (дуэт «Tu la sorte dell’armi» – «Твоим братьям оружие изменило»; «Amore, amore!» – «Любовь и радость»).

На площади в Фивах все готовы к торжественной встрече победителей («Gloria all’Egitto, ad Iside» – «Слава Египту и богам!»). Въезд Радамеса на колеснице вызывает всеобщее ликование на площади. Радамес склоняется перед фараоном, и его дочь Амнерис возлагает на голову победителя корону. Царь спрашивает у полководца, чего он желает. Радамес просит ввести пленных. Среди них – Амонасро, который предупреждает бросившуюся к нему дочь, чтобы она не называла его имени и сана. Он пытается отвести подозрения и выдает себя за военачальника, сообщает, что царь эфиопов погиб в бою. Несчастные пленники и рабы просят у фараона пощады («Quest’assisa ch’io vesto» – «Видишь эти одежды простые»). Жрецы выступают против, они требуют смерти пленников, но египетский народ просит помиловать побежденных. Царь связан своим обещанием перед Радамесом и освобождает пленников, оставив, по настоянию жреца, Аиду и Амонасро заложниками. А Радамесу в качестве награды отдает руку своей дочери. Амнерис, конечно, ликует; Аида и Радамес, напротив, в отчаянии.

Действие третье.

Ночь. Из храма доносятся гимны Изиде («O tu che sei d’Osiride» – «Матерь бессмертная богов»). Это Амнерис готовится к бракосочетанию с Радамесом. А на берегу Нила Радамеса ждет Аида, чтобы проститься с ним навсегда («O cieli azzuri» – «Небо лазурное»). Но прежде чем появляется Радамес, Аиду находит Амонасро. Узнав о любви Радамеса и Аиды, он требует, чтобы она выведала у египтянина секрет, какой дорогой поведет Радамес войска против эфиопов. Он красноречиво объясняет ей, что будет означать для ее собственного народа новое поражение, а если он будет знать, где атаковать египтян, это поможет эфиопам победить («Riverdrai le foreste imbalsamate» – «Возвратимся мы скоро в край родимый»). Сначала Аида в ужасе отказывается, но отец напоминает ей, что она не рабыня, а дочь царя. И она соглашается. Радамес с нежностью встречает Аиду («Pur ti riveggo, mia dolce Aida» – «Опять с тобой, дорогая Аида!»). Аида предлагает бежать в Эфиопию – только там они смогут быть счастливы. Радамес не хочет быть предателем, он обещает ей вернуться с очередной победой и попросить у царя ее руки. Но Аида отвечает, что ему следует забыть ее и жениться на Амнерис. Тогда Радамес уступает и даже открывает ей тайну, какая дорога через границу не охраняется. Это как раз та дорога, по которой египтяне должны обрушиться на врага. Амонасро слышит разговор Аиды с Радамесом. Царь эфиопов выходит из укрытия, он открывает свое имя и предлагает Радамесу трон в Эфиопии. Он торжествует: теперь победа обеспечена (терцет «Ma dimmi per qual via» – «Скажи мне, где идти нам»). Из храма выходят Амнерис и Рамфис. Аида с отцом бегут, а несчастный юноша трепещет при мысли, что предал родину, и отдает свой меч жрецу.

Действие четвертое.

Царский дворец. Несмотря на предательство Радамеса, Амнерис хочет спасти возлюбленного. В ее душе смешанные чувства: любовь и ревность, отчаяние и жажда мести. Амнерис спускается в подземелье дворца фараона, где готовится суд над Радамесом. Она умоляет возлюбленного покаяться и обещает ему заступничество царя, свободу, богатство, трон – все, лишь бы он забыл Аиду. Но Радамес отвергает ее чувства и помощь, даже когда узнает, что Аида спаслась (дуэт «Gia i sacerdoti adunansi» – «Там собрались все жрецы»). Ради любви он пожертвовал честью, предал родину и готов понести наказание.

В подземелье дворца верховный жрец Рамфис выносит приговор: за предательстве своей страны Радамес будет погребен заживо в склепе храма, под алтарем бога, которого он осквернил. В отчаянном негодовании Амнерис проклинает бесчеловечность жрецов, но они непреклонны.

В подземелье храма Радамес ожидает смерти, но все его мысли об Аиде. Она где-то далеко, и никогда не узнает о его судьбе. Внезапно раздается стон: это стон умирающей Аиды. Она узнала, что случилось с Радамесом и тайно проникла в склеп, чтобы разделить участь любимого. Невыносимые душевные страдания приносит Радамесу мысль о том, что и она должна умереть («Morir! Si pura e bella» – «Погибнуть в такие годы!..»), но Аида утешает его («Vedi? di morte l’angelo» – «Видишь, открылись небеса»). Влюбленные прощаются с жизнью в объятиях друг друга, а в это время Амнерис склоняется над склепом, молясь о Радамесе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: